Автор: Кислицына Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Щенниковская ОШ
Населённый пункт: с. Щенники Нижегородская область
Наименование материала: Урок математики
Тема: "Случаи деления вида 78:29"
Раздел: начальное образование
Общие сведения о проекте:
- название учебного предмета: математика;
- класс: 3;
- УМК начального образования: «Школа России»;
- программа по учебному предмету: авторы учебника и рабочей тетради: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И.Волкова, С.В.Степанова;
- фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме:
Тема раздела
программы
Кол-
во
часо
в
Тип
урока
Цели и задачи
программного
материала
Требования к
уровню
подготовленности
уч-ся
Вид контро-
ля, ФОПД
Дата
проведени
я
Тема урока
знать
уметь
Числа от 1 до 100.
Внетабличное
умножение и деление.
Всего часов: 29
Познакомить с приемами
умножения и деления
круглых чисел, с
различными способами
умножения суммы на
число. Научить
применять эти приёмы в
решении задач. Научить
умножать и делить
двузначное число на
однозначное, делить
двузначное на
Приёмы умножения
круглых чисел,
различные способы
умножения суммы на
число, правило
деления суммы на
число, алгоритм
умножения и деления
двузначного числа на
однозначное.
Умножать и делить
круглые числа,
умножать и делить
двузначные числа
на однозначные,
применять правило
деления суммы на
число при решении
задач; решать
задачи разных
видов; делить с
остатком.
1
двузначное. Познакомить
с правилом деления
суммы на число и
научить применять его
при решении задач.
Научить выполнять
проверку деления
умножением и наоборот.
Закреплять умение
решать уравнения разных
видов, задачи изученных
типов. Научить делить с
остатком. Развивать
вычислительные навыки,
логическое мышление.
65
Умножение и деление
круглых чисел.
1
Н
Текущ.
Фронт.
66
Случаи деления вида 80:
20
1
Н
Текущ.
Фронт.
67,68
Умножение суммы на
число.
2
Н,
ПЗУ
Текущ.
Фронт. Устн.
69,70
Умножение двузначного
числа на однозначное
2
Н,ПЗ
У
Текущ.
Фронт.
Письм.
71
Закрепление
изученного
1
ПЗУ
Текущ.
Фронт.
Групп.
72,73
Деление суммы на число
2
Н,ПЗ
У
Текущ.
Фронт.
Письм.
74
Деление двузначного
1
Н
Текущ.
числа на однозначное
Фронт.
75
Делимое. Делитель
1
Н
Текущ.
Фронт.
76
Проверка деления
1
Н
Текущ.
Фронт. Устн.
77
Случаи деления вида
87:29
1
Н
Текущ.
Фронт.
78
Проверка умножения.
1
Н
Текущ.
Фронт.
79, 80
Решение уравнений
2
Н,ПЗ
У
Текущ.
Фронт.
81, 82
Закрепление изученного
2
Н,ПЗ
У
Текущ.,
Фронт.
83
Контрольная работа по
теме «Решение
уравнений»
1
К
Тематич.
Индив.
84
Анализ контрольной
работы. Деление с
остатком
1
ПЗУ
Текущ.
Индив.
85-87
Деление с остатком
3
Н,ПЗ
У
Текущ.
Фронт.
Письм.
88
Решение задач на деление
с остатком
1
Н
Текущ.
Фронт.
89
Случаи деления, когда
делитель больше
делимого
1
Н
Фронт.
Текущ.
90
Проверка деления с
1
Н
Текущ.
3
остатком
Фронт.
91
Что узнали. Чему
научились
1
ПЗУ
Текущ.
Групп.
Письм.
92
Наши проекты
1
ПЗУ
Тематич.
Письм.
93
Контрольная работа по
теме «Деление с
остатком»
1
К
Тематич.
Индив.
Диагностический блок:
Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД):
Методика к уроку «Деление вида 87:29». Данная методика даётся перед проведением урока, чтобы ликвидировать
пробелы учащихся в знаниях и подготовить детей к этой теме. Методика разработана мной (за основу взята методика
Виноградовой Н.Ф.)
