Автор: Романова Валентина Мартеловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ д. У–Сурвай
Населённый пункт: Унинский р–н Кировской обл
Наименование материала: календарно–тематическое планирование по предметам в 4 классе
Тема: "Цели учебного предмета "Чтение" на первом этапе обучения (1-4 классы)"
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для первого этапа обучения (1-4 классы) разработана на основе:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Чтение является важным учебным предметом русского языка. Его направленность на социализацию личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование
эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения является необходимым условием формирования
у
обучающихся жизненных компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в
современном обществе.
Задачами уроков чтения на первом этапе обучения в 1 – 4 классах являются:
Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Основными критериями отбора материала по чтению в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность
проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения
курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический
характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности
.
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в
себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их
способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у обучающихся с нарушением интеллекта
формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения —
необходимые
условия
для
успешного
усвоения
грамоты.
Для
детей,
не
посещавших
дополнительный
класс,
в
добукварный
период
начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в
адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный
характер. На каждом уроке
реализуется несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на
подготовку обучающихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование
первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны
речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период
закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они
учатся
элементарному
общению
с
учителем
и
одноклассниками,
приобретают
умение
адекватно
воспринимать
речь
окружающих
и
выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в
использовании интонационных средств выразительности.
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода, в который внесен ряд изменений.
Наряду с
аналитико-синтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод обучения. Материалом для обучения грамоте
являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный период условно делится
на три этапа. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур является наиболее доступным
умственно
отсталым
школьникам,
т.к.
учитывает
особенности
их
мыслительной
деятельности.
Усвоение
звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение,
различение
в
сочетании
с
другими
звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее
изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур
осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау,
уа), обратные
слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие
особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением согласных. По мере изучения слоговых структур расширяется круг
слов
для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов,
содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря
первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи. В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла
речевого материала, с которым работают обучающиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со
звуком, слогом. Обучающиеся учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Для чтения во 2-4 классах подбираются доступные для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию деловые и научно –
популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году
продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения
учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных
тем.
Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного, послогового
чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко – буквенный анализ
отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется
формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу
особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на
более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к
синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов
и приёмов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Работа над выразительностью чтения начинается с середины 3 класса, когда обучающиеся переходят на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации,
заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не
нарушать не
посредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения
учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к
классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в произведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в
мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. обучающиеся овладевают умением правильно и последовательно пересказывать
содержание несложного произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа
обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам обучающихся и целенаправленными вопросами учителя.
Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования
формируются по двум уровням: достаточному и минимальному, исходя из возможностей обучающихся и динамики их продвижения.
Место учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы) в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По примерному годовому учебному плану на
учебный предмет «Чтение» отведено 3 часа в неделю. Дополнительный 1 час в неделю взят из учебного предмета «Музыка», исходя из
условий ОО. Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане для первого этапа обучения (1-4 классы) в соответствии с годовым
учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей
таблице:
Класс
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов за год
1 класс
33 учебные недели
4 часа
132 часа
2 класс
34 учебные недели
4 часа
136 часов
3 класс
34 учебные недели
4 часа
136 часов
4 класс
34 учебные недели
4 часа
136 часов
Всего: 540 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета « Чтение » на первом этапе обучения (1-4 классы)
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета « Чтение»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых
для
достижения
основной
цели
современного
образования
―
введения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
культуру,
овладение
ими
социокультурным
опытом.
Личностные
результаты
освоения
АООП
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
возможности
их
личностного
развития
в
процессе
целенаправленной
образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Чтения». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью,
планируемые
личностные
результаты,
следует
рассматривать
как
возможные
личностные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета « Чтение » на конец первого этапа обучения (1-4 классы):
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы):
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Чтение» и
представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной
области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися
не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 1 класса
-Понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от
дошкольника;
-знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать
звуки
окружающей
действительности,
называть
их,
соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь
практические
представления
о
таких
понятиях
как
предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять
звуки
А,
У,
О,
М,
С,
Н
в
начале
слов,
с
опорой
на
иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и
вопросы учителя.
-Знать правила поведения обучающихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета;
-различать звуки окружающей действительности;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь
практические
представления
о
таких
понятиях
как
предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и
схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и
вопросы учителя.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 1 класса
-Различать звуки на слух и в собственном произношении;
Различать
звуки
на
слух
и
в
собственном
произношении,
знать
-знать буквы, различать звуки и буквы;
-различать гласные и согласные звуки;
-определять звуки в начале и в конце слова;
-определять количество слогов в слове;
-определять количество слов в предложении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного
и
по
иллюстрациям к тексту.
буквы;
-знать и различать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными
картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать
на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Планируемые предметные результаты на конец 2 класса
-Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение
целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
-пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии
картинок прочитанный или прослушанный текст;
-выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед
обучающимися класса.
-Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с
помощью учителя или опорой на картинку;
-читать по слогам короткие тексты;
-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.
Планируемые предметные результаты на конец 3 класса
-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по
содержанию;
-читать
текст
вслух
целыми
словами
(по
слогам
трудные
по
семантике и структуре слова);
-активно участвовать в анализе произведения;
-пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с
опорой на картинный план;
-высказывать
своё
отношение
к
поступку
героя,
событию
после
проведённого анализа произведения;
-выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.
