Автор: Малистова Елена Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Полянская СШ"
Населённый пункт: с.Поляны, Рязанский район, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок–проект по теме "Весенние странички" (3класс)
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок-проект (литературное чтение и технология)
УМК «Школа России»
Класс: 3Б Дата проведения: 20.03.2018
Учитель начальных классов МБОУ «Полянская СШ»:
Малистова Елена Николаевна
Тема урока-проекта: Литературный журнал «Весенние странички»
( Защита проекта)
Оборудование:
- художественная литература по теме урока;
- выставка репродукций русских художников на весеннюю тему;
- выставка детских рисунков «Весна-красна!»;
- выставка мини-сочинений «Весна идёт».
- раздаточный материал: конверты с заданием, веточки, вата, клей, тряпочки,
чешуйки от еловой шишки;
- аудиозапись «Весна», кантата С.Рахманинова;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Весенние странички».
Форма урока: интегрированный
Тип урока: обобщение изученного материала
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода
исследовательского обучения.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цели проекта.
Образовательные: изучить и обобщить творческий опыт известных русских
поэтов, художников о весне; ознакомиться с темой весны в русском
фольклоре и на основании полученного опыта создать своё творческое
произведение о весне.
Реализовать межпредметные связи между предметами: литературное
чтение, технология, изобразительное искусство, русский язык, окружающий
мир, музыка.
Развивающие: развивать аналитические способности детей, умение делать
собственные выводы, развивать умение работать с современными
компьютерными технологиями, с информацией (поиск, применение, умение
обобщать, делать выводы).
Воспитательные: формировать активную жизненную позицию, воспитывать
чувство ответственности за команду, совершенствовать умение работать в
группе, формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою пози-
цию, воспитывать уважение и гордость за свой великий и талантливый рус-
ский народ.
Задачи: мотивировать учащихся к выполнению проекта, создать условия для
развития художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости, формирования эстетического отношения к
искусству слова. Развитие УУД.
Коммуникативные – умение работать в группе, брать на себя
ответственность за выполнение задания, ставить вопросы, обращаться за
помощью.
Регулятивные – составлять план и последовательность действий,
использовать речь для планирования своей деятельности, оценивать результат
своей деятельности.
Познавательные – извлечение необходимой информации из разных
источников, дополнение и расширение имеющихся знаний.
Личностные – внутренняя позиция ученика на основе положительного
отношения к школе, учебному процессу.
Планируемые результаты: продолжится формирование первичных навыков
проектной деятельности с помощью стандартного алгоритма - поиск
информации в художественном, учебном текстах, работать со справочной
литературой, полноценно слушать, осознанно воспринимать содержание
прочитанного, устного ответа товарища, оценивать свою работу.
Этапы работы:
Работу над проектом начали за месяц до защиты.
1.
Поисковый этап: моделируем ситуацию, анализируем имеющуюся
информацию, приходим к выводу, что эта информация неполная,
определяем проблему, потребность в дополнительной информации.
2.
Аналитический этап: ставим цель проекта, определяем задачи проекта,
анализируем ресурсы, планируем результат.
3.
Практический этап: делимся на группы для поиска информации, ищем
информацию, обмениваемся информацией, оцениваем проделанную
работу, устраняем ошибки.
4.
Защита проектов.
Этапы урока:
I. Этап мотивации к учебной деятельности.
(
На этом этапе мотивирую детей к учебной деятельности посредством
создания эмоциональной обстановки: приветствие, пожелание успехов в
работе.)
- Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите
мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я
желаю вам успехов на уроке!
II.Мотивация познавательной деятельности.
(Цель этого этапа – постановка учебной проблемы, выделение и
формулирование познавательной цели.)
Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
Слайд: На фоне весеннего леса шарады из «весенних» слов:
Сокальсу, пекаль, чейру, лоповодье, чигра, вебар, лотеп.
- Расшифруйте эти слова. (Сосулька, капель, ручей, половодье, грачи, верба,
тепло)
-С чем они у вас ассоциируются? (С весной)
- Почему мы начинаем наш урок с этих слов? ( Мы будем говорить о весне.)
- Над чем вы трудились последний месяц? Какую работу выполняли?
( Готовили проект.)
-Что такое проект?
(Это план, замысел, дело, в результате которого получается продукт.
Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки,
спектакль, журнал, газета и многое другое.)
- А что может стать результатом (продуктом) вашей проделанной работы,
если мы объединим в одно целое пословицы, поговорки, приметы, рисунки,
и загадки о весне?
( Проект - Литературный журнал.)
Как вы его назовёте? ( «Весенние странички»)
-Почему так? ( Мы объединим в нём в одно целое пословицы, поговорки,
приметы, рисунки, и загадки о весне, которые мы собрали.)
- Как вы работали над проектом?
( Мы разделились на группы по интересам и начали собирать нужную нам
информацию.)
- Что помогало вам в поиске информации?
(В поиске информации нам помогали: средства массовой информации,
художественная литература, рассказы родителей, учителя, интернет.)
- Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии?
( Обобщить весь собранный нами материал по данной теме, создать
литературный журнал о весне).
