Автор: Аганова Галина Ахметовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Алатская ООШ"
Населённый пункт: с.Алат,Высокогорского района,Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема коррупции в произведениях русских писателей"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Алатская основная общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района РТ»
Тема урока: «Тема коррупции в произведениях русских писателей».
Возраст: 9 классы
Автор: учитель русского языка и литературы
Аганова Галина Ахметовна
2017 год
Вся моя мысль в том, что ежели люди
порочные связаны между собой и с
оставляют силу, то людям честным
надо сделать только то же самое.
Лев Толстой
Цели занятия: Расширять кругозор учащихся в воспитании правового самосознания,
нравственности,
ответственности
за
собственные
поступки
и
способствовать
становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений.
Задачи:
- проследить историю развития "многовековой" проблемы российского общества;
- воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней;
- способствовать формированию знаний учащихся о коррупции, её причинах, основных
направлениях борьбы с ней;
Оборудования к уроку и наглядность:
1.Плакаты по теме "Коррупция»:
Причины коррупции:
- экономические трудности
- несовершенство законодательства.
- низкий уровень заработной платы.
Факторы коррупции:
- корысть, стремление жить лучше;
-экономическая целесообразность;
-бездуховность членов общества.
2. Произведения русских писателей 18-19 веков о коррупции в обществе;
3. Интерактивная доска, компьютер, проектор.
План урока:
1. «Коррупция в современном обществе, ее причины и факторы».
2. Что значит «коррупция»в истории российского государства , ее исторические корни .
3. Проблемы коррупции в произведениях русских писателей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Учитель:
Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем говорить о
коррупции, ее
последствиях и противодействиях коррупционным проявлениям. Давайте все вместе
попробуем разобраться, что же такое КОРРУПЦИЯ?
Ответ учащихся ( обучающиеся дают различные определения этого понятия).
Учитель: Чтобы выяснить правильное значение этого термина, обратимся к словарю
русского языка С.И. Ожегова:
Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в
незаконном
обогащении,
взяточничестве,
хищении
и
срастании
с
мафиозными
структурами.
Учитель: Да, действительно, коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все
слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вымогательством,
шантажом, подкупом. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то кто и как
должен это
сделать?
Согласно
Российскому
законодательству,
коррупция
- это
злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп,
или иное незаконное использование своего должностного положения в целях получения
выгоды в виде денег, ценностей, имущества.
Учитель: Коррупция разрушает экономику страны, вызывает у ее граждан недоверие к
государству, т. е. неверие граждан в торжество закона, и как следствие - пренебрежение его
нормами. Не случайно в 2004 году 9 декабря было объявлено Международным днем
борьбы с коррупцией. (дата - на доску)
Выступление учащихся :
1 ученик: Коррупция – сложное социальное явление, которое зародилось
еще в
глубокой древности и существует сегодня во всех странах.
2 ученик: Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы
добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и
способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных
обществах
плата
жрецу
или
вождю
была
нормой.
Спустя
время
появились
профессиональные
чиновники,
которые
должны
были
получать
установленную
правителем зарплату. Но на практике они стремились воспользоваться своим положением
для тайного увеличения своих доходов.
3 ученик: В разное время власти применяли различные наказания для виновных в
совершении служебного преступления: от легких штрафов или снятия с должности до
вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием всего имущества или смертной казни
путем повешения или даже четвертования. Но, несмотря на показательные и часто
жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В
лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на
уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.
Учитель: Как вы думаете, для чего были установлены такие меры наказания? (ответы
учащихся).
Выступление учащихся с сообщениями об исторических корнях коррупции в России:
- Мздоимство на Руси.
(Российское мздоимство обессмертили в своих произведениях такие русские писатели,
как А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.Е.Салтыков- Щедрин,)
- Борьба с коррупцией в эпоху Петра I.(Чего только Петр I не делал для искоренения этой
язвы. И показывал подданным пример собственным поведением. Государь-реформатор
хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя – честно жили на одну зарплату. А
потому в 1715 повелел платить им жалование из казны..)
Учитель:
- Какие произведения вы знаете, в которых раскрывается тема коррупции?
1) А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
2) Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
3) Н.В. Гоголь. Роман «Мёртвые души».
4) Г.Р. Державин. Оды.
3. Проблемы коррупции в произведениях русских писателей.
3.1 Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
Учитель: - Какова основная мысль произведения?
- К кому обращается автор?
- О чём просит Державин и «властителей», и «судей»?
Ответ учащихся:
Ваш долг есть: сохранять законы.
На лица сильных не взирать.
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
3.2.Чтение отрывка и поиск ответа на проблемные
из комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
(Действие 1, явление 1 - 3)
- Какой предстаёт помещица Простакова перед читателями?
- Какие идеалы помещицы вызывают осуждение? (материальное
обогащение любыми способами).
- Как была наказана помещица и за что? (Действие 5, явление 1).
3.3. Чтение отрывка из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
(Действие 2, явление 2; диалог Фамусова и Чацкого).
- Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
- Что имеет в виду герой?
- Каковы идеалы Фамусова?
3.4. Чтение отрывка и беседа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
«Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую
пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала
строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь,
позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»
(Действие 2, явление 9; городничий даёт взятку мнимому «ревизору»)
- О чём идёт речь в данной комедии?
- Какие пороки общества высмеивает писатель?
- Почему чиновники дают взятки «ревизору»?
- Как себя ведёт ревизор и почему?
3.5. Учитель: Ситуацию с мошенничеством посерьезнее можно проследить в произведении
Н.В.Гоголя "Мертвые души".
Там есть прекрасное описание карьеры Чичикова в таможне: «…но переносил все герой
наш, переносил сильно, терпеливо переносил, и — перешел наконец в службу по
таможне...»
Чтение отрывков и беседа по роману Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:
- Какова главная тема романа?
- Какие пороки человека и общества раскрывает писатель?
- Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников?
- Какую роль сыграло воспитание героя, наказы его отца в том, что Чичиков стал
взяточником и обманщиком?
- Как выдумаете, почему чиновники города и губернские помещики
откликаются на просьбы Чичикова, идут на должностные преступления: берут взятки,
подписывают бумаги?
(Ответ учащихся)
Учитель:
Коррупция - это проблема; это боль общества, это моральное разложение
общества, поэтому надо её искоренить.
- Почему в наши дни уделяют большое внимание борьбе с коррупцией? Ответы
учащихся :1. Рост коррумпированности чиновников.
2. Моральное разложение общества.
Итог занятия:
Учитель:
Приходится признать, что в нашей жизни присутствует вымогательство, подкуп,
нечестные отношения, обман. Одни люди разбогатели, другие стали бедными, поменялись
нравственные ориентиры, на первое место вышли деньги и материальные ценности. Может
быть, пока вы и не задумывались, какие ценности выбрать, но рано или поздно вам
придется решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, с добром и милосердием, с
верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу и истину. Поэтому мы
не должны прятаться от проблем, наоборот, мы должны быть готовыми бороться и
побеждать.5. Домашнее задание:
- дочитать поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души», написать характеристику Чичикова