-Слушать
чтение
произведения
учителем,
отвечать
на
вопросы
информационного плана;
-правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом
на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;
-соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста;
-пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по
картинно-символическому плану к каждому предложению;
-выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса
- Читать текст после предварительного анализа вслух целыми
словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с
соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- Осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми
словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и
- определять основную мысль текста после предварительного его
анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную
оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств
устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя,
картинный план или иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед
обучающимися класса.
событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед
обучающимися класса.
Содержание учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Класс
Освоение учебного предмета
Содержание
1 класс
П о д г о т о в к а
к
у с в о е н и ю
первоначальных навыков чтения
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой
анализ.
Совершенствование
произносительной
стороны
речи.
Формирование
первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова −
«слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове
на слух.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.
Расширение
арсенала
языковых
средств,
необходимых
для
вербального
общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы
на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-
практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Формирование
элементарных
навыков чтения
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение
места
звука
в
слове.
Определение
последовательности
звуков
в
несложных
по
структуре
словах.
Сравнение
на
слух
слов,
различающихся
одним
звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный
анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых
и
открытых
двухбуквенных
слогов,
закрытых
трёхбуквенных
слогов
с
твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
навыков
правильного,
осознанного
и
выразительного
чтения
на
материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после
проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей
класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему
текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-
трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения,
практические действия и т.д.
2-4 классы
Содержание чтения (круг
чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка,
закличка,
песня,
сказка,
былина).
Небольшие
рассказы
и
стихотворения
русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки,
потешки.
П р и м е р н а я
т е м а т и к а
произведений
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении
о добре и зле.
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами
вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование
навыков
выразительного
чтения
(соблюдение
пауз
на
знаках
препинания,
выбор
соответствующего
тона
голоса,
чтение
по
ролям
и
драматизация
разобранных
диалогов).
Работа с текстом
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших
случаев
многозначности
и
сравнений.
Деление
текста
на
части,
составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством
учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и
опорным словам.
Тематическое планирование учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Количес
тво
часов
Темы
Виды деятельности
1 класс
3
Развитие слухового
внимания, фонематического
слуха, звукового анализа
Добукварный период
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их, определение источника звука. Имитация
голосов животных, узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение
звуков окружающего мира с речевыми звуками.
3
Слово
Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов. Соотнесение их с
конкретными предметами. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке,
«запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов. Выделение
слова из ряда предложенных на слух. Фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
6
Предложение
Текст
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
предложения.
Составление
предложений
по
картинке.
Запись предложений условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений
на слова. Фиксация предложений в условно-графической схеме с последующим выделением каждого
слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с выбором соответствующей картинки.
2
Слог (часть слова)
Деление двусложных слов на слоги. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение»
слов по слогам. Соотнесение прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов.
3
Звук
Артикуляционная
гимнастика
с
игровыми
заданиями.
Дыхательные
упражнения
в
игре.
Отработка
звукопроизношения. Дифференциация оппозиционных звуков.
Выделение
повторяющегося звука в
чистоговорках. Выделение звуков в начале слова. Обозначение звука условным значком. Подбор слов,
начинающихся
с
заданного
звука,
с
опорой
на
натуральные
предметы
или
картинки.
Различение
и
называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных
полосок.
Различение
коротких
и
длинных
полосок.
Составление
из
цветных
полосок
изображений
знакомых
предметов.
Выкладывание
из
цветных
полосок
буквенных
знаков.
Знакомство
с
геометрическими фигурами. Составление комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из
геометрических
фигур
изображений
знакомых
предметов.
Практическое
усвоение
пространственного
расположения фигур. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части. Показ и
название предметов, их изображений последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части.
Составление
предмета
из
частей
в
сопровождении
речи.
Складывание
и
раскладывание
матрешки.
Выкладывание из кубиков картинки по образцу. Составление картинки из пазлов. Исключение лишнего
предмета по цвету, форме или величине. Разучивание коротких стихотворных текстов.
24
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа,
Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы,
Лл, Вв, Ии.
Букварный период
Правильное произнесение изучаемых звуков. Определение места звука в словах. Выделение первого звука
в начале слова.
Подбор слов, начинающихся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание
учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков. Наблюдение в
зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим
цветом. Образование и чтение слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Запоминание слогов. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах. Чтение по слогам слов из
двух усвоенных слогов. Повторение их целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с
картинкой.
Составление
и
чтение
слов,
состоящих
из
трехбуквенного
закрытого
слога.
Чтение
предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их
устным воспроизведением. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
44
2-й этап
Изучение звуков и букв:
Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й,
Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Повторение пройденных звуков и букв. Правильное и четкое произнесение звуков. Характеристика звука.
Выделение
начального
звука
в
слове.
Соотнесение
звука
с
буквой.
Определение
цвета
буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах. Дифференциация слогов с мягкими и
твердыми согласными. Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов. Чтение слоговых структур по подобию. Целостное
запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание
каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький
предмет.
Соотнесение
слова
с
иллюстративным
материалом.
Работа
со
звукобуквенной
схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Чтение предложений с последующим
воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения
учеником. Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя.
Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. Чтение загадок и стихотворений.
Разучивание их с голоса учителя.
