Автор: Шаркунова Екатерина Павловна
Должность: учитель ИЗО и искусства
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83–Центр Образования" Приволжского района
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Сохранение культурных традиций и преемственность поколений в современном искусстве."
Раздел: среднее образование
Сохранение культурных традиций и преемственность поколений
в современном искусстве.
Стабильность традиций - один из способов сохранения
культуры. Традиции представляют собой способ закрепления в культуре
стиля, канона, национального колорита, что в целом способствует
укреплению и приобщению каждого человека к истокам своего народа .
В особенности, молодежи, которая и станет впоследствии главным
носителем и транслятором созданного прежде.
История орнамента претерпевает долгий период стилизации. И то,
что сейчас называется национальным орнаментом, ни что иное как
отпечаток многих особенностей данной культуры, продиктованные
территориальным расположением народа, внешними признаками,
способами добычи пищи и многим другим. Знание предыстории
орнамента дает полное осознание значения в жизни данного народа.
Таким образом, возникает необходимость изучения орнамента как
неотъемлемой части любой культуры. И как следствие взаимосвязь
различных культур между собой.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов:
геометрический, цветочно-растительный и зооморфный.
Геометрический орнамент – декор, состоящий из простых
геометрических фигур. Относится к самому древнему и
распространенному, в том числе и в наше время, виду. Известны образцы
предметов быта, украшенные геометрическим орнаментом, относимые
еще к палеолиту. Наряду с простыми элементами и формами – кругом,
треугольником, прямоугольником – в такие узоры могут быть включены
линии, прямые и кривые. Данный вид орнамента называют также
абстрактным или не изобразительным.
Растительный орнамент – особый вид декора, выполняемый с
использованием одного и того же, повторяющегося многократно
растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.).
Применяется как украшение предметов быта, архитектурных
сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий.
Данный вид орнамента является вторым по распространенности после
геометрического. Характерной особенностью является их контурное
завершение.
Зооморфные изображения появились в первобытном мире в виде
первых наскальных рисунков. Представители животного мира для
человека были источником пищи, а значит и сохраняющими жизнь,
особенно в периоды охотничьего и скотоводческого хозяйствования,
и потому они обожествлялись. Наскальные рисунки первобытного
человекас изображениями животных использовались для
заклинательных ритуалов и обрядов. В каменном веке и неолите
звери, птицы, солнце и т. п. изображались реалистично. Ко II тыс.
до н. э. они принимают уже символическое изображение: птицы
становятся зиг-загами, солнце с лучами – кругом, колесом, свастикой,
розеткой и т. п.
Считалось, что изображения зверей, птиц, рыб обладают
магическими силами.
Их образы в виде знаков и условно-символических
изображений переносились на
предметы быта, орудия труда и охоты, одежду, ювелирные
украшения и жилище. Предполагалось, что эти изображения
оберегают и защищают от злых, враждебных сил их обладателя.
Зооморфные мотивы в татарском народном искусстве занимают
довольно скромное место и настолько сильно стилизованы и
обобщены (из-за запрета ислама изображать живых существ), что их
трудно порой бывает определить.
Птица олицетворяла солнце и свет, считалась посредником
между душой чело- века и небом. С образом утки связана старинная
легенда, распространённая среди казанских татар, по которой утка
достала со дна моря комочек земли и из него была образована
суша. Чаще всего образы птиц использовались в домовой резьбе.
( с раскрытыми крыльями и двумя головами, фигурки
противостоящие друг другу).
Образ птицы в домовой резьбе.
Стилизованное «Древо Жизни» с птицами.
Мотивы, используемые в вышивке.
Мотив дерева – цветка между конями символизирует культ
Земли-Матери и деревьев.
Татарские узоры применялись мастерами испокон веков во
многих сферах прикладного искусства: вышивке, резьбе по дереву,
ткачестве и т.д. Татарский орнамент с цветочно- растительными
мотивами является одним из самых распространенных орнаментов в
декоративно-прикладном искусстве.
Он вобрал в себя монгольские, тюркские,
среднеазиатские традиции коренного населения.
Элементы
татарского орнамента, татарского колорита легко интегрируются
практически в любой стиль, а многогранность прикладного искусства
позволяет выполнить элементы орнамента в различных техниках.
Глубоко самобытным и традиционным видом искусства
казанских татар является ювелирное искусство. Прекрасно используя
художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело
сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными
по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного
эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в
основном, с различными украшениями женской одежды – это и
воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи
(хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели
различными приемами и средствами орнаментации ювелирных
украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением,
инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного
искусства является техника бугорчатой скани, в которой орнаментальные
веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого
конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно
изготовляли только дорогие и ценные украшения.
Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство
кожаной мозаики, которое имеет древние традиции, идущие с
булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными
образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь
казанских татар и их предков – булгар близка к сапожкам, найденным
при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая
узорчатая обувь в XVI – XVII веках составляла часть парадной одежды
не только татарской, но и русской знати.
Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания
разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно
красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи
сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых
или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве
других народов.
Одним из традиционных видов татарского народного
творчества является вышивка, которая отличается большим
разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале
XIX века широкое распространение получает золотое шитьё.
Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики
отличаются женские головные уборы – калфаки, узор вышивки в
которых, создавался контрастом длинных и коротких стежков,
сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием
канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские
вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто
ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие
вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами – декоративные
полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть
вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись
атрибутом национального праздника Сабантуй.
Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое
место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и
орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное,
выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно
характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные
и зооморфные мотивы.
На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и
Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую
популярность приобретают картины религиозного содержания в виде
композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти
священные изречения, написанные масляными красками на оборотной
стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под
термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило,
использовались определенные коранические суры и религиозные
высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили
выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место –
над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на
Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и
профессиональными каллиграфами.
В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном
искусстве республики Татарстан занимает творчество
профессиональных художников, которые обращаются к традициям
татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для
себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал
технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции
народного искусства играют определяющую роль в формировании
облика современного искусства Татарстана и его национального
своеобразия.