Напоминание

"Как мы чувствуем друг друга"


Автор: Петрова Алена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: тренинг детско–родительских отношений
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

«Как мы чувствуем друг друга»

Цель

тренинга:

повышение

психологической

компетентности

родителей

в

вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание

родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с

ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.

Задачи тренинга:

усиление

способности

родителей

к

пониманию эмоционального мира своего

ребенка,

через

установление

визуального

контакта,

физического

контакта,

наблюдение и совместную деятельность;

изменение неадекватных родительских позиций;

оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной

формализма

и

рутины;

ведущий

не

является

абсолютным

авторитетом,

единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны

быть приняты всеми членами группы.

Содержание:

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового

типа отношений равноправия и партнерства;

продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены

между родителем и ребенком;

стимулирование

речи

детей

в

процессе

общения

с

родителями

и

другими

участниками группы.

Элементы и приемы:

игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика)

арттерапия (работа с рисунком)

Участники: родители и дети

По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность занятия 45 мин.

Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши,

фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.

1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой

ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать

себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

2. Упражнение «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок.

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми.

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.

3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к

ребенку

говорит:

«Сережа,

ты

…(3

ласковых

слова)».

Затем

ребенок

отвечает.

Так

высказываются все пары по кругу.

4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают

мамы, а затем дети своим мамам.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!

5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение

детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении

упражнения

дети

и

родители

сидят

по

разные

стороны

непрозрачной

ширмы,

устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они.

Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.

6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку

движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,

«носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг

и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»

7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений

родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными

глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.

8.Совместное рисование «Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2

заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция:

«Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и

кто начнет первым рисовать.

Рукавички

должны

получиться

одинаковыми,

попытайтесь договориться об этом».

После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют

свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением,

задают

вопросы

авторам,

высказывают

свои

впечатления.

Ведущие

стимулируют

позитивный

настрой

в

группе,

психологически

поддерживают

выступающих.

9. Упражнение

«Марсианский

футбол», целью

которого

является

создание

ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на

две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем

нормам

техники

безопасности.

У

противоположных

стен

помещения

оборудуются

«ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок—родитель» из каждой команды.

Ведущие играют роль судей.

10. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши

печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши

лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь

мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.

11. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________



В раздел образования