47
3-й этап
Изучение звуков и букв: Ее,
Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц,
Ээ, Щщ, ъ.
Повторение пройденных звуков и букв, Четкое и правильное артикулирование звуков. Практическое
различение гласных и согласных звуков, обозначение их в схеме. Дифференциация оппозиционных звуков.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование
и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов,
состоящих
из
1—3
слогов.
Чтение
предложений
из
2—5
слов,
их
последующее
воспроизведение
с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания. Чтение небольших текстов.
Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом. Выбор
нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по
вопросам, картинке, заданию. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
2 класс
19
10
15
16
16
18
20
14
8
Осень
пришла
–
в
школу
пора!
Почитаем – поиграем.
В гостях у сказки.
Животные рядом с нами.
Ой ты, зимушка – зима.
Что
такое
хорошо
и
что
такое плохо.
Весна идёт.
Чудесное рядом.
Лето красное.
Первое полугодие. Послебукварный период
Упражнение в плавном чтении по слогам, без искажения звукового состава. Чтение слов и предложений,
рассказов и стихотворений в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов в таблицах для закрепления.
Дифференциация
слогов
и
слов
со
стечением
согласных.
Дифференциация
слогов
и
слов
с
оппозиционными звуками. Дифференциация слогов и слов с разделительными ь и ъ. Дифференциация
слогов и слов со сходными буквенными знаками. Выполнение упражнений на закрепление правильного
звукопроизношения. Выполнение упражнений на развитие чёткой дикции. Упражнение в выразительном
произнесении
чистоговорок
и
коротких
стихотворений.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию
текста.
Выборочное
чтение
слов
и
предложений
по
заданию
учителя.
Соотнесение
слов
и
предложений
с
иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек, стихотворений. Воспроизведение
их в игровой ситуации.
Второе полугодие
Упражнение в чтении без искажений звукового состава слов с правильным ударением в них. Упражнение в
плавном чтении по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с
простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста. Выполнение речевой
зарядки.
Выполнение
упражнений
на
соблюдение
интонации
конца
предложения
и
пауз
между
предложениями. Разучивание наизусть коротких стихотворений. Прослушивание текстов с установкой на
адекватное эмоциональное восприятие. Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих
правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и
поступками
героев.
Соотнесение
предложений
и
абзацев
текста
с
иллюстративным
материалом.
Элементарная оценка прочитанного. Опора на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его
заглавия.
Использование
подсказывающих
вопросов
для
выяснения
главной
мысли
произведения.
Составление полных предложений при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по
образцу
учителя.
Передача
содержания
произведения
по
вопросам
учителя.
Передача
содержания
произведения по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно – символический план к
каждому предложению. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой меловой
рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя. Выразительное
чтение
стихотворений наизусть по подражанию.
3 класс
Снова
школьный
звонок
прозвенел.
Славная осень.
Учимся трудиться.
Ребятам о зверятах.
Волшебница – зима!
Так нельзя, а так можно.
Чудесный мир сказок.
Весна в окно стучится.
День смеха.
Родина любимая.
Здравствуй, лето!
Упражнение в чтении без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Упражнение в чтении целыми словами. Упражнение в чтении слов, трудных по семантике и слоговой
структуре. Выполнение упражнений речевой зарядки. Упражнения в чтении специально подобранных
текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре. Отработка орфоэпического
чтения
односложных
и
двусложных
слов.
Упражнение
в
чтении
про
себя
после
анализа
текста.
Выполнение специальных упражнений для подготовки к более быстрому темпу чтения. Дифференциация
знаков препинания. Упражнение в чтении предложений с повествовательной интонацией. Упражнение в
чтении
предложений
с
вопросительной
интонацией.
Упражнение
в
чтении
предложений
с
восклицательной интонацией. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого и характера
персонажа. Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними. Выразительное чтение по
ролям
коротких
отрывков
после
работы
над
текстом.
Выразительное
чтение
наизусть
коротких
стихотворений с опорой на чтение учителя. Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа
на
вопрос.
Выборочное
чтение
для
соотнесения
предложения
текста
с
иллюстрацией.
Установление
последовательности
действий
героев
произведения
и
взаимосвязи
событий.
Объяснение
поступков
действующих
лиц,
оценка
их
поведения
с
помощью
наводящих
вопросов
учителя,
с
опорой
на
собственный опыт. Общение детей. Обмен мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Прогноз
содержания произведения до его чтения по заглавию. Оценка правильности или ошибочности прогноза.
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение
обучающимися
непонятных
для
них
слов.
Обращение
за
разъяснением
к
товарищу
или
учителю.
Коллективная
работа
по
выделению
главной
мысли
произведения
с
помощью
наводящих
вопросов
учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок. Пересказ текста по частям словами,
близкими
к
тексту.
Пересказ
текста
с
опорой
на
картинный
план.
Пересказ
текста
самостоятельно.
Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное
рисование
картин
к
каждой
части.
Запоминание
диалогов
после
их
чтения
по
ролям.
Работа
над
драматизацией.
4 класс
Листья
пожелтелые
по
ветру летят.
Раз, два- начинается игра.
Будем делать хорошо и не
будем- плохо.
Зимние узоры.
Никогда
не
будет
скучно,
если трудимся мы дружно!
В окно повеяло весною...
Н а
п о л ь з у
и
с л а в у
Отечества.
Видно,
люди
не
напрасно
называют лето красным.
