Напоминание

"Сказки, загадки, пословицы".


Автор: Розанова Надежа Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.о.Подольск Московская область
Наименование материала: Народные и литературные сказки
Тема: "Сказки, загадки, пословицы".
Раздел: среднее образование





Назад




Первая тема курса 5 класса-«Сказки, загадки, пословицы».

Произведения, объединенные этой темой, по своему содержанию

близки и понятны детям . Они любят сказки за занимательность и

необычность изображенных событий, им нравятся мужественные, сильные

герои ,которые ,преодолевая трудности и препятствия ,в конце концов

добиваются поставленной цели. Дети испытывают удовлетворение и от того ,

что злые и ленивые люди в сказках всегда бывают наказаны ,а добрые

,честные и стойкие побеждают, что справедливость торжествует.

Сказки оказывают большое влияние на воспитание детей

патриотических чувств ,чувство долга ,товарищества ,так как в

положительных героях сказок воплотились лучшие черты народа. Как

справедливо утверждает исследователь фольклора В. Пропп, сказка покоряет

читателей «художественностью своих образов, богатством вымысла и

неистощимостью фантазии».

На классных и внеклассных занятий необходимо познакомить с такими

народными и литературными сказками, в которых особенно ярко

выражаются этические взгляды народа. Сказки об Илье Муромце , Добрыне

Никитиче, Никите Кожемяки , о Василисе Премудрой. С большой симпатией

относится народ к богатырю Илье Муромце ,охраняющему границы родины,

к Иванушке , который гораздо умнее и лучше своих старших братьев, и

бедной падчерицы из сказки «Морозко»-доброй ласковой и милой девушке.

Сказка «Морозко» , небольшая и несложная. Можно после чтения или

пересказа провести беседу ,во время которой выяснить , кто из действующих

лиц понравился ли не понравился ,как жилось падчерице дома ,почему отец

отвёз свою дочь в лес и почему девушка получила от мороза богатые

подарки.

В качестве самостоятельно домашней роботы полезно предложить

учащимся сделать рисунки к сказке «Морозко». Это задание развивает

воображение детей ,учит их вн6имательно и вдумчиво относиться к

содержанию произведения, помогает им глубже понять характеры героев и

идею сказки. Дети, как правило, иллюстрируют эпизоды, связанные с

падчерицей: «Отец везёт дочь в лес»; «Падчерица входит с богатыми дарами

в дом» и т. д. На уроке они объясняют ,почему выбрали для рисунка то или

иное событие , и выясняют (по вопросам ,данным в хрестоматии), что

говориться о мачехе , почему родная дочь старухи замерзает в лесу ,а

падчерица возвращается домой, что волшебного ,чудесного в сказке

«Морозко». Отвечая на вопросы, пятиклассники читают необходимые для

подтверждения своих мыслей отрывки из сказки или передают содержание

их.

В связи с тем что диалог в сказке «Морозко» занимает большое место,

читать сказку с детьми можно и по ролям. В процессе подготовки к чтению

ученики решат, как нужно читать за рассказчика, Мороза, падчерицы и

родную дочь. Внимание детей обращается также на построение сказки и её

язык.

Завершается работа обсуждением того , как читали ученики, насколько

верно передали они характеры героев, их чувства, мысли и было ли чтение

выразительным.

Для чтения рекомендуются сказки « Царевна-лягушка» и несколько

других сказок, помещённых в учебнике.

Самостоятельная робота (ответы на вопросы) по одной из сказок

поможет закрепить знания о героях, композиции и языке, полученные во

время чтения и разбора сказки «Морозко». Выполняя эту роботу, они отметят

характерные для русских сказок выражения, повторы, синонимы, обратят на

фантастические элементы в сказке: Василиса Премудрая превращается то в

лягушку, то в белого лебедя, мамки-няньки Василисы за одну ночь пекут

хлеб, «изукрашенный разными хитростями», ткут чудесный ковёр, а звери,

встречающиеся на пути Ивана царевича, разговаривают человеческими

голосами и т. д.

Вывод об идейном содержании сказки «Царевна-лягушка» дети также

делают самостоятельно. Ответив на вопрос, почему Иван-царевич спалил

лягушачью кожу, они высказывают свое мнение о том, как отнеслась к

своему несчастью Василиса Премудрая и почему она, обернувшись «белой

лебедью» улетела, почему Иван –царевич спасает Василису премудрую.

Обобщая сказанное детьми, учитель предлагает им подумать им над тем

,почему в сказках добрые, искренние и отзывчивые люди побеждают, а злые,

завистливые и жадные наказываются: как воплощается в сказках мечта

народа о счастливой и справедливой жизни.

