Автор: Хрулева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Звездочка"
Населённый пункт: поселок Шушенское Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кружок "Маленький поваренок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по одному из направлений развития детей № 4 «Звездочка».
программа
кружковой работы
«Маленький Поваренок»
Старший дошкольный возраст
Руководитель кружка: Хрулева Н.В.
воспитатель
п. Шушенское
2017-2018г
Пояснительная записка.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об
образовании» и определением ФГОС к структуре основной
образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в
дошкольных учреждениях. Забота о воспитании социально и личностно
развитого и компетентного человека является одной из главных задач
современности. В настоящее время большую роль в развитии ребенка
играет не только основное образование, но и дополнительное.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется, что
позволяет
изменять
в
лучшую
сторону
дидактические
подходы
к
процессу воспитания, развития и обучения личности.
Ребёнок - дошкольник отличается удивительной любознательностью,
готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества
постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и
навыков.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности.
Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого
человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует
стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать
взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая
попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками,
трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать
себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых
умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство
уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых.
Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых, и опираясь на свой
практический
опыт,
я
пришла
к
выводу,
что
организация
кружка
«
Маленький Поваренок» является актуальной.
Целью кружка является:
1. Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.
2. Научить детей обслуживать себя самостоятельно в процессе приготовления
несложных блюд.
3. Создать условия для формирования и развития творческих способностей
воспитанников в кулинарии.
Задачи кружка:
- Знакомить детей с профессией повара, для чего она нужна в жизни людей.
- Знакомить с кухонной утварью, ее назначением и использованием.
- Учить готовить несложные блюда.
- Знакомить детей с электроприборами, учить ими пользоваться.
- Учить пользоваться ножом, скалкой, формочками, теркой.
Форма занятий: Кружковая работа.
Время проведения: 2 раза в месяц.
Длительность: До 30 минут.
Количество: 4 человека.
Методические приёмы: беседы, дидактические игры, словесные игры,
исследовательская деятельность, рассматривание картин, предметов,
электроприборов, чтение познавательной литературы, практическая
деятельность.
Структура занятий:
Объявление темы занятия;
« Это интересно» - чтение и обсуждение познавательной литературы;
«Уроки кулинара» - практическая работа;
«Давайте поиграем» - проведение различных игр.
Участники программы: дети 5 - 7 лет.
Список детей.
1 . Дубровский Максим
2. Сигай Юлия
3. Блинов Даниил
4. Акатина Екатерина
Реализация программы: Реализация программного материала рассчитана
на 1год. Планируется проведение двух занятий в месяц во второй половине
дня.
Режим занятий: длительность курса составляет 18 практических занятий,
1раз в неделю по 25 – 30 минут.
Литература:
1.
Энциклопедии «Всё обо всём».
2.
«Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О .В. Дыбина «Сфера»
М.2003 г.
3.
Д.В.Таболкин. 500 лучших бабушкиных рецептов. Москва: “АСТ”, 2003.
4. В.В.Серегин. Качество продуктов – ваше здоровье. Минск: БелЭн, 2001.
5. В.В. Похлебкин. Тайны хорошей кухни. Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ,
2006.
6. Интернет источники.
Календарно – тематический план работы кружка
«Маленький Поваренок»
Месяц
Содержание
Сентябрь
Занятие № 1.
Знакомство с профессией повара в детском саду.
Чтение и обсуждение: «Когда началось приготовление
пищи?». Т.1 стр. 334
Игра: «Знаю все профессии». Найти предметы нужные для
работы повара.
Занятие № 2.
Приготовление закуски «Помидор с сыром».
Чтение и обсуждение: «Почему сыр дырчатый?».
Т. 5 стр. 347
Игра: «Собери картинку». Собрать помидоры разной формы
и разного цвета.
Октябрь
Занятие № 1.
Приготовление закуски «Мухоморчики».
Чтение и обсуждение рассказа Н. Сладкова «Мухомор».
Игра: «Что растет?». Обвести зеленым карандашом все что
растет, а красным – что делают люди.
Занятие № 2.
Приготовление закуски «Кораблики».
Чтение и обсуждение: «Когда люди начали есть яйца?». Т.2
стр.455
Игра: «Что лишнее?», «Что изменилось?». Актуализация
словаря по темам: посуда, овощи, фрукты, ягоды.
Ноябрь
Занятие №1.
Приготовление пирожного «Чизкейк».