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое
чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами. Послоговое
орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Выразительное чтение
с соблюдением пауз на знаках препинания. Выбор нужной интонации. Выбор соответствующего тона
голоса для передачи эмоционального содержания читаемого. Выделение ремарок автора, подсказывающих
тон голоса и темп речи. Чтение по ролям.
Драматизация отработанных диалогов. Прослушивание
произведения
с
установкой
на
его
эмоциональную
оценку.
Установление
причинности
событий
и
поступков героев. Определение эмоционального состояния персонажа. Определение отношения автора к
своим героям. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя.
Коллективная
работа
над
идеей
произведения.
Сравнение
произведений.
Развитие
умения
задавать
вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с
заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с
содержанием
прочитанного.
Выделение
обучающимися
непонятных
для
них
слов.
Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова с опорой на наглядность
и опыт обучающихся. Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из
данных учителем. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению.
Сравнение рассказа, придуманного обучающимися и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ
произведения своими словами. Пересказ по цепочке. Пересказ с эстафетой. Пересказ на соревнование
рядов. Пересказ по «скрытой» картинке. Пересказ по картинному плану к произведению. Работа над
текстовыми синонимами. Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских
слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Учебный план предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
КЛАСС
1 ЧЕТВЕРТЬ
2 ЧЕТВЕРТЬ
3 ЧЕТВЕРТЬ
4 ЧЕТВЕРТЬ
ВСЕГО ЗА ГОД
1
36 ч.
28 ч.
36 ч.
32 ч.
132 ч.
2
36 ч.
28 ч.
40 ч.
32 ч.
136 ч.
3
36 ч.
28 ч.
40 ч.
32 ч.
136 ч.
4
36 ч.
28 ч.
40 ч.
32 ч.
136 ч.
Всего: 540 часов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
Аксенова
А.К.,
Комарова
С.В.,
Шишкова
М.И.
Первый
класс.
Русский
язык.
Чтение
(обучение
грамоте).
Примерная
рабочая
программа
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Аксенова
А.К.,
Комарова
С.В.,
Шишкова
М.И.
Обучение
грамоте.
Методические
рекомендации
для
общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебники:
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: Просвещение, 2016г.
Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). В 2ч. – М.: Просвещение, 2017.
3. Технические средства:
персональный компьютер (ноутбук).
видеопроектор, экран.
4. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- наборы конвертов для конструирования;
- наборы наборных полотен;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.
Приложение 4 к рабочей программе учебного предмета «Чтение» 2013 г.и. (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева)
Календарно-тематическое планирование
№
дата
Тема урока
Кол-
во ча-
сов
Словарная
работа
Виды учебной деятельно-
сти
Примечание
1.
03.09.
Раздел: «Листья пожелтелые
по ветру летят».
А.Плещеев «Осень наступила,
высохли цветы…»
1
Уныло, озимь, кроет,
моросит
Работа по иллюстрации.
Работа над содержанием стихотворе-
ния. Работа над выразительным чте-
нием. Чтение наизусть.
Уч. Стр.3-4
презентация
«Осень».
2.
04.09
Ф.Тютчев «Листья».
1
Тощая, ввек, докуч-
ный
Беседа. Работа над содержанием
произведения.
Уч. Стр.4-5
3.
05.09.
По Г.Граубину «Как наступает
листопад».
1
Черешок, укоротив-
шиеся
Выборочное чтение. Работа над тех-
никой чтения.
Уч. Стр.6-7
4.
06.09.
А.Гонтарь «Осень в лесу».
1
Внезапно, прохуди-
лась, позолоченная,
спохватился
Работа над содержанием стихотворе-
ния. Работа над выразительностью
чтения.
Уч. стр.7-8 пре-
зентация
5.
10.09
С.Прокофьева «Подарки Осе-
ни»
1
Бронзовые, легонький
Работа над содержанием стихотворе-
ния. Работа над выразительностью
чтения.
Уч. Стр.9 кар-
тинки
6.
11.09.
По М. Пришвину «Старый
гриб» (1 часть)
1
Паркий день, дочиста
выберешь,
Беседа. Работа над содержанием.
Уч. Стр. 10-11.
Презентация
«Грибы»
7.
12.09.
По М. Пришвину «Старый
гриб» (2 часть)
1
до смерти пить захо-
телось
Работа по иллюстрации. Работа над
содержанием.
Уч. Стр. 12-14.
Картинки
8.
13.09.
По М. Пришвину «Старый
гриб» (обобщение)
1
Выборочное чтение, словесное рисо-
вание.
9.
17.09.
Е.Носов «Хитрюга».
1
Крона, лещина, почу-
ял, взъерошенная
Работа над содержанием. Выбороч-
ное чтение.
Уч. Стр.14-15
презентация
«Ёж».
10.
18.09.
Н.Сладков «Осень».
1
Оседлые, нудный, от-
кликнулись, спрячем-
ся, нисколечко
Выборочное чтение, чтение по
ролям
Уч. Стр.16-18
11.
19.09.
Г.Снегирёв «Бурундук».
1
Юркнул, бурундук,
шелушит, скрытный.
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр. 18-19.
Картинка
12.
20.09.
Внеклассное чтение «Сен-
тябрь» Бианки.
1
Работа над содержанием
13.
24.09.
Пословицы, поговорки, загадки
по теме «Осень».
Объяснение и понимание
14.
25.09.
Обобщающий урок по теме:
«Листья пожелтелые по ветру
летят».
