Автор: Крупина Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №107"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: « Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок».
Раздел: начальное образование
Тема: « Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок».
Тип урока
Знакомство с новым материалом
Дидактическая
цель
Ознакомить с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и
без скобок, содержащими сложение и вычитание.
Планируемые
результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё
предположение
на
основе
работы
с
материалом
учебника;
уметь
работать
по
коллективно
составленному
плану;
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе
его
оценки
и
учёта
характера
сделанных
ошибок;
планировать
своё
действие
в
соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
учиться
работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник,
свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь создавать модели и схемы для
решения задач; моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов
(Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь выполнять действия в выражениях со скобками.
Основные
понятия
Скобки, выражения со скобками, порядок действий.
Ресурсы:
- основные
-дополнитель-
ные
В. Рудницкая "Математика". Учебник для 1-ого класса. Часть 2. Рабочая тетрадь В. Рудницкая.
1 класс.
- проектор, экран, компьютер, раздаточный материал
- презентация
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах
Этап урока и его цели
Содержание урока
Планируемые
результаты
I.
Мотивация
к
учебной
деятельности
Цели:
- актуализировать требования
к ученику со стороны учебной
деятельности;
-
с о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
возникновения
у
учеников
внут ренней
п о т р е б н о с т и
в к л ю ч е н и я
в
у ч е б н у ю
деятельность;
- уточнить тип урока;
- В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же
сегодня каждый лучик доберется до вас и не только согреет
своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих
знаниях.
У нас сегодня на уроке математики
присутствует много
гостей, давайте их поприветствуем.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте. слайд
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового
знания)
Оформлять свои мысли в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативные УУД)
-
наметить
шаги
учебной
деятельности.
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я
не знаю?», «Сам найду способ»)
I I .
А к т у а л и з а ц и я
и
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
пробном
учебном действии.
Цели:
-
организовать
актуализацию
умений;
-
организует
выполнение
учащимися пробного учебного
действия;
-
организовать
фиксирования
учащимися
индивидуального
затруднения;
-
уточнить
следующий
шаг
учебной деятельности.
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?
(День Космонавтики)
-Почему именно в этот день мы отмечаем этот праздник?
(12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий Гагарин
совершил первый полет в космос) слайд
- А хотели бы вы отправиться в космическое путешествие?
(Конечно.)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (умным,
сильным…)
Сегодня мы с вами совершим полет в неизведанное
космическое пространство.
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Вы знаете, что прежде чем отправиться в полет космонавтам
необходимо пройти специальную подготовку. Работать мы
будем парами. слайд
Работа в парах:
-работать дружно
-быть внимательными друг к другу, вежливыми
-вовремя оказывать помощь
Оформлять свои мысли в
устной
и
письменной
форме
(Коммуникативные УУД)
Оценивать
правильность
выполнения
действия
на
у р о в н е
а д е к в а т н о й
ретроспективной
оценки,
обосновывать
п р а в и л ь н о с т ь
и л и
ошибочность результата
(Регулятивные УУД).
Прикоснитесь ладошками друг к другу (это придаст вам
уверенности в том, что все у нас получится) и пожелайте
друг другу удачи. Будьте внимательны. Точно и правильно
выполняйте задание. слайд
Проверка.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Но прежде чем отправиться в космическое путешествие,
нужно построить ракету. Посмотрите на доску. Здесь вы
видите отдельные части нашей ракеты, которую мы сможем
собрать. Приступаем к работе.
-Итак, ракету мы с вами построили. И теперь необходимо
проверить работу бортовых систем. Положите перед собой
пульт управления, на котором зашифровано слово. Чтобы
его отгадать, вам необходимо расположить цифры в порядке
возрастания и под ними запишите соответствующие буквы
(1ряд-корабль, 2-к полету, 3-готов).
6
10
20
14
16
1
18
О
Р
Ь
А
Б
К
Л
2
16
14
19
18
7
1
П
Ё
Л
У
Т
О
К
4
18
11
7
3
О
В
О
Т
Г
Корабль к полету готов.