Диагностируемые учебные умения:
1 – умение применять знания о порядке выполнения действий в числовых выражениях в ситуации проверки готового
решения.
2 – умение подобрать числа, отвечающие заданному требованию, и применить знания о делении двузначных чисел на
однозначное число.
3 – умение анализировать текст задачи и выбирать такие задачи, для решения которых необходимо выполнить одно
арифметическое действие.
4 – умение различать характеристики геометрических фигур (периметр и площадь)
5 – умение решать примеры «с окошками».
Диагностическая работа (середина учебного года) 3кл., 3 четв.
1.
Проверь решения 1,2. Отметь галочкой верное решение.
Исправь порядок действий в неверном решении.
23+4х(13-12)
Решение 1 … Решение 2 …
23+4х(13-12)=27 23+4х(13-12)=27
1)23+4=27 1)13-12=1
2)13-12=1 2)4х1=4
3)27х1=27 3)23+4=27
2. Запиши вместо точек такие цифры, чтобы получившееся двузначное число разделилось на 2.
Первое число: 3…
Второе число: 3…
Третье число: 3…
3.Отметь задачи, которые решаются делением.
… Масса арбуза 6 кг. Арбуз в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса дыни?
5
… 12 чашек разложили в коробки, по 3 чашки в каждую. Сколько коробок?
… На столе стоит 8 чашек. В каждой чашке по 2 ягоды. Сколько ягод?
… Чашка стоит 16 рублей, а блюдце в 4 раза дешевле. Сколько стоит блюдце?
4.Прочитай описание фигур.
Фигура1 – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.
Фигура2 – прямоугольник с периметром 8 см.
Фигура3 – прямоугольник с площадью 6 см
2
.
Возьми линейку. Найди фигуры 1,2,3 на рисунке. Номер запиши внутри фигуры.
5.Вспомни правило и найди неизвестное число.
… : 7 = 9 4 х … = 32 81 : … = 9
Уровень знаний детей
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Количество
учащихся
–
100%
30%
30%
40%
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме:
- научатся решать примеры вида 87:29 методом проб;
- закрепят решение примеров на порядок выполнения действий, решение уравнений на основе закономерностей,
решение задач, геометрический материал;
- на основе задания «Расшифруй» решат логическую задачу.
Тема урока: Случаи деления вида 87:29, 66:22 (3 класс, 3 четверть). Урок ознакомления с новым материалом
Цель: Формирование логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового
вычислительного приёма деления двузначного числа на двузначное в случаях вида 87:29.
Задачи урока:
1)
Учащиеся научатся делить двузначное число на двузначное
в примерах вида 87:29.
2)
Учащиеся будут овладевать способами решения задач, составлять и решать задачи, обратные данной, развивать
необходимые умения и закреплять знания.
3)
Путём выбора правила будут совершенствовать решение уравнений.
А так же будут решаться УУД, соответствующие ФГОС такие как:
Коммуникативные УУД
· Работа в парах;
· Умение выражать свои мысли полно и точно;
· Управление действиями партнера (оценка, коррекция);
7
Регулятивные УУД
· Анализ своих действий и управление ими;
· Оценка результатов продвижения по теме.
Личностные УУД
· Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
· Объяснять выбор действий для решения.
Оборудование урока:
Учебный комплект «Школа России», средства обратной связи, компьютер
План урока с хронометражем:
I.
Оргмомент 2 мин.
II.
Актуализация знаний. Устный счёт 5 мин
III. Самоопределение к деятельности 5 мин
IV.
Работа по теме урока 12 мин
1.
Объяснение нового материала
2.
Работа по учебнику
V.
Физкультминутка 3 мин
VI.
Закрепление изученного материала 10 мин
1.
Работа по учебнику
2.
Выполнение заданий в рабочей тетради
VII.
Рефлексия 3 мин
VIII.
Подведение итогов урока. Домашнее задание 3-5 мин
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое
обоснование
I.Оргмомент
- Здравствуйте! Садитесь!
- А у
нас
закон
такой:
всё,
что
нужно
под
рукой.
Книжки,
ручки
и
тетрадки всегда в полном порядке!