1
Обобщение и систематизация знаний
Уч. Стр. 20
15.
26.09
Раздел: «Раз, два – начинает-
ся игра!»
«Считалки»
1
Заучивание наизусть.
Уч. Стр. 21-22
16.
27.09.
М. Бородицкая «Щи – талочка».
1
Кочан – кочешок
Заучивание наизусть, устные творче-
ские зарисовки.
Уч. Стр. 22
17.
01.10.
Л. Пантелеев «Карусели».
1
Баранка, шибче,
подстегивайте, про-
ткните
Устное творчество с продолжением
концовки
У. стр. 23-25
18.
02.10.
Л. Пантелеев «Карусели».
1
Обыгрывание.
Уч. Стр. 23-25.
Физ.мин.
19.
03.10.
Д. Хармс «Игра»
(отрывок).
1
Сторонитесь, стал на
якорь, навстречу,
Подбор в тексте предложений к ил-
люстрациям.
Уч. Стр. 26-29
воскликнуть
20.
04.10.
Д. Хармс «Игра»
(отрывок).
1
Работа над выразительностью чте-
ния.
Уч. Стр. 26-29
21.
08.10.
Н. Носов «Затейники».
1
Затеваем, подкрались
на цыпочках
Сравнение прочитанного с опытом
детей. Работа над содержанием
произведения.
Уч. Стр. 29-31
22.
09.10.
Н. Носов «Затейники».
1
Выборочное чтение.
Уч. Стр. 29-31
23.
10.10.
В. Левин «Чудеса в авоське».
1
Авоська, пуд, чудо-
юдо
Выборочное чтение.
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр 31-32
24.
11.10.
Внеклассное чтение. Послови-
цы, поговорки, загадки, кросс-
ворды про игры, игрушки, заба-
вы.
1
Объяснение и понимание пословиц,
обобщение и систематизация знаний
25.
15.10.
Обобщающий урок по теме:
«Раз, два – начинается игра!»
1
Обобщение и систематизация знаний
по данной теме.
Уч. Стр 32
26.
16.10.
Раздел «Будем делать хорошо
и не будем – плохо»
«Не мое дело!» (Китайская
сказка)
1
Выгода, взвалил
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр. 33-34
27.
17.10.
«Не мое дело!» (Китайская
сказка)
1
Пересказ произведения.
Уч. Стр. 33-34
28.
18.10.
И. Крылов «Чиж и Голубь».
1
Силок
Выбор в тексте слов, выражений, ха-
рактеризующих голубя.
Заучивание наизусть.
Уч. стр. 35 бас-
ни И. Крылова
29.
22.10.
Л. Толстой «Два товарища».
1
Упал наземь
Чтение с соблюдением пауз между
предложениями. Пересказ произведе-
ния
Уч. Стр. 36
30.
23.10.
Л. Пантелеев «Трус».
1
Сдвинуться, спрыгнул
Устное рисование. Работа над содер-
жанием.
Уч. Стр. 36-38
31.
24.10.
Л. Пантелеев «Трус».
1
Пересказ по иллюстрациям
Уч. Стр. 36-38
32.
25.10.
Э. Киселева «Про то, как Миша
1
Вздрагивает, нат-
Беседа по прочитанному. Ответы
Уч. Стр. 39-40
стал храбрым».
кнешься
на вопросы по содержанию.
33.
06.11.
Э. Киселева «Про то, как Миша
стал храбрым».
1
Выборочное чтение
Уч. Стр. 39-40
34.
07.11.
В. Сафронов «Подвиг».
1
Арка, невредимы,
мчащейся
Выразительное чтение, выделение
главной мысли. Работа над вырази-
тельностью чтения.
Уч. стр. 40-41
35.
08.11.
Ю. Ермолаев «Силач».
1
Ухмыльнулся, взле-
теть
Ролевое чтение, ответы на вопросы,
полный пересказ.
Уч.стр.42
36.
12.11.
Е. Пермяк «Самое страшное»
1
Взрослым, страшно,
страшного
Осознанное, правильное чтение
вслух целыми словами.
Уч.стр.43-44
37.
13.11.
К. Киршина «Вот какая исто-
рия».
(1 часть)
1
Распоследнее, откро-
венно,
привечали,
Выделение главных действующих
лиц, выражая к ним своё отношение.
Выборочное чтение.
Уч.стр.44-45
38.
14.11.
К. Киршина «Вот какая исто-
рия».
(2 часть)
1
пуще, расквашенный
Самостоятельное чтение, выделение
главных героев, их характеристика,
пересказ, близкий к тексту.
Уч.стр.46-47
39.
15.11.
По Я. Длуголенскому «Как
подружились Вова и Боря». (1
часть)
1
Наставлял, непремен-
но,
Выборочное чтение, ответы на во-
просы по прочитанному.
Уч. Стр. 47-49
40.
19.11.
По Я. Длуголенскому «Как
подружились Вова и Боря». (2
часть)
1
поспешно
Ответы на вопросы по прочитанному.
Уч.стр.50-51
41.
20.11.
А. Барто «В театре».
1
Фея, оркестр, вздрог-
нули
Работа над выразительностью чтения
произведения.
Уч.стр.51-53
42.
21.11.
Внеклассное чтение . Е. Пермяк
«Пичугин мост».
1
Работа над содержанием произведе-
ния.
43.
22.11.