Чтение и обсуждение: «Сказка про творог».
Д/ и Лабиринт. «Помоги мышонку добраться до творога».
Занятие № 2.
Приготовление конфет из творога.
Чтение и обсуждение: «Где появился сахар?». Т. 5 стр.63
Игра : «Кто из героев испек творожные пончики?».
Вспомнить кто из мультяшных героев готовил пончики.
Декабрь
Занятие № 1.
Приготовление закуски из лаваша «Елочка».
Чтение и обсуждение: «Кто был первым хлебопеком?». Т.
2 стр.456
Игра: «Противоположности». Подобрать противоположное
по значению слово и объяснить свой выбор.
Занятие № 2.
Приготовление овощного ассорти «Съедобная елочка».
Чтение и обсуждение: « Когда человек начал пользоваться
вилкой и ножом?». Т. 4 стр.191
Игра: «Вспомни быстрее?». Предложить быстро вспомнить
и назвать три овоща круглой формы, три овоща зеленого
цвета и т. д.
Январь
Занятие №1.
Приготовление бутерброда «Мобильный телефон».
Чтение и обсуждение: « Кто придумал бутерброд?». Т.
13 стр.356
Игра: «Разноцветные кастрюли». Совершенствовать
грамматический строй речи (использование имен
существительных в родительном падеже с предлогами).
Занятие № 2.
Приготовление бутерброда « Цветочек».
Чтение и обсуждение: «Как человек ощущает вкус пищи?».
Т. 10 стр.366
Игра: «Вкусная викторина». Предложить отвечать на
вопросы. Победителю приз.
Февраль
Занятие № 1.
Приготовление чая (черный, зеленый). Игровое
упражнение: сравнение черного и зеленого чая. Дегустация
варенья – заготовки из дома.
Чтение и обсуждение: «Давно ли люди пьют чай?».
Т. 11 стр.387
Игра: «Самое вкусное варенье». Актуализация словаря по
темам фрукты, ягоды. Совершенствование фонематических
процессов.
Занятие № 2.
Приготовления коктейля «Апельсиновый».
Чтение и обсуждение: «Откуда появилось мороженое?». Т.
5 стр.256
Игра: «Расставь посуду». Актуализация словаря по теме
посуда. Совершенствование математических представлений.
Март
Занятие № 1.
Приготовление пирожного «Муравейник».
Чтение и обсуждение: « Зачем нужен сахар?». Т. 9 стр.110
Игра: «Маленькая хозяйка». Актуализация словаря,
совершенствование навыков ориентирования на плоскости.
Занятие № 2.
Приготовление пирожного «Башенки».
Чтение и обсуждение: « Что такое бисквит?». Т. 13 стр.357
Словесная игра : «Ждем гостей». Актуализация словаря по
теме, совершенствование навыков ориентирования.
Апрель
Занятие № 1.
Приготовление фруктового салата с йогуртом.
Чтение и обсуждение: « Как фрукты и овощи получили
названия». Т. 2 стр. 458
Игра: «Найди пару». Сопоставление фруктов и овощей,
выделение основных признаков.
Занятие № 2.
Приготовление композиции « Грибная полянка».
Чтение и обсуждение: «Каким образом мы ощущаем вкус
пищи?». Т. 2 стр.290
Игра: «Что это?». Определить на вкус знакомые продукты.
Май
Занятие № 1.
Приготовление салата «Винегрет».
Чтение и обсуждение: «Когда человек начал употреблять
соль?». Т. 2 стр. 453
Игра: «Приготовь салат». Актуализация словаря по темам
овощи, посуда.
Занятие № 2.
Приготовление холодного суп «Окрошка».
Чтение и обсуждение: «Когда человек начал готовить
мясо?». Т. 5 стр. 58
Игра: «Что лишнее?». Актуализация словаря по темам
овощи, фрукты, ягоды, посуда. Развитие зрительного
восприятия.
Техника безопасности в кружке «Маленький Поваренок».
• Надеть фартук и косынку.
• Убрать волосы под косынку.
• Следить за тем, чтоб нож не падал на пол.
• Не подносить нож к лицу, не играть им.
• Использовать нож по назначению.
• Не отвлекаться во время работы с ножом.
• После окончания работы прибрать рабочее место, вымыть руки.
• Не включать электроприборы без взрослого.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий в кружке у детей появится интерес к труду взрослых.