Дети садятся и приводят в
порядок свои учебные
вещи.
Эмоциональный
настрой на урок,
самоорганизация.
II.Актуализация
знаний. Устный счёт
Устный счёт – мы считаем в уме!
Развиваем мысли, познанья,
Чтобы были блестящие знанья!
1 . С о от н е с е н и е
п р и м е р о в
и
ответов:
27:9
36:9 4
60:20
45:9 5
80:20
35:7 3
50:10
24:8
-
Найдите
ответы
для
данных
Дети вычисляют примеры,
один
ученик
отвечает
с
м е с т а ,
о с т а л ь н ы е
сигнализируют
сред ствами
о б р а т н о й
с в я з и
( с и г н а л ь н ы е
Фронтальная работа
Регулятивное УУД
Саморегуляция
Корректировка ответов
9
примеров.
Про слушав
т рёх
у ч а щ и хс я ,
спросить:
-
Ребята,
а
какой
ответ
верный?
Почему?
2 . -
У з н а й т е
п л о щ а д ь
прямоугольника со сторонами 5см
и 3 см.
- Составьте две обратные задачи.
карточки
с
рисунками:
солнышко – ответ верный,
тучка
–
неверный,
надо
пересчитать).
Дети отвечают: в примере
27:9
верный
ответ
3 ,
потому что 9х3 – 27. Это
подготавливает
детей
к
новой
теме,
где
тоже
нужно
будет
ч а с т н о е
умножать
на
делитель,
чтобы получить делимое.
Дети вычисляют площадь
и
с о с т а в л я ю т
д в е
о б р ат н ы е
з а д ач и :
а )
Площадь
прямоугольника
15
см
2
.
Найти
сторону
прямоугольника,
е с л и
ребят и выбор
правильного
Коммуникативное УУД
Учебное действие
Творческое задание.
Такое задание даётся
для того, чтобы в
дальнейшем дети
выполнили
самостоятельно №5 на
с.18 учебника
другая сторона равна 3 см,
б )
П л о щ а д ь
прямоугольника
15
см
2
.
Н а й т и
с т о р о н у
прямоугольника,
е с л и
другая сторона равна 5 см.
III.Самоопределение к
деятельности
54:6,40:2,80:40, 57:3,68:17
- Чем похожи и чем отличаются
данные выражения? (Все примеры
н а
д е л е н и е .
Р а з л и ч а ю т с я
вычислениями
и
ответами,
в
о д н и х
п р и м е р а х
д е л и т с я
двузначное на однозначное число,
а
в
других
-
двузначное
на
двузначное)
- На какие две группы можно их
разбить? (1-я
группа:
деление
двузначного числа на однозначное,
2-я: деление двузначного числа на
двузначное).
Д е т и
г о в о р я т :
5 4 : 9
получится
6,
потому
что
6 х 9
–
5 4 ;
4 д е с я т к а
разделим на 2, получится
Развитие
познавательного УУД –
действия сравнения.
Развитие
познавательного УУД –
действия
классификации
Развитие регулятивного
УУД – действия
контроля
11
-
Н а й д и т е
з н а ч е н и я
э т и х
в ы р а ж е н и й .
О б м е н я й т е с ь
тетрадями
с
соседом
по
парте.
Проверьте,
правильно
ли
решил
примеры
ваш
сосед.
На
доске
выписаны правильные ответы, но
один из них лишний. Какой ответ
лишний для соседа?
-
Какой
пример
вызвал
у
вас
затруднения? Почему?
-
Сформулируйте
тему
и
задачи
урока.
2
десятка
или
20;
80:40
получится
2,
потому
2
умножить на 40 получится
80;
57:3
получится
19,
потому что 57 – это 30 и
27, 30 разделить на 3 – 10,
27:3 – 9, 10 да 9 получится
19.
Дети: последний, мы ещё
не умеем решать примеры
на
деление
двузначного
числа на двузначное.)
Д е т и :
т е м а
у р о к а
«Деление
двузначного
числа
на
двузначное»
и
наша
задача,
научиться
решать
примеры
такого
вида.
Постановка проблемы.