Внимание! Пристегнуть ремни! Завести мотор! Начинаем
обратный отсчет.
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск! Мы в полете! слайд
Раз, два!
Скорость света!
Три, четыре!
Мы летим!
На далекие планеты
Поскорей попасть хотим!
Физкультминутка для глаз.
Космонавты во время полета выполняют сложные задания,
проводят опыты и наблюдения. Вот нам предстоит
выполнить космическое задание.
– Рассмотрите примеры. На какие две группы можно их
распределить?
16 – 6
13 – 4 + 5
9 + 4
10 – 6 +3
– Назовите примеры, состоящие из 1 действия? Из 2
действий?
– Будем работать с примерами, состоящими из 2-х действий.
– Запишите их на листочках.
– Чтобы вычислить их необходимо использовать правило
при решении примеров, состоящих из 2-х действий?
(Находим значения, решая примеры по порядку слева
направо). Проверка детьми.
На доске:
10 – 6 + 3 = 7
10 – 6 + 3 = 1
– Ребята посмотрите, как я решила пример.
III.
Выявление
места
и
причины затруднения
Цели:
В каком месте возникло затруднение?
– Что вас удивляет? Что интересного заметили?
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
-
в ы я в и т ь
м е с т о
( ш а г,
операция) затруднения;
-
зафиксировать
во
внешней
речи причину затруднения.
– Значит над каким вопросом подумаем?
– Давайте рассуждать.
– Чем отличаются правые части…
– Чем отличаются левые части? Какие есть идеи?
– Какой порядок действий в 1-ом примере?
– Во втором?
– В каком примере мы действовали по правилу?
– А во втором примере, что мы делали?
Мы нарушили правило!
– Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется
первым?
п о м о щ ь ю
у ч и т е л я
(Познавательные УУД)
IV. Открытие нового знания.
Цели:
-
организовать
постановку
цели урока;
-
организовать
составление
совместного плана действий;
- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду
способ»)
Для того нам надо объединиться в группы.
Работа в группах:
-обращайся с товарищами вежливо
У м е т ь определять
и
формулировать
цель
на
уроке с помощью учителя;
проговаривать
последовательность
д е й с т в и й
н а
у р о к е ;
- определить средства;
-
уточнить
следующий
шаг
учебной деятельности.
-
реализовать
построенный
проект
в
соответствии
с
планом;
- зафиксировать новое знание
в речи и знаках;
-
организовать
устранение
и
фиксирование
преодоления
затруднения;
- уточнить тему урока.
- учись слушать мнение других
-учись доказывать свою точку зрения
-работая с источниками информации (со словарем, книгой)
выделяй главное
- Наметим наш план действий:
1. Сделаем свои предположения.
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии.
- Какая тема урока сегодня?
Цель
урока:
Ознакомить
с
порядком
выполнения
арифметических
действий
в
выражениях
со
скобками,
содержащими сложение и вычитание.
- Скобка – это знак препинания или математический знак в
виде отвесной черты (Закругленной, фигурной, квадратной
или прямой наклонной).
- Мы сегодня поговорим о закругленных скобках. Скобки
играют важную роль при решении выражений. При
п л а н и р о в а т ь
с в о ё
действие в соответствии с
поставленной
задачей
(Регулятивные УУД).
Добывать
новые
знания:
н а ход и т ь
о т в е т ы
н а
в о п р о с ы ,
и с п о л ь з у я
учебник,
свой
жизненный
опыт
и
информацию, полученную
н а
у р о к е
(Познавательные УУД).
У ч и т ь с я
р а б о т а т ь
в
группе,
формулировать
собственное
мнение
и
п о з и ц и ю ;
с о в м е с т н о
д о г о в а р и в а т ь с я
о
правилах
общения
и
следовать им
(Коммуникативные УУД).
решении примеров со скобками сначала выполняется
действия в скобках.
Догадались ребята, в каком примере необходимо поставить
скобки?
10 – 6 + 3 = 7
10 – (6 + 3) = 1
Что показывают скобки?
Показать какое действие выполняется первым помогут
цифры, которые мы запишем над знаком действия.
М о д е л и р о в а т ь ,
т . е .
