Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»


Автор: Грибоедова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Населённый пункт: г.Бирюсинск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Г.Бирюсинска»

Обобщение и распространение передового педагогического

опыта учителя начальных классов

Грибоедовой Татьяны Валерьевны

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в

начальной школе»

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж.Руссо

1. Актуальность педагогического опыта, соответствие данного

опыта современным тенденциям общественного развития.

Условия возникновения и становления педагогического опыта.

Эти простые и чёткие рекомендации великого гуманиста и педагога, как

нельзя

лучше

передают

смысл

одного

из

приоритетных

направлений

современной школы – сохранение и укрепление здоровья школьников.

Национальная инициатива «Наша новая школа» и новое поколение

образовательных

стандартов

впервые

ставят

перед

обществом

качественно

новую задачу в области «Образования и здоровья». Мы должны не просто

обеспечить

здоровьебезопасное

образование.

Мы

обязаны

сформировать

у

детей компетентность самоорганизации – научить их управлять собственным

здоровьем

и

полноценно

использовать

свои

личностные

ресурсы.

Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами

коллег,

научной

литературой

по

проблеме

здоровьесбережения

является

неотъемлемой частью работы каждого учителя.

1

Значимость и актуальность проблемы для педагога.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества.

Сейчас

все

очевиднее

становится

важность

проблемы

охраны

и

укрепления здоровья учащихся.

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья

детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют

первую группу здоровья.

Во-вторых,

для

современной

системы

образования

характерно

постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что

требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

В-третьих,

переход

от

необязательного,

нерегламентированного

обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению

вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных

условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так

далёкое от оптимального.

Поэтому,

забота

о

сохранении

здоровья

учащихся

-

важнейшая

обязанность

школы,

отдельного

учителя

и

самого

ребенка.

Школьникам,

испытывающим

проблемы

со

здоровьем,

трудно

учиться.

И

мы,

педагоги,

должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является

проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

Обоснование выбранной темы.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -

это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы,

отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.

Здоровье-основа

формирования

личности,

и

в

этой

связи

уместно

привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас

в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной

отставания

в

учебе

является

плохое

состояние

здоровья,

какое-нибудь

недомогание или заболевание».

2

Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

Термин

«здоровьесбережение»

стал

в

современной

педагогической

литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р. Вирховым в

1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней»

предлагалось

использовать

в

образовательных

учреждениях

игры,

танцы,

гимнастику

и

все

виды

изобразительного

искусства.

Тем

самым

на

место

«пассивно-воспринимающего

обучения»

должно

было

прийти

обучение

«наблюдательно-изобразительное».

«Словесная

школа»

заменялась

«школой

действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в

1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных

влияний

со

стороны

школы

на

состояние

здоровья

и

физическое

развитие

учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать

школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции

практически

не

менялись,

а,

значит,

поставленные

задачи

по

сохранению

здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указы-

вают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина – это рациональная органи-

зация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий про-

ведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в

процессе учебной деятельности.

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является

понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений

этого

понятия.

Так,

в

словаре

С.И.

Ожегова

под

здоровьем

понимается

«правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и

психическое и психическое благополучие». Согласно определению Всемирной

организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического,

психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или

физических дефектов.

По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом,

целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе

реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и

3

экологической

среды

и

позволяющее

человеку

в

различной

степени

осуществлять его социальные функции.

Н.К.

Смирнов

дает

следующее

определение:

«Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

это

комплексная,

построенная

на

единой

методологической

основе,

система

организационных

и

психолого-

педагогических

приемов,

методов,

технологий,

направленных

на

охрану

и

укрепление

здоровья

учащихся,

формирования

у

них

культуры

здоровья,

а

также на заботу о здоровье педагогов».

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией

понимает

функциональную

систему

организационных

способов

управления

учебно-познавательной

и

практической

деятельностью,

учащихся,

научно

и

инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных

учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и

оздоровительных

условий,

направленных

на

формирование,

укрепление

и

сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся,

педагогов

на

основе

психолого-педагогических

и

медико-физиологических

средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики

факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по

созданию социально-адаптированной образовательной среды.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов)

здоровья (М.В. Антропова, В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи):

- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организ-

ма человека, основу которого составляет биологическая программа индивиду-

ального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими

на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых,

являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают

индивидуализацию этого процесса.

- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем ор-

ганизма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечиваю-

щие адаптационные реакции.

- Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которо-

го составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекват-

ную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологически-

4

ми, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворе-

ния.

- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и по-

требностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого опре-

деляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обще-

стве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно

связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

для соматического и физического здоровья - я могу;

для психического - я хочу;

для нравственного - я должен.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к дей-

ствию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер

по

охране

и

укреплению

здоровья

учащихся,

учитывающую

важнейшие

характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие

на здоровье.

Цель современной школы, считает Т. Григорьева,- подготовка детей к

жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые

будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в

сегодняшней

школе

может

быть

достигнуто

с

помощью

технологий

здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба

для

здоровья

школьников

и

педагогов.

Педагог,

владея

современными

педагогическими

знаниями,

в

тесном

взаимодействии

с

учащимися,

с

их

родителями,

с

медицинскими

работниками,

с

коллегами

-

планирует

свою

работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников

педагогического процесса.

Задача

здоровьесберегающей

педагогики

обеспечить

выпускнику

5

школы

высокий

уровень

здоровья,

сформировать

культуру

здоровья,

тогда

аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую

самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться

о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей

III. Цели и задачи, решаемые в ходе работы.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему

мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие

характеристики

образовательной

среды

и

условия

жизни

ребенка,

воздействующие на здоровье.

Цель применения здоровьесберегающих технологий обучения учителем

на уроке - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Эта цель достигается путём решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здо-

ровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в

образовательном процессе начальной школы.

3. Разработать методы реализации здоровьесберегающих технологий в

начальных классах.

IV.

Система

работы

по

реализации

здоровьесберегающих

технологий на уроках в начальной школе.

Проанализировав причины «школьных» болезней, я пришла к выводу о

необходимости

решать

эти

проблемы

комплексно.

С

родителями

своих

учеников

провела

цикл

бесед

«Я

и

мой

ребенок»,

«Здоровьесберегающие

технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня

школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям

много полезных рекомендаций.

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению

здоровья

школьника

через

использование

педагогических

технологий

и

методических

приемов.

То

есть,

использовать

здоровьесберегающие

технологии. Я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к

6

учебно-воспитательной

работе

с

учетом

психических,

физиологических

особенностей и состояния здоровья детей.

Работу

по

реализации

сохранения

здоровья

обучающихся

строю

поэтапно.

1 этап – создание оптимальных санитарно - гигиенических условий:

- соблюдение теплового режима;

- поддержание в помещениях школы чистоты;

- соблюдение нормативов освещенности в классах;

- соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

- организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обу-

чающихся школы;

- осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных забо-

леваний обучающихся;

- использование мебели, соответствующей росту обучающихся.

2 этап - создание условий для сохранения здоровья обучающихся на

уроках:

санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и усло-

вия, учитывающие физиологию человека:

- формирование правильной осанки;

- правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние

здоровья, смену места и т.д.;

- физкультминутки;

Морально–психологические:

- деловая, деятельная атмосфера;

- уверенность в успехе;

- доброжелательность;

- раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

Важная

составная

часть

здоровьесберегающей

работы

школы

-

это

рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня

его

гигиенической

рациональности

во

многом

зависит

функциональное

состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно

поддерживать

умственную

работоспособность

на

высоко

уровне

и

предупреждать преждевременное утомление.

7

Основные

требования

к

качественному

уроку

в

у с ло в иях

здоровьесберегающей педагогики:

1.

Построение

урока

на

основе

закономерностей

учебно-

воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой

педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.

Активизация развития всех сфер личности обучающихся.

3.

Обе спечение

необходимых

условий

для

продуктивной

познавательной

деятельности

учащихся

с

учетом

их

состояния

здоровья,

особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.

Эффективно е

использование

педагогиче ских

с р е д с т в

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

(физкультминуток,

подвижных игр).

5.

Обеспечение вариативного использования правил здорового образа

жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

6.

Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

7.

Тщательная

диагностика,

прогнозирование

и

контроль

каждого

урока с учетом особенностей развития обучающихся.