Развитие регулятивного
УУД – действия
целеполагания
Мотивационный
компонент
-
Кто
хочет
научиться
решать
такие примеры?
IV.Работа по теме
урока
1. Объяснение нового
материала
- А как бы вы решили такой
пример? Ваши предложения.
- Который способ наиболее
лёгкий? Почему?
- Как вы его решали?
- Как найти такое число?
- А почему я не могу подобрать в
ответе число 3,5? (Вычисления
учитель пишет на доске).
1) 68 – это 34 и 34. 34
разделить на 17 – это 2 и
34:17 – это 2. 2 да 2 – это4.
Проверка:
4х17=4х10+4х7=40+28=68
.
2) 68:17=4, потому что
если 4х17, то получится 68
Дети отвечают: второй,
потому что короче запись
и считать легче.
Дети: нашли число,
которое при умножении на
17 дало число 68.)
Дети: догадкой, подбором
Выдвижение гипотез
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
13
2.Работа по учебнику
- Составьте алгоритм деления
двузначного числа на двузначное.
- откройте с.18. Посмотрите, как
нашли частное в примере 87:29.
- Правильный ли алгоритм вы
составили?
- Решим примеры под №1(с.18) с
комментированием у доски
- Кто научился решать такие
примеры?
- Научите других людей.
Дети: если 17 умножить
на 3, то получится 51, а не
68, приумножении
частного на делитель
получается делимое, а
здесь 51<68, значит, число
3 не подходит.
Если 5х17=85, а не 68,
85>68, значит, 5 не
подходит.
Дети: 1. Подобрать число.
2 . Ум н о ж и т ь
е г о
н а
делитель.
3 . Е с л и
о т в е т
р а в е н
делимому,
значит
число
найдено верно.
1.
4. Если ответ
меньше или больше
делимого, то число
Операционный
компонент
Познавательные УУД –
по способу действия
Прогнозирование
Первичное закрепление
с проговариванием во
внешней речи
Дифференциация
- А теперь разделимся на 3
варианта и самостоятельно решим
по строчкам примеры под №2
(с.18). Для тех, кто справится
быстрее всех, дополнительное
задание под №7 (с.18).
Проверка
найдено неверно.
2.
Дети читают в учебнике и
делают вывод.
V.Физкультминутка
Раз, два – шли утята,
(Шаги на месте.)
Три, четыре – шли домой.
(Прыжки на месте.)
Вслед за ними плёлся
пятый,
(Хлопки в ладоши.)
Впереди бежал шестой.
(Потопать ногами.)
А седьмой от всех отстал-
(Шаги на месте.)
Испугался, закричал:
(Хлопки в ладоши.)
- Где вы, где вы?
(Прыжки на месте.)
- Не кричи, мы тут рядом,
поищи!
После самостоятельной
работы полезны
интенсивные движения.
15
(Потопать ногами.)
VI. Закрепление
изученного материала.
1.Работа по учебнику.
- Решаем уравнения под №3(с.18).
- Выберите, какое правило
подходит для решения 1-ого (2-
ого) уравнения? (На презентации
правила:
1. «Чтобы найти делитель, нужно
делимое разделить на частное.
2. Чтобы найти 2-й множитель,
нужно произведение разделить на
1-й множитель.
3. Чтобы найти делимое, надо
частное умножить на делитель».
- Придумайте уравнение к 3-ему
правилу. (Например, х:6=4)
- Решите самостоятельно. Кто
справится быстро, решите
придуманное уравнение.
Проверка:
- Какие математические законы вы
использовали при решении
уравнений? (Законы о взаимосвязи
(Дети самостоятельно
решают. Двое учащихся на
обратной стороне доски,
решают «по секрету».)
Индивидуальная работа
Частично-поисковый
метод
2. Выполнение заданий
в рабочей тетради
умножения и деления.)
- А теперь я предлагаю прочитать
задачу под №4 (с.18).
- Выберите решение задачи из
предложенных вариантов:
1 вариант:
1) 50:2=25(л)
2) 75:25=3(раза)
3)2х3=6 (кг)
2 вариант:
1)50:2=25(л)
2)75:25=3(кг)
- Что мы узнали 1-м действием?
