Автор: Архипова Наталья Юрьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Владивоток
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Ребенок овладевает звуками не сразу, а постепенно, с трудом, при
активной
помощи
взрослых.
Изолированный
от
речи
окружающих,
он
становится немым. Ребенок, выучивший с ранних лет родной язык, успешно
усваивает и другой язык.
Практика и исследования М.А. Александровской, О.В.Правдиной, М.Е.
Хванцева,
Р.Е.Левиной
и
других
установили,
что
не
только
устойчивые
недочеты произношения более трудных по артикуляции звуков, но не редко и
сравнительно не стойкие недостатки более легких звуков без логопедической
работы не исчезают. Даже в случае правильного подражания необходимо
такое произношение автоматизировать в самостоятельной речи.
Научить правильной речи преодолеть ее недостатки лучше всего в
дошкольном
возрасте.
Этому
способствует следующие
особенности
дошкольника:
1) Способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же
преодолевать последствия нарушения их. Этим объясняется и повышенная
подражательность
у
детей
речи
взрослых,
легко
проникающая
переделка
звуков
речи.
В
гибкости
детского
мозга
заложены
основы
преодоления
несовершенств
речи
ребенка
путем
педагогического
воздействия
(упражнения, повторения).
2) Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с
применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
3) Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют
звуками,
механически
многократно
повторяют
их.
Они
рано
осознают
фонетические нормы и стараются овладеть ими.
4) Непрочность ошибочных речевых навыков.
Временные
связи
в
коре
больших
полушарий
не
упрочнились
и
легко
поэтому
затормаживаются.
Наиболее
часто
встречаются
возрастные
особенности
произношения
дошкольников.
Нередко
у
них,
особенно
в
младшей группе, наблюдаются фонетические недочеты, свойственные более
раннему (преддошкольному) возрасту.
1 . В трех летнем возрасте [ш] [ж] [ч] больше всего заменяются
звуками [с], [з], в свою очередь часто недостаточно четкими [щ] иногда
заменяется своими составными, но еще нечеткими элементами ([ш], [ч], [т']:
сапка, сяпка, зук, зюк, цай,; сепка, шепка, чепка, тепка. Реже вместо этих
звуков употребляются [т], [д] (тапка, дук, дюк, тяй), произносимые иногда
лишь приближенно и неустойчиво.
2. [с],[з],[ц] заменяются [т] или [д], а [ц] часто - [с] (Тани, дуб, сопля, тапля,
сани, зуб, цапля).
3. Изредка вместо шипящих и свистящих произносится [ф], [в] (фапка, вук,
Фани, вуб - шапка, жук, сани, зуб).
4. [р],[л],[з] отсутствует или заменяются [й], [л`] (от, ампа, убы, йот, йампа,
йубы; лет, лямпа, любы - рот, лампа, зубы); [р] нередко заменяется [л] (лот-
рот), часто заменяется [в] или коротким[у] (вампа, уампа - лампа).
5. [х], [к], [г] или отсутствуют, или заменяются звуками [т] и [д] (Тосю-хочу;
тот-кот; дуси-гуси;), изредка наоборот (гомик-домик; пекух-петух).
6. [й] или отсутствует, или заменяется звуком [л`] (аблеко, ляблеко).
7. иногда [м] заменяется [н] и наоборот (нясо-мясо, мога-нога).
8. Переднеязычные [с], [з], [ц]; [ш], [ж], [ч]; [д], [т], [л], [н] произносятся
межзубно.
9. Согласные звуки произносятся смягченно, что специфично для двух и
трехлетних
детей
(дюби,
дяй,
тюль-зубы,
дай,
стул).
Реже
наблюдаются
обратные явления - замена мягких твердыми (тота Луба - тетя Люба.)
10. Звонкие согласные заменяются глухими и, значительно реже, наоборот
(купы, том, пулка - губы, дом, булка; гаська, Даня, буська - кашка, Таня,
пушка).
11.
Из
гласных
труднее
усваиваются
[у]
и
[и],
часто
соответственно
сближающиеся с [йэ], [о]).
12. Один и тот же звук в разных сочетаниях положениях в слове (в начале, в
середине, в конце) то правильно произносится, то искажается, то выпадает
(роза, но шай вместо шар, тлуба, каова).
В четырех-пятилетнем возрасте число неправильных звуков заметно
уменьшается,
так
что
к
концу
пятого
года
почти
все
дети
произносят
правильно даже трудные звуки. Скорее всего исчезают замены [м] звуком[н] и
наоборот, [с], [з] звуками [ф], [в]; [й]-[л`], [л] - [р], в значительной части
сокращаются замены [л] -[л`], [р] - [л], [й], а так же недостатки звонкости.
Медленнее сглаживаются недочеты звуков [л] и [с], [з], [ц], отсутствие [к], [г]
или замены их звуками т и д. (изредка наоборот).
Чаще всего и наиболее резко проявляются следующие нарушения:
1. Звуки [ш], [ж] (особенно часто), [ч], [щ] обычно заменяются звуками [с],
[з], [ц] или проговариваются нечетко.
2. Шипящие, свистящие и [д], [т], [л], [н] произносятся межзубно.
3. [р] и [л] заменяются [й] или [л'].
4. [л] заменяется двугубным [и] или [в]
5. [й] заменяется звуком [л'].
Звонкие согласные смешиваются с глухими, шипящие с свистящими.
Типичные для этой группы детей является неустойчивость усвоенных звуков
(употребляются то правильно, то не правильно).
В возрасте 6-7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у
значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения,
чаще
замены
звуков).
Сюда
относятся:
одноударныхй
звук
[р],
боковые
свистящие,
отсутствующие
[к]
и
[г]
или
замена
их
звуками
[т]
и
[д]
наблюдаются еще у шестилеток, приобретают стойкий характер и переходят в
школьный возраст. Наиболее часто встречаются нарушения шипящих звуков.