Напоминание

"Развитие музыкально-двигательного творчества детей младшего школьного возраста."


Автор: Миронова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Сургут, Ханты–Мансийский автономный округ – Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие музыкально-двигательного творчества детей младшего школьного возраста."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкально-двигательного творчества детей младшего

школьного возраста.

В

наше

время

идет

интенсивный

поиск

путей

повышения

эффективности

обучения.

Сейчас

очень

четко

обозначился

переход

на

гуманистические способы обучения и воспитания детей.

Гуманизация

образования

заключается

в

том,

что

подчеркивает

не

только ценность знания, но и в первую очередь – ценность человека, которая

воплощена прежде всего в его уникальности.

Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно

связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение,

новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и

стереотипов

поведения,

восприятия

и

мышления

готовность

к

самоизменению.

Способствуя проявлению ребенком собственной индивидуальности, мы

способствуем проявлению его творческости. Т.е. творчество рассматривается

как проявление ребенком собственной индивидуальности. Интересуясь, не

только тем, что ребенок знает или чего он не знает, а и тем, что он чувствует,

принимая

и

поддерживая

эмоциональные

проявления

детей,

взрослый

способствует их творческому развитию.

Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос

о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой

работы для общего развития и созревания ребенка.

Многие отечественные психологи отмечают, что элементы творчества

имеются в жизни каждого ребенка. Особенно четко и ярко оно начинает

проявляться

уже

в

дошкольном

возрасте

в

словотворчестве,

в

играх,

рисовании

и

других

видах

деятельности.

Основу

творчества

составляет

умение комбинировать элементы действительности, определенным образом

их систематизировать.

В отличии от взрослых комбинаторные способности ребенка еще слабы

и неразвиты, в его воображении меньше элементов творчества. Но он мало-

критичен к продуктам своей творческой деятельности, меньше контролирует

их, поэтому в его образах фантазии так много необычного.

Необходимым условием развития творчества детей, является обогащение

их впечатлениями, переживаниями, организация участия в разнообразной

деятельности.

А также постановкой перед ними таких задач, которые бы

заставляли их принимать нестандартные решения.

Для акта творчества в равной степени необходим как интеллектуальный,

так и эмоциональный факторы.

Ребенок только тогда сможет пробудить воображение и

творческий

подход к чему либо, если он будет захвачен этим процессом, а это возможно

только при наличии сильного интереса.

Отсюда можно сделать вывод, что расширяя жизненный опыт ребенка,

используя

богатство

его

эмоциональных

состояний

и

впечатлений,

мы

сможем

создавать

условия

для

развития

его

воображения

и

творческой

деятельности.

Одним

из

мощных

средств

воспитания

чувств

и

расширения

эмоционального

опыта,

эстетических

переживаний

и

обогащения

знаний

ребенка о мире и о самом себе является искусство, познание в котором носит

эмоциональный характер.

Предметом

искусства

является

человек

в

единстве

его

социальной,

духовной и эмоциональной жизни. Через искусство передано отношение

человека к миру. Л.С.Выгодский, в своих трудах, подчеркивал огромную

воспитательную значимость искусства, которую определил как «организацию

поведения на будущее, установкой вперед».

Музыка, как один из насыщенных эмоциональными переживаниями вид

искусства, способна пробудить детскую фантазию. Воздействие музыки на

развитие

воображения,

творческих

способностей

происходит

в

процессе

восприятия,

которому

присущ

творческий

характер.

Одним

из

способов

развития

музыкального

восприятия,

является

движение,

которое

рассматривается как выразитель эмоций связанных с музыкальным образом.

Идея

использования

движения

для

развития

восприятия

музыки

принадлежит швейцарскому композитору и педагогу Э.Жак-Далькрозу. Так

как

музыка

является

временным

видом

искусства,

то

все

изменения

ее

характера, настроений наиболее органично можно передать через движение.

Другой вид, музыкальной деятельности, наиболее любимый и доступный для

детей, это - танец.

Специфика

танца

в

том,

что

художественные

образы

воплощаются

только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо

словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе

детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание

образов детьми «при посредстве собственного тела» (Л. С.Выгодский).

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших

способов выражения чувств и переживаний. Язык человеческого тела иногда

может

сказать

намного

больше,

чем

слово.

Чувства

и

переживания

воплощенные в экспрессии тела, являются своеобразным зеркалом, в котором

находят свое отражение внутренние состояния индивида.

Создатели метода «Музыкальное движение» Стефанида Руднева и Эмма

Фиш полагают, что способность создавать музыкально-двигательный образ

развивается

путем

соответствующей

целенаправленной

организации

как

восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого

человека моторную реакцию. Поэтому, считают они, необходимо создавать

условия для естественного проявления этих моторных реакций в движениях

всего

тела.

