Автор: Решетняк Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 г.
Населённый пункт: г. Светлый, Калининградская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Математика 4 класс " Школа России"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО
_______ _/.
(подпись) ФИО
Протокол от
« » 20 18г.
Согласована
Заместитель
директора
по
УВР МБОУ СОШ № 5
___________/.
(подпись) ФИО
« » 2018г.
Утверждена
Директор МБОУ СОШ №5
____________ _/
(подпись) ФИО
« » 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Математика
Класс 4
Количество часов в неделю 4
Количество часов за учебный год 136
Составитель: Решетняк Елена Михайловна
(Фамилия, имя, отчество)
г. Светлый
2018/ 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с
требованиями
ФГОС
НОО
на
основе
Примерной
программы
начального
общего
образования (2015 г.) и программы по математике предметной линии учебников системы
«Школа России»: Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1 – 4 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [М. И.
Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. и др.]. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2016. –
124 с.
Программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Учебно-методическое обеспечение:
1 . Моро
М.
И.
Математика.
Учебник.
4
класс.
В
2
частях
(+
электронное
приложение)
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс
4. Волкова С. И. Математика. Тесты. 4 класс
5.
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические
рекомендации. 4 класс
Раздел II. Планируемые результаты
Личностные результаты
У большинства выпускников будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
– учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
учебной задачи;
–
готовность
целенаправленно
использовать
математические
знания,
умения
и
навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
– способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;
– способность к организации самостоятельной деятельности.
Изучение
математики
будет
способствовать
формированию
таких
личностных
качеств,
как
любознательность,
трудолюбие,
способность
к
организации
своей
деятельности
и
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённость
и
настойчивость
в
достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать своё мнение.
Все выпускники получат возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов;
– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач:
–
адекватного
понимания
причин
успешности
или
неуспешности
учебной
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во
внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной
форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы
преодоления.
Все выпускники получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять
действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их
причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
–
осознавать
познавательную
задачу,
целенаправленно
слушать
(учителя,
одноклассников), решая её;
–
находить
в
тексте
необходимые
сведения,
факты
и
другую
информацию,
представленную в явном виде;
–
самостоятельно
находить
нужную
информацию
в
материалах
учебника,
в
обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных
задач;
– использовать знаково-символические средства, в томчисле модели и схемы, для
решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять
подведение
под
понятие
на
основе
распознавания
объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и
др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
переводить её в словесную форму.
Все выпускники получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных
источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
–
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей,
самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
проводить
сравнение
и
классификацию
математического
материала,
самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Большинство учеников научатся:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения
и т. д.);
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит
и знает, а что – нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
Все выпускники получат возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание
и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с
партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
Нумерация
Большинство учеников научатся:
- называть, читать, записывать, сравнивать названия и последовательность чисел в
натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее
число в этом ряду);
- образовывать каждую следующую счетную единицу (сколько единиц в одном
десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом
классе), названия и последовательность классов.
Все выпускники получат возможность научиться:
-
классифицировать
числа
по
нескольким
основаниям
(в
более
сложных
случаях)
и
объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в
конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Большинство учеников научатся:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение
и
деление
на
однозначное,
двузначное
число
в
пределах
10
000)
с
использованием
таблиц
сложения
и
умножения
чисел,
алгоритмов
письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
-
выполнять
устно
сложение,
вычитание,
умножение
и
деление
однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с 0 и числом 1);
-
выделять
неизвестный
компонент
арифметического
действия
и
находить
его
значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических
действия (со скобками и без скобок).
Все выпускники получат возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
-
выполнять
проверку
правильности
вычислений
разными
способами
(с
помощью
обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости
между компонентами и результатом действия);
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий
«сложения» и «вычитания», «умножения» и «деления»;
- находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
Величины
Большинство учеников научатся:
- образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0
до 1 000 000;
- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение
числа
в
несколько
раз);
продолжать
её
или
восстанавливать
пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному
или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величин (длина, площадь, масса, время,
скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр,
сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр,
квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки,
час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между
ними.