Занятия в кружке позволят развить творческие способности,
самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать
результат своего творчества, сформировать навыки в приготовлении блюд и
их эстетического оформления.
Приложение №1
Закуска «Помидор с сыром»
Цель: Учить пользоваться ножом, учить пользоваться теркой, смешивать
продукты, оформлять блюдо. Воспитывать аккуратность.
Вкусная закуска из помидор и сыра.
Как готовить:
Сыр натереть на мелкой терке. Выдавить чеснок, добавить майонез, смешать.
Разрезать помидор на кружочки, выложить ложечкой сырную смесь украсить
зеленью.
Закуска «Мухоморчик»
Цель: Учить детей чистить яйца, упражнять в работе ножом. Учить вынимать
мякоть помидора ложечкой. Развивать фантазию.
Как готовить:
Яйца располагаем на тарелке вертикально (ставим на тупой конец). Срезаем
горизонтально верхушки с яиц (острые концы). Помидор тщательно моем и
обтираем салфеткой. Разрезаем помидор пополам, выбираем ложечкой
мякоть. Это будут шляпки. Теперь нам осталось только собрать наш грибок.
На ножки из яиц кладем помидорные шляпки. Из зелени укропа создаем
травку на «полянке». Майонезом рисуем крапинки на мухоморах.
Закуска «Кораблики»
Цель: Закрепить ранее полученные умения на практике, развивать
творчество.
Как готовить: Яйца очистить от скорлупы и разделить пополам. Желток
вытащить и выложить в отдельную посуду. Украсить шпажками
(зубочистками) с надетыми на них «парусами» из вареной колбасы, кусочка
сыра. Выложить «эскадру» на листья салата.
Пирожное «Чизкейк»
Цель: Учить пользоваться блендером. Развивать фантазию, воспитывать
аккуратность.
Как готовить: Печенье разломать, при помощи скалки, на мелкие кусочки.
Выложить в формочку. Смешать при помощи блендера творог, сахар,
сметану. Выложить эту смесь на печенье, разровнять.
Конфеты из творога.
Цель: Совершенствовать умение смешивать продукты блендером. Учить
скатывать не большие шарики из массы. Воспитывать аккуратность.
Как готовить: Взять 200г творога, 3 ст.л сахарной пудры, 2 ст.л какао,1 ст.л
сметаны, шоколад.
В чашку складываем творог, пудру, порошок какао. Добавляем сметаны и
смешиваем ингредиенты блендером до однородности. Творожная масса
должна держать форму. Шоколадку натрем на терке. Шоколада на эту норму
продуктов уходит примерно пятьдесят граммов. Руками, или ложкой делим
творожную массу на 14-15 шариков. Каждый шарик прокатываем в
шоколадной стружке.
Закуска из лаваша «Елочка»
Цель: Совершенствовать умение в работе с ножом, умение смешивать
продукты. Развивать фантазию.
Как готовить: круглый лаваш, майонез, пучок укропа, соломка. Для
украшения перец красный, кукуруза и т.д.
Листы лаваша разрезаем на треугольники, вставляем соломку – это ножка
елки. Намазать лаваш смесью майонеза смешанным с мелко порезанным
укропом. Украсить елочку.
Овощное ассорти «Съедобная елочка»
Цель: Совершенствовать умение пользоваться ножом. Развивать фантазию.
Как готовить: взять огурчик, свежий или соленый, среднего размера,
разрезать его на три части, каждую часть поделить вдоль, а эти половинки
нарезать соломкой. Выложить елочку из огурцов, а веточки покрыть «снегом»
из майонеза. Украсить елочку помидорами, маслинами, кукурузой.
Бутерброд «Мобильный телефон»
Цель: Познакомить детей с образованием слова «бутерброд», учить нарезать
овощи, аккуратно выкладывать на хлеб. Удовлетворять потребность детей в
проявлении самостоятельности, фантазии.
Как готовить: порезать хлеб, намазать его маслом. Почистить яйца, отделить
белок натереть на терке, посыпать на масло. Из кукурузы или горошка
делаем кнопки, а из отварной моркови или сыра, или отварного мяса сделать
экран.
Бутерброд «Цветочек»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить использовать кухонное
оборудование, развивать фантазию.
Как готовить: порезать батон, смазать майонезом смешанным с тертым
яйцом. Украсить крабовыми палочками – выложить их в форме цветочка,
серединку сделать из консервированной кукурузы.
