Автор: Сальникова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 7"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 3 - Б классе МБОУ «СОШ №7»
г. Петропавловска – Камчатского.
Учитель: Сальникова Н.Н.
Тема: Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного
и того же слова.
Цели: уточнить представление о признаках родственных слов;
формировать умение выделять основу слова и сравнивать
основы однокоренных слов и разных форм одного и того же
слова; уметь разбирать слова по составу; отработать
орфографическую зоркость.
I Организационный момент.
-
У нас сегодня очень интересный урок, на котором мы будем делать открытия,
доказывать, делать выводы, поэтому надо быть организованным.
Быть организованным – это наш девиз на сегодняшнем уроке. (Табличка вывешивается
на доске)
II Актуализация знаний.
1.
Словарная работа.
Ябл…ко (Дети вставляют и объясняют орфограмму)
- Какие слова мы называем однокоренными? При помощи чего образуются
однокоренные слова?
-Подобрать к этому слову однокоренные слова и записать их.
Яблоко, яблочко, яблочный (сок).
- Что значит состав слова?
- Из каких частей может состоять слово?
- Повторим, что обозначает каждая часть слова, какую функцию она выполняет.
-А что значит разобрать слово по составу?
- Так разберите эти слова по составу.
(Проверка. Ученики объясняют каждое слово и сравнивают с табличкой на доске)
-Оцените свою работу.
Физкультминутка.
-Составить предложение с новым словом. Можно менять форму слова яблоко.
- А если мы будем менять форму слова, то что изменится в слове? (Окончание)
- А что можно сказать про основу этих слов? (Основа будет одинакова)
(Учитель спрашивает несколько учеников. Дети говорят свои предложения)
- А запишем мое предложение:
Пр. с. гл. п. п. с.
В соду созрели вкусные сочные яблоки.
- Подчеркните изученные орфограммы. (Один ученик подчеркивает и объясняет у
доски)
- Выделите грамматическую основу предложения и разберите это предложение по
частям речи.(Два ученика у доски выполняют и объясняют эти задания)
- Оцените свою работу.
III Постановка учебной прблемы.
- А на чем растут яблоки? (На яблоне)
- А яблоня – это что? (Дерево)
(Иллюстрация «Цветение яблонь)
На экране слова:
Дерево, деревце, деревья, деревянный, деревяшка, деревом.
- Что это за слова?
- На какие две группы можно поделить эти слова?
- Вопрос один, а ответы разные. Значит надо решать и доказывать эту прблему.
III Поиск решение проблемы.
- Спишите эти слова и выделите основу в каждом слове.
- Назовите слова с одинаковой основой и запишите в 1 – ый столбик.
- Назовите слова с разными основами и запишите во 2 – ой столбик.
дерево дерево
деревья деревянный
деревом деревяшка
деревце
- Что вы можете сказать про слова 1 – го столбика?
(Это разные формы одного и того же слова – дерево)
- Что вы можете сказать про слова 2- го столбика?
(Это однокоренные слова)
- Так какая наша тема урока? Какие слова мы будем сравнивать?
(Разные формы одного и того же слова и однокоренные слова)
- А вот как правильно звучит наша тема урока. (На доске учитель открывает тему
урока)
«Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова».
- Какие цели мы поставим на уроке?
(- уметь отличать однокоренные слова от разных форм одного и того же слова;
- уметь разбирать слова по составу;
- писать грамотно, объясняя все изученные орфограммы, и аккуратно)
- Так чем отличаются основы однокоренных слов от основ разных форм одного и того
же слова?
(- В однокоренных словах разные основы.
- В разных формах одного и того же слова основы одинаковые).
- А при помощи чего образовались однокоренные слова во 2- Ом столбике?
( При помощи суффиксов)
- А еще какая часть слова образует новые слова?
(Приставка)
- Докажите это. Образуйте новые слова при помощи приставок.
Бег, …, …, … .
Ход, …, …, … .
(Проверка. Два ученика читают по одной строке однокоренных слов, выделяя
приставку)
-Оценим свою работу.
Физкультминутка.
Вывод делают ученики.
1.
2.
Основы однокоренных слов разные. Однокоренные слова образуются при
помощи суффиксов и приставок.
3.
Разные формы одного и того же слова имеют одинаковую основу. Меняются
только окончания.
( Ученики сравнивают свои выводы с правилами в учебнике)
IV Первичное закрепление.
1.
Работа с учебником.
Учебник «Дидактический материал» с. 52, упр. 18.
- Выписать из стихотворения группами однокоренные слова. Выделить окончание,
Основу и корень в однокоренных словах.
Ворона мыла вороненка,
А вороненок плакал громко:
Ему в глаза попало мыло,
А мама мылила и мыла.
Ворона – вороненка, мыло – мылила.
(Проверка. Два ученика читают каждую группу слов и объясняют в них выделенные
части слова)
Оценим себя.
V Самостоятельная работа.
Работа по группам.
1-ая группа. Выписать однокоренные слова. Отделить основу от окончания.
Сад, садик, садовник, в саду, посадка, пересадка, сады.
2- ая группа. К слову школа подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.
3-группа .Выписать разные формы слова яблоня и отделить основу от окончания.
Яблоня, яблонька, яблони, яблоневый, яблоню, под яблоней.
4-группа. Образовать однокоренные слова с корнем –сказ- и разобрать их по составу.
5-группа. Выписать одну из строчек слов, в которой перечислены разные формы одного и
того же слова.
1)
Растение, вырастить, подрасти.
2)
Луч, лучом, луча, лучи.
3)
Дорога, дороженька, дорожный.
6-я группа. Поделить слова на две группы: малина, малинка, малины, малиновый,
малиной.
(Проверка каждой группы)
Оценим себя.
Физкультминутка.
VI Повторное закрепление.
- На табличках по периметру класса развешаны слова:
З…мля, кни…ка, ул…тел, арбу…, в…да, ска…ка.
- Спишите эти слова, вставляя орфограммы, после проверочных слов. Над проверочными
словами укажите- это однокоренное слово или форма этого же слова.
Ф. сл. Одн. сл.
Образец: земли- земля, книжечка – книжка.
Оценим себя.
VII Итог урока.
- Чем отличаются родственные слова от разных форм одного и того же слова?
(Основами)
- Какие основы у однокоренных слов?
(Разные)
- Какие основы у разных форм одного и того же слова?
(Одинаковые)
- Назовите только однокоренные слова:
Дом, домик, дома, домовой, домище, в доме, под домом, домашний.
- Какие цели мы ставили в начале урока?
(Дети перечисляют цели урока)
- А достигли мы их?
- Как вы себя оценили за целый урок?
(Дети поднимают на карточках оценки. Учитель комментирует работу детей и
выставляет оценки с учетом работы в тетрадях и детских оценок)
Домашнее задание.
С. 105, упр. 13. (Учитель объясняет задание данного упражнения)
-