Все выпускники получат возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
-
распознавать,
различать
и
называть
геометрические
тела:
прямоугольный
параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и
прямоугольные треугольники.
Геометрические фигуры и величины
Большинство учеников научатся:
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
-
распознавать,
называть,
изображать
геометрические
фигуры
(точка,
прямая,
кривая,
отрезок,
ломаная,
прямой
угол;
многоугольник,
в
том
числе
треугольник,
прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар, пирамида);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Все выпускники получат возможность научиться:
-
распознавать,
различать
и
называть
геометрические
тела:
прямоугольный
параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямо- угольники (квадраты) и
прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Большинство учеников научатся:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Все выпускники получат возможность научиться:
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
-
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и слова (…
и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
Работа с текстовыми задачами
Большинство учеников научатся:
- устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в
задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1– 3 действия) и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать
реальность ответа на вопрос задачи.
Все выпускники получат возможность научиться:
- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
- решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и
конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух
объектов
и
движения
в
противоположных
направлениях;
задачи
с
величинами,
связанными
пропорциональной
зависимостью
(цена,
количество,
стоимость);
масса
одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
- решать задачи в 3–4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Раздел III. Содержание учебного предмета
Основное содержание (по темам или
разделам)
Характеристика основных видов учебной
деятельности
Тема 1. Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч.)
Повторение.
Н у м е р а ц и я .
Ч е т ы р е
арифметических действия.
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от
нуля
до
миллиона
числа
от
1
до
1000.
Классы
и
разряды.
Представление
многозначных
чисел
в
виде
суммы
разрядных
слагаемых.
Сравнение
и
упорядочение
чисел,
знаки
сравнения.
Сложение,
вычитание,
умножение
и
деление.
Столбчатые
диаграммы.
Знакомство
со
столбчатыми
диаграммами.
Чтение
и
составление столбчатых диаграмм.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Взаимная
проверка
знаний: «Помогаем
друг другу сделать шаг к успеху». Работа в
паре по тесту «Верно? Неверно?».
В х о д я щ а я
а д м и н и с т р а т и в н а я
контрольная работа.
Определять последовательность чисел в пределах
1000,
образуется
каждая
следующая
счетная
единица
Вычислять
значение
числового
выражения,
содержащего 2–3 действия.
Понимать правила порядка выполнения действий
в числовых выражениях
Владеть
таблицей
сложения
и
вычит ания
однозначных чисел.
Знать изученной математической терминологии.
Выполнять письменные вычисления (сложение и
вычитание
многозначных
чисел,
умножение
и
деление
многозначных
чисел
на
однозначное
число),
вычисление
значения
ч и с л о в о го
выражения, содержащего 2–3 действия.
Вычислять
значение
числового
выражения,
содержащего 2–3 действия, решение задачи.
Понимать
и з у ч е н н у ю
м а т е м а т и ч е с к у ю
терминологию.
Решать
текстовые
задачи
арифметическим
способом.
Выполнять
приемы
письменного
умножения
трехзначных чисел на однозначные.
Выполнять
приемы
письменного
умножения
однозначных чисел на трехзначные и умножения на
0 и 1.
Владеть
т аблицей
умножения
и
д е л е н и я
однозначных чисел.
Выполнять
приемами
письменного
деления
на
однозначное число, приёмом деления трёхзначного
числа на однозначное.
Выполнять
приемом
письменного
деления
трехзначных чисел на однозначные числа.
Тема 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч.)
Нумерация.
Новая
счётная
единица
—
тысяча.
Класс
единиц
и
класс
тысяч.
Чтение
и
запись
многозначных
чисел.
Представление
многозначных
чисел
в
виде
суммы
разрядных
слагаемых.
С р а в н е н и е
м н о го з н ач н ы х
ч и с е л .
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100
и
1000
раз.
Выделение
в
числе
общего
количества единиц любого разряда. Класс
миллионов. Класс миллиардов.
П р о е к т «Математика
вокруг
нас».
Создание
математического
справочника
«Наш город (село)».
«Странички
для
любознательных»
-
задания
творческого
и
поискового
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать
и записывать любые числа в пределах
миллиона.
