Напоминание

"Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста"


Автор: Архипова Наталья Юрьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Владивоток
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Ребенок овладевает звуками не сразу, а постепенно, с трудом, при

активной

помощи

взрослых.

Изолированный

от

речи

окружающих,

он

становится немым. Ребенок, выучивший с ранних лет родной язык, успешно

усваивает и другой язык.

Практика и исследования М.А. Александровской, О.В.Правдиной, М.Е.

Хванцева,

Р.Е.Левиной

и

других

установили,

что

не

только

устойчивые

недочеты произношения более трудных по артикуляции звуков, но не редко и

сравнительно не стойкие недостатки более легких звуков без логопедической

работы не исчезают. Даже в случае правильного подражания необходимо

такое произношение автоматизировать в самостоятельной речи.

Научить правильной речи преодолеть ее недостатки лучше всего в

дошкольном

возрасте.

Этому

способствует следующие

особенности

дошкольника:

1) Способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же

преодолевать последствия нарушения их. Этим объясняется и повышенная

подражательность

у

детей

речи

взрослых,

легко

проникающая

переделка

звуков

речи.

В

гибкости

детского

мозга

заложены

основы

преодоления

несовершенств

речи

ребенка

путем

педагогического

воздействия

(упражнения, повторения).

2) Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с

применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.

3) Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют

звуками,

механически

многократно

повторяют

их.

Они

рано

осознают

фонетические нормы и стараются овладеть ими.

4) Непрочность ошибочных речевых навыков.

Временные

связи

в

коре

больших

полушарий

не

упрочнились

и

легко

поэтому

затормаживаются.

Наиболее

часто

встречаются

возрастные

особенности

произношения

дошкольников.

Нередко

у

них,

особенно

в

младшей группе, наблюдаются фонетические недочеты, свойственные более

раннему (преддошкольному) возрасту.

1 . В трех летнем возрасте [ш] [ж] [ч] больше всего заменяются

звуками [с], [з], в свою очередь часто недостаточно четкими [щ] иногда

заменяется своими составными, но еще нечеткими элементами ([ш], [ч], [т']:

сапка, сяпка, зук, зюк, цай,; сепка, шепка, чепка, тепка. Реже вместо этих

звуков употребляются [т], [д] (тапка, дук, дюк, тяй), произносимые иногда

лишь приближенно и неустойчиво.

2. [с],[з],[ц] заменяются [т] или [д], а [ц] часто - [с] (Тани, дуб, сопля, тапля,

сани, зуб, цапля).

3. Изредка вместо шипящих и свистящих произносится [ф], [в] (фапка, вук,

Фани, вуб - шапка, жук, сани, зуб).

4. [р],[л],[з] отсутствует или заменяются [й], [л`] (от, ампа, убы, йот, йампа,

йубы; лет, лямпа, любы - рот, лампа, зубы); [р] нередко заменяется [л] (лот-

рот), часто заменяется [в] или коротким[у] (вампа, уампа - лампа).

5. [х], [к], [г] или отсутствуют, или заменяются звуками [т] и [д] (Тосю-хочу;

тот-кот; дуси-гуси;), изредка наоборот (гомик-домик; пекух-петух).

6. [й] или отсутствует, или заменяется звуком [л`] (аблеко, ляблеко).

7. иногда [м] заменяется [н] и наоборот (нясо-мясо, мога-нога).

8. Переднеязычные [с], [з], [ц]; [ш], [ж], [ч]; [д], [т], [л], [н] произносятся

межзубно.

9. Согласные звуки произносятся смягченно, что специфично для двух и

трехлетних

детей

(дюби,

дяй,

тюль-зубы,

дай,

стул).

Реже

наблюдаются

обратные явления - замена мягких твердыми (тота Луба - тетя Люба.)

10. Звонкие согласные заменяются глухими и, значительно реже, наоборот

(купы, том, пулка - губы, дом, булка; гаська, Даня, буська - кашка, Таня,

пушка).

11.

Из

гласных

труднее

усваиваются

[у]

и

[и],

часто

соответственно

сближающиеся с [йэ], [о]).

12. Один и тот же звук в разных сочетаниях положениях в слове (в начале, в

середине, в конце) то правильно произносится, то искажается, то выпадает

(роза, но шай вместо шар, тлуба, каова).

В четырех-пятилетнем возрасте число неправильных звуков заметно

уменьшается,

так

что

к

концу

пятого

года

почти

все

дети

произносят

правильно даже трудные звуки. Скорее всего исчезают замены [м] звуком[н] и

наоборот, [с], [з] звуками [ф], [в]; [й]-[л`], [л] - [р], в значительной части

сокращаются замены [л] -[л`], [р] - [л], [й], а так же недостатки звонкости.

Медленнее сглаживаются недочеты звуков [л] и [с], [з], [ц], отсутствие [к], [г]

или замены их звуками т и д. (изредка наоборот).

Чаще всего и наиболее резко проявляются следующие нарушения:

1. Звуки [ш], [ж] (особенно часто), [ч], [щ] обычно заменяются звуками [с],

[з], [ц] или проговариваются нечетко.

2. Шипящие, свистящие и [д], [т], [л], [н] произносятся межзубно.

3. [р] и [л] заменяются [й] или [л'].

4. [л] заменяется двугубным [и] или [в]

5. [й] заменяется звуком [л'].

Звонкие согласные смешиваются с глухими, шипящие с свистящими.

Типичные для этой группы детей является неустойчивость усвоенных звуков

(употребляются то правильно, то не правильно).

В возрасте 6-7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у

значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения,

чаще

замены

звуков).

Сюда

относятся:

одноударныхй

звук

[р],

боковые

свистящие,

отсутствующие

[к]

и

[г]

или

замена

их

звуками

[т]

и

[д]

наблюдаются еще у шестилеток, приобретают стойкий характер и переходят в

школьный возраст. Наиболее часто встречаются нарушения шипящих звуков.



В раздел образования