Только при правильной организации урока возможно решение одной из

задач

здоровье сберегающей

педагогики

сохранение

в ы с о ко й

работоспособности, исключение переутомления учащихся.

При

планировании

урока

учителям

рекомендовано

учитывать

фазы

работоспособности.

1

период.

Фаза

врабатывания. Работоспособность

невелика

и

постепенно повышается. В 80% случаев – 2 – 7 минут.

2 период. Фаза оптимальной устойчивой работоспособности. 15 – 17

минут.

Затем

работоспособность

начинает

снижаться.

Отмечается

резкое

повышение количества отвлечений. Наблюдается возбуждение детей. После

чего – резкое снижение работоспособности. Последние 5 – 10 минут урока

педагогически малопродуктивны.

3 период. Фаза «конечного прорыва». В ряде случаев, незадолго перед

окончанием

работы

может

наступить

незначительное

и

кратковременное

повышение работоспособности

При подготовке любого урока, а не только «открытого», оцениваю

качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Для этого

8

использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения», которая

была

апробирована

учителями

начальных

класслов.

Анализ

полученной

информации

показывает

проблемные

области

конкретного

учителя

в

применении здоровьесберегающих технологий, даёт конкретные направления

повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.

Функциональное

состояние

школьников

в

процессе

учебной

деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-

педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения

преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического

напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала

урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной

части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический

климат

на

уроке,

организую

при

необходимости

эмоциональную

разрядку;

строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом,

за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с

музыкальным

сопровождением,

с

элементами

самомассажа

и

другими

средствами,

помогающими

восстановить

оперативную

работоспособность

детей.

В

состав

упражнений

для

физкультминуток

включаю,

кроме

общеразвивающих:

·

упражнения для формирования правильной осанки;

· упражнения для укрепления зрения;

· упражнения для укрепления мышц кистей рук;

· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

· релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);

· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

· упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Обязательное

условие

эффективного

проведения

физкультминуток

положительный

эмоциональный

фон.

Выполнение

упражнений

нехотя,

со

скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не

даст, скорее, наоборот.

В

последние

годы,

в

связи

с

внедрением

информационно-

коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы,

9

появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз

или,

как

их

ещё

называют, офтальмотренажёры.

Такие

физкультминутки

могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения,

чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения,

снятие

усталости

с

глаз

во

время

работы

на

уроке,

повышение

работоспособности, настроения.

3 этап - формирование социально-психологического климата в клас-

се.

Среди

наиболее

эффективных

способов

формирования

учителем

благоприятного психологического климата в ученическом коллективе следует

выделить следующие:

Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы

событий;

Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;

Использование коллективных игр;

Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;

Разработка системы морального и материального поощрения учеников;

Умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;

Стремление учителя вкладывать силы и средства в благополучие группы;

Знание

и

учитывание

индивидуальных

особенностей

учащихся

(соматические, интеллектуальные, психологические);

Знание и уважение всего спектра чужих мнений;

Умение разделять и передавать ответственность.

Для выявления проблем класса провожу диагностики, по результатам ко-

торых планирую работу с отдельными учениками и с классом в целом.

4 этап - вовлечение обучающихся в спорт посредством внеклассных

мероприятий, секций, кружков.

Спортивно-массовую работу расширяю и дополняю следующим содер-

жанием и мероприятиями:

- проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как

комплекса эстафет, соревнований и туризма;

- организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спор-

тивных встреч родителей и детей;

- культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах,

10

рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двига-

тельной активности, притом эмоционально окрашенной;

- использование перемен для расширения двигательной активности (через по-

движные и спортивные игры);

- формирование спортивных традиций, выявление лучших спортсменов, самых

сильных, лучших прыгунов и т.д.

5 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

- творческую активность;

- поддержание благоприятного морально-психологического климата;

- организацию здорового досуга;

- занятия физической культуры и спортом;

- апробирование приемов и средств оздоровления организма.

6 этап - пропаганда здорового образа жизни:

- формирование физиологии здоровья;

- обучение способам оздоровления организма;

- раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой (походы,

экскурсии)

7 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями

для решения общих задач:

- профилактика инфекционных заболеваний;

- организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с меди-

цинскими работниками;

-

обучение

участников

образовательного

процесса

оказанию

первой

меди-

цинской помощи.