Заменять многозначное число суммой разрядных
слагаемых.
Выделять в числе единицы каждого разряда.
Определять и называть общее количество единиц
любого разряда.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена
числовая
последовательность, продолжать ее,
восстанавливать пропущенные в ней элементы.
Оценивать
правильность
составления
числовой
последовательности.
х а р а к т е р а :
з а д а ч и
л о г и ч е с к о г о
содержания,
определение
верно
или
н е в е р н о
д л я
з а д а н н о го
р и с у н к а ,
простейшее высказывание с логическими
связками все…; если…, то…; работа на
вычислительной машине.
Повторение
пройденного
«Что
узнали.
Чему научились».
К о н т р о л ь н а я
р а б о т а
п о
т е м е :
«Нумерация».
Группировать
ч и с л а
п о
з а д а н н о м у
и л и
самостоятельно
установленному
признаку,
находить несколько вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000
раз.
И с п ол ь зов ат ь материал
справочника
д ля
составления
и
решения
различных
текстовых
задач.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Тема 3. Числа, которые больше 1000. Величины (14 ч.)
Единица длины километр. Таблица единиц
длины. Измерение длины отрезка.
Единицы площади: квадратный километр,
квадратный
миллиметр.
Таблица
единиц
площади.
Определение
площади
с
п о м о щ ь ю
п а л е т к и .
Т о ч н о е
и
приближённое
измерение
площади
геометрической
фигуры.
Вычисление
площади прямоугольника.
Масса. Единицы массы: центнер, тонна.
Таблица
единиц
массы.
Соотношения
между
единицами
одной
величины.
Сравнение
и
упорядочение
значений
величины.
Время.
Единицы
времени:
секунда,
век.
Таблица единиц времени.
Решение
задач
на
определение
начала,
продолжительности
и
конца
события.
Решение текстовых задач арифметическим
способом.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Контрольная работа по теме: «Величины»
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие
в более крупные и крупные — в более мелкие).
Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их
значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие.
Определять площади фигур произвольной формы,
используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие.
Приводить
примеры
и
описывать
ситуации,
требующие перехода от одних единиц измерения к
другим (от мелких - к более крупным и наоборот).
Исследовать
ситуации,
требующие
сравнения
объектов по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать
ситуации,
требующие
сравнения
событий по продолжительности, упорядочивать их.
Решать
задачи
н а
о п р ед е л е н и е
н а ч а л а ,
продолжительности и конца события.
Тема 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч.)
Ус т н ы е
и
п и с ь м е н н ы е
п р и ё м ы
сложения
и
вычитания
многозначных
чисел. Алгоритмы устного и письменного
сложения
и
вычитания
многозначных
чисел.
Способы
проверки
правильности
в ы чи с л е н и й
( а л го р и т м ,
о б р а т н о е
действие, оценка достоверности, прикидка
результата, вычисление на калькуляторе).
Решение уравнений.
Нахождение нескольких долей целого.
Р е ш е н и е
з а д а ч
н а
у в е л и ч е н и е
(уменьшение) числа на несколько единиц,
выраженных в косвенной форме. Решение
текстовых
задач
а р и ф м е т и ч е с к и м
способом.
Сложение и вычитание значений величин.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Контрольная
работа
по
теме
:
«Сложение
и
вычитание
многозначных
чисел».
Выполнять
письменно
сложение
и
вычитание
многозначных
чисел,
опираясь
на
знание
алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание
величин.
Осуществлять
п о ш а г о в ы й контроль
правильности
выполнения
арифметических
действий (сложение, вычитание).
Выполнять
сложение
и
вычитание
значений
величин.
Моделировать зависимости между величинами в
текстовых задачах и решать их.
Выполнять
задания
творческого
и
поискового
характера.
Оценивать
результаты
усвоения
у че б н о го
материала делать выводы, планировать действия по
устранению
выявленных
недочетов,
проявлять
личностную
заинтересованность
в
расширении
знаний и способов действий.
Тема 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч.)
Алгоритмы письменного умножения и
деления
многозначного
числа
на
однозначное.
Алгоритм
письменного
умножения
многозначного
числа
на
од н о з н ач н о е .