Изучая русские народные сказки, учитель не обращаться к картинам

В. М. Васнецова. Картины « Алёнушка», «Иван-царевич» на сером волке»,

«Ковер-самолет», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка» и другие

помогут детям зрительно представить сказочных героев и, другие помогут

детям зрительно представить детям сказочных героев и, следовательно ,

глубже понять содержание этих сказок. По одной из картин целесообразно

написать сочинение, другие положить в основу бесед с учащимися на

внеклассных занятиях о народных сказках и живописи В. М. Васне6цова.

Репродукции картин Васнецова могут служить основой школьной выставки,

посвящённой сказкам, для которой дети подберут самостоятельно

репродукцию картин других художников и цветные иллюстрации уже к

знакомым сказкам.

К уроку, посвященному внеклассному чтению, учащийся самостоятельно

прочитают сказки , рекомендованные учителем. Во время беседы о сказках

«Лисица и пчелы», «Купец и попугай» внимание учащихся обращается на то,

что звери и птицы в этих сказках наделены человеческими чертами и

поступают, так же как люди. Учащиеся самостоятельно определяют, почему

сказку «Кузнец и попугай», «Теремок», «Лиса и тетерев» относим к сказкам о

животных. В заключении беседы делается вывод о своеобразии волшебных,

бытовых сказок и сказок о животных.

Беседой о содержании сказок и сказочном герое начинается и подготовка к

утреннику или вечеру, Посвященному народным сказкам.

Сценарий

В итоге был намечен такой план инсценировки.

Небольшое вступление рассказчика о сказке и его героях.

Первая сцена.

Ленивица лежит на постельки, подтягивается. Зовет

нянюшку Прасковью и просит её надеть ей чулки башмаки. Потом просит

принести булку. В это время Рукодельница хлопочет по хозяйству: наводит

порядок в избе, накрывает на стол, берет ведра и уходит за водой. Работает

она весело, быстро, энергично.

Рукодельница носит воду и разливает её по кувшинам, а Ленивица сидит у

окна, ловит мух и считает их. Она зовет нянюшку и жалуется, что ей нечего

делать. Нянюшка подходит к Ленивице и утишает её. Ленивица плачет.

Нянюшка дает ей несколько пряников и начинает убирать разбросанные

вещи Ленивица, её постельку.

Вбегает Рукодельница. Она взволнована. С ней случилось беда. Она

опустила на веревке ведро в колодец, веревка оборвалась и ведро упало на

самое дно колодца. Она рассказывает обо всем нянюшке и горько плачет.

Нянюшка Прасковья, строгая и сердитая женщина, говорит Рукодельнице:

«Сама беду сделала, сама и поправляй сама ведерко уронила, сама и

доставай».

После первой сцены появляется рассказчик и сообщает зрителям о том, как

Рукодельница спустилась на дно колодца и что она там увидела.

Вторая сцена.

Рукодельница входит в дом Мороза Ивановича. Хозяин

сидит на ледяной лавочке «да снежные комочки ест». Девочка вежливо

здоровается с ним и угощает пирожком и яблоками, которая собрала в пути.

Мороз доволен, ему очень понравилась девочка, он показывает ей свое

жилище, которое восхищает Рукодельницу. Мороз обещает возвратить

ведро, но только через три дня. Все эти дни Рукодельница должна служить

Морозу.

Мороз ложится спать, а Рукодельница принимается за работу: наводит

порядок в доме Мороза, готовит различные кушанья, а затем садиться и

начинает чинить белье. Мороз просыпается. Он доволен работой

Рукодельницы, благодарит её. Обед также понравился Морозу. После обеда

они едят мороженое, которое приготовил сам Мороз. На третий день Мороз

отпускает Рукодельницу. Он дарит ей целую горсть серебряных пятачков и

булавку с брильянтом. Рукодельница благодарит Мороза, прощается с ним,

берет ведро и уходит.

Выходит рассказчик, он говорит о том, как Рукодельница выбралась из

колодца.

Третья сцена.

Рукодельница входит в дом, здоровается и рассказывает

нянюшке и Ленивице о Морозе Ивановиче. Показывает его подарки.

Нянюшка и Ленивица рассматривает их, удивляются и восхищаются.

Ленивице очень нравится булавка. Нянюшка решает послать к Морозу и

Ленивицу, чтобы получить к празднику побольше денег, купить обновки.

Ленивице не хочется идти; она не любит работать, но ей в тоже время очень

хочется получить булавку с брильянтом. Она в конце концов соглашается,

берет ведерко и идет к колодцу.

Появляется рассказчик, который говорит о том, как Ленивица спустилась в

колодец и что увидела она на своем пути к дому Мороза.

Четвертая сцена.

