Напоминание

"Сохранение культурных традиций и преемственность поколений в современном искусстве."


Автор: Шаркунова Екатерина Павловна
Должность: учитель ИЗО и искусства
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83–Центр Образования" Приволжского района
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Сохранение культурных традиций и преемственность поколений в современном искусстве."
Раздел: среднее образование





Назад




Сохранение культурных традиций и преемственность поколений

в современном искусстве.

Стабильность традиций - один из способов сохранения

культуры. Традиции представляют собой способ закрепления в культуре

стиля, канона, национального колорита, что в целом способствует

укреплению и приобщению каждого человека к истокам своего народа .

В особенности, молодежи, которая и станет впоследствии главным

носителем и транслятором созданного прежде.

История орнамента претерпевает долгий период стилизации. И то,

что сейчас называется национальным орнаментом, ни что иное как

отпечаток многих особенностей данной культуры, продиктованные

территориальным расположением народа, внешними признаками,

способами добычи пищи и многим другим. Знание предыстории

орнамента дает полное осознание значения в жизни данного народа.

Таким образом, возникает необходимость изучения орнамента как

неотъемлемой части любой культуры. И как следствие взаимосвязь

различных культур между собой.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов:

геометрический, цветочно-растительный и зооморфный.

Геометрический орнамент – декор, состоящий из простых

геометрических фигур. Относится к самому древнему и

распространенному, в том числе и в наше время, виду. Известны образцы

предметов быта, украшенные геометрическим орнаментом, относимые

еще к палеолиту. Наряду с простыми элементами и формами – кругом,

треугольником, прямоугольником – в такие узоры могут быть включены

линии, прямые и кривые. Данный вид орнамента называют также

абстрактным или не изобразительным.

Растительный орнамент – особый вид декора, выполняемый с

использованием одного и того же, повторяющегося многократно

растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.).

Применяется как украшение предметов быта, архитектурных

сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий.

Данный вид орнамента является вторым по распространенности после

геометрического. Характерной особенностью является их контурное

завершение.

Зооморфные изображения появились в первобытном мире в виде

первых наскальных рисунков. Представители животного мира для

человека были источником пищи, а значит и сохраняющими жизнь,

особенно в периоды охотничьего и скотоводческого хозяйствования,

и потому они обожествлялись. Наскальные рисунки первобытного

человекас изображениями животных использовались для

заклинательных ритуалов и обрядов. В каменном веке и неолите

звери, птицы, солнце и т. п. изображались реалистично. Ко II тыс.

до н. э. они принимают уже символическое изображение: птицы

становятся зиг-загами, солнце с лучами – кругом, колесом, свастикой,

розеткой и т. п.

Считалось, что изображения зверей, птиц, рыб обладают

магическими силами.

Их образы в виде знаков и условно-символических

изображений переносились на

предметы быта, орудия труда и охоты, одежду, ювелирные

украшения и жилище. Предполагалось, что эти изображения

оберегают и защищают от злых, враждебных сил их обладателя.

Зооморфные мотивы в татарском народном искусстве занимают

довольно скромное место и настолько сильно стилизованы и

обобщены (из-за запрета ислама изображать живых существ), что их

трудно порой бывает определить.

Птица олицетворяла солнце и свет, считалась посредником

между душой чело- века и небом. С образом утки связана старинная

легенда, распространённая среди казанских татар, по которой утка

достала со дна моря комочек земли и из него была образована

суша. Чаще всего образы птиц использовались в домовой резьбе.

( с раскрытыми крыльями и двумя головами, фигурки

противостоящие друг другу).

Образ птицы в домовой резьбе.

Стилизованное «Древо Жизни» с птицами.

Мотивы, используемые в вышивке.

Мотив дерева – цветка между конями символизирует культ

Земли-Матери и деревьев.

Татарские узоры применялись мастерами испокон веков во

многих сферах прикладного искусства: вышивке, резьбе по дереву,

ткачестве и т.д. Татарский орнамент с цветочно- растительными

мотивами является одним из самых распространенных орнаментов в

декоративно-прикладном искусстве.

Он вобрал в себя монгольские, тюркские,

среднеазиатские традиции коренного населения.

Элементы

татарского орнамента, татарского колорита легко интегрируются

практически в любой стиль, а многогранность прикладного искусства

позволяет выполнить элементы орнамента в различных техниках.

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства

казанских татар является ювелирное искусство. Прекрасно используя

художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело

сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными

по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного

эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в

основном, с различными украшениями женской одежды – это и

воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи

(хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели

различными приемами и средствами орнаментации ювелирных

украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением,

инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного

искусства является техника бугорчатой скани, в которой орнаментальные

веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого

конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно

изготовляли только дорогие и ценные украшения.

Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство

кожаной мозаики, которое имеет древние традиции, идущие с

булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными

образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь

казанских татар и их предков – булгар близка к сапожкам, найденным

при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая

узорчатая обувь в XVI – XVII веках составляла часть парадной одежды

не только татарской, но и русской знати.

Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания

разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно

красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи

сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых

или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве

других народов.

Одним из традиционных видов татарского народного

творчества является вышивка, которая отличается большим

разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале

XIX века широкое распространение получает золотое шитьё.

Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики

отличаются женские головные уборы – калфаки, узор вышивки в

которых, создавался контрастом длинных и коротких стежков,

сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием

канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские

вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто

ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие

вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами – декоративные

полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть

вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись

атрибутом национального праздника Сабантуй.

Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое

место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и

орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное,

выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно

характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные

и зооморфные мотивы.

На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и

Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую

популярность приобретают картины религиозного содержания в виде

композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти

священные изречения, написанные масляными красками на оборотной

стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под

термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило,

использовались определенные коранические суры и религиозные

высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили

выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место –

над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на

Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и

профессиональными каллиграфами.

В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном

искусстве республики Татарстан занимает творчество

профессиональных художников, которые обращаются к традициям

татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для

себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал

технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции

народного искусства играют определяющую роль в формировании

облика современного искусства Татарстана и его национального

своеобразия.



В раздел образования