Приготовление чая
Цель: Познакомить детей с процессом приготовления чая, дать представление
об основных видах чая. Игровое упражнение «Сравнение черного и зеленого
чая».
Коктейль «Апельсиновый»
Цель: Познакомить детей с технологией приготовления коктейля, учить
использовать бытовые приборы. Удовлетворять потребность детей быть
творцом.
Как готовить: Вкусным, ярким и свежим получится молочно-апельсиновый
коктейль. Для этого подготовьте: стакан апельсинового сока; половина
стакана молока; 100 граммов сливочного мороженого; несколько долек
апельсина для украшения. В блендер нужно влить молоко и апельсиновый
сок. Туда же положите и мороженое. Всё хорошо взбейте. Разлейте коктейль
по бокалам и каждый из них украсьте долькой апельсина.
Пирожное «Муравейник»
Цель: Учить пользоваться скалкой, теркой. Умение оформлять пирожное,
воспитывать аккуратность.
Как готовить: взять печенье – 600 гр. (типа топленое молоко), сливочное
масло – 100 гр., вареная сгущенка – 1 банка, сметана 1 столовая ложка,
шоколад для обсыпки. Печенье кладем в пакет и измельчаем скалкой на
кусочки, не слишком мелко. Затем чашку с печеньем отставляем и готовим
крем. Сгущенку выкладываем из банки в глубокую чашку. Сюда же кладем
масло комнатной температуры и сметану. Миксером взбиваем ингредиенты
до получения однородного, довольно жидкого крема. Теперь в готовый крем
партиями засыпаем ломаное печенье и перемешиваем ложкой. Затем
добавляем еще печенья, перемешиваем, и так, пока все печенье не
закончится. Все печенье должно покрыться кремом. Готовую массу ложкой
выкладываем в виде муравьиной кучи, горкой. Охлажденную плитку
шоколада трем через терку с большими отверстиями прямо на пирожное.
Пирожное «Башенки»
Цель: Учить вырезать из готового бисквита формочками, совершенствовать в
нарезке фруктов.
Как готовить: Взять корж бисквитный, яблоко, банан, молоко сгущенное
вареное 4ст. ложки, взбитые сливки, орехи грецкие рубленые. Нарезаем
яблоко и банан. Из коржа с помощью выемок вырежьте кружки одинакового
размера. Кружки бисквита смажьте сгущенным молоком. На них выложите,
чередуя, ломтики яблок и банана, накройте фрукты кружками бисквита.
Операцию повторите. Оформите «башенки» взбитыми сливками и посыпьте
рублеными орехами.
Фруктовый салат с йогуртом
Цель: Закрепить названия фруктов, продолжать знакомить детей с
разнообразием салатов и различной заправкой. Развивать любознательность.
Как готовить: Порезать фрукты : яблоко, мандарин, виноград. Заправить
йогуртом.
Салат из фруктов «Грибная полянка»
Цели: Закреплять названия фруктов. Учить накалывать фрукты на
зубочистки. Упражнять в работе с ножом. Развивать фантазию.
Как готовить: Взять банан, разрезать его на три части, почистить, и сразу
поставить его на сухую тарелку. Банан пускает на срезе жидкость и буквально
присасывается к тарелке. Разрезаем яблоко на две половинки, удаляем
сердцевину. Апельсин или мандарин почистить, разделить на две половинки.
Вместо яблочка можно взять нектарин или персик. Начинаем собирать наши
грибочки – половинки фруктов выкладываем на наши «ножки», чтобы не
съехали закрепляем зубочистками. Украсить травкой из мяты.
Салат «Винегрет»
Цели: Продолжать учить детей правильно пользоваться ножом и нарезать
овощи кубиками. Воспитывать аккуратность.
Как готовить: вареную свеклу, морковь, картофель почистить, нарезать
кубиками. Также порезать кубиками соленый огурец, мелко порезать лучок.
Все овощи высыпать в миску, добавить квашеную капусту, зеленый горошек,
растительное масло. Аккуратно перемешать.
Холодный суп «Окрошка»
Цели: Продолжать учить детей правильно пользоваться ножом, мелко
нарезать зелень. Воспитывать аккуратность.
Как готовить: Вареный картофель, свежий огурец, редис порезать кубиками.
Зеленый лук, укроп измельчить. Сложить овощи и зелень в большую миску.