Ленивица входит в дом Мороза. Она держит себя не

так, как Рукодельница. Ленивица не здоровается, не угощает Мороза

пирожками и яблоками. Не стесняясь, она говорит Морозу о том, что пришла

послужить ему и получит от него подарки. Выслушав Ленивицу, Мороз

Иванович отвечает:

«Посмотрим, какова еще твоя работа будет. Поди-ка

взбей мою перину, а потом кушанье приготовь, да платье мое повычини, да

белье повыштопай». Однако Ленивица решает, что не стоит себя работой

утомлять. Перину она не взбивает. Приготовленные для обеда продукты –

мясо, рыбу, зелень, уксус, горчицу, и т.д. – Она кладет в одну кастрюлю и

варит.

Мороз просыпается и садится вместе с Ленивицей обедать. Стол без

скатерти, о тарелках Ленивица забыла. Мороз пробует суп, отворачивается,

не ест; Ленивица тоже пробует свою стряпню и морщится.

Мороз Иванович сам готовит обед и угощает Ленивицу. Она довольна. Он

взбивает перину и укладывает Ленивицу спать, потом садится на ледяную

лавку и принимается за починку белья. Он шьет и вздыхает, время от

времени поглядывает на Ленивицу, которая сладко спит.

Прошло три дня.

Об этом сообщает Морозу Ленивица. Ленивица

собирается уходить и просит у Мороза Ивановича награду за работу. Он

удивлен, но все же решает наградить Ленивицу. В одну руку Ленивицы

кладет он серебряный слиток, а в другую – большой брильянт. От радости

Ленивица забыла поблагодарить Мороза. Не захватив ведра и не

попрощавшись, она выбегает из дома Мороза.

Пятая сцена

. Ленивица прибегает домой и сразу начинает хвастаться и

дразнить сестру. Нянюшка радуется. Ленивица развертывает подарки, а там

одна вода. Ленивица и нянюшка поражены, не могут вымолвить ни слова.

В процессе работы над сказкой учащийся обращают внимание на

взаимоотношение героев, на их поведение, отношение к труду. Знания

учащихся о сказочных героях, об отражении в сказках народной мечты

расширялись и углублялись, таким образом, на уроках внеклассного чтения,

внеклассных занятиях и во время самостоятельного чтения народных сказок.

Во время изучения сказки А. С. Пушкина впервые встают перед учащимися

такие проблемы, как писатель и народ, литература и устное народное

творчество. И даже в пятом классе можно в какой то степени установить

идейную близость литературных произведений с произведениями народного

творчества и сформировать у детей представление о литературной и

народной сказке.

Действующие лица сказки А. С. Пушкина, как и герои народных сказок,

преодолевают на пути к счастью препятствия, совершает подвиги. По словам

В. Проппа, ценность волшебных сказок заключается в том, что герои их из

всех испытаний, неудач, в преодолении которых обнаруживаются их

стойкость, мужество, доброта, выходят победителями. Положительные герои

народных сказок являются выразителями идеалов народа, его веры в

торжество правды и справедливости. Именно таковы и положительные герои

«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Во время изучения сказки

особенно важно поэтому проследить за тем, как ведут себя герои в той или

иной ситуации, какие и во имя чего совершают они подвиги.

После чтения «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» дети

рассказывают, как попало царевна в дом к семи богатырям, что случилось с

ней и кто спас её.

Рассказывая о королевиче Елисее, о том, что он долго искал, но нигде не

мог найти свою невесту, дети читали соответствующие отрывки из сказки:

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросить он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся…

Королевич Елисей, как и герои народных сказок, не теряет надежды и веры

в счастье и справедливость. Он обращается к Солнцу, Месяцу и Ветру. Все

хотят помочь ему. Ветер рассказывает королевичу о смерти невесты и

помогает найти её.

Особое внимание обращали дети на описание горя королевича Елисея и

пробуждение его невесты:

И Встаёт она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он её берёт

И на свет из тьмы несёт…

В конце концов добрые и сердечные люди находят своё счастье:

И с невестою своей

Обвенчался Елисей…

А злые и завистливые жестко наказываются:

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Чтобы подчеркнуть близость сказки А.С. Пушкина к произведениям

народного творчества, целесообразно сопоставить её с народными

сказками. Сравнивая, например, Ивана-царевича, героя сказки «Царевна-

лягушка», с королевичем Елисеем, дети отметят, что оба героя долго

странствуют по свету, испытывают лишения, но в конце концов добиваются

успеха: Иван-царевич находит Василису Премудрую, а королевич Елисей

свою невесту. Их сближает не только общность судьбы, но и верность в

любви, благородство, целеустремлённость. Эти качества помогают героям с

честью выдержать испытания и оказаться победителями. Сравнение сказки

А.С. Пушкина со сказкой «Морозко» дает возможность обратить внимание

детей на сходство не только положительных, но и отрицательных персонажей

обеих сказок.

