Напоминание

"Роль родителей в воспитании духовно–нравственной культуры детей"


Автор: Макурина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 4"
Населённый пункт: город Королев Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в воспитании духовно–нравственной культуры детей"
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ

«Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры

детей»

Макурина Е.А., учитель МБОУ «Лицей №4» г. Королева

«Самое прекрасное

зрелище на свете – вид ребенка,

уверенно идущего по

жизненной дороге после того,

как вы показали ему путь.»

Конфуций.

ЦЕЛЬ: Создать условия для понимания

значимости духовно - нравственного воспитания в семье.

Задачи :

Показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в

семье. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей

видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами,

влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и

нравственном здоровье людей. Следствием этого выступают переоценка

ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и,

следовательно, общества в целом. Вот именно в этих условия возрастает роль

семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Семья является источником и основой развития народа. Первые

жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для

ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и

неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое

отношение к людям. В семье формируется характер и интеллект.

Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства

и качества.Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является

актуальным и важным. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей

является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем,

обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная

ситуация в вопросе духовно-нравственного

воспитания молодого поколения. Характерными

причинами данной ситуации явились: отсутствие

четких положительных жизненных ориентиров для

молодого поколения, резкое ухудшение морально-

нравственной обстановки в обществе.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура

той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и

развитие. Формировать нравственность ребенка в семье — значит

определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:

индивидуалистическим или общественным;

вещно-предметным и духовным;

добру и злу;

созидательным и разрушительным.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс

целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы

ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоот-

ношений взрослых и детей в семье :попустительский, авторитарный и

демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и

безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность,

безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — со-

трудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей

и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Сотрудничество взрослых и ребенка должно начинаться как можно раньше.

Естественно, что его содержание и формы в каждый возрастной период будут

различными. Стиль взаимоотношений взрослых и детей формируется в

процессе их общения.Человек вступает в общение с другими людьми, чтобы

получить нужную информацию, согласовать действия в совместном труде,

учении, игре и т.д. Наряду с этим общение удовлетворяет и особую потреб-

ность человека в контакте с другими людьми — это так называемое эмо-

ционально-личностное общение, в процессе которого происходил обмен

чувствами, взаимооценка, самовыражение и самоутверждение личности.

Духовно-нравственная культура родителей в воспитании ребёнка и

подростка имеет определяющее значение для полноценного воспитания.

Назрела необходимость разработки программы для получения системы

знаний о православном воспитании. Не все родители готовы идти в храм, но

вопросы, которые ставит перед собой жизнь вообще, воспитание детей, в

частности, заставляет родителей искать ответы на эти вопросы.

Главное, необходимо помочь понять каждому родителю, что

истинное воспитание невозможно без православных идеалов, в основе

которых заложена Любовь. Назначение человека не ограничивается

одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и

воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед

глазами и знать, как достичь ее.

Литература:

1.

Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. – М. «Вако» 2007.

2.

Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века, Санкт-Петербург: 1999.

3.

Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.:

2000

4.

Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.//

Православная педагогика: Традиции и современность. – М.: 2000.



В раздел образования