Автор: Шабанова Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа–комплекс №33 имени генерал–полковника Ивана Терентьевича Коровникова»
Населённый пункт: Г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы работы с родителями"
Раздел: среднее образование
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том,
что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в
нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного
руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной
субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает
основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании
личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и
психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного
воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей
социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли
советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя
учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-
воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с
родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи
учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам
внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание
родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем
семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие
с общественными организациями родителей: родительскими комитетами
школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д.
В их компетенцию входит:
помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с
учащимися;
коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
связь с административными и правоохранительными органами;
участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских
собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое
воздействие на родителей)
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют
созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного
воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных
руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
организация родительских конференций, собраний, индивидуальных
встреч родителей и учителей;
организация работы телефонной линии, по которой родители могут
связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего
задания и способов его выполнения;
использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети
должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или
подготовить совместно с ними исследовательский проект;
создание родительского клубы или центра в школе;
проведение неформальных встреч родителей, детей, и
учителей( праздники и т.д.)
уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической
принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного
руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия,
направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно
быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение
уровня их педагогической культуры и активности в
воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования,
дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности
действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания
ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-
педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе
родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения
родителей.
Формы работы с родителями
3.1.Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания.
Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку,
об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально
работать с семьей, а также более точно определить направления и средства
коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия
жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к
членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой
поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью
не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле
воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей
только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое
отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное
отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с
похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать
пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях
требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой
воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих
требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в
сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной
новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему
долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо
помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы
нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к
школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного
руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть
беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они
способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе
родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке
выясняются необходимые для профессиональной работы сведения
(особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие
реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно
часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в
состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
3.2.Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой
коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и
рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Такая планомерная и целенаправленная дает возможность родителям
глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей,
выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти
к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и
методы для их решения.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для
всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти
оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный
педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
3. Родительские вечера.
Родительский вечер – это праздник общения родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения
различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности,
лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить
возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные
мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо
праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой,
налаживанию контакта между учителем и родителями.
5.Школа для дошкольников.
Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и
будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает
«Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке»
организованы группы для детей. Для родителей занятия организованы по
субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с
психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного
возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят
занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким
образом , родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями,
готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.
3.3Коллективные формы.
1. Научно – практическая родительская конференция – форма
сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым
опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают
родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания,
посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной
подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете:
продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин
распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по
анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на
основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть
возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций
являются следующие:
актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
тщательная предварительная подготовка (тема и план
представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения,
указывается рекомендованная литература);
организация консультаций в период подготовки по отбору
материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
создание благоприятного эмоционального климата во время
проведения конференции, характеризующегося общей
заинтересованностью, откровенностью разговора.
Порядок работы конференции может быть определен следующим
образом:
1.
Вступительное слово педагога (классного руководителя,
директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и
позитивном опыте семей.
2.
Выступления родителей (обмен опытом, анализ
воспитательного процесса в семье).
3.
Заключение ведущего конференции, содержащее оценку
выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые
предстоит решить.
Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее
проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные
выставки по обсуждаемой проблеме.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
«Основы построения общения с ребенком»
«Права и обязанности ребенка в семье»
«Стили и методы воспитания ребенка в семье»
«Психология ребенка»
«Особенности адаптации ребенка в школе»
«Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
Наиболее распространенной формой работы с родителями
является классное родительское собрание. Главным ее
предназначением является согласование, координация и интеграция
усилий школы и семьи в создании условий для развития личности
ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм
взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-
педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей
компетентности в вопросах обучения детей, формирующая
родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского
коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях,
их можно разделить на несколько видов:
1.
Организационные собрания (выбор классного
родительского комитета; выбор деятельности по направлениям;
выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана
работы родительского комитета и т.п.).
2.
Аналитические собрания
(ориентированные на
разрешение возникающих проблем педагогического просвещения
родителей).
3.
Итоговые собрания
(направленные на подведение
итогов работы класса за определенный период времени: четверть,
полугодие, год).
4.
Комбинированные собрания
(включающие в себя задачи
всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том,
что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных
руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы,
избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий,
распределяются общественные поручения и создаются инициативные
группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются
планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным
и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один
раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель
раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия.
Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же
собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о
возможности организации работы родителей класса в виде предложений,
изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
поручения, предполагающие проявление родителями активной
воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми,
проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей:
руководство кружком по своей специальности, руководство
спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами,
олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев
классно – семейных праздников, организация и подготовка
совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной
работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении
экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников
и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с
интересными людьми; содействие в создании материально –
технической базы класса;
поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и
укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в
оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов,
наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве
школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных
компонентов:
1.
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой
части собрания классный руководитель знакомит родителей с
результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями
педагогов – предметников.
2.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального
климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть
взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
3.
Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент
можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно
естественным образом включить в структуру других составляющих.
4.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии,
классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
5.
Рефлексия. В конце родительского собрания родители
оценивают его значимость, актуальность, полезность.
6.
Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться
следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности
детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический
характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с
родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе
собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в
его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу
для размышлений и полезную информацию, которую можно
использовать во благо ребенку.
Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких
собраний носит характер отчета работы школы за определенный период
времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе
родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи,
активно участвующие в жизни школы.
Родительские дни.
“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители
могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая
отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В
заключении участники художественной самодеятельности организовывают
для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные
успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности
детей.
Концерты.
Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную
тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты Родители
привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных
мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера
художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство
родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание
оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Творческие отчеты.
Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков
художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как
самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты
и другие формы воспитательной работы.
Выставки работ.
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая
другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых
дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы
родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа
родительского комитета.Он вырабатывает план совместных действий по
оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом
отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев,
когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном
уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных
внеклассных и оздоровительных мероприятий.
В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут
узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами
нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются
правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных
семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской
комнаты милиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы
работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой
и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с
нарушениями интеллекта в семье и школе.