С п о с о б ы
п р о в е р к и
правильности
вычислений
(алгоритм,
обратное действие, оценка достоверности,
прикидка
результата,
вычисление
на
калькуляторе).
Умножение
чисел,
оканчивающихся
нулями.
А л го р и т м
п и с ь м е н н о го
д е л е н и я
многозначного числа на однозначное.
Решение уравнений.
Р е ш е н и е
т е к с т о в ы х
з а д а ч
н а
пропорциональное
деление.
Решение
текстовых
задач
а р и ф м е т и ч е с к и м
способом.
Планирование
хода
решения
задачи.
Представление
текста
задачи
(схема,
таблица,
диаграмма
и
другие
модели).
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Проверочная
работа «Проверим
себя
и
оценим
свои
достижения»
(тестовая
форма). Анализ результатов.
Контроль и учёт знаний.
Административная контрольная работа
за 1 полугодие.
Зависимости
между
величинами:
скорость, время, расстояние. Скорость.
Время.
Расстояние.
Единицы
скорости.
Взаимосвязь между скоростью, временем
и
расстоянием.
Решение
задач
с
величинами: скорость, время, расстояние.
Решение текстовых задач арифметическим
способом.
Представление
текста
задачи
(схема, таблица и другие модели).
«Странички
для
любознательных»
-
задания
творческого
и
поискового
характера:
логические
задачи;
задачи-
расчёты; математические игры.
Контрольная работа по теме « Задачи на
движение»
Умножение и деление. Умножение числа
на
произведение.
Устные
приё мы
умножения
вида
18
⋅
2 0 ,
2 5
⋅
12.
Письменные приёмы умножения на числа,
оканчивающиеся нулями .
Задачи
на
одновременное
встречное
движение.
Решение
текстовых
задач
арифметическим
способом.
Зависимости
между
величинами,
характеризующими
процессы
движения.
Скорость,
время,
путь. Планирование хода решения задачи.
Представление
текста
задачи
(схема,
Выполнять
письменное
умножение
и
деление
многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (умножение
и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять
план
решения
текстовых
задач
и
решать их арифметическим способом.
Оценивать
результаты
усвоения
у че б н о го
материала, делать выводы, планировать действия
по устранению выявленных недочетов, проявлять
личностную
заинтересованность
в
расширении
знаний и способов действий.
Моделировать
в з а и м о з а в и с и м о с т и
м е ж д у
величинами:
скорость,
время,
расстояние.
Переводить одни единицы скорости в другие.
Решать
задачи
с
величинами:
скорость,
время,
расстояние.
Применять
свойство
умножения
числа
на
п р о и з в е д е н и е
в
у с т н ы х
и
п и с ь м е н н ы х
вычислениях.
Выполнять устно
и
письменно
умножение
на
числа,
оканчивающиеся
нулями,
объяснять
используемые приёмы.
Работать в паре.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать
и
отстаивать
своё
мнение,
аргументировать свою точку зрения,
оценивать
точку зрения товарища.
Применять
с в о й с т в о
д е л е н и я
ч и с л а
н а
п р о и з в е д е н и е
в
у с т н ы х
и
п и с ь м е н н ы х
вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на числа,
о ка н чи ва ющ и е с я
н ул я м и ,
объяснять
используемые приёмы.
Выполнять деление с остатком на числа 10, 100,
1000.
Выполнять схематические чертежи по текстовым
задачам на одновременное встречное движение и
движение
в
противоположных
направлениях
и
решать такие задачи.
Составлять
план
решения.
Обнаруживать
допущенные ошибки.
Собирать и
систематизировать информацию по
разделам.
Отбирать,
составлять и решать математические
задачи и задания повышенного уровня сложности.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Применять
в
вычислениях
свойство
умножения
числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменно умножение многозначных
чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь
на
знание
алгоритмов
письменного
выполнения
действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
таблица и другие модели).
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Взаимная
проверка
знаний: «Помогаем
друг другу сделать шаг к успеху». Работа в
паре по тесту «Верно? Неверно?».
Деление. Деление числа на произведение.