III. Работа по созданию проекта.
- Каждая группа представит свою работу по следующему плану.
1.
Представиться (авторы работы).
2.
Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение
стихотворения, мини-сочинения)
3.
Определить, где можно использовать готовый продукт.
1.Поэтическая страничка.
- Русские поэты восхищаются весной, олицетворяют её в своих
произведениях. Предоставим слово первой группе, отвечающей за
поэтическую страничку.
( Капитан представляет членов своей группы.)
-Мы зачитаем вам отрывки из знакомых вам произведений. А внимательно
слушайте и приготовьтесь ответить на вопрос.
Федор Тютчев «Весна»
Весна… она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Фёдор Тютчев «Зима недаром злится» (1836)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
«Ещё дуют холодные ветры» А.С.Пушкин
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкин
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
-Какими словами называют поэты весну?
(Божество. Пора любви! Прекрасное дитя... Красная весна)
Задание в конверте №1: собрать рассыпавшиеся строки стихотворений,
определить автора.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами. (И.Токмакова)
За рекой луга зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады. (И.Бунин)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (А. Плещеев)
- Собранный нами материал мы можем применить на тематических классных
часах и при написании сочинений.
Физкультминутка ( Русская народная игра «Ручеёк»)
2.Художественная страничка.
-Красота весенней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и
художников. Многие художники не остались равнодушными к весне, они
запечатлели всю её красоту на своих холстах.
( Капитан представляет членов своей группы.)
Исаак Левитан «Весна. Большая вода».
«Весна. Большая вода» — картина Левитана, на которой изображено
пробуждение весны. На холсте изображено пробуждение природы от долгой
зимней спячки, признаком которого, в первую очередь, является половодье.
Вода затопила прибережную зону, но нет чувства, что она агрессивна.
Наоборот: тишь и гладь воды завораживает. Изумительны отображенные в
воде деревья и легкое небо, покрытое мягкими весенними облаками. «Весна.
Большая вода» считается одной из самых лирических картин Левитана. Она
очень красива и притягательна. Очаровывает момент пробуждения природы
после долгой спячки. Этот момент ассоциируется с чем-то новым в жизни
каждого человека, что, возможно, и очаровывает поклонников художника.
Исаак Левитан «Яблони в цвету»
Как красивы цветущие деревья. Ярко-синее небо и цветы яблонь на его фоне.
Что может быть прекраснее? Кажется, что небо покрыто белоснежным
кружевом тончайшей работы. Природа – чудесная мастерица, создающая
великолепные творения, неподвластные рукам человека. Левитан умел
увидеть это очарование. Художник был настоящим мастером. Мы видим
яблоневый сад. Он переполнен белой кипенью невероятно нежных цветов. На
переднем плане – скамейка, на которой можно посидеть, чтобы в полной мере
насладиться особой тишиной, послушать таинственные звуки и
полюбоваться весенней природой. Вся картина изнутри озарена особым
светом, благодаря которому у зрителей остается невероятно теплое
впечатление.
- Сейчас мы проверим, как хорошо вам известны работы русских художников
на весеннюю тематику.
-У вас на столах лежат репродукции картин. Подпишите их название и
фамилию автора.
-Наша страничка пригодится нам на уроках русского языка, литературного
чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и на классных часах.
3.Фольклорная страничка.
( Капитан представляет членов своей группы.)
- Как много всего о весне говорится в фольклоре. О ней поют песни,
частушки. Бабушки в деревнях знают много примет, связанных с весной,
пословиц и поговорок.
- Народные приметы о весне – это кладезь наблюдений наших предков за
природными явлениями. Они формировались веками, поэтому позволяют
уберечься от неизвестности.
- Вот некоторые из них. (Дети зачитывают со слайда.)
Весенние приметы о природе
•
Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
•
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
•
Если весной много паутины – к жаркому лету.
•
Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.
•
Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
•
Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.
•
Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.
-А сейчас о весенних народных праздниках.
22 марта – день встречи весны – «Сороки»
- По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. Вот один
из них - День встречи весны — “Сороки”. Он получил свое название в честь
сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших
мученическую смерть. Они служили в римском войске. Военачальник
потребовал, чтобы они поклонялись языческим богам, но те отказались.
После отказа их раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в
течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой
бане, но переступив порог упал замертво. Один стражник увидел сияющие
венцы над головами воинов, их было 39. Тогда он тоже скинул с себя одежды
и присоединился к остальным воинам. День памяти сорока мучеников
Севастийских на языке народа носит название « С`ороки».
В народе говорили:
«На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут». Жаворонки к воинам
никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику.
Считалось, что в этот день прилетает к нам 40 птиц из теплых краев, первой
из которых был жаворонок или кулик и приносят на своих крыльях весну.
Мастер класс – изготовление веточки вербы.
- С каким большим праздником на Руси весной связана эта веточка?
- Вербная неделя – шестая неделя Великого поста. Главные народные
ритуалы недели соединены с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.
Есть сказка связанная с данной неделей, которая гласит, что прежде верба
была дамой, и у неё было столько деток, что дама поспорила с самой
Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля
и превратила даму в вербу. На этом празднике есть верование - освящённая
верба может приостановить летнюю грозу, а брошенная в огонь —
посодействовать при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё
вербными веточками, заклички весны.