(Из 25 литров молока получается 1
кг масла).
- Что узнали 2-м действием?
(Сколько кг масла получится из 75
литров молока).
- Запишите решение задачи одним
выражением. (75: (50:2)=3 (кг)).
- №5 (с.18)– самостоятельная
работа.
- №2 (с.29) (работа в парах.
Работа в парах
Дифференциация
17
Проверка)
№69(с.28)(Самостоятельное
выполнение. Проверка. Тем, кто
справится с заданием быстрее
остальных, дополнительно можно
предложить выполнить задание на
полях учебника (с.18).)
VII. Рефлексия.
С.18, учебник «Проверь себя».
Самостоятельное выполнение.
Проверка. – Назовите ответы.
(Слушаются несколько ответов).
- У кого такие ответы?
- Оцените свою работу на уроке.
Я узнал …
Я удивился …
Я запомнил …
Я пока не умею …
Мне надо научиться …
У меня пока не получается …
-Используя смайлики, покажите
своё настроение.
(Высказываются несколько
детей)
Саморегуляция
Регулятивные УУД
Регулирующий
компонент урока
VIII. Подведение
- С каким вычислительным
Регулятивные УУД
итогов урока.
Домашнее задание.
Оценки.
приёмом вы сегодня
познакомились?
- Что вы использовали при
решении таких примеров?
(Взаимосвязь умножения и
деления.)
Учебник: №6 (с.18)
Рабочая тетрадь: №70 (с.28)
Теоретическое обоснование:
Урок начинается с эмоционального настроя на урок, с самоорганизации.
Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем», «обобщение» на основе частично-поискового
метода в объяснении нового материала.
Коммуникативные УУД при выборе верного ответа.
Развитие познавательного логического УУД – действия сравнения в задании «Чем похожи и чем отличаются числа».
Развитие познавательного УУД – действия классификации в задании «На какие две группы можно разбить примеры?».
Развитие регулятивного УУД – действия контроля в задании «Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте,
правильно ли решил примеры ваш сосед. Какой ответ лишний для соседа?»
Развитие регулятивного УУД – действия целеполагания: «Назовите тему и задачи нашего урока».
Познавательные УУД: «Какой способ наиболее лёгкий? Почему?»
Коммуникативные УУД: «А почему я не могу подобрать числа 3,5?»
19
Познавательные УУД – по способу действия: «Составьте алгоритм вычисления».
Регулятивные УУД при выполнении задания «Проверь себя» и при подведении итогов урока.
Кроме того на уроке использовались дидактические и методические средства, формы, методы, технологии обучения и
др.: саморегуляция, самоорганизация, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в парах,
самостоятельная работа, корректировка ответов, творческое задание, мотивационный, операционный, регулирующий
компоненты, выдвижение гипотез, прогнозирование, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,
частично-поисковый метод.
Самоанализ урока:
№п/п
Порядковый
№ в схеме,
данной в ч.3
Параметр оценки
Балл (3,2,1)
Самооценк
а учителя
Оценка
преподавател
я НИРО
1
1
Сложность содержания, его соответствие возможностям
учащихся
3
2
2
Реализация компетентностного подхода
2
3
3
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их
целесообразность и обоснованность
3
4
4
Развивающая направленность заданий
3
5
6
Логика построения урока
2
6
7
Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность
выбора
3
7
8
Методы обучения и методические приёмы, целесообразность
их выбора
2
8
9
Характер используемой наглядности
1
9
10
Целесообразность и функциональность используемых средств
обучения
3
10
12
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся,
учёт их индивидуальных особенностей
2
11
13
Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности
3
12
14
Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3
13
15
Формирование познавательных УУД
2
14
16
Формирование регулятивных УУД
3
15
17
Формирование коммуникативных УУД
2
Всего баллов
37
№п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка
преподавателя
НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной
работы
3
2
Качество диагностического блока проекта
2
3
Правильность
формулировки
темы
и
задач
урока,
наличие
сведений
об
2
21
оборудовании урока
4
Соблюдение требований к плану урока
3
5
Качество теоретического обоснования
2
6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов
за свой конспект)
2
Всего баллов
14