Напоминание

тренинговое занятие для старшеклассников "Как научиться не откладывать дела на потом"


Автор: Милютина Елена Андреевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей–интернат"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тренинговое занятие для старшеклассников "Как научиться не откладывать дела на потом"
Раздел: среднее образование





Назад




Тренинговое занятие для учащихся 10-11 классов.

«Как научится не откладывать важные дела на потом»

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 15-17 лет.

Необходимые

материалы:

столы,

стулья,

листы

бумаги

к

упражнениям,

ватман, ручки, маркеры, декоративные камешки, весы.

Цель занятия: научить старшеклассников практичным инструментам

тайм-менеджмента.

Задачи:

- актуализировать проблему;

- познакомить и обучить эффективным способам не откладыванию дел на

потом, а именно планированию и распределению времени;

-отработать на практике данные способы.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога:

«Рrocrastination»

или

хроническое

«я

сделаю

это

завтра».

Как

часто

мы

собираемся

начать

что-то

новое,

например,

учить

иностранный

язык,

готовиться

к

ЕГЭ,

начать

делать

зарядку

или

«сесть»

на

диету

с

понедельника, с начала месяца, с нового года, но так и не начинаем это

делать. «Прокрастинация – проблема современного человека» тема нашего

обсуждения

сегодня.

Прокрастинация

психологический

термин,

означающий

привычку откладывать выполнение запланированных дел на

потом.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: введение в тему, активизация группы.

Учащимся предлагается разделиться на две группы («адвокаты» и

«прокуроры») и вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы для защиты

или опровержении такого феномена как «прокрастинация».

1. Группа «Прокуроры». Делу время, а потехе — час. Сделал дело —

гуляй смело. Семеро одного не ждут. Что посеешь - то и пожнешь. «Не

1

откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня». Без дела жить

— только небо коптить. Хороша ложка к обеду.

2 Группа «Адвокаты». «Не спеши выполнять приказ, вдруг отменят».

«Утро вечера мудренее». «Работа не волк в лес не убежит». «Один в поле

не воин». «От работы кони дохнут». «Я подумаю об этом завтра». Лучше

синица в руке, чем журавль в небе. Всех дел не переделаешь.

Упражнение «Прокрастинатор или еще нет?»

Цель: актуализация проблемы.

Учащимся предлагается отметить на листке «да», если они наблюдают у себя

следующие признаки:

1.

Если

в

большинстве

случаев,

в

начале

выполнения

чего-то,

у

вас

возникает желание отвлечься, переключиться и чуток передохнуть, то

отметьте «да».

2.

Если собственноручно составленные планы хронически нарушаются,

опять же без веских причин, а вопрос: «Почему не делаю, то что

намечено?», не имеет убедительных ответов, то можете смело отметить

снова «да».

3.

Если на задачу вы планировали потратить n-ное количество времени, а

реально

тратите

n

*

nnn,

потому

что

постоянно

отвлекаетесь

на

внешние «шумы», при этом понимаете, что сроки затянуты, ищите себе

оправдания,

придумываете

что

сказать,

тому,

кто

задаст

вопрос:

«Почему не сделано?», выслушиваете нелицеприятные отзывы о своей

неуспеваемости и ее последствиях, то отметьте «да».

4.

Систематические,

хронические

срывы

сроков,

невыполнение

обещанного,

порученного,

запланированного,

в

сочетании

со

стремлением увильнуть, и уклониться от обязанностей, при отсутствии

весомых причин – все это тоже «да».

5.

Появление волны недовольства со всех сторон, когда «все они как

сговорились»: дома, на учебе, друзья, тренер, знакомые… И все как

один, недовольны тем, что вы нарушаете свои обещания и обязанности,

2

нарушаете системно, из раза в раз, чем почти неминуемо навлекаете на

себя недовольство и настраиваете сами против себя близкое окружение.

Тогда тоже отметьте «да».

Всё это признаки прокрастинации. Если вы наблюдаете у себя более

трех признаков можете определенно точно назвать себя «прокрастинатором».

Мозговой штурм «Возможные причины откладывания на потом».

Цель: проанализировать причину собственной проблемы.

Необходимые материалы: лист бумаги, ручка, ватман, маркеры.

Учащимся в группах предлагается составить список причин прокрастинации.

Перечень

причин

можно

расширять

до

бесконечности,

так

как

причины

прокрастинации напрямую зависят от личностных особенностей, характера и

выбираемого типа поведения человека, однако стоит обобщить причины и

выделить основные:

- неясность задания и неопределенный исход, результат дела,

-

отсутствие

навыка

планирования

и

выделения

приоритетных

задач, в этом случае часто все откладывается до последнего момента, а потом

выполняются наспех,

- отсутствие интереса к тем задачам и делам, которые необходимо

выполнить,

-

страхи.

Страх

ответственности,

страх

успеха,

страх

перед

объемом задачи (задача кажется невыполнимой), страх нового и неизвестно,

страх провала и неудачи (перфекционизм)…. т.д.

Упражнение «Начни планировать».

Цель: отработать технологию планирования.

Необходимые материалы: лист бумаги и ручка.

Задание

1.

Прямо

сейчас

поставьте

перед

собой

четкую

внятную

цель,

которую вы хотели бы достигнуть ровно через год. Цель может быть связана

с

учебой,

хобби

или

личным

развитием,

она

должна

быть

четкой

и

реалистичной, т.е. такой чтобы через год можно было определить, достигли

вы ее или нет.

3

Задание 2. Запишите, что вы получите, когда цель будет реализована, что

будете чувствовать, что с вами произойдет.

Задание 3.

Запишите, на что вам придется пойти ради достижения цели,

какие жертвы принести (силы, время, деньги, развлечения и т.д.), от чего

придется отказаться.

Задание 4. Запишите по итоговый план «что?» и «за чем?» вы будете делать

для реализации цели, укажите сроки. Ставьте реалистичные сроки, если будет

необходимость

сроки

можно

смещать,

однако

не

стоит

растягивать

достижение к цели, нужно быть постоянно в тонусе.

Задание 5. С сегодняшнего дня приступайте к выполнению плана.

Обсуждение упражнения.

1. Какие чувства испытывали при выполнении задания. 2. Что было сделать

легко, что трудно? 3. Как вы считаете, насколько будет успешна теперь

реализация вашей цели?

Упражнение «Начни действовать».

Задание 1. Напишите три важных дела или решение проблемы, которое вы

откладываете уже некоторое время.

Задание 2. Расставьте приоритетность по степени значимости для вас.

Задание

3.

Прямо

сейчас

после

того

как

закончится

наше

занятие

приступайте к выполнению этого дела.

Рефлексия.

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было

время, проведенное на тренинге.

Необходимые материалы: весы, декоративные камешки.

Учащимся необходимо оценить насколько было полезным

занятие и положить черный или белый камешек на чашу весов, объясняя свой

выбор (или не объясняя).

4

Используемая литература.

1.

Лукашенко

М.

Тайм-менеджмент

для

детей:

Книга

продвинутых

родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.

2.

Шухова Н., Организация времени старшеклассника (из опыта проведения

занятий).-

Научно-учебный

центр

психологии

Новосибирского

госуниверситета, 1996;

3.

А. Лакейн, «Искусство успевать», 2006 г.

4.

Уроки лидерства Ростислава Гандапаса. Видео уроки Урок 1. «Никогда и

ничего не откладывай».

5



В раздел образования