Напоминание

Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе.


Автор: Котенева Надежда Александровна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Учебное заведение: МБУ "Школа №85"
Населённый пункт: г. Тольятти Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Котенева Надежда Александровна

МБУ «Школа №85» г. о. Тольятти

Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного

искусства и технологии в общеобразовательной школе.

Значение

уроков

ИЗО

и

технологии

(выполнение

проектов)

для

развития

творческих способностей обучающихся исключительно велико, так как оно

обладает многими ценными свойствами. Интегрируя уроки ИЗО и технологии

при выполнении индивидуальных и творческих проектов, тесно соприкасаясь с

народным

декоративно

-

прикладным

искусством,

в

высокой

степени

способствует эстетическому воспитанию школьников и развитию творческого

потенциала.

Декоративно-прикладному

искусству

учащиеся

отдают

особое

предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в

большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных

видов работы. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых,

оригинальных

продуктов,

новых

результатов,

имеющих

общественное

значение.

Творчество

неотделимо

от

знаний,

умений,

а

эмоции

сопровождают

творчество,

одухотворяют

деятельность

человека.

При

решении

каких-либо

задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто

новое.

Вот

здесь-то

и

требуется

развитие

особых

качеств

ума,

такие

как

наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и

воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Развивать

способности

-

это,

значит,

вооружать

ребенка

способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности.

Для эффективного развития творческих способностей, учащихся необходимо:

Выявлять и развивать креативные способности детей, которые необходимы

для

практиче ской

творче ской

деятельно сти

в

рамках

у р о ко в

изобразительного

искусства

и

выполнения

проектных

заданий

на

уроках

технологии.

1

Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизация

творческого

воображения,

развитие

мелкой

моторики,

стимулирование

умственной и практической деятельности.

Выявлять

и

использовать

эффективные

приемы

развития

творческих

способностей на уроках изобразительного искусства и технологии.

Для

привлечения

к

творчеству

педагог

должен

учитывать

многие

факторы, которые развивают обучающегося:

Отдавать приоритет интересам, личным качествам, навыкам, склонностям

ученика. Ведь ученик не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект

творчества.

Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения

стоящей перед ним творческой задачи при выполнении заданий.

При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может

увлечь детей, насколько возможно окружить ученика такой средой и такой

системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную

его творческую деятельность.

Для проявления интереса к творчеству на уроках ИЗО и технологии (при

выполнении

творческих

проектов)

необходимо

использовать

следующие

принципы:

1.Ребенок

должен

иметь

максимальную

свободу

для

проявления

творческой инициативы, творческой деятельности как при индивидуальном, так

и групповом исполнении заданий.

2.

Ученические

работы

никогда

не

должен

подвергаться

критике,

а

наоборот, воодушевлять обучающегося, чтобы он продолжал творить далее.

3.Знакомство

с

различными,

художественными

материалами

и

техническими средствами.

4. Использование индивидуального подхода, а также различных методик,

особенно игровых и коллективных.

5. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять

работы, учащихся на показ для зрителей.

Система

обучения

на

уроках

ИЗО

и

технологии

и

во

внеурочной

деятельности должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась

2

возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого можно

добиться, используя технологию проектного обучения.

Проектное обучение в школе заключается в следующем:

создание банка проектных работ в помощь учащимся и педагогам;

диссеминация

моего

опыта

работы

в

данном

направлении

(участие

в

конкурсах, семинарах и т. д.);

участие

в

школьных,

городских

научно-практических

конференциях,

обмен

опытом с коллегами по данному вопросу, консультирование педагогов.

Участие учащихся в конкурсах рисунков и творческих проектов по технологии

различного уровня.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных

технологий,

способ

организации

самостоятельной

деятельности

учащихся,

направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе

проблемный

подход,

групповые

методы,

рефлексивные,

презентативные,

исследовательские, поисковые и прочие методики.

Опыт заключается:

в

системном

подходе

использования

метода

проектов

на

уроках

изобразительного искусства и технологии во внеурочной деятельности;

в

разработке

системы

развивающих

художественно-творческих

заданий

для

учащихся на уроках изобразительного искусства;

в формировании у учащихся надпредметных умений: планирование,

организация, рефлексия, сотрудничество;

в расширении арсенала изобразительных средств на уроках ИЗО и различных

материалов для выполнения проектных заданий на уроках технологии с целью

достижения наибольшей художественной выразительности детских работ. Для

развития

творческих

способностей

учащихся

на

уроках

изобразительного

искусства

и

технологии

при

выполнении

проектов,

можно

использовать

следующие методы обучения:

Метод

«открытий». Творческая

деятельность

порождает

новую

идею

открытие.

3

М е т о д

и н д и в и д у а л ь н о й

и к о л л е к т и в н о й

п о и с к о в о й

деятельности. Поисковая

деятельно сть

стимулирует

т в о рч е с к у ю

активность учащихся, помогает найти верное решение из вех возможных.

Метод

свободы в системе ограничений.

С

одной

стороны,

постоянно

активизировать

творческие

способности

учащихся

в

широкой

палитре

возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик (группа учеников) – собеседники.

Метод

сравнений. Путь

активизации

творческого

мышления.

На

уроках

необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и

той же задачи.

Одним

из

действенных

средств

поддержания

интереса

к

урокам

изобразительного

искусства

и

технологии

являются

выставки

и

конкурсы

творческих работ, учащихся.

Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои

способности,

можно

использовать

на

уроках

изобразительного

искусства

различные

техники:

«акватипия»,

«граттаж»,

«набрызги»,

«эстамп»,

«кляксография», «монотипия», . и т.д. В выполнении заданий можно предлагать

учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения,

например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; рисование по смятой

бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов,

печатание изображений различными способами и материалами и т.д. на уроках

технологии при выполнении творческих проектов «Подарок своими руками»

можно использовать техники «квиллинг», «батик», «бисероплетение», «соленое

тесто» и др.

Эти задания относительно просты, но в развитии творческого

воображения

незаменимы,

так

как

позволяют

учащимся

понять

механизм

создания и почувствовать себя в роли творца.

Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха,

которую необходимо создавать на уроках. Каждый ученик интересен на уроке

как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На

уроках ИЗО и технологии учащиеся могут быть открывателями, творцами, они

4

могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении

счастье.

5



В раздел образования