Учащиеся обратили внимание и на то, что язык и построение сказки А.С.

Пушкина имеет много общего с языком и построением народной сказки. С

помощью учителя они указывали, что и та и другая имеют зачин и концовку,

троекратные повторы, фантастические элементы, отмечали постоянные

эпитеты, выразительные глаголы и т.д.

В конце беседы ученики ответили на вопрос об отличии сказки, созданной

А.С. Пушкиным, от сказок народных (наличие автора, авторского отношения,

отсутствие вариантов, стихотворная форма). Завершилась работа чтением

статьи о сказках, помещённых в духе.

Внеклассные занятия, посвящённые творчеству П.П. Бажова, сказы которого

близки народным сказкам, дают возможность ещё раз обратить внимание

детей на близость художественной литературы к устному народному

творчеству.

Педагог расскажет учащимся о том, что писатель Павел Петрович Бажов,

сын горнорабочего, родился и вырос на одном из старых уральских заводов.

С детства наблюдал он жизнь завода, видел, как тяжело живётся людям. Дед

писателя был крепостным и всю жизнь провёл на барских заводах у

медеплавильных печей. Бабушка его тоже была крепостной. Её вместе с

другими крепостными девушками насильно отправили в Сысерти, где она

жила, на старый завод в Полевское и там заставили выйти замуж.

На горных заводах всю жизнь работал и отец писателя – Петр Васильевич

Бажов. Товарищи называли его «Сверлом». Он не терпел несправедливости и

всегда вставал на защиту товарищей.

В детстве П.П. Бажов очень любил читать. Однажды библиотекарь в шутку

сказал, что книги будет давать только в том случае, если он выучит наизусть

однотомник произведений А.С. Пушкина. Мальчик поверил и, не желая

лишиться права пользоваться библиотекой, выучил около трёхсот страниц

пушкинского текста.

Очень любил П.П. Бажов слушать старинные предания об Урале. В основе

его сказок лежат легенды и предания, которые он слышал в детстве от

родных и знакомых; многое он специально собирал, уже будучи взрослым,

во время путешествий по Уралу. Легенды и предания создавались

столетиями, их помнили и передавали друг другу поколения рабочих.

Легенды эти рассказывали об Урале, его богатствах, о добром и злом в

жизни. Особенно много легенд было связанно с Хозяйкой Медной горы,

которая, по преданию, живёт под землёй, в большом дворце из самоцветов;

она показывается людям девушкой или оборачивается ящерицей.

Есть и хозяин золота – Великий Полоз. Иногда он бывает человеком, в

некоторых случаях превращается в змея; всё золото в его власти. Где он

пройдёт, там оно и появится. Ходить он может и по земле, и под землёй.

Полоз не любит обмана и мошенничества, не любит, когда человек

притесняет человека.

Из глубокого колодца в синем ядовитом тумане появляется бабка Синюшка,

сама старая, а глаза у нее девичьи и голос, как у молоденькой, так и звенит.

Встречали люди Синюшку в глухих болотных местах. Где она бывает, так

нужно и искать золото. А иногда бабка Синюшка превращается в девчонку в

синем платье и синем платке. Того кому покажется бабка Синюшка

девчонкой, дарит она самородками и драгоценными камнями.

Рассказывает П.П. Бажов и про Голубую змейку. Когда она ползет, то в права

от нее сыплется золотая струя, а в лево – черная. Иногда змейка

превращается в женщину, у которой из одного рукава сыплется черная

струйка, из другого – золотая. Золото Голубой змейки обладает одной

особенностью: если люди поссорятся из за него или пожадничают, то оно

исчезает, превращается в простой песок и булыжник.

Самоцветы камни сыплются и там, где топнет ножкой козел « Серебряное

копытце», где пляшет Огневушка-поскакушка.

Чудесных сил много, и они охотно помогают людям, но не всем. И Медной

горы Хозяйка, и Великий Полоз, и бабка Синюшка, и Голубая змейка, и

Огневушка-поскакушка помогают только тому, кто много, честно и хорошо

работает и при этом не обманывает, не жадничает, не заставляет других

трудится на себя. Чудесные силы никогда не помогают купцам, владельцем

заводов подрядчикам они их наказывают за жадность и жесткость. В

поверьях и сказках отразилась вера простого народа в лучшее будущее, в то,

что справедливость восторжествует.

После рассказа учителя прочтет вслух сказку «Синюшкин колодец». Во

время беседы он обратит внимание детей на яркий образный язык Бажова,

своеобразный говор его героев, на местные уральские слова и выражения,

придающие особый колорит сказкам. Затем полезно побеседовать с детьми

о том, почему бабка Синюшка помогала Илюше и не показалась Двоерылке,

какими были эти герои.



В раздел образования