8 этап - работа с родителями:

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни

(проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе

и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

приглашения на

открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в

семье и т.д.).

2. П р и в л е ч е н и е

р о д и т е л е й

к

п р о в е д е н и ю

м о н и т о р и н г а

состояния здоровья детей.

11

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем –

самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов

«Будь

независимым,

скажи

наркотикам

«НЕТ»,

«Разговор

о

правильном

питании»).

5. Организация

досуга

учащихся

и

собственного

(дни

здоровья,

соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного

лагеря).

6. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная

семья»).

Главное

в

формировании

здорового

образа

жизни,

это

не

слова,

а

практический

результат.

Поэтому

повышение

уровня

культуры

здоровья

учащихся

и

их

родителей я

вижу

в

том,

чтобы развить

у

них

такие

практические умения, как:

1) пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр и

т.д.);

2) сравнение полученных показаний с нормативными показателями;

3) составление рационального режима дня;

4) организация правильного питания;

5) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для

коррекции осанки, зрения и т.д.;

6)

проведение

профилактических

мероприятий

в

осеннее

-

зимний

период (витаминизация пищи, закаливание).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегаю-

щих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для

продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния

здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Результативность.

Прошло 3 года с начала опыта и можно уже подвести некоторые итоги.

Дети

стали

гораздо

меньше

болеть,

поэтому

улучшается

качество

знаний

учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие

повышается

внимание

и

хорошая

работоспособность

детей,

усиливается

стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий,

12

сами

проявляют

инициативу

в

их

поиске.

Улучшается

и

общий

психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг

другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот

факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на

свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере

доброжелательно сти,

уважения,

доверия.

Текущий

м о н и то р и н г

результативности опыта проводится ежегодно в течение четырёх лет с 1 по 4

классы.

Успеваемость и качество знаний учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

успеваемость

качество знаний

Отношение к здоровью

13

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

0

10

20

30

40

50

60

Активная позиция

Удовлетвори-

тельное отноше-

ние

Недостаточная

заинтересован-

ность

Количество не болевших детей за учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

14

Степень реализации поставленных во введении задач и достижения

цели.

Можно спросить себя: «Всего ли ты достигла, таков результат твоей

работы, каким ты его хотела видеть?» Наверно, нет. Не все удалось выполнить,

где-то жизнь внесла свои коррективы, но я знаю, что мои ученики многого

достигли. Ребята стали лучше учиться. Повысился приоритет здорового образа

жизни (активное участие в конкурсах ЗОЖ), повышение роста физического

развития и физической подготовленности. А самое главное - это дружный

сплоченный коллектив.

Риски, неудачи и трудности, отмеченные входе внедрения опыта.

Формирование

физически,

нравственно,

духовно

здоровой

личности

младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к

нему творчески обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый

шаг и при необходимости корректируя учебный процесс. Оно требует знания

возможностей

учеников,

регулирования

учебной

нагрузки,

предупреждения

перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и обучаемого.

Но в ходе работы встретилась и с рядом трудностей:

- проводить работу в системе;

- постоянное отслеживание результатов;

- оформление дополнительного дидактического материала;

- постоянное применение знаний учащимися в дальнейшей работе, что не

всегда происходило;

-не все здоровьесберегающие технологии удалось применить.

Механизм диссеминации опыта.

С разработками данного опыта делилась с учителями ФГОС на МО

нашей школы.

Проводила родительские собрания на тему: «Здоровьесберегающие

технологии в школе и в семье», «Режим дня младшего школьника», «Роль семьи

в воспитании детей», «Телевизор в жизни младшего школьника».

15

Комплекс упражнений для глаз.

16

1. Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-

прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)

2.

Взгляд

смещать

по

диагонали:

влево-вниз-прямо,

вправо-вверх-прямо,

вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в

отведенном положении.

3. Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять

упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем

вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

5. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до

5. Повторить 4-5 раз.

6. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль

(считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за

медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо,

вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

8. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 10=-4, потом

перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

9. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую

сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть

вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

10. Ах. как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза руками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Дыхательная гимнастика.

17

Правила выполнения.