Порезать кубиками колбасу или мясо, покрошить вареные яйца, положить в
миску. Перемешиваем аккуратно и можно добавлять квас. Разливаем по
тарелочкам, добавляем сметану и соль. Окрошка – популярное блюдо
русской кухни. Его название происходит от слова «крошить». Рецепт
окрошки можно описать просто – это мелко нарезанные свежие овощи,
поэтому в овощах сохраняются витамины, залитые холодной жидкостью.
Традиционной основой блюда считается квас, хотя в старину ее заливали
огуречным или капустным рассолом.
Приложение № 2
Сказка про творог
Жила – была на свете бактерия. И от чего – то у бактерии всегда было кислое
настроение. На улице хорошая погода –она куксится, птички поют – она
кривится, дети смеются – она киснет. Её так и звали – Кислючка. И не было у
Кислючки большей радости, как все вокруг сделать тоже кислым. Улыбается
человек, так она с воздухом залетит в рот и станет тому человеку сразу так
кисло, будто он лимон съел. Но потом мало показалось Кислючке
понемножку вредничать, принялась она продукты портить то в кружку с чаем
заберется и чай станет противным, кислым, то фрукты и овощи портит так,
что они начинают гнить. А однажды забралась Кислючка в кувшин с
молоком, который рассеянная Хозяйка забыла убрать в погреб. Сидит в
кувшине Кислючка и думает : «Как же мне будет весело, когда Хозяйка это
молоко начнет пить, то – то у нее лицо скривится!»
А молоко вокруг стало уже каким – то густым. Пришла Хозяйка увидела, что
в кувшине с молоком что –то не в порядке, и решила попробовать странную
белую массу. Отпила глоточек и думает : « Кисловато, но вкусно! Пусть еще
кувшин постоит», и поставила кувшин в тепло, на протопленную печку, -
«посмотрю, что получится, все равно молоко пропало». А Кислинка все
сидит в кувшине и ждет, когда Хозяйка расстроится. Вот уже в кувшине
комочки начали образовываться, а под ними мутноватая жидкость. Кислинке
интересно стало, что же это такое вокруг происходит, никто не ругается : «
Чудеса, да и только!» Снова подошла Хозяйка к кувшину, заглянула внутрь и
увидела комочки и мутную жидкость: «Дайка я их отделю друг от друга».
Взяла и процедила через тонкую тряпочку всю жидкость, а комочки бережно
собрала. Получилась крупчатая белая горка, Хозяйка ее попробовала и
оказалась эта масса такой вкусной и совсем не кислой, что Хозяйка
воскликнула : « Кто же это сделал такую вкуснотищу! Кто бы это не был – он
молодец!» Кислючку первый раз в жизни похвалили, и, оказалось, что это
очень приятно и радости добавляет больше, чем гадость кому – то сделанная.
С тех пор, как только Хозяйка оставляла открытым кувшин с молоком, кислая
бактерия по имени Кислинка сразу забиралась внутрь и превращала молоко в
простоквашу, а затем Хозяйка стала кувшин в теплое место и получался
творог. Хозяйка кормила вкусным творогом своих деток, а потом и внуков. А
потом она придумала много разных вкусностей, которые можно приготовить
из творога, все это записала и теперь наши мамы и бабушки тоже их готовят.
Очень люблю рассказ «Мухомор». Как ярко и выразительно описан в нем
этот гриб: сравнивается он с гномиком в красном колпачке и в кружевных
панталончиках! И рассказывается о том, даже ядовитый для человека гриб
обитателям леса полезен как лекарство!
Н. Сладков Мухомор
Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей
коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и
кружевных панталончиках: вот-вот зашевелится, в пояс поклонится и что-
нибудь скажет хорошее. И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не
совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют. Лоси,
бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах
разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат. В малых долях
мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это
знают. Знайте теперь и вы. Но только сами никогда — никогда! — не
пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор — может и
уморить!
- чем мухомор похож на гномика? где у него красная шапочка — колпачок?
Почему
колпачок
в
рассказе
называется
«бисерным»?
(украшен
белыми
бисеринками
—
покажите
ребенку
крупный
белый
бисер
и
найдите
бисеринки на шляпке мухомора) А где у мухомора белые штанишки —
панталончики с кружевами?
- чем полезен мухомор?
- можно ли людям срывать мухомор? почему?
Игра « Собери картинку»
Игра « Что растет?»
Ход игры
Обвести зеленым карандашом все что растет , а красным – что делают люди.
