Автор: Бабичева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий"
Раздел: дошкольное образование
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Одной из основных задач
является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих
технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
В работе с детьми нужно использовать здоровьесберегающие технологии, которые
помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры
личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и
всестороннему развитию.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии коррекционные.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы;
Самомассаж;
Физкультминутки;
Контроль осанки;
Дыхательная гимнастика;
Мимическая гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Оздоровительные игры;
Релаксация.
Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.
Ежедневно прововодить пальчиковую гимнастику с использованием различных предметов:
шишек, орехов, ребристых палочек, счётов и т.д.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам,
развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья
детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом
зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность
и выносливость.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает
зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к
здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем,
динамическими паузами.
Элементы закаливания в режиме дня:
- мытьё рук до локтя прохладной водой;
- полоскание горла водой комнатной температуры.
Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:
Утренняя гимнастика;
Физкультурные занятия;
Физкультурные досуги;
Точечный массаж;
Спортивные развлечения;
Гимнастика пробуждения.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является
физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и
физического развития; формирование двигательных навыков; повышение
работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося
организма.
Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с
самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья .
Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами.
Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству
подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам
активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки
включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках,
самокатах, занятия общей физической подготовкой).
Технологии коррекционные:
Музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий);
Свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение
Звукотерапия (лечение звуками природы);
Фитотерапия (подбор комнатных растений).
Работа с родителями: Взаимодействие детского сада с родителями способствует
укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в
условиях семьи. Используются разнообразные формы работы с семьями детей:
Дни здоровья с родителями, совместные досуги, праздники, соревнования.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательного
учреждения для детей дошкольного возраста.