Напоминание

«Организация, планирование и содержание урока в классе медных духовых инструментов ДШИ»


Автор: Сигайлов Владимир Ильич
Должность: Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель отделения духовых и ударных инструментов
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Организация, планирование и содержание урока в классе медных духовых инструментов ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Новомосковск

Тульской области

Методический доклад:

«Организация, планирование и содержание урока в классе

медных духовых инструментов ДШИ»

Выполнил:

преподаватель отделения духовых и

ударных инструментов

МБУДО «ДШИ» г. Новомосковска

Заслуженный работник культуры РФ

Сигайлов Владимир Ильич

г. Новомосковск

2018 г.

Основная форма обучения игре на медных духовых инструментах,

приобретения

и

закрепление

знаний,

умений

и

навыков

регулярные

и

ежедневные занятия ученика в классе под руководством преподавателя.

Хорошо организованный урок заинтересует ученика, будет способствовать

достижению хороших результатов.

Важнейший принцип методики преподавания – систематическое

руководство

процессом

обучения

ученика

на

основе

продуманного

индивидуального плана, составленного на каждую учебную четверть.

В этом важном для педагогической работы документе должны найти

следующие отражения:

а) способы решения главной педагогической задачи – обучения и воспитание

ученика;

б) обоснования намеченных мер, исходя из реальных результатов предыдущих

занятий,

а

также

примерный

репертуар

в

различных

ва р и а н т а х ,

предусматривающий прохождение таких произведений, которые содействовали

бы

раскрытию

лучших

задатков

ученика,

развитию

его

способностей

и

исполнительской техники.

Для этого при выборе репертуара обязательным условием должна быть

постоянная забота о формировании индивидуальности ученика: целесообразно

выбирать

произведения

не

слишком

чуждые

характеру

ученика,

а

чем-то

интересующие его.

Бывает, что ученик безразлично относится к предлагаемым пьесам,

равнодушно выполняет задание.

Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить активность ученика,

тактично

и

умело

помочь

ему

определить

отношение

к

музыке,

развить

замеченное в нём тяготение к сочинениям определённых жанров.

Поощрение

самостоятельности

ученика,

развитие

его

индивидуальности

должно

содействовать более живому его отношению занятий музыкой.

Надо при этом заметить, что важно развивать инициативу ученика, но ещё

важнее не ослаблять руководство его занятиями, не допускать, чтобы воспитание

самостоятельности превращалось в бесконтрольную самодеятельность.

При подборе репертуара не рекомендуется включать в него произведения

завышенной трудности. Это может отразиться на качестве исполнения, породит

небрежность в игре.

Однако, если есть уверенность, что ученик справится с заданием и ему не

грозит опасность перенапряжения губного аппарата, отказываться от трудных

сочинений не следует.

Разумеется, план занятий должен предусматривать в первую очередь работу

по развитию технических навыков, систематическую тренировку – игру гамм,

этюдов,

упражнений,

освоение

разных

видов

фактуры,

высокого

и

низкого

регистров и т.п. Но одновременно необходимо расширять и репертуар ученика.

Для этой цели полезно включать в план несколько произведений в порядке

ознакомления

с

музыкой

различных

стилей,

сочинениями

выдающихся

композиторов

прошлого

и

современности.

Желательно,

чтобы

это

были

разнообразные по жанру произведения: народные песни, романсы классиков,

песни, отрывки из оперных, балетных, симфонических, камерных произведений

и т.п.

Цель ознакомления с разнообразными музыкальными формами – не только

расширение кругозора ученика.

Одновременно на этом материале можно организовать упражнения по

разбору нотного теста и чтение нот с листа, транспонирования в разные строи,

ансамблевое исполнение и т.д.

В одном из разделов индивидуального плана надо предусмотреть, что будет

исполнять ученик на зачёте, экзамене, на нескольких концертах, конкурсах.

Эти пьесы станут своего рода отчётом за определённый период обучения.

Опытные преподаватели в конце каждого полугодия подводят итоги

выполнения плана, составляют краткие характеристики учеников, где указывают

успеваемость отношение к занятиям, успехи и недостатки.

Для того, чтобы занятия шли успешно, педагог должен, руководствуясь

индивидуальным

перспективным

планом,

перед

каждым

уроком

составлять

краткий план его проведения, учитывая требования программы, способности

ученика и задачи на данной ступени обучения.

