Напоминание

"Случаи деления вида 78:29"


Автор: Кислицына Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Щенниковская ОШ
Населённый пункт: с. Щенники Нижегородская область
Наименование материала: Урок математики
Тема: "Случаи деления вида 78:29"
Раздел: начальное образование





Назад




Общие сведения о проекте:

- название учебного предмета: математика;

- класс: 3;

- УМК начального образования: «Школа России»;

- программа по учебному предмету: авторы учебника и рабочей тетради: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,

С.И.Волкова, С.В.Степанова;

- фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме:

Тема раздела

программы

Кол-

во

часо

в

Тип

урока

Цели и задачи

программного

материала

Требования к

уровню

подготовленности

уч-ся

Вид контро-

ля, ФОПД

Дата

проведени

я

Тема урока

знать

уметь

Числа от 1 до 100.

Внетабличное

умножение и деление.

Всего часов: 29

Познакомить с приемами

умножения и деления

круглых чисел, с

различными способами

умножения суммы на

число. Научить

применять эти приёмы в

решении задач. Научить

умножать и делить

двузначное число на

однозначное, делить

двузначное на

Приёмы умножения

круглых чисел,

различные способы

умножения суммы на

число, правило

деления суммы на

число, алгоритм

умножения и деления

двузначного числа на

однозначное.

Умножать и делить

круглые числа,

умножать и делить

двузначные числа

на однозначные,

применять правило

деления суммы на

число при решении

задач; решать

задачи разных

видов; делить с

остатком.

1

двузначное. Познакомить

с правилом деления

суммы на число и

научить применять его

при решении задач.

Научить выполнять

проверку деления

умножением и наоборот.

Закреплять умение

решать уравнения разных

видов, задачи изученных

типов. Научить делить с

остатком. Развивать

вычислительные навыки,

логическое мышление.

65

Умножение и деление

круглых чисел.

1

Н

Текущ.

Фронт.

66

Случаи деления вида 80:

20

1

Н

Текущ.

Фронт.

67,68

Умножение суммы на

число.

2

Н,

ПЗУ

Текущ.

Фронт. Устн.

69,70

Умножение двузначного

числа на однозначное

2

Н,ПЗ

У

Текущ.

Фронт.

Письм.

71

Закрепление

изученного

1

ПЗУ

Текущ.

Фронт.

Групп.

72,73

Деление суммы на число

2

Н,ПЗ

У

Текущ.

Фронт.

Письм.

74

Деление двузначного

1

Н

Текущ.

числа на однозначное

Фронт.

75

Делимое. Делитель

1

Н

Текущ.

Фронт.

76

Проверка деления

1

Н

Текущ.

Фронт. Устн.

77

Случаи деления вида

87:29

1

Н

Текущ.

Фронт.

78

Проверка умножения.

1

Н

Текущ.

Фронт.

79, 80

Решение уравнений

2

Н,ПЗ

У

Текущ.

Фронт.

81, 82

Закрепление изученного

2

Н,ПЗ

У

Текущ.,

Фронт.

83

Контрольная работа по

теме «Решение

уравнений»

1

К

Тематич.

Индив.

84

Анализ контрольной

работы. Деление с

остатком

1

ПЗУ

Текущ.

Индив.

85-87

Деление с остатком

3

Н,ПЗ

У

Текущ.

Фронт.

Письм.

88

Решение задач на деление

с остатком

1

Н

Текущ.

Фронт.

89

Случаи деления, когда

делитель больше

делимого

1

Н

Фронт.

Текущ.

90

Проверка деления с

1

Н

Текущ.

3

остатком

Фронт.

91

Что узнали. Чему

научились

1

ПЗУ

Текущ.

Групп.

Письм.

92

Наши проекты

1

ПЗУ

Тематич.

Письм.

93

Контрольная работа по

теме «Деление с

остатком»

1

К

Тематич.

Индив.

