Напоминание

Разитие музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания музыки


Автор: Ускова Ольга Юрьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ – детский сад № 50 "Ручеёк"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Разитие музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания музыки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания

музыки.

Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие

музыкального восприятия. Управлять процессом музыкального воспитания

музыкальный руководитель может, учитывая закономерности развития

восприятия.

Что же такое восприятие? Это отражение предметов или явлений

действительности в совокупности их отдельных свойств ( цвета, формы и т.д.),

которые в данный момент оказывают действие на органы чувств.

Основой восприятия искусства является какой-либо эстетический объект, т.е.

художественно произведение ( картина или музыкальное произведение). Именно

способность человека чувствовать красоту окружающего мира и лежит в основе

эстетического восприятия.

Музыкальное восприятие является частью эстетического восприятия.

Музыкальное восприятие обладает свойствами, характеризующими восприятие

искусства в целом, а так же имеет некоторые особенности, обусловленные

спецификой музыкального искусства. Существует четыре вида восприятия

музыки. Это:

1.

Образность.

В процессе восприятия музыкального произведения у ребёнка создаётся

его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом.

Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых

композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный

образ.

2.

Целостность.

Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в

то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов

музыкальной речи: мелодии, ритма, тембра.

3.

Эмоциональность.

Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты

музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка.

Эстетическая эмоциональность является основным свойством

полноценного музыкального восприятия. Музыка способна оказывать

влияние на эмоциональную сферу человека. Эмоциональность –

неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

4.

Осознанность.

Восприятие невозможно без осознания воспринимаемого, т.к.восприятие

тесно связано с мышлением. Многие музыковеды говорили о

необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой

музыки. Поэтому, одним из основных принципов музыкальной педагогики

является единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности

ребёнка: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских

музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает

как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется

посредством раздела слушание в ДОУ. Именно слушание музыки является одним

из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности. В процессе НОД по

музыкальному воспитанию дети учатся слушать и слышать музыку,

анализировать её. Воспитанию музыкальной культуры, развитию творческих

проявлений детей способствует методически правильно организованное

слушание музыки в ДОУ.

Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий.

1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На

этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе.

Часто, на начальном этапе знакомства с музыкальным произведением у

дошкольников возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. У

ребёнка рождаются определенные ассоциации, музыка волнует его, пробуждает

воображение. Главное, чтобы дети прочувствовали характер и настроение

музыки, восприняли музыкальный образ. На этой стадии развития музыкального

восприятия дошкольники достаточно точно выражают характер музыки в

мимике, жестах, моторно-двигательных проявлениях, и в словесных оценках.

Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта

музыка, выразить своё отношение к прослушанному.

2 стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения. У

детей формируется способность вслушиваться, выделять яркие особенности,

осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот

процесс происходит при повторном слушании. Ребёнок получает новые

положительные впечатления от музыки. При повторном слушании возникает

привыкание к музыкальному произведению. И если при первом прослушивании

ребёнок остался равнодушным, то при повторном слушании ситуация может

измениться в положительную сторону. Музыкальному руководителю следует

учитывать это, и при организации слушания, можно посвятить ещё несколько

занятий данному произведению. Таким образом, у детей накопится запас

любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.

3 стадия – восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое

обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. На этой стадии

активно взаимодействуют целостные эмоциональные впечатления от

музыкального произведения и осмысленное его восприятие, которое связано с

анализом средств музыкальной выразительности. Ребёнок слушает музыкальное

произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении, танце. На этой

стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.

Итак, восприятие музыкальных образов включает музыкально-слуховой и

жизненный опыт детей, поэтому носит творческий характер. Но, по словам

музыковедов, это- особое творчество, ведь чтобы по-настоящему слушать и

слышать музыку, нужна напряжённая работа ума и сердца. Слушая музыку,

ребёнок испытывает печаль и радость, разочарование и надежду…Важно помочь

ему осознать и пережить всю гамму человеческих чувств, передаваемых

музыкой. Музыкальный руководитель подводит ребёнка к осознанию

содержания музыкального произведения, что оказывает воздействие на его

чувства и мысли.



В раздел образования