Кроме расчёта времени на проигрывание гамм, упражнений, этюдов, пьес и

ансамблей, а также на отдых, в плане урока должно быть предусмотрено, какой

материал будет использован из школ, пособий, сборников, какой вид техники

исполнения

будет

отрабатываться

(темп

исполнения,

режим

дыхания,

расширение и закрепление диапазона в верхнем и нижнем регистрах и т.д.).

Занятия по плану проходят интересно, продуктивно, если техническая

работа

чередуется

и

увязывается

с

музыкальными

заданиями.

Например,

успешно

поработав

некоторое

время

над

отдельными

продолжительными

звуками,

надо

добиваться

той

же

цели,

играя

гаммы,

упражнения,

этюды

соответствующей трудности и, наконец, пьесы.

Распределение материала на

уроке

должно

предусматривать

различные

виды

трудностей

(от

простого

к

сложному или смешанные виды), учитывая способности ученика.

Перерыв следует использовать для объяснений педагога и ответов ученика

на предлагаемые ему вопросы. Количество перерывов, их длительность зависит

от интенсивности занятий, трудности материала и утомляемости ученика.

В общих чертах методически правильно построенный урок состоит из

проверки выполнения домашнего задания, разбора исполняемых произведений,

объяснения заданий к следующему уроку.

Урок будет неполноценным, если

нарушить этот основной принцип его построения. Даже самый хороший ученик

не будет стараться как можно лучше приготовить урок, если его не проверять на

каждом занятии.

Работа над произведением в классе заключается в прослушивании его и

высказывании замечаний, поправок: ученик должен показать, чего он достиг,

работая над чистотой звучания, строем, красотой звука, ритмом, динамикой,

выразительностью, штрихами и т.п.

Такая форма работы позволяет постепенно конкретизировать

исполнительскую

задачу,

устранять

замеченные

недостатки,

практически

овладевать основными принципами работы над произведением.

На каждом уроке надо уделять время разбору незнакомого нотного текста,

чтению с листа, выбирая для этой цели доступные для ученика этюды, пьесы,

упражнения.

Ученик должен научиться хорошо читать с листа ноты, иначе он не сумеет

играть без ошибок заданное задание.

Если педагог на каждом уроке будет заниматься исправлением ошибок, то

у него не останется времени на то, чтобы уделять внимание качеству исполнения.

Опыт подсказывает, что необходимо сначала работать над тем, что

особенно важно на данном этапе и на что может потребоваться больше времени.

Преимущество, как правило, оказывают работе над художественным

произведением.

Если репертуар велик, то на одном уроке можно проиграть детально и

разобрать только часть произведений, а другие оставить на следующий раз.

Разбору нового произведения лучше уделить время в середине урока или

ближе к концу.

Большое значение имеет умение педагога проверять выполнение домашней

работы.

Обычно педагог внимательно слушает до конца всё, что ученик играет.

Таким образом, педагог может оценить проделанную работу, а ученик

сосредоточенно, без помех показать своё умение.

Запомнив особенности исполнения пьесы, педагог отмечает его достоинства

и недостатки: даже если оказалось, что недостатков немало, всё равно полезно

сказать и о том, что ученик успешно сумел сделать, какие трудности преодолел.

Недопустимо прерывать игру, делать указания, попутные поправки. Лишь

в том случае, если сразу видно, что ученик недобросовестно работал дома, урок

не подготовлен, можно прервать игру, сделать соответствующее замечание и

потребовать лучше подготовиться к следующему уроку.

Для того, чтобы помочь ученику понять характер и особенности

исполняемой

музыки,

педагог

проигрывает

произведение

полностью

или

частично, в отрывках, а потом делает пояснения. Исполнение педагога – важный

элемент

урока

как

в

учебно-воспитательном

отношении,

так

и

в

психологическом.

Игра педагога должна доставлять ученику художественное

удовлетворение,

обогащать

яркими

впечатлениями,

служить

своего

рода

эталоном, стимулировать стремление к дальнейшей самостоятельной работе.

Если педагог по уважительным причинам (возраст и т.д.) не может играть

на инструменте, то он может воспользоваться проигрывателем с необходимым

набором репертуара, прослушав исполнения выдающихся музыкантов.

Проигрывание приносит большую пользу, чем самые подробные словесные

объяснения,

так

как

содержание

и

специфические

особенности

даже

лёгкой

пьесы, этюда нельзя передать словами.

Однако, частое или постоянное проигрывание изучаемого произведения не

рекомендуется, так как оно может затормозить развитие инициативы ученика.