1.Во время упражнений дышать только через нос.

2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.

3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и»

-вдох, «цифра»-выдох).

4.Вдох делается одновременно с движением.

5.Минимальное количество упражнений-3.

Комплексы упражнений.

«Ладошки»

И. п.-встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя.

Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание

ладоней в кулаки.Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с

помощью мышц.Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4 секунды.Норма-24

раза по 4 вдоха.

«Погончики»

И. п.-встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне

пояса.

В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук

возвращаются в и.п. с одновременным выдохом.Кисти рук выше пояса не

поднимать.Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4

секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа.

«Кошка»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола.

На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево или

вправо.Руки делают хватательные движения на уровне пояса.Спина прямая.

«Насос»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его.На

выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина круглая,

голова опущена.

«Проколотый мяч»

18

Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитируйте свист воздуха из

проколотого мяча.

«Звукоподражание»

Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни:

свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

«Цветочный магазин»

И.п.-стоя.

Делая вдох, представте себе, что нюхаите цветок(ребра расширяются, низ

живота под тягивается).Выдох медленный и плавный. Выполнять 3-4 раза.

«Маятник головой»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх-тоже вдох.

Выдох происходит пассивно при смене позиций.

«Свеча»

Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча. Делать

медленный выдох в ее направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких

колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых

свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.

«Повороты головой»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Поворот головой вправо-шумный короткий вдох. Поворот головы влево-

шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не

напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

Упражнения для формирования правильной осанки.

19

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком.

20

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над

головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

21

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Комплекс 1

22

Физкультминутка "Тюша-толстячок"

Тюша-Плюша толстячок спрятал шапку в сундучок.

В сундуке проснулась мышка, мышка - серая глупышка.

Только шапку увидала - сразу в обморок упала.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - руки на пояс; 2 - руки к

плечам; 3 - руки вверх; 4 - руки через стороны вниз и в и.п. 4 раза, темп

средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад,

прогнуться, левую ногу в сторону - на носок; 2 - 3 - держать; 5 - 6 - и.п.; то же

правой ногой. 6 раз, темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2 - 4 -

держать; 5 - 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклон туловища вперед,

руки в стороны; 2 - и .п. 4 раза, темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- поворот головы направо; 2 -

и.п.; 3 - 4 - поворот головы налево; 5 - и.п.; 6 - руки через стороны вверх; 7 - и.п.

4 раза, темп медленный.

6. И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с

помощью указательных пальцев рук 30 с. В и.п. - глаза открыть.

Методические указания

Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены сплошной

линией.

При выполнении некоторых упражнений придерживайтесь следующих

правил:

Упр. 2 - отводя локти назад, вдохнуть, плечи развести, хорошо сблизить

лопатки, удерживать напряжение, ногу в колене выпрямить.

Упр. 3 - выполняя наклон туловища назад, ноги в коленях не сгибать,

хорошо сблизить лопатки.

Упр. 4 - поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. -

смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).

Упр. 5 - массируя веки, нельзя сильно давить на глазные "яблоки".

Игра "Солнечный зайчик"

23

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки,

руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с

учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель

зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:

Скачут побегайчики, солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут,

Были тут и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят

и показывают рукой.

Методические указания

Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и

тренирует зрительный аппарат.

Игра "Радуга"

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и

выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой.

Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель

называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный

цвет. По истечении 3 - 5 с учитель спрашивает у одного из игроков, что он

видел. Продолжительность всей игры - 30 с.

Методические указания

Игра "Радуга" - это игра на воображение. Как созерцание, так и

представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие

на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух;

желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на

24

сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он

возбуждает нервную систему.

Игра "Одуванчик"

Дети сидят за партами, на столах у них лежит по нескольку фишек:

желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и

запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:

В желтой шапочке стоит, словно солнышко

горит.

Вот проходит день за днем - желтой шапки

нет на нем.

Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких

школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие

изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова

повторяется. Ее общая продолжительность - 20 - 30 с.

Методические указания

Вместо фишек можно использовать кружки из цветной бумаги. У

некоторых учащихся учитель просто меняет фишки местами. Можно

рекомендовать детям плотно зажмурить глаза. Речитатив можно усложнить,

добавив слова:

В шапке он уже другой - нежно-белый, пуховой!

