Автор: Кудряшова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Школы №14
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Городская игра по математике для учащихся 9–х общеобразовательных классов «Математика экология»
Раздел: среднее образование
Городская игра по математике для учащихся 9-х общеобразовательных
классов
«Математика + экология»
ЦЕЛИ:
-способствовать формированию межпредметных связей;
-показать взаимосвязь двух предметов – математики и экологии;
-научить переносить имеющийся опыт (математические и экологические
знания) в новые ситуации;
-развитие познавательного интереса;
-осознание проблемы чистого воздуха для человека;
-развитие внимания;
-содействие формированию понимания и оценки прекрасного в природе,
расширения кругозора учащихся;
-развитие чувства коллективизма в команде.
Техническое обеспечение:
Компьютер, интерактивная доска.
Программное
обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Ход игры:
Слова учителя: 2017 год – год экологии.
Каждый человек любящий свое дело, не требует дополнительных стимулов,
чтобы восхищаться оригинальностью решения и его изяществом. Режут слух
высказывания некоторых ребят, филологов, артистов, экологов, которые
говорят: “Математика нам не нужна. Вот получу оценку в аттестат и забуду
математику”. Не тут-то было. Сразу хочется переубедить таких людей,
“развернуть” их лицом к математике. Ведь интересен не предмет сам по себе,
а исследования окружающего мира посредством этого предмета. Вот таким
исследованием взаимоотношений живых организмов между собой и средой
их обитания занимается наука экология. Экология – слово греческое, oikos –
жилище, logos – учение.
Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии:
“Экология – “сумма знаний, относящихся экономике природы”. Вчитайтесь
внимательно, ребята, в это определение и вы увидите, что без математики
здесь не обойтись. Какие математические понятия фигурируют в этом
определении и что оно означает?
Сегодня мы с вами как раз и увидим, как математика помогает людям решать
экологические проблемы.
Учащийся читает стихи
С. Михалков «Стон Земли»
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Все то, что я имею и имела,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда,
А что мне стоит, только штат Невада
Его подземных взрывов череда.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль земли.
Очнитесь, люди, призовите страны,
Чтоб вы меня от гибели спасли.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле.
Ведь я могу погибнуть, и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И сотрясая дверцу землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль земли.
Очнитесь, люди, призовите страны,
Чтоб вы меня от гибели спасли.
Учитель. Экологические проблемы на сегодняшний день сложны как
никогда. К настоящему времени обострился конфликт между хозяйственной
деятельностью человека и природой. И в первую очередь страдаем от этого
мы с вами, ставится под угрозу существование самой земной цивилизации.
Изменить ситуацию к лучшему нельзя без изучения самой экологической
проблемы. Сегодня мы постараемся рассмотреть некоторые из них и сделать
соответствующие выводы.
1 Разминка
1. Выберите номер правильного ответа. Между какими числами заключено
число √ 27:
1) 2и 3; 2) 5 и 6; 3) 12 и 14; 4) 26 и 28 ?
2. Найти площадь ромба, если его диагонали равны 20см и 6см.
3. Решите уравнение: √х = 2√5.
4. В прямоугольно треугольнике катет и гипотенуза соответственно равны
16м и 34м. Найдите другой катет.
5. Найдите значение выражения: √5
2
∙ 24
2
.
Учитель Существует “Красная книга”, в которую помещены тысячи
исчезающих видов растений и животных.
1.
От 2 ударов тупится топор и отскакивает пуля после нанесения его на
самую прочную древесину – берёзу Шмидта (берёза железная). Это
очень стойкий строительный материал.
2.
Именно столько 60см достигают плоды хлебного дерева.
3.
20м. Самые крупные листья пальмы рода Гафик (тропическая Африка).
4. 30м. Самое толстое дерево – баобаб. Его обхват равен
5.
И, наконец, самые глубокие корни у фикуса из Южной Африки. Их
длина достигает 120м.
Учитель. Уильям Шекспир восклицал:
«Что за создание человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в
движениях! Венец всего живущего!»
Великий гуманист эпохи Возрождения ничуть не преувеличивал. Человек
уникален! Он безмерно богат! Каков размер его богатства мы сейчас узнаем.
2. Богатства человека.
1) Найдите массу земли, для этого выполните умножение и запишите
результат в стандартном виде:
1,4934 ∙ 10
19
∙ 0,4 ∙ 10
6
(кг).
2) Сколько процентов кислорода содержится в воздухе, для этого решите
уравнение:
√2х+7 = 7.
3) Сколько м
3
воздуха в среднем потребляет человек в сутки? Решите
уравнение:
( х – 5 )
2
= 36.
Учитель Человек владеет целой планетой, масса которой составляет 5,9736∙
10
24
кг; с умеренным климатом, с кислородом в воздухе, которого содержится
21%. За сутки человек потребляет кроме пищи и воды в среднем до 11кг
воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им
«питаются» все живые организмы.
Учитель. Одна из главных экологических проблем – сохранение лесов.