Все

это

воспитывает

у

детей

творческую

активность

и

воображение.

На занятиях по развитию музыкально-двигательного образа образное

содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы

музыки. В специальных упражнениях, играх, танцах дети сами включаются в

действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Но прежде чем образы станут ясными и выразительными дети должны

пройти под руководством педагога овладение азами техники естественного

человеческого движения, наполненного музыкой.

При работе с детьми одинаково важны как словесные объяснения, так и

показ движений. Особенно осторожно и вдумчиво нужно говорить о музыке.

Нельзя

упрощенно,

формально

определять

ее

особенности,

например

характеризовать музыку как громкую или тихую, быструю или медленную,

не упоминая о ее эмоциональной окраске: громкая музыка может быть и

веселой, и энергичной, и грозной, тихая – спокойной, задумчивой, грустной,

нежной и т.д.

Говорить

о

содержании

музыкально-двигательного

материала

и

особенностях

движения

надо

всегда

образно,

активизируя

воображение

детей.

Хорошо

сопровождать

слова

отдельными

движениями,

выразительными жестами.

Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или

отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети

должны

увидеть

художественное

воплощение

музыкально-двигательного

образа – это будит их воображение.

Для

развития

музыкально-двигательного

творчества

младших

школьников необходимо решать следующие задачи.

1.

Развивать музыкальность, способность чувствовать, эстетически

переживать музыку в движении.

2.

Учить

детей

воспринимать

развитие

музыкальных

образов,

передавать

их

в

движениях,

согласовывать

эти

движения

с

характером музыки, средствами музыкальной выразительности.

3.

Развивать

способность

творчески

воплощать

музыкально-

двигательный

образ,

расширяя

и

обогащая

эмоциональный

и

двигательный опыт ребенка.

4.

Формировать навык естественного движения: красивую осанку,

выразительность

движений

и

жестов

в

танцах

и

музыкально-

ритмических упражнениях.

5.

Совершенствовать

движения

ребенка

через

овладение

пластическими приемами выражения образа.

Обучение начинается с несложного музыкального материала, где дети

передают

общий

характер

музыки.

Затем

учатся

создавать

простой

музыкально-двигательный

образ

(птички,

деревца

и

т.д.),

состоящий

из

одного

или

нескольких

движений,

т.е.

учатся

комбинировать

соответствующие образу и музыки движений.

На

данном

этапе

необходимо

уделять

внимание

подготовительным

упражнениям (бег, ходьба , прыжки), добиваясь того, чтобы дети учились

сознательно и самостоятельно ими пользоваться, готовясь к началу движения.

Затем

по

мере

усвоения

усложняется

музыкально-двигательный

материал.

Это

музыка

с

более

сложной

формой

(двумя,

тремя

частями,

членением

мелодии

на

отдельные

предложения,

фразы

и

т.д.)

как

музыкальный рассказ, что развивает способность воспроизводить музыку с

более

развернутым

содержанием.

Детям

предлагаются

бессюжетные

музыкальные

упражнения,

где

они

уже

самостоятельно

представляют

и

изображают

придуманный

ими

образ.

На

данном

этапе

нужно

уделять

внимание на элементы музыкальной выразительности.

Продолжается работа по закреплению исходного положения корпуса,

пружинных

и

маховых

движений,

которые

помогают

изменять

характер

самой мышечной работы, ее темп, ритм, интенсивность, амплитуду, развивает

координацию. Дети учатся пользоваться различными приемами движения,

что

позволяет

им

более

свободно

владеть

своим

телом,

и

учиться

самостоятельно, создавать музыкально-двигательный образ.

Далее

в

процессе

обучения

возрастает

воспитательное

значение

пространственно-коллективных заданий. Выполняя их, группа переживает

общий

подъем,

чувствствуя

себя

единым

целым.

С

музыкой

сливаются

воедино

не

только

движения,

но

и

чувства

детей;

создается

цельный

музыкально-двигательный образ. На данном этапе ребенку предоставляется

полная возможность самостоятельной работы по созданию образа – находить

нужные для этого движения и, вживаясь в музыку, совершенствовать их

выразительность.

«Музыка – воображение – фантазия – творчество – такова дорожка, идя

по

которой

ребенок

развивает

свои

духовные

силы»,

п и с а л

В.А.Сухомлинский. Овладевая разнообразными двигательными навыками и

умениями пластической интерпретации музыки, ребенок приобретает опыт

творческого

осмысления

музыки,

её

эмоционально-телесного

выражения.

Именно

этот

опыт

и

умения

помогут

ребенку

в

дальнейшем

успешно

осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов

деятельности: хореографии, гимнастике, занятиий в музыкальных школах,

секциях, театральных студиях и т.п.



В раздел образования