Обобщающий урок по теме:
«Будем делать хорошо и не бу-
дем – плохо»
1
Обобщение знаний детей по теме.
Уч. Стр.54
Раздел «Зимние узоры»
44.
26.11.
Старый Мороз и молодой Мо-
розец (Литовская сказка) -1
часть
1
Одолею, пан, не про-
нял, донимать, пуще,
взвился, обух, ковыля-
ет, проберу тебя до ко-
стей, одеревенели, не
мудрено.
Работа над содержанием, краткий
пересказ.
Уч. Стр 55-58
45.
27.11.
Старый Мороз и молодой Мо-
розец (Литовская сказка) -2
часть
1
Взвился, проберу тебя
до костей, одеревене-
ли, обух, ковыляет, не
мудрен7
Выборочное чтение, пересказ.
Уч.стр. 58.60
46.
28.11.
Старый Мороз и молодой Мо-
розец (Литовская сказка). Обоб-
щение.
1
Обобщение знаний по прочитанному.
47.
29.11.
По А.Н. Толстому «Ёлка» (От-
рывок из повести «Детство Ни-
киты»). 1 часть
1
Веяло, вороха, сочель-
ник, наспех, суматоха,
слонялись,
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр. 61-62
48.
03.12.
По А.Н. Толстому «Ёлка» (От-
рывок из повести «Детство Ни-
киты»). 2 часть
1
Переливаясь, потря-
сенные, тускнела
Выборочное чтение. Работа по ил-
люстрации.
Уч стр. 62-64
49.
04.12
Саша Черный «Снежная баба».
1
Копна, мохнатая
Выразительное чтение.
Уч. Стр.64-66
картинки- воро
бей, снеговик
50.
05.12.
Саша Черный «Снежная баба».
1
Работа над содержанием произведе-
ния. Выразительное чтение.
Уч. Стр.64-66
51.
06.12.
С. Прокофьева
«Подарки зимы».
1
Нахлобучила, споза-
ранку
Выразительное чтение, ответы на во-
просы по прочитанному, заучивание
Уч. Стр. 67
52.
10.12.
Г. Харлампьев
«Жадная сорока». 1 часть
1
Чтение «про себя», пересказ.
Уч. Стр. 68-69,
картинки
53.
11.12.
Г. Харлампьев
«Жадная сорока». 2 часть
1
Пробуравил, выгова-
ривает, расплавляться
Ответы на вопросы, пересказ.
Уч. Стр. 69-71
54.
12.12.
По В. Коржикову
« В пограничном наряде».
1
Едва, ефрейтор, наряд,
опешил, сопка, заста-
Работа с новыми словами. Работа
над содержанием прочитанного.
Уч. Стр. 72-74
ва
55.
13.12.
По В. Коржикову
« В пограничном наряде».
1
Работа над содержанием прочитанно-
го.
Уч. Стр. 72-74
56.
17.12.
З. Александрова
«До свидания, зима!»
1
Припек, щебетанье
Выборочное чтение, выразительное
чтение, заучивание.
Уч. Стр.74-75
Презентация
57.
18.12.
Н. Толоконников
«Зимний дождь», «Зима».
1
Выборочное чтение, выразительное
чтение.
Уч. Стр. 77
58.
19.12.
Внеклассное чтение.
Ю. Дмитриев
«Для чего нужен снег.»
1
Работа над содержанием произведе-
ния.
59.
20.12.
Обобщающий урок по теме:
«Зимние узоры».
1
Обобщение знаний по теме «Зимние
узоры».
Уч. Стр. 76
60.
24.12.
Раздел «Никогда не будет
скучно, если трудимся мы
дружно!»
Заработанный рубль (гру-
зинская сказка). 1 часть.
1
Сыскать, медяк, чует
Выделение главного, выборочное
чтение, пересказ.
Уч. Стр. 78-80
61.
25.12.
Заработанный рубль (гру-
зинская сказка). 2 часть.
1
в поте лица,
Выделение главного, выборочное
чтение, пересказ, объяснение выра-
жений.
Уч. Стр. 80-81
62.
26.12.
Заработанный рубль (гру-
зинская сказка). 3 часть.
1
подсобит, надрывался
Выделение главного, выборочное
чтение, пересказ.
Уч. Стр. 81-82
63.
27.12.
Заработанный рубль (гру-
зинская сказка). Обобщение.
1
Обобщение и систематизация знаний
по прочитанному
64.
09.01.
Е. Шварц «Сказка о Василисе –
Работнице».
1
Славно и ладно, при-
баутка
Словарная работа. Работа над содер-
жанием.
Уч. Стр.83-84
65.
10.01.
Е. Шварц «Сказка о Василисе –
Работнице».
1
Выборочное чтение.
66.
14.01.
Г. Сапгир «Рабочие руки».
1
Охочий
Знакомство с профессиями
Выразительное чтение.
Уч. Стр. 84-85
презентация
67.
15.01.
М. Миршакар «Мудрый дед».
1
Заложил сад, плодо-
Выразительное чтение.
Уч. Стр.86
вый, саженец
68.
16.01.
В. Хомченко «Михаськин сад».
1
Прижилась, трепетали
Работа над содержанием. Выбороч-
ное чтение.
Уч. Стр.87-88
69.
17.01.
В. Хомченко «Михаськин сад».
1
Пересказ.
70.
21.01.
Н. Носов «Заплатка». 1 часть
1
Защитный, досада,
Выборочное чтение, пересказ по пла-
ну
Уч. Стр.89-90
71.
