Автор: Зайнуллина Гульнара Фларидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – Д⁄С № 10 "Ляйсан"
Населённый пункт: г.Дюртюли, респ. Башкортостан
Наименование материала: татья
Тема: «Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Зайнуллина Г.Ф. - воспитатель
МАДОУ ЦРР-Д/С№10 «Ляйсан»
«Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. О необходимости развития
речи у детей говорится в трудах известных педагогов, писателей, философов, таких как
Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в
наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.
Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную
область, которая является одной из важнейших. Да, все области важны, но возможно ли
полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без
общения, без коммуникативной деятельности?
Речь
–
это
особый
вид
деятельности,
тесно
связанный
с
сенсорными
процессами,
памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь,
активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется
большое внимание речевому развитию дошкольников.
Основная
цель
работы
по
развитию
речи
и
обучению
родному
языку
детей
–
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения
литературным
языком
своего
народа.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт в образовательной области «Речевое развитие» предполагает
достижение данной цели через решение задач.
К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом не только общих, дидактических,
но и методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей
усвоения детьми языка и речи. Остановлюсь на некоторых методических принципах.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о
цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и
другое, то есть на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит
в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому
все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и
приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от
простого
к
более
сложному.
Например:
в
логопедическую
группу
последние
годы
поступают дети 4 лет, речь у которых практически отсутствует. Так вот занятия с ними
начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и
мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через
расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием
различных
анализаторов:
предмет
нужно
увидеть,
ощупать,
услышать
название,
выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда
ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в
сознании ребёнка, он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не
накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Речь
как
ведущее
средство
общения
сопровождает
все
виды
деятельности
ребенка.
Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в
процессе
игр,
упражнений
и
занятий
по
развитию
речи,
но
и
через
физкультурные
минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику,
конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной
деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении
на
прогулке,
при
обсуждении
спектакля,
сказки
и
т.д.
зависит
успешность
самой
деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в
детском сообществе.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых
компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического
строя,
развитие
восприятия
речи
и
произносительных
навыков,
диалогической
и
монологической
речи.
В
процессе
развития
одной
из
сторон
речи
одновременно
развиваются
и
другие.
Работа
над
лексикой,
грамматикой,
фонетикой
не
является
самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна
быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в
овладении речью.
Принцип обеспечения активной речевой практики.
Речевая
активность
является
одним
из
основных
условий
своевременного
речевого
развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях
позволяет
выработать
прочные
и
гибкие
речевые
навыки.
Педагогу
следует
целенаправленно
организовывать
образовательный
процесс
так,
чтобы
от
детей
требовалась
оптимальная
речевая
активность
во
всех
видах
деятельности.
Речевая
активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно
приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого
развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные
методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.
Основная
цель
дошкольного
образования
–
подготовка
детей
к
обучению
в
школе.
Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» -
формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.
И опять же прослеживается тесная связь речи с мышлением. Звуковой анализ и синтез
формируется на основе мыслительного анализа и синтеза.
Метод звуковой, поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и
«буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем), научить выделять звуки в слове,
определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ,
учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез. Лучше это делать с помощью
игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и
остаётся ей в начале школьного возраста.
Для этого можно использовать интерактивные игры и игровые презентации, найденные на
просторах интернета.
Использование ИКТ помогает мотивировать детей на занятия, игры с компьютером очень
нравятся
детям,
помогают
развитию
речи
и
произвольной
регуляции
деятельности
ребёнка.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано
с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими
средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры
речевого
общения.
Для
ребёнка
речь
взрослых
является
образцом
для
подражания,
поэтому воспитателю необходимо следить за своей речью. Она должна быть чёткой,
правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики,
жестов.
Практика
показывает,
что
формирование
речи
-
трудоёмкая
и
ответственная
работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору
средств и методов обучения. Очень важно уметь использовать для развития речи любую
деятельность, ну а прежде всего, ведущую – игровую.
Так,
сюжетно-ролевые
игры
всегда
сопровождаются
речью:
дети
договариваются
об
условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно
участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Сюжетно-
ролевые
игры
в
корреспондентов-телерепортёров
помогают
раскрепостить
детей,
приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и
правильно.
Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают вкус
и
интерес
к
художественному
слову,
выразительности
речи,
художественно-речевой
деятельности. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный,
картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. В играх-драматизациях закрепляются
и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки
словообразования
и
словоизменения,
дети
упражняются
в
составлении
связных
высказываний, развивают свою объяснительную речь.
Огромное
влияние
на
развитие
и
обогащение
речи
ребенка
имеет художественная
литература. Придумывая творческие рассказы, ребёнок старается выразить свои мысли,
придумать
интересных
героев,
их
действия,
что
способствует
развитию
словесно-
логического мышления, активизации знаний и представлений об окружающем мире.
Для развития речи детей нужно использовать все режимные моменты.
Совместно с
логопедом
разрабатываются
прогулки,
целью
которых
является
включить
детей
в
активное общение, побуждать к выражению мыслей в словесной форме, формировать
коммуникативные умения у детей посредством систематического использования игр на
прогулке,
моделирования
ситуаций,
требующих
применения
диалогической
речи,
организации наблюдений и поисково-исследовательской деятельности.
Показателем
хорошего
развития
речи
детей
стало
участие
в
конкурсе
чтецов.
При
подготовке к конкурсу дети учились не только правильно проговаривать каждое слово, но
и
эмоционально
передавать
смысл
произведения.
Воспитатель
при
этом
стремился
развивать
детскую
речевую
активность,
тактично
исправляя
ошибки
(неправильное
ударение в слове или грамматическую ошибку).
На этапе выпуска детей в школу должны быть получены следующие результаты: дети
достаточно
хорошо
владеют
устной
речью,
могут
выражать
свои
мысли
и
желания,
свободно общаются друг с другом, с взрослыми, незнакомыми людьми. Дети задают
вопросы,
проявляют
любознательность
и
речевую
активность
во
время
экскурсий
в
библиотеку, музей, во время развлечений и праздников, значительно выделяются среди
детей других групп того же возраста.
Мониторинг речевого развития детей, проведённый логопедом, показал, что на этапе
завершения уровня дошкольного образования: Все дети могут самостоятельно выделять
звуки в словах, различают их на слух в чужой и в собственной речи, многие начали читать,
хотя целенаправленно их этому не учили.
Таким образом, можно сделать вывод: у детей складываются предпосылки грамотности,
что соответствует целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО.
Целью
работы
педагога
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста
является
становление
начальной
коммуникативной
компетентности
ребенка.
Можно
с
уверенностью сказать, что цель эта достигнута, а Стандарт реализован.