Напоминание

Интегрированный урок литературы и музыки с использованием технологии РКМЧП: А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»


Автор: Шилина Любовь Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка
Населённый пункт: село Большая Черниговка, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок литературы и музыки с использованием технологии РКМЧП: А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

урока литературы в 9 классе

Интегрированный урок литературы и музыки с использованием технологии РКМЧП:

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» -

энциклопедия русской жизни»

«Развитие коммуникативных навыков на уроке литературы с помощью приёмов

технологии критического мышления»

О технологии Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

РКМЧП

может быть использовано в различных предметных областях (словесность,

история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология,

мировая

художественная

культура,

начальные

классы

и

другие).

Это

универсальная,

проникающая,

"надпредметная"

технология,

открытая

к

диалогу

с

другими

педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся

способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых

приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая

структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный

способ

взаимодействия

с

идеями

и

информацией.

Критическое

мышление

означает

мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм,

развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом

и

есть

отличие

критического

мышления

от

мышления

творческого,

которое

не

предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто

выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую

границу

между

критическим

и

творческим

мышлением

сложно.

Можно

сказать,

что

критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более

того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не

только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво,

критически,

рассматривать

новые

идеи

с

различных

точек

зрения,

делая

выводы

относительно точности и ценности данной информации.

РКМЧП направлено на достижение образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным

потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и

представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению

к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность

самостоятельно

заниматься

своим

обучением

(академическая

мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1.Фаза вызова (evocation)

2.Фаза реализации смысла (realization of meaning)

3.Фаза рефлексии (reflection)

II Приёмы РКМЧП

Учимся

работать

с

текстом.

Для

осмысления

содержания

текста,

обнаружения

личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».

4) Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием

«Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя

произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и

чувства со своими.

5) Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки»

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в

сжатом, лаконичном виде.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

Пять строк:

1.одно слово-существительное, обозначающее тему или предмет изучения;

2.два слова, обозначающие признак – прилагательное или причастие;

3.три слова-действия – глаголы или деепричастия;

4.предложение по теме;

5.слово-ассоциация к теме.

Дети

всех

возрастов

с

удовольствием

сочиняют

синквейны,

но

к

старшим

классам

синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На

дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:

Сатин.

Умный, дерзкий.

Играет, спорит, думает.

Не герой дела, а герой слова.

Правдолюбец.

Хокку или хайку разовьет способность к лаконичному изложению мыслей. Это более

сложная

форма,

так

как

требует

более

внимательного

отношения

к

чувствам

и

размышлениям как героя произведения, так и автора хокку. Такое хокку сочинил 7-

классник о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

Я был спасителем.

В темном лесу.

Мужественно принося себя в жертву.

7) Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не

только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами

группы.

Учимся прогнозировать

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых

этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные

утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и

повысить мотивацию к изучению материала.

Используя

прием «Верные

неверные

утверждения»,

на

стадии

вызова

учитель

предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные»

утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они

настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования

позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к

этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Урок литературы в 9 классе с использованием технологии РКМЧП

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Цели:

1)рассмотреть многообразие тем и проблем, отражённых в романе;

2)свершенствовать навыки творческого сознательно- исследовательского восприятия

материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению

правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать

выводы;

3)показать многогранность таланта А.С. Пушкина, вызвать интерес к внимательному

чтению произведений А.С. Пушкина и к его эпохе.

Тип

урока: интегрированный,

с

применением

информационно-коммуникационной

технологии.

Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский

Приёмы: «кластер», «письмо по кругу», «опорные и ключевые слова»

Оборудование:

текст

“Евгения

Онегина”,

аудиозапись

отрывков

из

оперы

П.И.

Чайковского

«Евгений

Онегин»,

мультипроектор,

диск

с

презентацией,

раздаточный

материал, словарь иностранных слов, толковый словарь.

Роман «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Именно в этом

произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» встал в полный рост.

Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую «золотую молодежь» и

провинциальное

дворянство,

нравы

и

вкусы

поколения

20-х

годов

XIX

века,

их

пристрастия и занятия. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени,

где «отразился век и современный человек»….

- В процессе изучения романа у Вас всегда возникали сложные вопросы к пониманию

поступков героев. Трудно найти однозначный ответ…. Например:

1. Почему Онегин не ответил взаимностью Татьяне, ведь она ему понравилась?

2. Почему Ленский погибает, ведь он такой славный, безобидный малый?

3. Счастлива ли Татьяна замужем?...и другие

И

м ы

и м е е м

в о з м о ж н о с т ь

п р е д с т а в и т ь ,

к а к

ж и л и

в

X I X

в е к е

представители

высшего

“света”

и

патриархального

поместного

дворянства,

увидеть

своеобразие пушкинской эпохи

Попробуем уловить дух русской жизни 19 века. А музыкальное сопровождение из оперы

П.И. Чайковского «Евгений Онегин» дополнит ваше представление о героях романа. С

юности П.И. Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение

композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и

сложный внутренний мир героев, и тем самым воздействовать на сердца людей.

Пушкин в своих стихах создал многогранный портрет современной ему эпохи, нравов,

обычаев.

Для этого мы воспользуемся КЛАСТЕРОМ,

впишите посередине листа обозначенные

проблемы с помощью опорных слов:

Воспитание

Образование

Экономика

Политика

и др.

- Какие слои общества представлены в романе? (дворянское и крепостные)

- Дворянское общество однородно? (делим его на светское и поместное)

- Запишите имена представителей данных обществ.

Для этого мы воспользуемся КЛАСТЕРОМ,

впишите посередине листа обозначенные

проблемы с помощью опорных слов:

Воспитание Образование Экономика Политика и др.

- Какие слои общества представлены в романе? (дворянское и крепостные)

- Дворянское общество однородно? (делим его на питерское и поместное)

- Запишите имена представителей данных обществ.

V Рефлексия

- Составим характеристику- «краткую энциклопедическую статью» с помощью приёма

«ПИСЬМО ПО КРУГУ» (начинает писать один человек – 1-2 предложения, а другие также

по очереди приписывают свои рассуждения, но следите за тем, чтобы ваши мысли были

продолжением и не повторялись…) Работа может идти по группам или по рядам

- Проверка.

Проблемный вопрос: как теперь вы сможете ответить на поставленные в начале

урока вопросы?

VII Домашнее задание:

-Напишите небольшое сочинение-рассуждение на один из актуальных вопросов по

роману, на который вам самим хочется узнать ответ.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что технология «Чтение и письмо для

развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель

обучения

и

систему

эффективных

методик,

создать

на

своем

занятии

атмосферу

партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности,

к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что

дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по

всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём

причина этого.

Наверное,

в

недостаточно

высоком

уровне

развития

мышления

и,

прежде

всего,

критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в

новый

век

с

новым

обликом

познавательной

культуры,

для

которой

«человек

репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное.



В раздел образования