Автор: Доржиева Сосома Банзаргашиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им.Ц.Номтоева"
Населённый пункт: село Ульдурга Еравнинского района Республики Бурятия
Наименование материала: презентация "Материал к педсовету"
Тема: "Успех в учебе–завтрашний успех в жизни"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа
им. Ц.Номтоева» Еравнинского района
Республики Бурятия
Педагогический совет
Успех в учебе –
завтрашний успех
в жизни!
задачи:
систематизировать приемы и методы создания
ситуации успеха учащихся на уроке;
разработать с педагогами банк данных
«Ситуации успеха учащихся на уроке» для
правильного формирования личности
школьника;
Цель: создание ситуаций успеха ученика на
уроке, как одно из условий развития школьной
мотивации
предназначение
для творчески
работающих педагогов
для классных
руководителей
ЧТО ТАКОЕ
МОТИВАЦИЯ –
ПОБУЖДЕНИЯ,
ВЫЗЫВАЮЩИЕ
АКТИВНОСТЬ
ОРГАНИЗМА И
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЁ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
МОТИВ – побуждения
к деятельности,
связанные с
удовлетворением
потребностей субъекта
Наиболее характерные учебные
мотивы:
учебно – познавательный мотив (учебный)
восходящий к познавательной потребности;
социальный мотив (понимание общественной
необходимости учения);
позиционный (стремление занять новое
положение в отношениях с окружающими);
внешний мотив (подчинение требованиям
взрослых);
игровой (неадекватно перенесенный в новую
учебную сферу)
мотив получения высокий отметки
А. Мотивы, заложенные в самой учебной
деятельности:
1.мотивы, связанные с содержанием учения
2.мотивы, связанные с самим процессом учения
Б. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне
самой учебной деятельности:
1.широкие социальные мотивы
2.узколичные мотивы
3.отрицательные мотивы
Классификация мотивов
I
. Подросток тяготеет к активной деятельности. Но такие виды деятельности бывают мало
представлены в школе .
II. Отношение подростка к учению никогда не выступает в «чистом виде»
III. Стремление подростка к самостоятельности и взрослости не удовлетворяется в тех
случаях, если:
учителя используют преимущественно традиционные методы обучения;
преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление,
задание на дом);
универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при
сниженной работоспособности учеников;
как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске.
требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют
уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся;
Причины снижения интереса к учению у
учащихся:
(2 мнения ?)
IV. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке ;
V. Не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной
учебной работы и на этой основе
–
способов саморегуляции.
VI. И ещѐ одна из причин снижения интереса к школе
–
подросток не всегда
получает
здесь возможности
самоутверждения.
Причина спада школьной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с
интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Что делать?
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые
ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им
–
чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в
его переживании.
Для того, чтобы возбудить интерес, нужно
создать мотив, а затем открыть возможность
нахождения
цели. Интересный учебный предмет
–
это и есть учебный предмет,
ставший
«
сферой целей
»
учащегося
в связи с тем или иным побуждающим его м
отивом.
Действия учителя:
Подготавливает
учащихся
к
правильном у
в о с п р и я т и ю
нового материала, настраивает,
подбадривает;
Использует
игровые
ситуации,
загадки,
творческие
задания,
о к а з ы в а е т
в л и я н и е
н а
формирование
интереса
к
учебным предметам;
Ф о р м и р у е т
у
у ч а щ и х с я
п о л о ж и т е л ь н у ю
« Я
–
концепцию» (я нравлюсь себе и
другим,
я
многое
могу),
что
способствует успеху;
Формирование положительной
«Я – концепции»:
1.
Видеть
уникальную
личность,
уважать, понимать, принимать,
верить
2.
Создавать
ситуации
успеха,
о д о б р е н и я ,
п о д д е р ж к и ,
доброжелательности;
3.
Понимать
причины
детского
незнания
и
неправильного
поведения;
4.
П о м о г а т ь
д е т я м
р е а л и з о в ы в а т ь
с е б я
в
деятельности;
Методы
стимулирования
интереса
к
учению
(познавательные
и г р ы ,
т в о р ч е с к и е
з а д а н и я
у ч е б н ы е
д и с к у с с и и ,
у с т а н о в к и ,
с о з д а н и е
проблемных
ситуаций,
создание
эмоционально
–
нравственных
ситуаций:
у с п е х а ,
о д о б р е н и я ,
поддержки)
Методы стимулирования
долга и ответственности
(убеждение, предъяв-
ление требований,
упражнения в выполнении
требований, поощрения,
порицания, незаконченные
предложения, классные
плакаты: Я могу это
сделать. Я могу, когда
говорю себе, что я могу.
мини – сочинения.)
Методы стимулирования и
мотивации
Общий рейтинг факторов
Хвалят и хорошие отметки;
Не ругают;
Вызывают к доске;
Когда урок последний;
Тишина;
Понимает учитель;
Интересная тема;
Хорошее настроение;
Когда знаю урок;
Самостоятельно работаю;
Готова к уроку
Хорошая обстановка;
1. хвалят и хорошие
отметки;
2. готова к уроку;
3. тишина;
4. хорошее настроение;
5. вызывают к доске,
спрашивают;
6. самостоятельно
работаю;
Платон
«Насильственно
внедренное
в
душу
знание
непрочно,
питай
своих
детей
науками
не
насильно,
а
играючи»
Руссо «…чтобы поддерживать в нем любознательность, не
торопитесь никогда удовлетворить её»
Франсуа де Ларошфуко «Всё, что перестает удаваться ,
перестает и привлекать»
Сухомлинский
«Ребенок
должен
быть
убежден,
что
успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь
учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно
должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что
открытие сделано с помощью подачи учителя… радость
успеха может померкнуть»
Великие дидакты и
философы:
похвала;
авансирование;
«холодный душ»;
«эврика»;
«эмоциональное поглаживание»;
Приёмы создания ситуаций успеха
Успех в учёбе – завтрашний
успех в жизни!
Я узнала, что…
Полезным для меня было то, что…
Я убедилась, что…
Меня не смогли убедить в том, что…
Рефлексия