Автор: Макурина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 4"
Населённый пункт: город Королев Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в воспитании духовно–нравственной культуры детей"
Раздел: начальное образование
СТАТЬЯ
«Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры
детей»
Макурина Е.А., учитель МБОУ «Лицей №4» г. Королева
«Самое прекрасное
зрелище на свете – вид ребенка,
уверенно идущего по
жизненной дороге после того,
как вы показали ему путь.»
Конфуций.
ЦЕЛЬ: Создать условия для понимания
значимости духовно - нравственного воспитания в семье.
Задачи :
Показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в
семье. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей
видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами,
влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и
нравственном здоровье людей. Следствием этого выступают переоценка
ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и,
следовательно, общества в целом. Вот именно в этих условия возрастает роль
семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Семья является источником и основой развития народа. Первые
жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для
ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и
неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое
отношение к людям. В семье формируется характер и интеллект.
Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства
и качества.Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является
актуальным и важным. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей
является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем,
обществом и государством в целом.
В обществе сложилась отрицательная
ситуация в вопросе духовно-нравственного
воспитания молодого поколения. Характерными
причинами данной ситуации явились: отсутствие
четких положительных жизненных ориентиров для
молодого поколения, резкое ухудшение морально-
нравственной обстановки в обществе.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура
той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и
развитие. Формировать нравственность ребенка в семье — значит
определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:
индивидуалистическим или общественным;
вещно-предметным и духовным;
добру и злу;
созидательным и разрушительным.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс
целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы
ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоот-
ношений взрослых и детей в семье :попустительский, авторитарный и
демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и
безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность,
безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — со-
трудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей
и интересов каждого из участников взаимоотношений.
Сотрудничество взрослых и ребенка должно начинаться как можно раньше.
Естественно, что его содержание и формы в каждый возрастной период будут
различными. Стиль взаимоотношений взрослых и детей формируется в
процессе их общения.Человек вступает в общение с другими людьми, чтобы
получить нужную информацию, согласовать действия в совместном труде,
учении, игре и т.д. Наряду с этим общение удовлетворяет и особую потреб-
ность человека в контакте с другими людьми — это так называемое эмо-
ционально-личностное общение, в процессе которого происходил обмен
чувствами, взаимооценка, самовыражение и самоутверждение личности.
Духовно-нравственная культура родителей в воспитании ребёнка и
подростка имеет определяющее значение для полноценного воспитания.
Назрела необходимость разработки программы для получения системы
знаний о православном воспитании. Не все родители готовы идти в храм, но
вопросы, которые ставит перед собой жизнь вообще, воспитание детей, в
частности, заставляет родителей искать ответы на эти вопросы.
Главное, необходимо помочь понять каждому родителю, что
истинное воспитание невозможно без православных идеалов, в основе
которых заложена Любовь. Назначение человека не ограничивается
одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и
воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед
глазами и знать, как достичь ее.
Литература:
1.
Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. – М. «Вако» 2007.
2.
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века, Санкт-Петербург: 1999.
3.
Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.:
2000
4.
Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.//
Православная педагогика: Традиции и современность. – М.: 2000.