Диагностический блок:

Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД):

Методика к уроку «Деление вида 87:29». Данная методика даётся перед проведением урока, чтобы ликвидировать

пробелы учащихся в знаниях и подготовить детей к этой теме. Методика разработана мной (за основу взята методика

Виноградовой Н.Ф.)

Диагностируемые учебные умения:

1 – умение применять знания о порядке выполнения действий в числовых выражениях в ситуации проверки готового

решения.

2 – умение подобрать числа, отвечающие заданному требованию, и применить знания о делении двузначных чисел на

однозначное число.

3 – умение анализировать текст задачи и выбирать такие задачи, для решения которых необходимо выполнить одно

арифметическое действие.

4 – умение различать характеристики геометрических фигур (периметр и площадь)

5 – умение решать примеры «с окошками».

Диагностическая работа (середина учебного года) 3кл., 3 четв.

1.

Проверь решения 1,2. Отметь галочкой верное решение.

Исправь порядок действий в неверном решении.

23+4х(13-12)

Решение 1 … Решение 2 …

23+4х(13-12)=27 23+4х(13-12)=27

1)23+4=27 1)13-12=1

2)13-12=1 2)4х1=4

3)27х1=27 3)23+4=27

2. Запиши вместо точек такие цифры, чтобы получившееся двузначное число разделилось на 2.

Первое число: 3…

Второе число: 3…

Третье число: 3…

3.Отметь задачи, которые решаются делением.

… Масса арбуза 6 кг. Арбуз в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса дыни?

5

… 12 чашек разложили в коробки, по 3 чашки в каждую. Сколько коробок?

… На столе стоит 8 чашек. В каждой чашке по 2 ягоды. Сколько ягод?

… Чашка стоит 16 рублей, а блюдце в 4 раза дешевле. Сколько стоит блюдце?

4.Прочитай описание фигур.

Фигура1 – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.

Фигура2 – прямоугольник с периметром 8 см.

Фигура3 – прямоугольник с площадью 6 см

2

.

Возьми линейку. Найди фигуры 1,2,3 на рисунке. Номер запиши внутри фигуры.

5.Вспомни правило и найди неизвестное число.

… : 7 = 9 4 х … = 32 81 : … = 9

Уровень знаний детей

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество

учащихся

100%

30%

30%

40%

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме:

- научатся решать примеры вида 87:29 методом проб;

- закрепят решение примеров на порядок выполнения действий, решение уравнений на основе закономерностей,

решение задач, геометрический материал;

- на основе задания «Расшифруй» решат логическую задачу.

Тема урока: Случаи деления вида 87:29, 66:22 (3 класс, 3 четверть). Урок ознакомления с новым материалом

Цель: Формирование логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового

вычислительного приёма деления двузначного числа на двузначное в случаях вида 87:29.

Задачи урока:

1)

Учащиеся научатся делить двузначное число на двузначное

в примерах вида 87:29.

2)

Учащиеся будут овладевать способами решения задач, составлять и решать задачи, обратные данной, развивать

необходимые умения и закреплять знания.

3)

Путём выбора правила будут совершенствовать решение уравнений.

А так же будут решаться УУД, соответствующие ФГОС такие как:

Коммуникативные УУД

· Работа в парах;

· Умение выражать свои мысли полно и точно;

· Управление действиями партнера (оценка, коррекция);

7

Регулятивные УУД

· Анализ своих действий и управление ими;

· Оценка результатов продвижения по теме.

Личностные УУД

· Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

· Объяснять выбор действий для решения.

Оборудование урока:

Учебный комплект «Школа России», средства обратной связи, компьютер

План урока с хронометражем:

I.

Оргмомент 2 мин.

II.

Актуализация знаний. Устный счёт 5 мин

III. Самоопределение к деятельности 5 мин

IV.

Работа по теме урока 12 мин

1.

Объяснение нового материала

2.

Работа по учебнику

V.

Физкультминутка 3 мин

VI.

Закрепление изученного материала 10 мин

1.

Работа по учебнику

2.

Выполнение заданий в рабочей тетради

VII.

Рефлексия 3 мин

VIII.

