Напоминание

"Межпредметная интеграция в деятельности учителя на уроках английского языка как условие обеспечения прочности знаний обучающихся (на примере изучения числительных в начальной школе)"


Авторы: Окулова Полина Александровна, Чулакова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49 (г. Екатеринбург), МАОУ СОШ № 127 с УИОП (г. Пермь)
Населённый пункт: Свердловская область, Пермский край
Наименование материала: статья (обобщение опыта работы)
Тема: "Межпредметная интеграция в деятельности учителя на уроках английского языка как условие обеспечения прочности знаний обучающихся (на примере изучения числительных в начальной школе)"
Раздел: начальное образование





Назад




Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

Межпредметная интеграция в деятельности учителя на уроках

английского языка как условие обеспечения прочности знаний

обучающихся (на примере изучения числительных в начальной школе)

Автор: Окулова Полина Александровна, учитель английского языка МБОУ

СОШ № 49 (г. Екатеринбург)

При участии Чулаковой Ирины Александровны, учителя начальной школы

МАОУ СОШ № 127 с УИОП (г. Пермь)

Современный

мир

стремительно

меняется,

знания

быстро

устаревают,

поэтому с внедрением ФГОС всё большее внимание уделяется развитию

метапредметных умений и универсальных учебных действий (УУД), а не

передаче определённого набора знаний по предмету. Вместе с тем, перед

современным учителем всё чаще встаёт вопрос формирования целостной

картины мира и выхода на междисциплинарную интеграцию в условиях

разобщённости программ по предметам.

Примечательно, что английский язык безпредметен. Часто при сдаче устной

части ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся испытывают трудности не потому, что не

знают, как выразить свою мысль на другом языке, а не знают, что сказать по

заданной

теме.

Чтобы

говорить,

нужно

знать,

о

чём

говорить,

нужен

предмет

разговора,

только

тогда

возможно

создание

коммуникативной

ситуации

(по

Е.И.

Пассову).

Именно

поэтому

данная

дисциплина

представляет особый интерес в вопросах интеграции, особенно, на уроках

в

начальной

школе,

когда

формируются

базовые

умения

и

навыки.

А лексический навык является базовым для успешного развития языковой

компетенции.

Всё

вышеизложенное

определяет

актуальность

работы

по

данной теме.

В практике преподавания английского языка приходится сталкиваться с тем,

что обучающиеся бездумно заучивают слова, используя оперативную память

(выучить, чтобы сдать и забыть). Такие лексические единицы в лучшем

случае, формируют пассивный словарный запас, и с малой вероятностью

переходят в речь без систематического использования в условиях отсутствия

языковой среды. Кроме того, подобный способ заучивания приводит к тому,

что

для

обучающегося

существует

только

план

выражения

слова,

и

абсолютно

отсутствует

его

содержание,

то

есть,

номинативная

функция

лексической

единицы

не

выполняется.

Именно

поэтому

необходимо

применение

межпредметной

интеграции

с

последующим

применением

деятельностного

подхода

для

обеспечения

прочности

знаний.

Разберём

вариант

межпредметной

интеграции

на

примере

изучения

английских

числительных в пределах 20 (3 класс УМК «Английский в фокусе»). При

изучении

данной

темы,

как

правило,

приходится

сталкиваться

со

следующими проблемами:

Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

1.

обучающиеся

заучивают

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

числительных

первого десятка при помощи видеороликов и песен с

видеохостингов и

порталов,

а

при

необходимости

назвать

слова

в

разброс,

начинают

перечислять всю последовательность, пока не дойдут до нужного числа.

Самый элементарный способ проверки – попросить посчитать в обратном

порядке. Уже такое задание вызовет немалые трудности.

2.

Для

успешного

изучения

числительных

второго

десятка

необходимо

хорошо знать числительные первого десятка и правило добавления суффикса

teen

(кроме

слов-исключений).