В какой период работы над произведением полезно играть - педагог решает,

учитывая конкретные условия занятий.

В младших классах учеником трудно разобраться в некоторых сочинениях,

поэтому перед началом работы над произведением имеет смысл сыграть пьесу

целиком с концертмейстером: иногда полезно дать поработать самостоятельно, а

потом своим исполнением как бы подвести итог.

Конечно это – не обязательная, но одна из желательных частей урока.

Увлекаться этим не стоит, так как надо стараться больше давать самостоятельных

заданий и руководить их выполнением, поощрять инициативу, активность и

настойчивость в достижении цели.

Словесные объяснения педагога занимают довольно большую часть урока.

Они должны быть понятными, доходчивыми, убедительными, должны

учитывать возраст и музыкальную подготовку ученика.

Педагог с первых минут урока устанавливает контакт с учеником, путём

вопросов, ответов, пояснений и т.п.

Когда ученик не понимает задания, играет вяло, теряет темп, сбивается с

ритма, допускает фальшивое звучание, надо направить его мысль в нужное

русло, рассказать о характерных особенностях пьесы, попытаться пробудить его

фантазию.

Кроме словесных пояснений и проигрывания, педагог пользуется и

другими средствами, раскрывая содержание произведения. Например, в то время

как ученик играет, педагог руководит его исполнением, корректирует темп и

характер музыки посредством жестикуляции - дирижирования, или подпевая

вполголоса, тактично воздействуя, таким образом, на игру ученика.

Обязанность педагога – проявлять постоянное внимание к тому, как ученик

распределяет

время,

насколько

плодотворно

проходят

домашние

задания,

развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы.

Успех чаще всего зависит с одной стороны - от методически правильного

объяснения домашнего задания, с другой – от понимания учеником той цели,

которую

ставит

перед

ним

педагог,

рекомендуя

план

разучивания

художественного

произведения,

режим

дыхания,

аппликатуру,

динамические

оттенки, штрихи и т.п.; объяснения домашнего задания должны содержать советы

о способах работы над преодолением тех или иных трудностей, связанных с

особенностями звукоизвлечения и т.д. От этого зависит успешная работа ученика

дома.

Творческий подход к своим обязанностям, применение новых

педагогических

приёмов,

подсказанных

практикой

и

конкретной

работой

с

каждым

учеником

в

отдельности,

постоянное

стремление

оживить

урок,

заинтересовать ученика, разбудить в нём активность, инициативу, приучить к

осмысленному повседневному труду – залог успешного достижения цели на

каждом этапе педагогического процесса.

В своей работе я использовал общепризнанные методические пособия,

научные работы выдающихся музыкантов-исполнителей и преподавателей: М. И.

Табакова, Г. А. Орвида, Ю. А. Усова, С. А. Баласаняна, Т. А. Докшицира, С. В.

Болотина, Ф. Ф. Шоллара, В. В. Поляха, Ю. Н. Должикова, И. Ф. Пушечникова,

С.

В.

Розанова,

которые

много

сделали

для

развития

отечественного

музыкального

искусства,

подняли

его

на

высочайший

профессиональный

исполнительский и педагогический уровень, методическими трудами которых до

сих пользуются все преподаватели Детских музыкальных школ, Детских школ

искусств,

средних

и

высших

специальных

учебных

заведений

искусства

и

культуры.

Конечно,

свой

многолетний

педагогический

опыт

я

сформировал

и

на

методических

трудах

своих

преподавателей

-

В.

В.

Станова

(ученика

Т.

А.

Докшицира)

и

В.

С.

Анашкина,

что

позволило

мне

подготовить

десятки

лауреатов

Международных,

Всероссийских,

Межрегиональных,

областных

исполнительских конкурсов, а некоторые выпускники

моего класса ДШИ г.

Новомосковска

и

НМК

им.

М.

И.

Глинки

стали

профессиональными

музыкантами:

дирижёром

военного

оркестра

г.

Мурома

-

Антипов

Эдуард,

оркестрантом

Образцово-показательного

военного

духового

оркестра

национальной

гвардии

России

-

Чернов

Дмитрий,

артистом

симфонических

оркестров Белгородской, Рязанской филармоний - Скуднов Тимофей, артистом

симфонических оркестров Белгородской, Рязанской филармоний, преподавателем

ВУЗа культуры, училища, ДМШ, аспирантом - Андрейкин Андрей, оркестрантом

военного духового оркестра танковых войск, г. Казань - Синицкий Эльдар.



В раздел образования