Подведение итогов урока. Домашнее задание 3-5 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое

обоснование

I.Оргмомент

- Здравствуйте! Садитесь!

- А у

нас

закон

такой:

всё,

что

нужно

под

рукой.

Книжки,

ручки

и

тетрадки всегда в полном порядке!

Дети садятся и приводят в

порядок свои учебные

вещи.

Эмоциональный

настрой на урок,

самоорганизация.

II.Актуализация

знаний. Устный счёт

Устный счёт – мы считаем в уме!

Развиваем мысли, познанья,

Чтобы были блестящие знанья!

1 . С о от н е с е н и е

п р и м е р о в

и

ответов:

27:9

36:9 4

60:20

45:9 5

80:20

35:7 3

50:10

24:8

-

Найдите

ответы

для

данных

Дети вычисляют примеры,

один

ученик

отвечает

с

м е с т а ,

о с т а л ь н ы е

сигнализируют

сред ствами

о б р а т н о й

с в я з и

( с и г н а л ь н ы е

Фронтальная работа

Регулятивное УУД

Саморегуляция

Корректировка ответов

9

примеров.

Про слушав

т рёх

у ч а щ и хс я ,

спросить:

-

Ребята,

а

какой

ответ

верный?

Почему?

2 . -

У з н а й т е

п л о щ а д ь

прямоугольника со сторонами 5см

и 3 см.

- Составьте две обратные задачи.

карточки

с

рисунками:

солнышко – ответ верный,

тучка

неверный,

надо

пересчитать).

Дети отвечают: в примере

27:9

верный

ответ

3 ,

потому что 9х3 – 27. Это

подготавливает

детей

к

новой

теме,

где

тоже

нужно

будет

ч а с т н о е

умножать

на

делитель,

чтобы получить делимое.

Дети вычисляют площадь

и

с о с т а в л я ю т

д в е

о б р ат н ы е

з а д ач и :

а )

Площадь

прямоугольника

15

см

2

.

Найти

сторону

прямоугольника,

е с л и

ребят и выбор

правильного

Коммуникативное УУД

Учебное действие

Творческое задание.

Такое задание даётся

для того, чтобы в

дальнейшем дети

выполнили

самостоятельно №5 на

с.18 учебника

другая сторона равна 3 см,

б )

П л о щ а д ь

прямоугольника

15

см

2

.

Н а й т и

с т о р о н у

прямоугольника,

е с л и

другая сторона равна 5 см.

III.Самоопределение к

деятельности

54:6,40:2,80:40, 57:3,68:17

- Чем похожи и чем отличаются

данные выражения? (Все примеры

н а

д е л е н и е .

Р а з л и ч а ю т с я

вычислениями

и

ответами,

в

о д н и х

п р и м е р а х

д е л и т с я

двузначное на однозначное число,

а

в

других

-

двузначное

на

двузначное)

- На какие две группы можно их

разбить? (1-я

группа:

деление

двузначного числа на однозначное,

2-я: деление двузначного числа на

двузначное).

Д е т и

г о в о р я т :

5 4 : 9

получится

6,

потому

что

6 х 9

5 4 ;

4 д е с я т к а

разделим на 2, получится

Развитие

познавательного УУД –

действия сравнения.

Развитие

познавательного УУД –

действия

классификации

Развитие регулятивного

УУД – действия

контроля

11

-

Н а й д и т е

з н а ч е н и я

э т и х

в ы р а ж е н и й .

О б м е н я й т е с ь

тетрадями

с

соседом

по

парте.

Проверьте,

правильно

ли

решил

примеры

ваш

сосед.

На

доске

выписаны правильные ответы, но

один из них лишний. Какой ответ

лишний для соседа?

-

Какой

пример

вызвал

у

вас

затруднения? Почему?

-

Сформулируйте

тему

и

задачи

урока.

2

десятка

или

20;

80:40

получится

2,

потому

2

умножить на 40 получится

80;

57:3

получится

19,

потому что 57 – это 30 и

27, 30 разделить на 3 – 10,

27:3 – 9, 10 да 9 получится

19.