3.Рациональное использование бумаги.
1) В школе за день остается около 2772 граммов бумаги. Сколько бумаги
выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 926 учащихся и в
учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна
тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев?
Учитель 1. Сколько гр. бумаги приходится на одного ученика?
(2778 : 926 =3 (гр))
2.Сколько бумаги выбрасывает в год наша школа?
(2778 * 210 =583380 =583 кг.380(гр))
Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 6-7
взрослых деревьев.
Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей
земле разумным хозяином.
Учитель Следующая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и
наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и
упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор
сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны
для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт.
А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде
загрязненной воды, токсической пыли, болезней.
4. Борьба с мусором
Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5кг мусора.
Сколько мусора выбрасывается жителями города Верхняя Салда, если в
городе 58000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны
потребуется для вывоза этого мусора?
Учитель
1.Сколько мусора выбрасывается в городе Верхняя Салда за один день?
2,5 *58000 = 145000(кг)
2. Сколько мусора в городе выбрасывается за один год?
145000 * 365 = 52925000(кг)=52925(т)
3.
Сколько машин потребуется для вывоза этого мусора?
52925 : 3,5= 15121(машина)
А где же найти выход из создавшегося положения?
Вывод:
1.
Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и
природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.
2.
Строить мусороперерабатывающие заводы.
3.
Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.
4.
Повышать уровень воспитанности граждан.
Учитель
Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов
необратимо обедняет генофонд Земли. Основными причинами
происходящего в настоящее время исчезновения многих видов живых
организмов является влияние антропогенных факторов, изменение среды и
разрушение мест обитания (вырубка лесов, осушение болот, строительство,
загрязнение воздуха, почв, водоемов и т.д.), сокращения и ухудшения
кормовой базы животных и т.д. Некоторые виды животных и птиц помогают
спасти наши леса от вредителей. Кукушка одна из полезных птиц. Она ест и,
при этом, очень ненасытна. И главное ест таких гусениц, которые, кроме неё,
никого из птиц больше не интересуют.
5. Кукушка.
1) У кукушки необычный аппетит: за один час она сможет съесть количество
гусениц, являющееся решением задачи.
Магазин проводит акцию: при покупке двух шоколадок – скидка 75% на
вторую. Шоколадка стоит 80 рублей. Сколько рублей придется заплатить за
покупку двух шоколадок в период действия акции?
2) Если в лесу появится большое количество насекомых - вредителей, то
кукушка расправляется с ними в течение [?] дней. Скольких – вы узнаете,
вычислив значение выражения:
_а_
2
– 81_________, если а =0,6.
2а
2
– 18а
Учитель. Таким образом, кукушка за час может съесть 100 гусениц, за 8
дней расправляется с большим количеством насекомых – вредителей, тем
саамы защищает наши леса.
С 1600г. человеком уничтожено на Земле 162 вида птиц (381 на грани
исчезновения) и около 100 видов млекопитающих (255 видов на грани
исчезновения). Гибель 75 видов млекопитающих и 139 видов птиц, из
числа исчезнувших обусловлена влиянием антропогенных факторов, т.е.
факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности
человека на природу.
6. Загрязнение воздуха
Учитель. Следующая экологическая проблема – очищение воздуха. Если
принять за единицу загрязнённости воздуха над океаном, то над сёлами она
выше в 10 раз, над некоторыми городами – в 35 раз, а над промышленными
объектами – во сколько раз мы узнаем, вычислив значение выражения:
25
6
∙ 8
4
___________
5
10
∙ 2
9
Учитель Таким образом, уровень загрязненности воздуха над
промышленными объектами в 200 раз превышает уровень загрязненности
воздуха над океаном.
Влияние народно-хозяйственных комплексов на загрязнение
атмосферного воздуха.
В атмосферу от предприятий области за год попадают:
Сероуглерод - 2787т
Сероводород - 341т
Бутан - 1216т
Ксилол - 324т
Пыль цементного производства - 1797т
Ацетон - 580т
Аммиак - 405т
Гексан - 331т
Толуол - 302т
Экологическая обстановка в России не совсем благополучна, а загрязнение
природной среды - высокое. Зависит ли от нас с вами окружающий нас мир?
Что можем сделать мы для спасения природы?
(Возможные ответы: посадка деревьев, очистка берега реки от мусора,
участие в различных экологических акциях и конкурсах.)
В заключение хотелось бы процитировать слова Олжаса Сулейменова,
обращенные к вам, будущему страны: “Когда-то – более 45 лет назад, я
сказал: “Земля, поклонись Человеку”. Сегодня, пришло время, чтобы
человек поклонился Земле. Необходимо, чтобы каждый житель планеты
осознал свою ответственность за сохранение жизни на Земле и
устойчивого развития без ущерба для будущих поколений. Народы мира и
главы государств должны помнить, какие глобальные беды может
принести человечеству необузданная ядерная сила”. Давайте помнить об
этом!
Подводятся результаты игры, вручаются грамоты.