Устные приёмы деления для случаев вида
600 : 20, 5600 : 800. Деление с остатком на
10,
100,
1000.
Письменное
деление
на
числа, оканчивающиеся нулями.
Решение
задач
разных
видов.
Решение
задач
на
одновременное
движение
в
противоположных направлениях. Решение
текстовых
задач
а р и ф м е т и ч е с к и м
способом.
Планирование
хода
решения
задачи.
Представление
текста
задачи
(схема,
таблица,
диаграмма
и
другие
модели).
Проект
«Математика
вокруг
н а с » .
Составление
сборника
математических
задач и заданий.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Контрольная работа по теме «Умножение
и
деление
на
числа,
оканчивающиеся
нулями» Анализ результатов.
Письменное умножение многозначного
числа
на
двузначное
и
трёхзначное
число.
Умножение
числа
на
сумму.
Алгоритм
письменного
умножения
многозначного
числа
на
двузначное
и
трёхзначное число.
Р е ш е н и е
з а д а ч
н а
н а х о ж д е н и е
неизвестных по двум разностям.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Контрольная работа по теме « Письменное
умножение многозначных чисел».
Письменное
деление
многозначного
числа
на
двузначное
и
трёхзначное
число.
Алгоритм
письменного
деления
многозначного числа на двузначное число.
Деление на трёхзначные числа.
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Проверка умножения делением и деления
умножением
(а лгоритм,
о б р ат н о е
действие, оценка достоверности, прикидка
результата, вычисление на калькуляторе).
Повторение
пройденного «Что
узнали.
Чему научились».
Всесоюзная проверочная работа.
М а т е р и а л
д л я
р а с ш и р е н и я
и
углубления
знаний.
Геометрические
формы в окружающем мире.
Куб.
Пирамида.
Шар.
Цилиндр.
Конус.
и
п о л н о т ы
в ы п о л н е н и я
а л г о р и т м а
арифметического действия умножение.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного
деления
многозначного
числа
на
двузначное
и
трёхзначное число.
Выполнять
письменно
деление
многозначных
чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь
на
знание
алгоритмов
письменного
выполнения
действия деление.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
и
п о л н о т ы
в ы п о л н е н и я
а л г о р и т м а
арифметического действия деление.
Распознавать и
называть геометрические тела:
куб, шар, пирамида.
Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги
с использованием развёрток.
Моделировать
р а з н о о б р а з н ы е
с и т у а ц и и
расположения
объектов
в
пространстве
и
на
плоскости.
Соотносить
реальные
объекты
с
моделями
многогранников и шара.
Параллелепипед.
Распознавание и названия геометрических
тел: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус,
параллелепипед.
Куб, пирамида, параллелепипед: вершины,
грани, рёбра куба (пирамиды).
Развёртка
куба.
Развёртка
пирамиды.
Развёртка
параллелепипеда.
Развёртка
конуса. Развёртка цилиндра.
Изготовление
моделей
куба,
пирамиды,
параллелепипеда, цилиндра, конуса.
Тема 6. Итоговое повторение (10 ч.)
Обобщение и систематизация полученных
знаний.
Раздел IV. Основные формы организации учебных занятий
Основной формой учебных занятий является урок: уроки усвоения новой учебной
информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки
совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации
знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические
работы, игры, создание проектов, урок анализа контрольных работ.
Раздел V. Тематическое планирование
Раздел VI. Календарно - поурочное планирование
№
п/п
Дата
проведе
ния
Тема урока (лабораторной (№, тема), практической (№,
тема), контрольной работы (№, тема)
Примечание
Числа от 1 до 1000. Повторение (12ч.)
1.
Нумерация. Счет предметов. Разряды
2.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Сложение и вычитание.
3.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
4.
Вычитание трехзначных чисел.
5.
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на
однозначные.
6.
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на
однозначные.
7.
Приемы письменного деления на однозначное число.
8.
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные
числа.
9.
Деление трехзначного числа на однозначное число, когда в
записи есть нуль.
10.
Сбор и представление данных. Диаграммы.
11.
Административная контрольная работа №1.
12.
ВПМ. Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.
