Напоминание

"Современные формы работы с родителями"


Автор: Шабанова Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа–комплекс №33 имени генерал–полковника Ивана Терентьевича Коровникова»
Населённый пункт: Г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Современные формы работы с родителями"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что

индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том,

что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в

нем лучших качеств и свойств.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного

руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной

субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает

основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании

личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и

психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного

воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей

социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли

советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя

учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой

Выделяются следующие функции классного руководителя:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-

воспитательного процесса, организуемого школой;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5) взаимодействие с общественными организациями

Еще одна функция работы школы и классного руководителя с

родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи

учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам

внеурочной деятельности и т.д.).

Другое направление заботы классного руководителя – это оказание

родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем

семейного воспитания.

Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие

с общественными организациями родителей: родительскими комитетами

школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д.

В их компетенцию входит:

помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с

учащимися;

коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

связь с административными и правоохранительными органами;

участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских

собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое

воздействие на родителей)

Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют

созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного

воспитательного процесса.

Что касается основных способов общения родителей и классных

руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:

организация родительских конференций, собраний, индивидуальных

встреч родителей и учителей;

организация работы телефонной линии, по которой родители могут

связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего

задания и способов его выполнения;

использование средств телекоммуникации и регулярной почты;

разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети

должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или

подготовить совместно с ними исследовательский проект;

создание родительского клубы или центра в школе;

проведение неформальных встреч родителей, детей, и

учителей( праздники и т.д.)

уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической

принадлежности

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного

руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия,

направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно

быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение

уровня их педагогической культуры и активности в

воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования,

дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют

педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием

и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности

действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания

ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-

педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе

родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения

родителей.

Формы работы с родителями

3.1.Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания.

Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку,

об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально

работать с семьей, а также более точно определить направления и средства

коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия

жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к

членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой

поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью

не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле

воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей

только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое

отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное

отношение к учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с

похвалы и комплиментов;

исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать

пути их решения;

беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях

требовать конфиденциальной встречи;

не предъявлять претензий к родителям;

всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой

воспитанника;

советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих

требований и возможности семьи;

договариваться о конкретных совместных делах;

не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в

сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной

новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему

долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо

помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы

нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.

Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к

школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного

руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть

беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они

способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе

родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке

выясняются необходимые для профессиональной работы сведения

(особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие

реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно

часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в

состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

3.2.Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой

коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и

рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Такая планомерная и целенаправленная дает возможность родителям

глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей,

выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти

к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и

методы для их решения.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для

всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти

оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный

педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

3. Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения

различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности,

лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить

возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные

мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо

праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой,

налаживанию контакта между учителем и родителями.

5.Школа для дошкольников.

Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и

будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает

«Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке»

организованы группы для детей. Для родителей занятия организованы по

субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с

психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного

возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят

занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким

образом , родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями,

готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

3.3Коллективные формы.

1. Научно – практическая родительская конференция – форма

сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым

опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают

родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания,

посвященные отдельным воспитательным проблемам.

Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной

подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете:

продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин

распространения.

Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по

анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на

основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть

возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями успешного проведения родительских конференций

являются следующие:

актуальность, значимость и доступность предложенной темы;

тщательная предварительная подготовка (тема и план

представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения,

указывается рекомендованная литература);

организация консультаций в период подготовки по отбору

материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;

создание благоприятного эмоционального климата во время

проведения конференции, характеризующегося общей

заинтересованностью, откровенностью разговора.

Порядок работы конференции может быть определен следующим

образом:

1.

Вступительное слово педагога (классного руководителя,

директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и

позитивном опыте семей.

2.

Выступления родителей (обмен опытом, анализ

воспитательного процесса в семье).

3.

Заключение ведущего конференции, содержащее оценку

выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые

предстоит решить.

Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее

проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные

выставки по обсуждаемой проблеме.

Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

«Основы построения общения с ребенком»

«Права и обязанности ребенка в семье»

«Стили и методы воспитания ребенка в семье»

«Психология ребенка»

«Особенности адаптации ребенка в школе»

«Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

Наиболее распространенной формой работы с родителями

является классное родительское собрание. Главным ее

предназначением является согласование, координация и интеграция

усилий школы и семьи в создании условий для развития личности

ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм

взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-

педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей

компетентности в вопросах обучения детей, формирующая

родительское общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского

коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях,

их можно разделить на несколько видов:

1.

Организационные собрания (выбор классного

родительского комитета; выбор деятельности по направлениям;

выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана

работы родительского комитета и т.п.).

2.

Аналитические собрания

(ориентированные на

разрешение возникающих проблем педагогического просвещения

родителей).

3.

Итоговые собрания

(направленные на подведение

итогов работы класса за определенный период времени: четверть,

полугодие, год).

4.

Комбинированные собрания

(включающие в себя задачи

всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том,

что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных

руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы,

избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий,

распределяются общественные поручения и создаются инициативные

группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются

планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным

и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один

раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель

раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия.

Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же

собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о

возможности организации работы родителей класса в виде предложений,

изложенных в анкете.

Эти предложения могут быть такими:

поручения, предполагающие проявление родителями активной

воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми,

проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей:

руководство кружком по своей специальности, руководство

спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами,

олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев

классно – семейных праздников, организация и подготовка

совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;

поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной

работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении

экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников

и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с

интересными людьми; содействие в создании материально –

технической базы класса;

поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и

укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в

оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов,

наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве

школы; спонсорская помощь школе.

Родительское собрание включает в себя шесть обязательных

компонентов:

1.

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой

части собрания классный руководитель знакомит родителей с

результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями

педагогов – предметников.

2.

Знакомство родителей с состоянием эмоционального

климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть

взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

3.

Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент

можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно

естественным образом включить в структуру других составляющих.

4.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии,

классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

5.

Рефлексия. В конце родительского собрания родители

оценивают его значимость, актуальность, полезность.

6.

Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться

следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не

констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности

детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический

характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

классный руководитель должен не назидать, а общаться с

родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе

собрания, а не после него;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в

его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу

для размышлений и полезную информацию, которую можно

использовать во благо ребенку.

Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких

собраний носит характер отчета работы школы за определенный период

времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе

родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи,

активно участвующие в жизни школы.

Родительские дни.

“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители

могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая

отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В

заключении участники художественной самодеятельности организовывают

для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные

успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности

детей.

Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную

тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты Родители

привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных

мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера

художественной самодеятельности.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство

родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание

оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

Творческие отчеты.

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков

художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как

самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты

и другие формы воспитательной работы.

Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая

другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых

дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы

родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа

родительского комитета.Он вырабатывает план совместных действий по

оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом

отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев,

когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном

уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных

внеклассных и оздоровительных мероприятий.

В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут

узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами

нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются

правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных

семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской

комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы

работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой

и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с

нарушениями интеллекта в семье и школе.



В раздел образования