Автор: Шульженко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №2 " Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование
метода
моделирования
при
формировании
знаний
о
живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Моделирование
-
это
метод,
использование
которого
способно
активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом
овладению
ими
важными
компонентами
учебной
деятельно сти.
Моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая
их
речевое
развитие.
Моделирование
рассматривается
как
совместная
деятельность
воспитателя
и
детей
по
построению
(выбору
и
конструированию моделей).
Цель моделирования - обеспечить успешное
освоение
детьми
знаний
об
особенностях
объектов
живой
и
неживой
природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование
основано
на
принципе
замещения
реальных
предметов,
объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает
возможность
создать
образ
наиболее
существенных
сторон
объекта
и
отвлечься
от
несущественных
в
данном
конкретном
случае.
По
мере
осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными
объектами,
их
моделями
становится
возможным
привлекать
детей
к
совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Модели
многофункциональны.
На
основе
моделей
можно
создать
разнообразные
дидактические
игры.
Продумывая
разнообразные
модели
вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1.
Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе
объектов.
2.
Раскрыть существенное в объекте.
3.
Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она
была им понятна.
Моделирование
как
активная
самостоятельная
деятельность
используется
воспитателем
наряду
с
демонстрацией
моделей.
По
мере
осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными
объектами,
их
моделями
становится
возможным
привлекать
детей
к
совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
-
предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой
модели, ранее усвоенной ими;
-
организует
сравнение
двух
объектов
между
собой,
учит
выделению
признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно
отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
-
постепенно
увеличивает
количество
сравниваемых
объектов
до
трех-
четырех;
-
обучает
детей
моделированию
существенных
или
значимых
для
деятельности
признаков
(например,
отбор
и
моделирование
признаков
растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
- руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы",
"птицы",
"звери",
"домашние
животные","дикие
животные",
"растения",
"живое", "неживое" и т.д.
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное
окружение
детей,
создает
видимость
их
легкого
познания
в
процессе
наблюдений
детей.
Пугливость,
скрытый
образ
жизни
диких
животных,
изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений
в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости
внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для
познания
явлений
природы
детьми
дошкольного
возраста,
мыслительная
деятельность
которых
находится
еще
в
становлении.
Указанные
обстоятельства
в
ряде
случаев
вызывают
необходимость
моделирования
некоторых
явлений,
объектов
природы,
их
свойств
и
признаков.
Особое
значение
приобретают
действующие,
предметные
модели,
которые
вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его
связи с окружающими условиями.
В дидактике выделяют три вида моделей
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета
или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична
предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности,
пропорции
и
соотношения
частей
в
пространстве.
Это
может
быть
плоскостная
фигура
человека
с
подвижным
сочленением
туловища
и
конечностей;
модель
хищной
птицы,
модель
предостерегающей
окраски
(автор С.И. Николаева).
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте
познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при
помощи
предметов-заместителей
и
графических
знаков.
Предметно-
схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в
обобщенном виде.
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.). Чтобы
модель,
как
наглядно-практическое
средство
познания
выполняла
свою
функцию,
она
должна
соответствовать
ряду
требований:
чётко
отражать
основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть
простой и доступной для создания и действия с ней; ярко и отчётливо
передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть
освоены; облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)
Этапы овладения детьми моделями
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с
моделью,
осваивают
с
помощью
замещения
реально
существующих
компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная
познавательная
задача
-
расчленение
целостного
объекта,
процесса
на
составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление
связи функционирования.
Второй этап - осуществляет замещение предметно-схематической модели
схематической.
Это
позволяет
подвести
детей
к
обобщенным
знаниям,
представлениям.
Формируются
умения
отвлекаться
от
конкретного
содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными
связями и зависимостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов
работы с ними в собственной деятельности.
В
психолого-педагогической
литературе
выделены особенности
организации работы с моделями в дошкольном возрасте:
1.
начинать следует с формирования моделирования пространственных
отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в
ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов
отношений;
2.
целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации,
а
позже
организовывать
работу
по
построению
модели,
имеющей
обобщенный смысл;
3.
обучение
моделированию
осуществляется
легче,
если
ознакомление
начинается
с
применения
готовых
моделей,
а
затем
дошкольников
знакомят с их построением.
Метод моделей имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии,
доступность, детям -это интересно и понятно. Предлагается использовать
метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно
применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и
особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод
дает наиболее ощутимые результаты.