Лабиринт «Помоги мышонку добраться до творога»
Игра «Вспомни кто из героев испек творожные пончики»
Что изменилось?
Задачи. Развитие мышления, зрительного восприятия и внимания.
Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Посуда».
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображением
посуды, овощей, фруктов, ягод.
Ход игры
Педагог помещает на магнитную доску в ряд 5 -6 предметных картинок с
изображением посуды, овощей фруктов или ягод. Можно взять любые 5 – 6
предметных картинок. По предложению педагога дети рассматривают и
называют картинки. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет
две картинки местами. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось.
Расставь посуду
Задачи. Актуализация словаря по лексическим теме «Посуда».
Совершенствование фонематических процессов. Совершенствование
математических представлений (ориентировка на плоскости, порядковый
счет).
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображением
посуды, разноцветные бумажные ленты.
Ход игры
Педагог помещает на магнитную доску горизонтально три разноцветных
бумажных ленты – полки для посуды, а на столе рассыпает предметные
картинки с изображением предметов посуды. Дети получают задание
рассмотреть и назвать картинки, а потом поставить на полки по заданию
педагога картинки в три колонки. Дети выполняют задание. Педагог
предлагает им назвать сначала в одной, затем в остальных колонках.
Приготовь салат
Задачи. Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Ягоды». Дифференциация растений по месту произрастания.
Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Оборудование. Плоскостные изображения миски и салатницы, предметные
картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Ход игры
Педагог помещает на стол перед детьми плоскостные изображения салатницы
и миски, рассыпает предметные картинки с изображением фруктов, овощей,
ягод. Дети получают задание рассмотреть и назвать картинки, а потом
«приготовить» в салатнице овощной салат, а в миску сложить все остальные
продукты. Когда задание выполнено, дети рассказывают из чего они
приготовили салат, что лежит в миске. Работая над совершенствованием
навыков слогового анализа слов, можно предложить детям оставить в миске
только те продукты, названия которых делятся на два, а затем на три слога.
Самое вкусное варенье
Задачи. Актуализация словаря по лексическим темам «Фрукты», «Ягоды».
Совершенствование фонематических процессов.
Оборудование. Плоскостные изображения кастрюль, предметные картинки с
изображением фруктов, ягод.
Ход игры
Педагог выдает плоскостное изображение кастрюли, а на столе раскладывает
картинки с изображением фруктов и ягод. Он предлагает каждому ребенку
«сварить варенье» из ягод и фруктов с определенным звуком в названиях :
одному со звуком «к» (клубника, яблоко, крыжовник, земляника, брусника,
морошка, черника); другому со звуком «л» (слива, апельсин, облепиха,
малина, земляника, клюква); третьему со звуком «р» (груша, смородина,
крыжовник, брусника, морошка, черника; четвертому со звуком «в» вишня,
клубника, земляника, черника). Выполнив задание, каждый ребенок
рассказывает, из каких ягод и фруктов его варенье.
Кто умеет борщ варить?
Задачи. Формирование навыков социальной адаптации. Актуализация
словаря по лексическим теме «Посуда», «Продукты».
Оборудование. Магнитная доска, плоскостное изображение девочки
предметные картинки с изображением кастрюли с крышкой, предметные
картинки с изображением продуктов и посуды, схема приготовления борща.
Ход игры
Педагог помещает на магнитную доску плоскостное изображение девочки,
плоскостное изображение кастрюли, схему для приготовления борща и
предлагает детям помочь девочке приготовить борщ. Для этого надо сначала
выбрать картинки с изображением нужной посуды, потом – нужных
продуктов. Дети помещают на доску в ряд картинки с изображением нужной
посуды и комментируют выполнения задания, а потом, накладывают на
изображение кастрюли картинки с изображением продуктов в том порядке,
как указано на схеме.
Что лишнее?
Задачи. Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Ягоды», «Посуда». Развитие мышления, зрительного восприятия и
внимания.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изображением
посуды, овощей, фруктов, ягод.
Ход игры.
Педагог помещает на магнитную доску предметные картинки с
изображением ягод, и одну картинку с изображением овоща. Он предлагает
детям рассмотреть и назвать картинки, а потом определить, какая картинка
лишняя и почему. Аналогично можно провести игру для дифференциации
овощей или ягод по цвету или форме, посуды по видам, любых картинок по
наличию или отсутствию указанного звука.
