Напоминание

Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.


Автор: Сальникова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 7"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 3 - Б классе МБОУ «СОШ №7»

г. Петропавловска – Камчатского.

Учитель: Сальникова Н.Н.

Тема: Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного

и того же слова.

Цели: уточнить представление о признаках родственных слов;

формировать умение выделять основу слова и сравнивать

основы однокоренных слов и разных форм одного и того же

слова; уметь разбирать слова по составу; отработать

орфографическую зоркость.

I Организационный момент.

-

У нас сегодня очень интересный урок, на котором мы будем делать открытия,

доказывать, делать выводы, поэтому надо быть организованным.

Быть организованным – это наш девиз на сегодняшнем уроке. (Табличка вывешивается

на доске)

II Актуализация знаний.

1.

Словарная работа.

Ябл…ко (Дети вставляют и объясняют орфограмму)

- Какие слова мы называем однокоренными? При помощи чего образуются

однокоренные слова?

-Подобрать к этому слову однокоренные слова и записать их.

Яблоко, яблочко, яблочный (сок).

- Что значит состав слова?

- Из каких частей может состоять слово?

- Повторим, что обозначает каждая часть слова, какую функцию она выполняет.

-А что значит разобрать слово по составу?

- Так разберите эти слова по составу.

(Проверка. Ученики объясняют каждое слово и сравнивают с табличкой на доске)

-Оцените свою работу.

Физкультминутка.

-Составить предложение с новым словом. Можно менять форму слова яблоко.

- А если мы будем менять форму слова, то что изменится в слове? (Окончание)

- А что можно сказать про основу этих слов? (Основа будет одинакова)

(Учитель спрашивает несколько учеников. Дети говорят свои предложения)

- А запишем мое предложение:

Пр. с. гл. п. п. с.

В соду созрели вкусные сочные яблоки.

- Подчеркните изученные орфограммы. (Один ученик подчеркивает и объясняет у

доски)

- Выделите грамматическую основу предложения и разберите это предложение по

частям речи.(Два ученика у доски выполняют и объясняют эти задания)

- Оцените свою работу.

III Постановка учебной прблемы.

- А на чем растут яблоки? (На яблоне)

- А яблоня – это что? (Дерево)

(Иллюстрация «Цветение яблонь)

На экране слова:

Дерево, деревце, деревья, деревянный, деревяшка, деревом.

- Что это за слова?

- На какие две группы можно поделить эти слова?

- Вопрос один, а ответы разные. Значит надо решать и доказывать эту прблему.

III Поиск решение проблемы.

- Спишите эти слова и выделите основу в каждом слове.

- Назовите слова с одинаковой основой и запишите в 1 – ый столбик.

- Назовите слова с разными основами и запишите во 2 – ой столбик.

дерево дерево

деревья деревянный

деревом деревяшка

деревце

- Что вы можете сказать про слова 1 – го столбика?

(Это разные формы одного и того же слова – дерево)

- Что вы можете сказать про слова 2- го столбика?

(Это однокоренные слова)

- Так какая наша тема урока? Какие слова мы будем сравнивать?

(Разные формы одного и того же слова и однокоренные слова)

- А вот как правильно звучит наша тема урока. (На доске учитель открывает тему

урока)

«Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова».

- Какие цели мы поставим на уроке?

(- уметь отличать однокоренные слова от разных форм одного и того же слова;

- уметь разбирать слова по составу;

- писать грамотно, объясняя все изученные орфограммы, и аккуратно)

- Так чем отличаются основы однокоренных слов от основ разных форм одного и того

же слова?

(- В однокоренных словах разные основы.

- В разных формах одного и того же слова основы одинаковые).

- А при помощи чего образовались однокоренные слова во 2- Ом столбике?

( При помощи суффиксов)

- А еще какая часть слова образует новые слова?

(Приставка)

- Докажите это. Образуйте новые слова при помощи приставок.

Бег, …, …, … .

Ход, …, …, … .

(Проверка. Два ученика читают по одной строке однокоренных слов, выделяя

приставку)

-Оценим свою работу.

Физкультминутка.

Вывод делают ученики.

1.

2.

Основы однокоренных слов разные. Однокоренные слова образуются при

помощи суффиксов и приставок.

3.

Разные формы одного и того же слова имеют одинаковую основу. Меняются

только окончания.

( Ученики сравнивают свои выводы с правилами в учебнике)

IV Первичное закрепление.

1.

Работа с учебником.

Учебник «Дидактический материал» с. 52, упр. 18.

- Выписать из стихотворения группами однокоренные слова. Выделить окончание,

Основу и корень в однокоренных словах.

Ворона мыла вороненка,

А вороненок плакал громко:

Ему в глаза попало мыло,

А мама мылила и мыла.

Ворона – вороненка, мыло – мылила.

(Проверка. Два ученика читают каждую группу слов и объясняют в них выделенные

части слова)

Оценим себя.

V Самостоятельная работа.

Работа по группам.

1-ая группа. Выписать однокоренные слова. Отделить основу от окончания.

Сад, садик, садовник, в саду, посадка, пересадка, сады.

2- ая группа. К слову школа подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.

3-группа .Выписать разные формы слова яблоня и отделить основу от окончания.

Яблоня, яблонька, яблони, яблоневый, яблоню, под яблоней.

4-группа. Образовать однокоренные слова с корнем –сказ- и разобрать их по составу.

5-группа. Выписать одну из строчек слов, в которой перечислены разные формы одного и

того же слова.

1)

Растение, вырастить, подрасти.

2)

Луч, лучом, луча, лучи.

3)

Дорога, дороженька, дорожный.

6-я группа. Поделить слова на две группы: малина, малинка, малины, малиновый,

малиной.

(Проверка каждой группы)

Оценим себя.

Физкультминутка.

VI Повторное закрепление.

- На табличках по периметру класса развешаны слова:

З…мля, кни…ка, ул…тел, арбу…, в…да, ска…ка.

- Спишите эти слова, вставляя орфограммы, после проверочных слов. Над проверочными

словами укажите- это однокоренное слово или форма этого же слова.

Ф. сл. Одн. сл.

Образец: земли- земля, книжечка – книжка.

Оценим себя.

VII Итог урока.

- Чем отличаются родственные слова от разных форм одного и того же слова?

(Основами)

- Какие основы у однокоренных слов?

(Разные)

- Какие основы у разных форм одного и того же слова?

(Одинаковые)

- Назовите только однокоренные слова:

Дом, домик, дома, домовой, домище, в доме, под домом, домашний.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

(Дети перечисляют цели урока)

- А достигли мы их?

- Как вы себя оценили за целый урок?

(Дети поднимают на карточках оценки. Учитель комментирует работу детей и

выставляет оценки с учетом работы в тетрадях и детских оценок)

Домашнее задание.

С. 105, упр. 13. (Учитель объясняет задание данного упражнения)

-



В раздел образования