№
п/п
Наименование
разделов (или
тем)
Общее
количество
часов на
изучение
раздела
(тем)
Из них
контрольных
работ
внутрипредметны
х модулей
метапредметны
е проекты
1
Числа от 1 до
1000.
Повторение
12 ч.
к/р - 1
1
2
Числа, которые
больше
1000.Нумераци
я
10 ч.
к/р - 1
2
3
Числа, которые
больше
1000.Величины
14 ч.
к/р - 1
2
1 (мат-ка + техн.)
4
Числа, которые
больше
1000.
С л о ж е н и е
и
вычитание
11 ч.
к/р - 1
1
5
Числа, которые
больше
1000.
Умножение
и
деление
79 ч.
к/р - 5
19
6
Итоговое
повторение
10 ч.
2
Итого:
136 ч.
к/р - 9
27
1
Тема 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч.)
13.
Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч.
14.
Чтение и запись чисел многозначных чисел.
15.
Чтение и запись чисел многозначных чисел.
16.
Разрядные
слагаемые.
Сравнение
чисел.
Увеличение
и
уменьшение чисел в 10,100,1000 раз.
17.
Нахождение
общего
количества
единиц
определённого
разряда в данном числе.
18.
Класс миллионов и миллиардов.
19.
ВПМ. Луч, числовой луч.
20.
Закрепление изученного.
21.
ВПМ. Угол. Виды углов. Построение прямого угла.
22.
Контрольная работа №2 по теме: « Нумерация».
Тема 3. Числа, которые больше 1000. Величины (14 ч.)
23.
ВПМ. Прямоугольный параллелепипед
24.
МТП «Буровая вышка» Единица длины. Километр.
(Технология)
25.
Единица длины. Километр.
26.
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный
миллиметр.
27.
Ар. Гектар. Таблица единиц площади.
28.
Измерение площади фигуры с помощью палетки. ВПМ.
Развертка прямоугольного параллелепипеда
29.
Единицы массы. Тонна. Центнер.
30.
Задачи на пропорциональное деление.
31.
Таблица единиц массы.
32.
Единицы времени. Год.
33.
Время от 0 до 24 часов. Решение задач.
34.
Единица времени. Секунда. Век. Таблица единиц времени.
35.
Закрепление по теме « Величины».
36.
Контрольная работа № 3 по теме «Величины».
Тема 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч.)
37.
Работа
над
ошибками.
Письменные
приёмы
сложения
и
вычитания. Приём вида 7000-456, 57001-18032.
38.
Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений
вида x + 15 =68 : 2.
39.
Ре ш е н и е
у р а в н е н и й .
На хож д е н и е
н е и з в е с т н о г о
уменьшаемого, вычитаемого.
40.
Нахождение нескольких долей целого.
41.
Нахождение нескольких долей целого.
42.
Нахождение целого по его части.
43.
Сложение и вычитание величин.
44.
Задачи
на
увеличение
(уменьшение)
числа
на
несколько
единиц, выраженных в косвенной форме.
45.
Что узнали, чему научились.
46.
ВПМ. Куб
47.
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание
многозначных чисел».
Тема 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч.)
48.
Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0.
49.
Письменные приемы умножения.
50.
Умножение
чисел,
запись
которых
оканчивается
нулями.
Приемы письменного умножения для случаев вида:4037 • 4.
51.
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
52.
Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений
вида х • 8 = 26 + 70.
53.
Деление как арифметическое действие.
54.
Письменные
приемы
деление
многозначных
чисел
на
однозначное число.
55.
Решение
задач
в
косвенной
форме
на
увеличение
(уменьшение) в несколько раз.
56.
Административная контрольная работа № 5.
57.
Работа над ошибками.
Письменные
приемы
деление
многозначных
чисел
на
однозначное число.
58.
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи
есть нули.
59.
ВПМ. Развертка куба
60.
Нахождение
неизвестного
делимого,
делителя.
Решение
уравнений вида х : 6 = 18 – 5, 48 : х = 92 : 46.
61.
ВПМ. Среднее арифметическое
62.
Задачи на пропорциональное деление.
63.
Деление многозначных чисел.
64.
Деление многозначных чисел.
65.