22.01.
Н. Носов «Заплатка». 2 часть
1
лоскуток, наново,
любо
Выборочное чтение, пересказ по пла-
ну.
Уч. Стр. 89-91
72.
23.01.
Н. Носов «Заплатка». Обобще-
ние.
1
Обобщение и систематизация знаний
по прочитанному.
73.
24.01.
А. Барто «Я лишний».
1
Выразительное чтение. Заучивание
наизусть.
Уч. Стр.92
74.
28.01.
С. Погореловский «Маленькое
и большое».
1
Потрудилась с душой
Объяснение выражений, сравнение.
Уч. Стр.92-93
75.
29.01.
Г. Виеру «Хлеб с росою».
1
Брынза, капризничал
Выразительное чтение,
Объяснение названия рассказа. Чте-
ние по ролям.
Уч. Стр. 94-95
76.
30.01
Г. Виеру «Хлеб с росою».
1
Пересказ прочитанного
Уч. Стр. 94-95
77.
31.01.
К. Киршина «Просто сочине-
ние».
1
За глаза хватит, засу-
чила рукава
Выразительное чтение, пересказ
Уч.стр.96-97
78.
04.02.
К. Киршина «Просто сочине-
ние».
1
Выразительное чтение, чтение по ро-
лям.
79.
05.02.
Ю. Мориц «Трудолюбивая ста-
рушка».
1
Про читать залпом,
добрейший, затеять
Выразительное чтение.
Уч.стр.98-100
80.
06.02.
Ю. Мориц «Трудолюбивая ста-
рушка».
1
Выразительное чтение. Работа с ил-
люстрациями.
Уч. Стр. 98-100
81.
07.02.
Э.Киселева «Волшебный коте-
лок».
1
Вздрогнула, ленивица
Работа с иллюстрацией. Работа над
содержанием.
Уч. Стр.100-
102
82.
11.02.
Э.Киселева «Волшебный коте-
лок».
1
Выразительное чтение. Чтение по ро-
лям.
Уч. Стр.100-
102
83.
12.02.
Пословицы, поговорки, загадки,
кроссворды про труд и работу
1
Объяснение и понимание пословиц и
поговорок.
84.
13.02.
Внеклассное чтение.
1
Работа над содержанием произведе-
М. Шпагин «Как баклуши
били»
ния.
85.
14.02.
Обобщающий урок по теме:
«Никогда не будет скучно, если
трудимся мы дружно!»
1
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
Уч. Стр.103
Раздел «В окно повеяло весною»
86.
18.02.
Народная песенка
1
Сошенька, боронуш-
ка, клочки, отомкнул
красну зорю
Словарная работа. Выразительное
чтение стихотворения.
Уч.стр.104-105
87.
19.02.
А. Плещеев «Весна».
1
Небесная лазурь, об-
новленье
Словесное рисование. Выразительное
чтение стихотворения. Заучивание
наизусть.
Уч.стр. 106
презентация
«Весна»
88.
20.02.
А. Майков «Ласточка примча-
лась»
1
Выразительное чтение стихотворе-
ния.
Уч. Стр. 107
картинки
89.
21.02.
К. Ушинский «Ласточка».
1
Ил, сновали
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч. Стр.108-
109
90.
25.02.
К. Ушинский «Ласточка».
1
Выборочное чтение. Пересказ прочи-
танного.
Уч. Стр.108-
109
91.
26.02
А.Н. Толстой «Весенние ру-
чьи».
1
Рябившие лужи,
выдранные
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр. 110
92.
27.02.
По Б. Житкову «Наводнение».
1
Буксирный пароход,
баржа
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч. Стр.111-113
93.
28.02.
По Б. Житкову «Наводнение».
1
Чтение с соблюдением пауз между
предложениями. Пересказ произведе-
ния
Уч. Стр.111-113
94.
04.03.
С. Прокофьева «Подарки вес-
ны».
1
салки
Словарная работа. Выразительное
чтение стихотворения.
Уч.стр.113
Презентация
«Встреча вес-
ны»
95.
05.03.
В. Берестов «Праздник мам».
1
Выразительное чтение стихотворе-
ния.
Уч. Стр.114
96.
06.03.
Н. Сладков «Ивовый пир».
1
Мельтешат, крылья
распластали, шер-
шень, слюдяные
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч.стр.114-115
97.
07.03.
В. Сафронова «Весна».
1
Невпроворот, изумруд,
бархат
Словарная работа. Выразительное
чтение стихотворения.
Уч. Стр.116-
117 презента-
ция «Ранняя
весна»
98.
11.03.
По В. Воскобойникову «Боец
бытового отряда». 1 часть.
1
Карточка на хлеб, не-
равнодушная
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр. 117-
119
99.
12.03.
По В. Воскобойникову «Боец
бытового отряда». 2 часть.
1
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч.стр.117-119
100.
13.03.
По В. Воскобойникову «Боец
бытового отряда». Обобщение.
1
Обобщение знаний по прочитанному
произведению.
101.
14.03.
Пословицы, поговорки, загадки,
кроссворды о весне.
1
Отгадывание загадок, кроссвордов.
102.
18.03.
Внеклассное чтение. В. Ситни-
ков «Утро»
1
Работа над содержанием произведе-
ния.
103.
19.03.
Обобщающий урок по теме «В
окно повеяло весною…»
1
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
Уч. Стр 120
Раздел «На пользу и славу Отечества»
104
20.03.