Вербное воскресенье (1апреля) Сопровождается продолжительной службой,
а основная традиция в России — освещение веточек вербы.
Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди
приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех
победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые
являются символом возрождения жизни. Православные хранят освящённые
веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные
углы.
- Сценка.
-
Внучата сладко спят. Бабушка их будит и приветствует: «
Ребятушки. Христос воскрес!» А внуки просыпаясь, отвечают ей: «Во истину
воскрес!» (Бабушка приглашает их разговеться кусочком кулича, творогом и
крашенными яйцами.)
- Что это за праздник?
- Святая Пасха
- самый большой праздник всего христианства на Руси. В
этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на
Земле к жизни на небесах. . Люди убирали и украшали свои дома, одевали
праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в
церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными
крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди
говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!»
и троекратно целоваться.
Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин
день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она
являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник
народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день,
молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались
и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным
угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.
- Знание праздников и обрядов поможет нам на уроках и в нашей жизни.
4.Творческая страничка.
( Капитан представляет членов своей группы.)
-А наша творческая группа сочинила сказку…
Сказка о первоцвете.
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не
пускать на землю Весну. Но смелый цветочек выпрямился, расправил
лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю
и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило
потемневший снег. Появились лужицы. Так посреди поляны и вырос первый
цветок. Синий-синий и очень нежный. Он родился под снегом, вот и назвали
его … (Подснежник).
Загадки на весеннюю тему
Посмотрите, на проталинке,
Показался цветик маленький.
Он замерз и чуть живой,
Торчит из шапки снеговой. (Подснежник)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Новоселье у скворца,
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерим ему… (Скворечник)
- Свое отношение к этому времени года вы выразили в своих сочинениях. Мы
зачитаем лучшие из них. (Под звуки музыки Это может А. Вивальди или
С.Рахманинова «Весна».)
Наши сочинения о весне.
Приход весны
.
Время зимы подошло к концу. Наступает долгожданная весна. Природа
устала от снега и морозов. Всё вокруг оживает, веселится. Сильнее
пригревает солнышко. Снега становится всё меньше. На земле появились
большие проталины. Небо голубеет.
Птицы первыми почувствовали начало весны. Они шумят, суетятся,
радуются долгожданному теплу. Деревья сбросили снежные оковы и греются
под первым весенним солнышком.
Но больше всего весне рады дети. Они выбежали на улицу, резвятся и
играют, пускают бумажные кораблики по говорливым ручейкам.
(Громова Яна - 3Б класс)
Весна в лесу.
Вот и весна не за горами. В лесу ещё местами лежит снег. Сквозь ветки
деревьев пробиваются тёплые лучики солнца. На деревьях набухают почки.
Из-под снега появляются первоцветы.
Перелётные птицы начали возвращаться из тёплых краёв. Ох, и громко
стало в лесу. Птицы тоже радуются приходу весны, как и всё живое.
А какой прекрасный весенний воздух! Так и хочется подольше
погулять по весеннему лесу, наслаждаясь его чистым и свежим воздухом. Я
очень люблю гулять по весеннему лесу!
(Журавлева Мария – 3Б)
Ожидание весны.
На улице ещё стоят холода. Всё укрыто снегом, но дни становятся
длиннее. Совсем немного и яркое солнце пригреет землю. Снег начнёт таять,
побегут говорливые ручейки, появятся первые подснежники. Наступает
весна.
В это время года природа оживает. Набухают почки на деревьях,
просыпаются животные после зимней спячки, возвращаются перелётные
птицы.
Весна – самое красивое и долгожданное время года. Все мы
соскучились по ясным и тёплым дням, когда можно гулять на улице с
друзьями и кататься на велосипедах. Я очень жду весну.
(Сенин Илья – 3 «Б»)
Приход весны.
Весна – это удивительное время года. Можно увидеть зарождение
новой жизни. Это появление первых листочков на деревьях, первых ростков
зелёной травки, первых цветов на проталинках.
Капель – это первый звук весны, который стремится разбудить всё
живое и поведать всем о молодой хозяйке, которая вступает в свои владения.
Дни становятся длиннее и теплее. Детишек трудно загнать с улицы
домой. Как хорошо и прекрасно кругом! В каждой душе пробуждаются
нежные чувства. А виновата в этом весна.
(Пивоварова Дарья – 3 «Б»)
IV. Рефлексия.
-Все творческие группы отлично потрудились. В результате получился вот
такой проект - литературный журнал «Весенние странички».
-Мы обязательно покажем его первоклассникам. Ну и конечно, украсим этим
журналом наш кабинет.
- Все участники проекта награждаются памятными дипломами.
Итоговая беседа.
- Ребята, вы проделали огромную работу. Оказалась ли эта работа полезной
для вас?
- Как вы думаете, ребята, достигли мы цели урока?
- Что вам показалось самым интересным?
- Что оказалось самым трудным?
V. Домашнее задание.
Начать работу над проектом «Летние странички»