Автор: Кривошапкина Дария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова
Населённый пункт: с.Чурапча Чурапчинский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План индивидуальной работы с учащимися"
Раздел: начальное образование
МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа
имени С. А. Новгородова
План индивидуальной работы с учащимися
Кривошапкина Д. А.
Система работы с неуспевающими, отстающими учащимися
Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые
отношения
1 – й этап
2 – й этап
3 – й этап
К содержанию
учебного материала
Наиболее лёгкий
занимательный
материал, независимо
от его важности,
значимости
Занимательный
материал, касающийся
сущности изучаемого
Существенный,
важный, но не
привлекательный
материал
К процессу учения
(усвоения знаний)
Действует учитель –
ученик только
воспринимает
Ведущим остаётся
учитель, ученик
участвует в отдельных
звеньях процесса
Ведущим становится
ученик, учитель
участвует в отдельных
звеньях процесса
К себе, своим силам
Поощрение успехов в
учёбе, не требующей
усилий
Поощрение успехов в
работе, требующей
некоторых усилий
Поощрение успехов в
работе, требующий
значительных усилий
К учителю
(коллективу)
Подчёркнутая
объективность,
нейтралитет
Доброжелательность,
внимание, личное
расположение,
помощь, сочувствие
Использование
суждения наряду с
доброжелательностью,
помощью и др.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль
подготовленности
учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе,
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у
доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Изложение нового
материала
Поддержание интереса слабоуспевающих учащихся с
помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими
учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке
приборов, опытов и .т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы, высказанной сильным учеником.
Самостоятельная работа
учащихся на уроке
Разбивка
заданий
на
дозы,
этапы,
выделение
в
сложных
заданиях
ряда
простых,
ссылка
на
аналогичное
задание,
выполненное ранее.
Напоминание приёма и способа выполнения задания.
Указание
на
необходимость
актуализировать
то
или
иное
правило.
Ссылка
на
правила
и
свойства,
которые
необходимы
для
решения задач, упражнений.
Инструктирование
о
рациональных
путях
выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
С т и м у л и р о в а н и е
с а м о с т о я т е л ь н ы х
д е й с т в и й
слабоуспевающих.
Более
тщательный
контроль
их
деятельности,
указание
на
ошибки, проверка, исправления.
Организация
самостоятельной работы
вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной
системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек – консультаций, карточек с направляющим планом
действий.
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль
подготовленности
учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у
учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и
систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах,
письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать
внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала
учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или
раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил,
умений и навыков, выявить причины отставания.
Изложение нового
материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы
со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащимся активно усваивать материал.
Самостоятельная
работа учащихся на
уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в
определённой системе достичь большего эффекта. Включать в
содержание самостоятельной работы упражнения по устранению
ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядку выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,
всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать
работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль.
Организация
самостоятельной
работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах
программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными
ошибками. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса,
исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
План работы со слабоуспевающими учащимися.
Мероприятия
Срок
1.
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса
по основным разделам учебного материала предыдущих
лет обучения. Цель: определение фактического уровня
знаний детей;
Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
2.
Установление причин неуспеваемости учащихся через
встречи с родителями, беседа со школьными
специалистами: психологом, врачом, логопедом и
обязательно с самим ребёнком
Сентябрь
3.
Составление индивидуального плана работы по
ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на
текущую четверть
Сентябрь, далее
корректировать по мере
необходимости.
4.
Использование дифференцированного подхода при
организации самостоятельной работы на уроке.
Включение посильных индивидуальных заданий.
В течении учебного года
5.
Ведение тематического учёта знаний слабоуспевающих
учащихся класса.
В течении учебного года
6.
Организация индивидуальной работы со слабым
учеником учителями – предметниками.
В течении учебного года
Работа со слабоуспевающими учащимися.
1.
Ф.И.О. ученика ______________________________________________________________
2.
Класс ______________________________________________________________________
3.
По каким предметам не успевает _______________________________________________
4.
Поведение ученика ____________________________________________________________
5.
Причины, которые привели к плохой успеваемости _________________________________
_________________________________________________________________________________
6.
Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные
занятия) используются в работе с учеником
_______________________________________________________________________________
7.
Кто привлечён к работе по преодолению неуспеваемости ученика
________________________________________________________________________________
8.
Сколько времени длится эта работа ________________________________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ____________________________