Для формирования стереотипа правильной осанки, сидя за партой, дети

принимают положение: руки за спину, пальцы переплетаются, плечи разведены.

Комплекс 2

Физкультминутка "Будильник"

Мой будильник поутру

Сам гуляет по двору.

А когда вставать мне нужно,

В первый класс идти пора,

Мой будильник непослушный убегает со двора!

1. И.п. - о.с. отвести руки назад, ладонями вперед; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4

- 6 раз, темп средний.

2. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1 -

принять положение "угол"; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 раза, темп медленный.

25

3. И.п. - сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения ногами:

пятка, носок. 15-20 с, темп средний.

4. И.п. - сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки вместе, носки

врозь.

Имитация загребания песка ногами (дугообразные движения стопами

через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны, подтянуть стопы под

себя).

Можно также "нарисовать" стопами букву "Ф" 6 раз, темп средний.

Методические указания

Речитатив произносит учитель, дети повторяют лишь слова: "В первый

класс идти пора... убегает со двора".

В упр. 1 напрячь мышцы, сближающие лопатки, голову держать прямо.

Выполняя упр. 2, ноги выпрямить, носки оттянуть, плечи развернуть, смотреть

прямо. Упражнение поочередно выполняет один, затем другой ряд. При

имиации загребания стопами песка точкой опоры должен быть внешний свод

стопы, пальцы ног поджаты.

Комплекс 3

Физкультминутка "Утята"

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,

В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях.

Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп

медленный.

2. И.п. - о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны

вверх). 20 с, темп средний.

3. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за

сиденье стула. Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний.

Методические указания

Речитатив полностью произносит учитель. Выполняя упр. 1, хорошо

сближать лопатки, смотреть прямо. В упр. 2 спину держать ровно, вперед не

наклоняться. Упр. 3 выполняется рядами поочередно. Следить, чтобы дети

хорошо подтягивали колени к животу, стопы на себя и затем выталкивали их по

полукругу (как лягушка).

26

Комплекс 4

Физкультминутка "Гости"

Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, "косой", волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог разделить на всех пирог.

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, за спину: 1 - глаза

зажмурить; 2 - 3 - держать; 4 - глаза открыть. 4 - 6 раз, темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь: 1 - наклон туловища вперед, руки на затылок,

локти в стороны; 2 - и.п. 4 - 6 раз, темп медленный.

3. И.п. - о.с. Отвести левую ногу назад-на носок, руки на пояс; 2 - и.п.; 3 - 4

- то же, правую назад-на носок. 4 - 6 раз, темп средний.

4. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре за сиденье

стула. Имитация движений "велосипед". 30 с, темп средний.

5. И.п. - о.с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину,

пальцы переплетены. 20 с, темп средний, руки через стороны вверх - вдох; и.п. -

выдох.

Методические указания

Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.

27

Памятка для родителей 1.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?

Для того

чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника

необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие

условия:

Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.

Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их

можно придумать много и разных.

Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.

Включать веселую и ритмичную музыку.

Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.

Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.

Подмечать

и

подчеркивать

достижения

своего

ребенка

в

выполнении

упражнений комплекса зарядки.

Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе

с ним новые упражнения.

Памятка для родителей 2.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних

заданий первоклассником?

Оздоровительная

минутка

проводится

через

каждые

1-15

минут

выполнения домашних заданий.

Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

Если

ребенок

выполнял

перед

этим

письменное

задание,

необходимо

выполнить

упражнения

для

рук:

сжимание

и

разжимание

пальцев,

потряхивание кистями и т.д.

Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для

снятия напряжения.

Они могут быть такими:

1. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

2. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

28

3. «Ловим

бабочку»

-

воображаемая

бабочка

летает

в

комнате.

Нужно

её

поймать

и

выпустить.

При

этом

необходимо

крепко

сжимать

и

разжимать

ладошку, совершая хватательные движения.

4. После

длительного

сидения

ребенку

необходимо

делать

потягивания,

приседания, повороты туловища в разные стороны.

5. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания.

Таким детям необходим ваш личный пример.

6. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный

инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.

7. Если

вы

сами

в

этот

момент

дома,

делайте

все

упражнения

вместе

с

ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

29



В раздел образования