Как Илья из Мурома богатырем
стал (Былина). 1 часть.
1
Умом светел, былина,
старина стародавняя,
умом светел, нехожа-
лые, недержалые
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр.121-
122
105.
21.03
Как Илья из Мурома богатырем
стал (Былина). 2 часть.
1
кочевать, странник,
бейся-ратайся, пожня
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч.стр.123-125
106
01.04.
Как Илья из Мурома богатырем
стал (Былина). 3 часть.
1
Холил, по зоревой
росе, палица
булатная , благослав-
лял, корысть
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч.стр.125-127
107.
02.04.
Как Илья из Мурома богатырем
стал (Былина). Обобщение .
1
Обобщение знаний по прочитанному.
108.
03.04.
Л. Толстой «Как боролся рус-
ский богатырь».
1
Печенеги, воловья
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч.стр.127-129
109.
04.04.
По О. Орлову «К неведомым
берегам». 1 часть.
1
Никто не чинил поме-
хи, почтительно,
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч.стр.129-130
110.
08.04.
По О. Орлову «К неведомым
берегам». 2 часть.
1
Устье, командор
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч.стр.131-132
111.
09.04.
По О. Орлову «К неведомым
берегам». 3 часть.
1
Штурман, дозорный,
зрительная
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения. Чтение по ро-
лям.
Уч.стр.132-133
112.
10.04.
По О. Орлову «К неведомым
берегам». Обобщение.
1
Обобщение знаний по прочитанному
произведению.
Уч. Стр. 129-
133
113.
11.04.
По Г. Черненко «Русский «па-
ровой дилижанец». 1 часть.
1
Распутица, доходить
самим, дилижанец
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч. Стр. 134-
114.
15.04.
По Г. Черненко «Русский «па-
ровой дилижанец». 2 часть.
1
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч. Стр.135-
136
115.
16.04.
По Г. Черненко «Русский «па-
ровой дилижанец». Обобщение.
1
Обобщение знаний по прочитанному
произведению.
Уч.стр.134-136
116.
17.04.
Обобщающий урок по теме:
«На пользу и славу Отечества»
1
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
Уч.стр.136
Раздел «Видно, люди не напрасно называют лето красным»
117.
18.04.
Н. Греков «Летом».
1
Налилась, нива, свод,
зной, раскаленный,
Работа с иллюстрацией. Словарная
работа. Выразительное чтение стихо-
творения.
Уч. Стр.137-
138 презента-
ция «Лето»
118.
22.04.
С. Прокофьева «Подарки лета»
1
Крынка, городки,
вперегонки
Словарная работа. Выразительное
чтение стихотворения.
Уч. Стр.138-
139
119.
23.04.
По Э. Шиму «Кто сажает под-
солнухи».
1
Солома, поворачива-
ются
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч. Стр.139-
140, картинки
120.
24.04.
По А. Смирнову «Малина».
1
Невзрачные, нектар,
полакомиться, аромат-
ные
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч. Стр.140-
142 картинки
121.
25.04
По С. Иванову «Позвольте вас
пригласить на танец» 1 часть
1
Милосердие,
Словарная работа. Работа над содер-
жанием произведения.
Уч. Стр.143-
144
122.
29.04.
По С. Иванову «Позвольте вас
пригласить на танец» 2 часть
1
гречишный
Работа над содержанием произведе-
ния.
Уч.стр.145-146
123.
30.04.
По С. Иванову «Позвольте вас
пригласить на танец» 2 часть
1
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч.стр.145-146
124.
02.05.
По С. Иванову «Позвольте вас
пригласить на танец». Обобще-
ние.
1
Обобщение знаний по произведению.
125.
06.05.
По В. Астафьеву «Стрижонок
Скрип» (отрывок). 1 часть
1
Стрижонок,
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч. Стр. 146-
147
126.
07.05.
По В. Астафьеву «Стрижонок
Скрип» (отрывок). 2 часть
1
пронзительный,
Работа с иллюстрацией. Словарная
работа. Работа над содержанием
произведения.
Уч. Стр.148-
150
127.
08.05.
По В. Астафьеву «Стрижонок
Скрип» (отрывок). 3 часть
1
отвадить
Работа над содержанием произведе-
ния. Выборочное чтение.
Уч. Стр.150-
151
128.
13.05.
По В. Астафьеву «Стрижонок
Скрип» (отрывок). Обобщение.
1
Обобщение знаний по произведению.
129
14.05.
Вс. Рождественский «Одуван-
чик».
1
Буйная, сквозные
Словарная работа. Выразительное
чтение стихотворения.
Уч. Стр. 152
презентация
130.
15.05.
Проверка техники чтения за
год.
1
131.
16.05.
По Н. Носову «Огородники»
1 часть
1
Работа над содержанием произведе-
ния.
132.
20.05.
По Н. Носову «Огородники»
2 часть
1
Работа над содержанием произведе-
ния.
133.
21.05.
По Н. Носову «Огородники»
3 часть
1
Выборочное чтение.
134.
22.05.
По Н. Носову «Огородники»
4 часть
1
Работа над содержанием произведе-
ния
135.
23.05.
Пословицы, поговорки, загадки,
кроссворды о лете.
1
136.
27.05.
Обобщающий урок по теме:
«Видно, люди не напрасно на-
зывают лето красным».
1
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
Уч. стр.153