Напоминание

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шульженко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №2 " Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

метода

моделирования

при

формировании

знаний

о

живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста

Моделирование

-

это

метод,

использование

которого

способно

активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом

овладению

ими

важными

компонентами

учебной

деятельно сти.

Моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая

их

речевое

развитие.

Моделирование

рассматривается

как

совместная

деятельность

воспитателя

и

детей

по

построению

(выбору

и

конструированию моделей).

Цель моделирования - обеспечить успешное

освоение

детьми

знаний

об

особенностях

объектов

живой

и

неживой

природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование

основано

на

принципе

замещения

реальных

предметов,

объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает

возможность

создать

образ

наиболее

существенных

сторон

объекта

и

отвлечься

от

несущественных

в

данном

конкретном

случае.

По

мере

осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными

объектами,

их

моделями

становится

возможным

привлекать

детей

к

совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Модели

многофункциональны.

На

основе

моделей

можно

создать

разнообразные

дидактические

игры.

Продумывая

разнообразные

модели

вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1.

Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе

объектов.

2.

Раскрыть существенное в объекте.

3.

Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она

была им понятна.

Моделирование

как

активная

самостоятельная

деятельность

используется

воспитателем

наряду

с

демонстрацией

моделей.

По

мере

осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными

объектами,

их

моделями

становится

возможным

привлекать

детей

к

совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

-

предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой

модели, ранее усвоенной ими;

-

организует

сравнение

двух

объектов

между

собой,

учит

выделению

признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно

отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

-

постепенно

увеличивает

количество

сравниваемых

объектов

до

трех-

четырех;

-

обучает

детей

моделированию

существенных

или

значимых

для

деятельности

признаков

(например,

отбор

и

моделирование

признаков

растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

- руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы",

"птицы",

"звери",

"домашние

животные","дикие

животные",

"растения",

"живое", "неживое" и т.д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное

окружение

детей,

создает

видимость

их

легкого

познания

в

процессе

наблюдений

детей.

Пугливость,

скрытый

образ

жизни

диких

животных,

изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений

в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости

внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для

познания

явлений

природы

детьми

дошкольного

возраста,

мыслительная

деятельность

которых

находится

еще

в

становлении.

Указанные

обстоятельства

в

ряде

случаев

вызывают

необходимость

моделирования

некоторых

явлений,

объектов

природы,

их

свойств

и

признаков.

Особое

значение

приобретают

действующие,

предметные

модели,

которые

вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его

связи с окружающими условиями.

В дидактике выделяют три вида моделей

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета

или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична

предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности,

пропорции

и

соотношения

частей

в

пространстве.

Это

может

быть

плоскостная

фигура

человека

с

подвижным

сочленением

туловища

и

конечностей;

модель

хищной

птицы,

модель

предостерегающей

окраски

(автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте

познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при

помощи

предметов-заместителей

и

графических

знаков.

Предметно-

схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в

обобщенном виде.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.). Чтобы

модель,

как

наглядно-практическое

средство

познания

выполняла

свою

функцию,

она

должна

соответствовать

ряду

требований:

чётко

отражать

основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть

простой и доступной для создания и действия с ней; ярко и отчётливо

передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть

освоены; облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с

моделью,

осваивают

с

помощью

замещения

реально

существующих

компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная

познавательная

задача

-

расчленение

целостного

объекта,

процесса

на

составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление

связи функционирования.

Второй этап - осуществляет замещение предметно-схематической модели

схематической.

Это

позволяет

подвести

детей

к

обобщенным

знаниям,

представлениям.

Формируются

умения

отвлекаться

от

конкретного

содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными

связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов

работы с ними в собственной деятельности.

В

психолого-педагогической

литературе

выделены особенности

организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

1.

начинать следует с формирования моделирования пространственных

отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в

ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов

отношений;

2.

целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации,

а

позже

организовывать

работу

по

построению

модели,

имеющей

обобщенный смысл;

3.

обучение

моделированию

осуществляется

легче,

если

ознакомление

начинается

с

применения

готовых

моделей,

а

затем

дошкольников

знакомят с их построением.

Метод моделей имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии,

доступность, детям -это интересно и понятно. Предлагается использовать

метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно

применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и

особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод

дает наиболее ощутимые результаты.



В раздел образования