ВПМ. Среднее арифметическое
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
66.
Скорость. Время. Расстояние.
67.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
68.
ВПМ «Занимательная математика» Пирамида.
69.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
70.
Задачи на движение
71.
Задачи на движение.
72.
Задачи на движение. Закрепление.
73.
ВПМ. Виды треугольников.
74.
ВПМ.
Виды
треугольников
Построение
треугольника
с
помощью угольника
75.
ВПМ.
Виды
треугольников.
Построение
треугольника
с
помощью циркуля и линейки.
76.
Контрольная работа № 6 по теме « Задачи на движение»
77.
ВПМ. Пирамида: вершины, грани, ребра пирамиды.
Умножение и деление.
78.
Умножение числа на произведение.
79.
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
80.
ВПМ.
Письменное
умножение
на
числа,
оканчивающиеся
нулями.
81.
Решение задач на встречное движение.
82.
Перестановка и группировка множителей.
83.
ВПМ. Развертка куба. Развертка пирамиды.
84.
Деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Деление.
85.
Устные приёмы деления для случаев 600 : 20, 5600 : 800.
86.
Деление с остатком на 10,100,1000. Решение задач.
87.
ВПМ.
Письменное
деление
на
числа,
оканчивающиеся
нулями.
88.
Решение
задач
на
движение
в
противоположных
направлениях
89.
ВПМ.
Письменное
деление
на
числа,
оканчивающиеся
нулями.
90.
Решение
задач
на
движение
в
противоположных
направлениях
91.
Закрепление изученного.
92.
Решение
задач
на
движение
в
противоположных
направлениях
93.
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на
числа, оканчивающиеся нулями»
Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
94.
Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму.
95.
Устные приёмы умножения вида 12 • 15, 40 • 32.
96.
Письменное умножение двузначного числа на двузначное
число.
97.
Письменное умножение двузначного числа на двузначное
число.
98.
Решение
задач
на
нахождение
неизвестного
по
двум
разностям.
99.
Письменное умножение на трёхзначное число.
100.
Письменное умножение на трёхзначное число.
101.
Письменное деление на двузначное число.
102.
Контрольная работа № 8 по теме « Письменное умножение
многозначных чисел».
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
103.
ВПМ. Масштаб.
104.
Письменное деление на двузначное число.
105.
Письменное деление на двузначное число.
106.
ВПМ. Представления о цилиндре, шаре и сфере.
107.
Письменное деление на двузначное число.
108.
Решение задач на две разности
109.
Решение задач на две разности
110.
Деление с остатком на двузначное число.
111.
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули.
112.
ВПМ. Представления о цилиндре, конусе..
113.
Письменное деление на трехзначное число.
114.
Письменное деление на трехзначное число.
115.
Письменное деление на трехзначное число.
116.
ВПМ. Развертка цилиндра
117.
Деление на трехзначное число.
118.
Деление на трехзначное число.
119.
Закрепление. Деление на трехзначное число.
120.
Всероссийская проверочная работа
121.
Деление с остатком. Решение задач.
122.
Проверка умножения делением.
123.
Деление с остатком. Проверка умножения делением.
124.
Деление
с
остатком.
Закрепление.
ВПМ.
Знакомство
с
диаграммами
125.
ВПМ.
Геометрические формы в окружающем мире.
126.
ВПМ.
Распознавание и названия геометрических тел:
куб, шар, пирамида, цилиндр, конус, параллелепипед.
Тема 6. Итоговое повторение (10 ч.)
127.
Куб, пирамида, параллелепипед: вершины, грани, рёбра
куба (пирамиды)
.
128.
Развёртка
куба.
Развёртка
пирамиды.
Развёртка
параллелепипеда.
Развёртка
конуса.
Развёртка
цилиндра.
129.
И з г о т о в л е н и е
м о д е л е й
к у б а ,
п и р а м и д ы ,
параллелепипеда, цилиндра, конуса.
130.
ВПМ. Величины
131.
Нумерация. Римская нумерация.
132.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
133.
ВПМ. Умножение и деление на трехзначное число.
134.
Умножение и деление
135.
Умножение и деление
136.
Порядок выполнения действий.