Если

навык

написания

данных

ЛЕ

не

сформирован,

нет

прочности

знания

ЛЕ,

то

дальнейшее

изучение

числительных

будет

вызывать

все

большие

трудности.

Говоря

о

пропедевтике,

смело

можно

утверждать,

что

прочность

знаний

ЛЕ

числительных

первого

десятка

распространяется

и

на

числительные

десятками и далее (далее счет идет ОДНА сотня, ТРИ тысячи и т.д., то есть,

необходима база).

Для преподавания данной темы нами был разработан комплекс упражнений,

позволяющий

повысить

эффективность

запоминания

ЛЕ

на

этапах

формирования и совершенствования лексического навыка обучаюихся.

На начальном этапе (семантизации ЛЕ) обучающимся предлагается составить

рисуночный конспект (технология критического мышления)

– зарисовать

контуры цифр как в раскраске, подписать внизу названия числительных на

английском языке. Цифры записываются парами – числительное первого

десятка, числительное второго десятка. (см. рис. 1)

Рисунок 1. Способ оформления рисуночного конспекта

Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

Уже на этом этапе мы активизируем, хоть и не в полной мере, но оба

полушария головного мозга, активизируем визуальную и кинестетическую

память. Включаются процессы анализа, а почему именно так? Далее учитель

объясняет, что русский постфикс “дцать” в английском языке это “teen”.

Соответственно, везде, где это возможно, выделяем суффиксы в словах. (На

рисунке

не

показано)

Выход

на

интеграцию

с

родным

языком.

Далее

предлагаем поставить рядом с цифрами звёздочки (см. рис. 2) 11, 12, 13, 15,

20

Рисунок 2. Промежуточный этап работы

Постановка

вопроса

следующая:

как

вы

думаете,

почему

мы

поставили

звёздочки только около числительных второго десятка и не около всех?

Как показывает опыт, особо внимательные дети начинают смотреть на корни

слова, то есть, сравнивать числительные в парах. И если в ряде числительных

действительно

идёт

совпадение

написания,

например,

SIX-SIXteen,

то

«звездные»

числительные

не

совпадают

или

совпадают

частично,

идёт

внутри

корневое

чередование

и

т.д.

Эти

числительные

предлагается

закрасить зелёным карандашом. (Вообще подойдёт любой цвет по желанию

ребенка,

однако,

психологами

установлено,

что

информация,

написанная

красным цветом, не запоминается, он призван лишь привлечь внимание на

короткий срок, а зеленый цвет способствует запоминанию)

Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

Рисунок 3. Итоговое оформление конспекта

Таким

образом,

у

обучающихся

складывается

мнение,

что

учить

дома

придётся не 10 слов, а только пять. Психологический ход позволяет создать

не только ситуацию успеха, но и смотивировать на работу «делать придется

меньше, чем я думал, выучить надо исключения, а остальное я знаю» (даже

если не знает)

На

этапе

первичной

отработки

и

закрепления

материала

обучающимся

предлагается

воспользоваться

счетными

палочками

(или

фломастерами,

карандашами) для запоминания слов. Сначала дети раскладывают карандаши

по

порядку,

произнося

названия

слов:

one,

two,

three…

Такой

способ

используется при обучении дошкольников счету, чтобы числительное было

не просто пустым звуком, а за понятием стояло вполне конкретное явление

или предмет (номинативная и дефинитивная функция лексической единицы).

Таким

образом

обеспечивается

привязка

к

реальной

жизни

человека,

происходит установление причинно-следственных связей (как УУД): three

(«чужое» слово) – это три, три – это три (вот столько) реальных карандашей.

Происходит

прочная

корреляция

в

памяти

обучающегося,

задействуется

визуальная,

аудиальная

и

кинестетическая

виды

памяти.

Можно

раскладывать карандаши в обратном порядке, от двадцати к одному.