Маленькая хозяйка
Задачи. Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Ягоды». Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
Оборудование. Магнитная доска, плоскостное изображение девочки, а на
столе, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Ход игры
Педагог помещает на магнитную доску плоскостное изображение девочки а
на столе, перед детьми рассыпаны предметные картинки с изображением
овощей, фруктов, ягод. Дети получают задание рассмотреть и назвать
картинки. А потом помочь девочке и поместить слева от нее фрукты, а справа
овощи или слева ягоды, а справа фрукты. Дети выполняют задание,
комментируя свои действия.
Разноцветные кастрюли
Задачи. Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Ягоды». Совершенствование фонематических процессов.
Совершенствование грамматического строя речи (использование имен
существительных в форме родительного падежа с предлогом).
Оборудование. Магнитная доска, плоскостные изображения кастрюль,
предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Ход игры
Игроки получают плоскостное изображение кастрюли и крышки к ней.
Педагог рассыпает на столе перед детьми предметные картинки с
изображением овощей, фруктов, ягод. По предложению педагога дети
рассматривают и называют картинки. Затем дети получают задания : отобрать
в свою кастрюлю овощи для борща, другой – щей, третий – фруктов для
компота, четвертый - ягод для варенья. Можно провести игру – соревнование
на скорость. Тогда победителем считается тот, кто первым разложит
картинки, поместив их на изображение кастрюли, и закроет кастрюлю
крышкой. В конце игры дети рассказывают из каких продуктов он приготовил
свое блюдо. Работая над совершенствованием фонематических процессов,
можно предложить детям в конце игры подобрать продукты с определенным
звуком в названии.
Картинки к играм : Игра что лишнее? Что изменилось? Разноцветные
кастрюли. Самое вкусное варенье. Расставь посуду. Маленькая
хозяйка. Приготовь салат. Что лишнее? Кто умеет борщ варить?
Словесная игра: « Ждем гостей»
Задачи. Развивать внимание, закреплять названия посуды, расширение
словаря.
Ход игры
Педагог говорит: « Сегодня к нам придут гости. Давайте накроем
праздничный стол. Я буду называть угощения или продукты, а вы скажите
куда нужно это положить.»
Например: сахар – в сахарницу, конфеты – в конфетницу, фрукты – в вазу и
т.д.
Игра: «Что это?»
Задачи. Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение
определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь
детей.
Ход игры
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином,
сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок
определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с
продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон,
клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
Игра – лото «Знаю все профессии»
Задачи. Научиться различать профессии, познакомиться с их особенностями,
развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагается большая карта, на которой изображен представитель
профессии. Педагог показывает маленькую карточку с изображенным на ней
предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать какой профессии
он соответствует и почему, затем выложить его на карту. Выигрывает тот. Кто
быстрее и правильно закроет свою карту.
Игра «Найди пару»
Задачи. Сопоставление предметов по признакам.
Игра «Противоположности»
Задачи. Развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти,
логического мышления.
сладки
й
кислый
твердый
мягкая
холодное
горячий
сладкий
соленая
мягкая
твердая
белое
черный
соленые
сладкие
Игра «Вкусная викторина»
Задачи. Развивать сообразительность, смекалку.
Ход игры
1. Назвать фрукт и овощ, разные по форме, но одного цвета (морковь,
апельсин).
2. Длинная еда (спагетти).
3. В названиях каких сказок встречаются названия овощей, фруктов (репка,
Чипполлино, Петушок и бобовое зернышко, мешок яблок).
4. Любимое блюдо Карлсона (варенье).
Что заказал Буратино в харчевне «Три пескаря» (три корочки хлеба).
5. Дырявый продукт (сыр).
6. Чем вылечили Деда Мороза из мультфильма «Дед Мороз и лето»
(мороженым».
7. Что из перечисленного не является фруктом? (свекла, ананас, яблоко).
8. Какой из этих фруктов зеленый и снаружи, и внутри ? (арбуз, яблоко,
киви).
9. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. Что это? (помидор, свела,
арбуз).
10. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (кабачок, патиссон,
картошка)
11. Во что превратилась карета Золушки? (в арбуз, в дыню, в тыкву).ессы в
сказке Г.Х. Андерсена? (горошина, луковица, семечка от арбуза).
12. Без чего Винни – Пух не мог прожить ни дня? ( мармелад, мед,
мороженое)
13. Какой овощ дал название вкусному пирожному? (картошка, редиска,
морковка).