Напоминание

«Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»


Автор: Зайнуллина Гульнара Фларидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – Д⁄С № 10 "Ляйсан"
Населённый пункт: г.Дюртюли, респ. Башкортостан
Наименование материала: татья
Тема: «Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зайнуллина Г.Ф. - воспитатель

МАДОУ ЦРР-Д/С№10 «Ляйсан»

«Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. О необходимости развития

речи у детей говорится в трудах известных педагогов, писателей, философов, таких как

Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в

наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.

Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную

область, которая является одной из важнейших. Да, все области важны, но возможно ли

полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без

общения, без коммуникативной деятельности?

Речь

это

особый

вид

деятельности,

тесно

связанный

с

сенсорными

процессами,

памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь,

активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется

большое внимание речевому развитию дошкольников.

Основная

цель

работы

по

развитию

речи

и

обучению

родному

языку

детей

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе

овладения

литературным

языком

своего

народа.

Федеральный

государственный

образовательный стандарт в образовательной области «Речевое развитие» предполагает

достижение данной цели через решение задач.

К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом не только общих, дидактических,

но и методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей

усвоения детьми языка и речи. Остановлюсь на некоторых методических принципах.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о

цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и

другое, то есть на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит

в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому

все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и

приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от

простого

к

более

сложному.

Например:

в

логопедическую

группу

последние

годы

поступают дети 4 лет, речь у которых практически отсутствует. Так вот занятия с ними

начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и

мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через

расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием

различных

анализаторов:

предмет

нужно

увидеть,

ощупать,

услышать

название,

выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда

ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в

сознании ребёнка, он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не

накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Речь

как

ведущее

средство

общения

сопровождает

все

виды

деятельности

ребенка.

Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в

процессе

игр,

упражнений

и

занятий

по

развитию

речи,

но

и

через

физкультурные

минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику,

конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной

деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении

на

прогулке,

при

обсуждении

спектакля,

сказки

и

т.д.

зависит

успешность

самой

деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в

детском сообществе.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых

компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического

строя,

развитие

восприятия

речи

и

произносительных

навыков,

диалогической

и

монологической

речи.

В

процессе

развития

одной

из

сторон

речи

одновременно

развиваются

и

другие.

Работа

над

лексикой,

грамматикой,

фонетикой

не

является

самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна

быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в

овладении речью.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Речевая

активность

является

одним

из

основных

условий

своевременного

речевого

развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях

позволяет

выработать

прочные

и

гибкие

речевые

навыки.

Педагогу

следует

целенаправленно

организовывать

образовательный

процесс

так,

чтобы

от

детей

требовалась

оптимальная

речевая

активность

во

всех

видах

деятельности.

Речевая

активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно

приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого

развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные

методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.

Основная

цель

дошкольного

образования

подготовка

детей

к

обучению

в

школе.

Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» -

формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения

грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.

И опять же прослеживается тесная связь речи с мышлением. Звуковой анализ и синтез

формируется на основе мыслительного анализа и синтеза.

Метод звуковой, поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и

«буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем), научить выделять звуки в слове,

определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ,

учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез. Лучше это делать с помощью

игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и

остаётся ей в начале школьного возраста.

Для этого можно использовать интерактивные игры и игровые презентации, найденные на

просторах интернета.

Использование ИКТ помогает мотивировать детей на занятия, игры с компьютером очень

нравятся

детям,

помогают

развитию

речи

и

произвольной

регуляции

деятельности

ребёнка.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано

с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими

средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры

речевого

общения.

Для

ребёнка

речь

взрослых

является

образцом

для

подражания,

поэтому воспитателю необходимо следить за своей речью. Она должна быть чёткой,

правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики,

жестов.

Практика

показывает,

что

формирование

речи

-

трудоёмкая

и

ответственная

работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору

средств и методов обучения. Очень важно уметь использовать для развития речи любую

деятельность, ну а прежде всего, ведущую – игровую.

Так,

сюжетно-ролевые

игры

всегда

сопровождаются

речью:

дети

договариваются

об

условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно

участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Сюжетно-

ролевые

игры

в

корреспондентов-телерепортёров

помогают

раскрепостить

детей,

приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и

правильно.

Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают вкус

и

интерес

к

художественному

слову,

выразительности

речи,

художественно-речевой

деятельности. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный,

картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. В играх-драматизациях закрепляются

и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки

словообразования

и

словоизменения,

дети

упражняются

в

составлении

связных

высказываний, развивают свою объяснительную речь.

Огромное

влияние

на

развитие

и

обогащение

речи

ребенка

имеет художественная

литература. Придумывая творческие рассказы, ребёнок старается выразить свои мысли,

придумать

интересных

героев,

их

действия,

что

способствует

развитию

словесно-

логического мышления, активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Для развития речи детей нужно использовать все режимные моменты.

Совместно с

логопедом

разрабатываются

прогулки,

целью

которых

является

включить

детей

в

активное общение, побуждать к выражению мыслей в словесной форме, формировать

коммуникативные умения у детей посредством систематического использования игр на

прогулке,

моделирования

ситуаций,

требующих

применения

диалогической

речи,

организации наблюдений и поисково-исследовательской деятельности.

Показателем

хорошего

развития

речи

детей

стало

участие

в

конкурсе

чтецов.

При

подготовке к конкурсу дети учились не только правильно проговаривать каждое слово, но

и

эмоционально

передавать

смысл

произведения.

Воспитатель

при

этом

стремился

развивать

детскую

речевую

активность,

тактично

исправляя

ошибки

(неправильное

ударение в слове или грамматическую ошибку).

На этапе выпуска детей в школу должны быть получены следующие результаты: дети

достаточно

хорошо

владеют

устной

речью,

могут

выражать

свои

мысли

и

желания,

свободно общаются друг с другом, с взрослыми, незнакомыми людьми. Дети задают

вопросы,

проявляют

любознательность

и

речевую

активность

во

время

экскурсий

в

библиотеку, музей, во время развлечений и праздников, значительно выделяются среди

детей других групп того же возраста.

Мониторинг речевого развития детей, проведённый логопедом, показал, что на этапе

завершения уровня дошкольного образования: Все дети могут самостоятельно выделять

звуки в словах, различают их на слух в чужой и в собственной речи, многие начали читать,

хотя целенаправленно их этому не учили.

Таким образом, можно сделать вывод: у детей складываются предпосылки грамотности,

что соответствует целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО.

Целью

работы

педагога

по

развитию

речи

детей

дошкольного

возраста

является

становление

начальной

коммуникативной

компетентности

ребенка.

Можно

с

уверенностью сказать, что цель эта достигнута, а Стандарт реализован.



В раздел образования