Этот

приём хорошо

работает

на

этапе промежуточного

контроля,

как

в

индивидуальном

режиме,

так

и

при

фронтальном

опросе.

У

детей

ингибируется чувство страха и ощущение неизбежности, когда вызывают к

доске. Даже если ребенок кладет карандаши по одному до нужного числа и

Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

считает про себя, это работает на запоминание (например, учитель говорит

four, ребенок выкладывает перед собой 4 карандаша). Этот прием работает и

для

взаимопроверки в парах,

дети способны проверить знания

соседа в

игровой форме, а, как известно, игра безопасна. Ты проиграл, но не получил

«неуд». Также этот прием использовался нами на этапе итогового контроля в

коллекционном классе, где обучаются дети в ОВЗ.

В

дальнейшем

интегративная

работа

переходит

на

уровень

выработки

динамического

стереотипа

при

написании

лексических

единиц.

Обучающимся

предлагается

решить

столбики

примеров

с

различными

математическими действиями в пределах 20, но ответ записать не цифрой, а

английским словом. На первых этапах разрешается пользоваться словарём

(все слова выписаны в тетрадь для записи слов). Рекомендуется начинать

работу

с

простых

действия

сложения

и

вычитания,

затем

добавлять

умножение и деление и выходить на смешанные столбики.

Выполняя подобное упражнение, ребенок выполняет следующие действия:

1.

Читает пример, определяет действие

2.

Выполняет устно действие (навык устного счета)

3.

Осуществляет перевод полученного ответа на английский язык

4.

Осуществляет поиск информации (поиск слова в словаре)

5.

Списывает ответ (зрительная + кинестетическая память)

Было установлено, что подобная работа дает положительную динамику и на

уроках математики. Так, например, на столбик из 10 примеров (сложение и

вычитание) уходило около пяти минут (на английском языке) по алгоритму,

описанному выше. Через несколько уроков время сокращалось в среднем до

3,5 минут. Также проводился устный счет, когда дети решали примеры

устно, давая ответ на английском языке. На уроках математики время на

решение

подобных

столбиков

(тренажер

О.В. Узоровой,

Е.А. Нефёдовой)

тоже сократилось, поскольку счет на родном языке на уроке математики уже

кажется более легким.

Постепенно вводятся ЛЕ, обозначающие математические действия и дети

получают возможность полностью прочитывать вслух весь пример.

Мы приходим к выводу о том, что на уроках английского языка необходимо

уделять

особое

внимание

междисциплинарной

интеграции

в

силу

безпредметности

дисциплины.

Невозможно

научить

говорить

на

чужом

языке, если человек не знает о чем говорить. Невозможно объяснить явление

или выучить слово, если человек не понимает это на родном языке. Вместе с

тем,

лексический

навык

и

объем

словарного

запаса

являются

основополагающим фактором успешного изучения иностранных языков.

Окулова П.А., Чулакова И.А., 2018

Таким

образом,

вышеописанная

работа

позволила

достичь

следующих

результатов

1.

ЛЕ

по

теме

числительные

переходят

в

активный

словарный

запас

обучающихся

2.

Происходит междисциплинарная интеграция и перенос компетенций в

разные сферы учебной деятельности

3.

Обеспечивается

прочность

знаний

ЛЕ

при

развитии

лексического

навыка

4.

Происходит активизация всех видов речевой деятельности (чтение,

аудирование,

письмо,

говорение),

активизация

левого

и

правого

полушарий (что хорошо для детей «физиков» и «лириков»), развитие

познавательных процессов, УУД, развивается критическое мышление.

5.

Снимается

психологический

барьер

и

ощущение

зубрежки

иностранных слов.

Материал

данной

работы

может

быть

интересен учителям

иностранного

языка,

учителям

начальных

классов,

преподавателям,

обучающих

дошкольников,

преподавателям

педагогических

колледжей

и

ВУЗов,

методистам, студентам, заместителям директора по УВР и НМР.



В раздел образования