Напоминание

"Плох обед, если хлеба нет"


Автор: Александрова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: станица Смоленская Северский район Краснодарский край
Наименование материала: разработка внеклассного занятия
Тема: "Плох обед, если хлеба нет"
Раздел: начальное образование





Назад




Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №49

станицы Смоленской МО Северский район Краснодарский край

Учитель начальных классов: Александрова Е. А

Тема: Плох обед, если хлеба нет.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

научатся находить в учебнике информацию о питательных веществах хлеба;

определять роль витаминов, содержащихся в хлебе, в жизнедеятельности

организма; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Метапредметные

определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

Личностные

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, целостного,

социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

принятие и освоение социальной роли обучающегося; овладение логическими

действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной

форме о разнообразии хлебобулочных изделий и значении в питании человека;

осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из

собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Личностные: понимание значения знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого

материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика –

партнёра по коммуникации и учителя.

Образовательные ресурсы: магнитофон, звукозапись песни «Русское поле»,

мультимедийное оборудование, презентация «Откуда хлеб пришёл».

Ход мероприятия

Слайд 1. Звучит песня «Русское поле».

Учитель:

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Сегодня мы с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.

Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу, узнаем о труде

хлебороба.

другой профессии.

Как выглядел самый первый хлеб? Конечно, не как батоны и буханки, которые

продают в современных магазинах. Наши предки собирали семена злаков,

растирали их между камнями и смешивали с водой. Первый хлеб напоминал

мучнисто – зерновую кашу. Когда люди научились добывать огонь, они стали

его

запекать.

Эти

твердые

подгорелые

куски

совсем

не

напоминали

современный хлеб, но именно с них и началась эра хлебопечения. Больших

успехов в этом добились египтяне, затем их опыт переняли греки. Раньше в

Древней

Греции

хлеб

стоил

очень

дорого.

И

к

нам

слово

«хлеб»

пришло

именно из Греции. На Руси хлеб всегда считался самым главным богатством -.с

хлебом и солью встречали самых дорогих гостей. Больше ценился ржаной хлеб,

т.е. черный. Он был сытнее пшеничного, т.е. белого. Рожь в старину называли

«жито» (от слова «жить») Первый музей хлеба в России открылся в 1988 г., в г.

Санкт – Петербурге. Здесь можно узнать много интересного о хлебопечении со

временем царя Петра I и до наших дней. Есть такие музеи в г. Пскове и Елабуге,

Киеве, Одессе.

1 – ый ученик:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

Слайд 2.

2 – ой ученик:

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим

– Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

3 – ий ученик:

Вот он – хлебушко душистый

Вот он – теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем – здоровье наше, сила

В нем – чудесное тепло!

Сколько рук его растило!

Охраняло, берегло.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на земле!

Вот об этом – то, как раз

Начинается рассказ!

Просмотр презентации «Откуда хлеб пришёл».

Учитель: Долог и труден путь хлеба на наш стол. Почетна профессия хлебороба.

Никогда она не отомрет, не устареет. И нет для человека запаха более

приятного, чем запах свежего хлеба.

Слайд 3.

Слайд 4.

Какого хлеба только нет на продуктовых полках! Хлеб домашний, отрубной,

аппетитный, сайка, ромашка, деревенский, подовый, матнакаш, батон луковый,

французский батон, хала, плетёнка; булочки: изюминка, плюшка, сладкая

фантазия. Но это ещё не предел. Специалисты отрасли постоянно трудятся,

чтобы выпустить новые сорта хлебобулочных изделий.

О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Какие из них знаете вы?

Учащиеся читают пословицы о хлебе, заранее подготовленные дома.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Баловством хлеба не добудешь.

Без хлеба нет обеда.

Без труда хлеб не родится никогда.

Хлебушко – пирогу дедушка.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб на стол – и стол престол.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Учитель: Есть и такая пословица: «Хлеб ногами топтать – народу голодать»

.

Почему так говорят? Выскажите своё мнение.

(Выступления детей.)

Верно, ребята. Хлеб - это богатство, наше завоевание, наше счастье.

А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение С. Михалкова «Булка» и

ответить на вопросы.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол!

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя.

Остановился и вздохнул,

И на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись, сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой политы под небом,

Моря пшеницы золотой.

1.Как вы относитесь к поступку детей?

2.Кто является главным героем стихотворения?

3.Почему пекарь поцеловал булку?

4.А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт

хлеб?

- Да, ребята, я с вами согласна: плохой человек не может быть хорошим

пекарем. И на Руси пекари пользовались особым почётом, величали их только

уважительно.

По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари

пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые

высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник,

убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека

другой профессии.

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в

музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец,

выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий

пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами,

в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть

хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка.

При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

С этим можно согласиться. Потому что каждый человек, а дети особенно,

должен обязательно употреблять в пищу хлеб. Этот продукт содержит

большинство необходимых человеку питательных веществ. Он богат

растительными белками, является источником витаминов группы В и

минеральных веществ.

4 – ый ученик:

Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух,

земля, вода, солнце, жизнь человека.

В один ряд с этими словами можно поставить и слово “хлеб” - древний и вечно

необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в

пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни

праздничный стол.

5 – ый ученик:

Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной.

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну.

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если дождь иль град?!

Их много- всяческих преград –

Преодолеть нам суждено,

Запомни же как дважды два,

Народной мудрости слова:

“Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит”.

И если ты не глуп, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

6 – ой ученик:

Живи так, чтоб твой хлеб был честным.

Запомни и скажи всем, кого знаешь и с кем дружишь:

в хлебе – Душа твоей родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.

Рефлексия.

Продолжите мысль:

Я понял(а), что …

Я узнал(а), что…

Мне было интересно…

Теперь я буду…

К сожалению…



В раздел образования