Дети: последний, мы ещё

не умеем решать примеры

на

деление

двузначного

числа на двузначное.)

Д е т и :

т е м а

у р о к а

«Деление

двузначного

числа

на

двузначное»

и

наша

задача,

научиться

решать

примеры

такого

вида.

Постановка проблемы.

Развитие регулятивного

УУД – действия

целеполагания

Мотивационный

компонент

-

Кто

хочет

научиться

решать

такие примеры?

IV.Работа по теме

урока

1. Объяснение нового

материала

- А как бы вы решили такой

пример? Ваши предложения.

- Который способ наиболее

лёгкий? Почему?

- Как вы его решали?

- Как найти такое число?

- А почему я не могу подобрать в

ответе число 3,5? (Вычисления

учитель пишет на доске).

1) 68 – это 34 и 34. 34

разделить на 17 – это 2 и

34:17 – это 2. 2 да 2 – это4.

Проверка:

4х17=4х10+4х7=40+28=68

.

2) 68:17=4, потому что

если 4х17, то получится 68

Дети отвечают: второй,

потому что короче запись

и считать легче.

Дети: нашли число,

которое при умножении на

17 дало число 68.)

Дети: догадкой, подбором

Выдвижение гипотез

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

13

2.Работа по учебнику

- Составьте алгоритм деления

двузначного числа на двузначное.

- откройте с.18. Посмотрите, как

нашли частное в примере 87:29.

- Правильный ли алгоритм вы

составили?

- Решим примеры под №1(с.18) с

комментированием у доски

- Кто научился решать такие

примеры?

- Научите других людей.

Дети: если 17 умножить

на 3, то получится 51, а не

68, приумножении

частного на делитель

получается делимое, а

здесь 51<68, значит, число

3 не подходит.

Если 5х17=85, а не 68,

85>68, значит, 5 не

подходит.

Дети: 1. Подобрать число.

2 . Ум н о ж и т ь

е г о

н а

делитель.

3 . Е с л и

о т в е т

р а в е н

делимому,

значит

число

найдено верно.

1.

4. Если ответ

меньше или больше

делимого, то число

Операционный

компонент

Познавательные УУД –

по способу действия

Прогнозирование

Первичное закрепление

с проговариванием во

внешней речи

Дифференциация

- А теперь разделимся на 3

варианта и самостоятельно решим

по строчкам примеры под №2

(с.18). Для тех, кто справится

быстрее всех, дополнительное

задание под №7 (с.18).

Проверка

найдено неверно.

2.

Дети читают в учебнике и

делают вывод.

V.Физкультминутка

Раз, два – шли утята,

(Шаги на месте.)

Три, четыре – шли домой.

(Прыжки на месте.)

Вслед за ними плёлся

пятый,

(Хлопки в ладоши.)

Впереди бежал шестой.

(Потопать ногами.)

А седьмой от всех отстал-

(Шаги на месте.)

Испугался, закричал:

(Хлопки в ладоши.)

- Где вы, где вы?

(Прыжки на месте.)

- Не кричи, мы тут рядом,

поищи!

После самостоятельной

работы полезны

интенсивные движения.

15

(Потопать ногами.)

VI. Закрепление

изученного материала.

1.Работа по учебнику.

- Решаем уравнения под №3(с.18).

- Выберите, какое правило

подходит для решения 1-ого (2-

ого) уравнения? (На презентации

правила:

1. «Чтобы найти делитель, нужно

делимое разделить на частное.

2. Чтобы найти 2-й множитель,

нужно произведение разделить на

1-й множитель.

3. Чтобы найти делимое, надо

частное умножить на делитель».

- Придумайте уравнение к 3-ему

правилу. (Например, х:6=4)

- Решите самостоятельно. Кто

справится быстро, решите

придуманное уравнение.

Проверка:

- Какие математические законы вы

использовали при решении

уравнений? (Законы о взаимосвязи

(Дети самостоятельно

решают. Двое учащихся на

обратной стороне доски,

решают «по секрету».)

