Автор: Петрова Алена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: тренинг детско–родительских отношений
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
Раздел: дополнительное образование
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей
«Как мы чувствуем друг друга»
Цель
тренинга:
повышение
психологической
компетентности
родителей
в
вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание
родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с
ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи тренинга:
усиление
способности
родителей
к
пониманию эмоционального мира своего
ребенка,
через
установление
визуального
контакта,
физического
контакта,
наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной
формализма
и
рутины;
ведущий
не
является
абсолютным
авторитетом,
единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны
быть приняты всеми членами группы.
Содержание:
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового
типа отношений равноправия и партнерства;
продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены
между родителем и ребенком;
стимулирование
речи
детей
в
процессе
общения
с
родителями
и
другими
участниками группы.
Элементы и приемы:
игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика)
арттерапия (работа с рисунком)
Участники: родители и дети
По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Продолжительность занятия 45 мин.
Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши,
фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.
1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой
ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать
себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
2. Упражнение «Перебежки»:
Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок.
Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми.
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.
3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к
ребенку
говорит:
«Сережа,
ты
…(3
ласковых
слова)».
Затем
ребенок
отвечает.
Так
высказываются все пары по кругу.
4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают
мамы, а затем дети своим мамам.
Шла по полю черепаха
И кусала всех от страха.
Кусь – кусь – кусь – кусь,
Никого я не боюсь!
5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение
детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении
упражнения
дети
и
родители
сидят
по
разные
стороны
непрозрачной
ширмы,
устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они.
Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.
6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку
движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,
«носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг
и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»
7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений
родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными
глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
8.Совместное рисование «Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2
заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция:
«Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и
кто начнет первым рисовать.
Рукавички
должны
получиться
одинаковыми,
попытайтесь договориться об этом».
После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют
свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением,
задают
вопросы
авторам,
высказывают
свои
впечатления.
Ведущие
стимулируют
позитивный
настрой
в
группе,
психологически
поддерживают
выступающих.
9. Упражнение
«Марсианский
футбол», целью
которого
является
создание
ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на
две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем
нормам
техники
безопасности.
У
противоположных
стен
помещения
оборудуются
«ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок—родитель» из каждой команды.
Ведущие играют роль судей.
10. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши
печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши
лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь
мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.
11. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________