обобщенно
фиксировать
существенные
признаки
объектов
(Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление с
п р о г о в а р и в а н и е м
в о
внешней речи
Цель:
-
организовать
усвоение
учениками
нового
способа
действий
с
проговариванием
во внешней речи.
- создать, по возможности, для
каждого
ученика
ситуацию
успеха, мотивирующую его к
Продолжаем работать в группах.
- Расставьте скобки в карточках, лежащих у вас на столе так,
чтобы значение выражение было верным.
7 + 7 – 9 = 5
13 – 8 + 1 = 4
-Проверим
-Кто выполнил все правильно? (сигнальная карточка
зеленая)
-Кто допустил ошибку (красная карточка)
Вывод: при решении примеров со скобками сначала
выполняется действия в скобках.
Оформлять свои мысли в
устной
и
письменной
форме
(Коммуникативные УУД).
включению
в
дальнейшую
познавательную деятельность.
-Чем отличается решение примеров со скобками от
примеров без скобок? ( При решении примеров со скобками
действия выполняются сначала в скобках, а при решении без
скобок только по порядку слева направо).
Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Цели:
-
организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы на новое знание;
-
организовать
самопроверку
по эталону;
-
организовать
выявление
места и причины затруднений,
работу над ошибками.
Предлагаю самостоятельно выполнить задание в
учебнике. Страница задание 2.
Несколько человек оформляют записи на доске с обратной
стороны.
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
В каком месте ошибки?
В чём причина?
Исправьте ошибки.
Тест
1. Укажите, какое действие будете выполнять первым.
8 – (3 + 4)
2. Укажите, какое действие будете выполнять вторым.
4 + (7 – 5)
П л а н и р о в а т ь
с в о ё
действие в соответствии с
поставленной
задачей
(Регулятивные УУД).
Уметь создавать модели и
схемы для решения задач
(Познавательные УУД).
Вносить
необходимые
коррективы
в
действие
после его завершения на
основе его оценки и учёта
характера
с д е л а н н ы х
о ш и б о к
(Регулятивные
УУД)
3. Укажите пример с результатом 10.
12 – (2 + 8)
(17 – 7) + 0
4. Расставьте порядок действий в примерах
7 + (8 – 5)
(6 + 5) – 3
Проверка по слайдам.
VIII.
Рефлексия
учебной
деятельности на уроке (итог)
Цели:
-
з а ф и к с и р о в а т ь
н о в о е
содержание,
изученное
на
уроке;
-
организовать
рефлексию
и
с а м о о ц е н к у
у ч е н и к а м и
с о б с т в е н н о й
у ч е б н о й
деятельности.
-
с о о т н е с т и
е е
ц е л ь
и
результаты,
зафиксировать
-Посмотрите в иллюминаторы. (слайд)
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на
Землю. Пока наша ракета осуществляет посадку, давайте
вспомним тему урока.
- С каким понятием познакомились? Какую цель ставили?
Достигли цели?
- Что узнали нового? (Чтобы правильно решить выражение
со скобками мы должны соблюдать порядок действий.
Помнить, что первыми выполняются действия записанные в
скобках)
- Ю.А.Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев
Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а
Оценивать
правильность
выполнения
действия
на
у р о в н е
а д е к в а т н о й
ретроспективной
оценки.
(Регулятивные УУД).
С п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
критерия
успешно сти
учебной
деятельно сти
(Личностные УУД)
степень
их
соответствия,
и
наметить
дальнейшие
цели
деятельности.
не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого
летчика-космонавта.
Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку. Во
время полета мы проделали большую работу.
Кто не делал ошибок? Кто разобрался?
Оцените
свою
работу
на
уроке:
зелёный
цвет
(не
было
ошибок), жёлтый цвет (были ошибки), красный цвет (не
смог выполнить ни одного задания).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 107»
Конспект урока
по теме: «Порядок выполнения арифметических действий
в выражениях со скобками и без скобок».
Методическая тема: «Формирование регулятивных УУД».
Учитель начальных классов:
Крупина Екатерина Юрьевна
Новокузнецк, 2014