Индивидуальная работа

Частично-поисковый

метод

2. Выполнение заданий

в рабочей тетради

умножения и деления.)

- А теперь я предлагаю прочитать

задачу под №4 (с.18).

- Выберите решение задачи из

предложенных вариантов:

1 вариант:

1) 50:2=25(л)

2) 75:25=3(раза)

3)2х3=6 (кг)

2 вариант:

1)50:2=25(л)

2)75:25=3(кг)

- Что мы узнали 1-м действием?

(Из 25 литров молока получается 1

кг масла).

- Что узнали 2-м действием?

(Сколько кг масла получится из 75

литров молока).

- Запишите решение задачи одним

выражением. (75: (50:2)=3 (кг)).

- №5 (с.18)– самостоятельная

работа.

- №2 (с.29) (работа в парах.

Работа в парах

Дифференциация

17

Проверка)

№69(с.28)(Самостоятельное

выполнение. Проверка. Тем, кто

справится с заданием быстрее

остальных, дополнительно можно

предложить выполнить задание на

полях учебника (с.18).)

VII. Рефлексия.

С.18, учебник «Проверь себя».

Самостоятельное выполнение.

Проверка. – Назовите ответы.

(Слушаются несколько ответов).

- У кого такие ответы?

- Оцените свою работу на уроке.

Я узнал …

Я удивился …

Я запомнил …

Я пока не умею …

Мне надо научиться …

У меня пока не получается …

-Используя смайлики, покажите

своё настроение.

(Высказываются несколько

детей)

Саморегуляция

Регулятивные УУД

Регулирующий

компонент урока

VIII. Подведение

- С каким вычислительным

Регулятивные УУД

итогов урока.

Домашнее задание.

Оценки.

приёмом вы сегодня

познакомились?

- Что вы использовали при

решении таких примеров?

(Взаимосвязь умножения и

деления.)

Учебник: №6 (с.18)

Рабочая тетрадь: №70 (с.28)

Теоретическое обоснование:

Урок начинается с эмоционального настроя на урок, с самоорганизации.

Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем», «обобщение» на основе частично-поискового

метода в объяснении нового материала.

Коммуникативные УУД при выборе верного ответа.

Развитие познавательного логического УУД – действия сравнения в задании «Чем похожи и чем отличаются числа».

Развитие познавательного УУД – действия классификации в задании «На какие две группы можно разбить примеры?».

Развитие регулятивного УУД – действия контроля в задании «Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте,

правильно ли решил примеры ваш сосед. Какой ответ лишний для соседа?»

Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания: «Назовите тему и задачи нашего урока».

Познавательные УУД: «Какой способ наиболее лёгкий? Почему?»

Коммуникативные УУД: «А почему я не могу подобрать числа 3,5?»

19

Познавательные УУД – по способу действия: «Составьте алгоритм вычисления».

Регулятивные УУД при выполнении задания «Проверь себя» и при подведении итогов урока.

Кроме того на уроке использовались дидактические и методические средства, формы, методы, технологии обучения и

др.: саморегуляция, самоорганизация, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в парах,

самостоятельная работа, корректировка ответов, творческое задание, мотивационный, операционный, регулирующий

компоненты, выдвижение гипотез, прогнозирование, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,

частично-поисковый метод.

Самоанализ урока:

№п/п

Порядковый

№ в схеме,

данной в ч.3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценк

а учителя

Оценка

преподавател

я НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям

учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их

целесообразность и обоснованность

3

4

4

Развивающая направленность заданий

3

5

6

Логика построения урока

2

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность

выбора

3

7

8

Методы обучения и методические приёмы, целесообразность

их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

1

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств

обучения

3

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся,

учёт их индивидуальных особенностей

2

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной

деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

2

Всего баллов

37

№п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка

преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной

работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность

формулировки

темы

и

задач

урока,

наличие

сведений

об

2

21

оборудовании урока

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов

за свой конспект)

2

Всего баллов

14



В раздел образования