Автор: Шилина Любовь Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка
Населённый пункт: село Большая Черниговка, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок литературы и музыки с использованием технологии РКМЧП: А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
урока литературы в 9 классе
Интегрированный урок литературы и музыки с использованием технологии РКМЧП:
А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» -
энциклопедия русской жизни»
«Развитие коммуникативных навыков на уроке литературы с помощью приёмов
технологии критического мышления»
О технологии Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
РКМЧП
может быть использовано в различных предметных областях (словесность,
история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология,
мировая
художественная
культура,
начальные
классы
и
другие).
Это
универсальная,
проникающая,
"надпредметная"
технология,
открытая
к
диалогу
с
другими
педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся
способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых
приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая
структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный
способ
взаимодействия
с
идеями
и
информацией.
Критическое
мышление
означает
мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм,
развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом
и
есть
отличие
критического
мышления
от
мышления
творческого,
которое
не
предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто
выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую
границу
между
критическим
и
творческим
мышлением
сложно.
Можно
сказать,
что
критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более
того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не
только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво,
критически,
рассматривать
новые
идеи
с
различных
точек
зрения,
делая
выводы
относительно точности и ценности данной информации.
РКМЧП направлено на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению
к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность
самостоятельно
заниматься
своим
обучением
(академическая
мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Базовая модель РКМЧП
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
1.Фаза вызова (evocation)
2.Фаза реализации смысла (realization of meaning)
3.Фаза рефлексии (reflection)
II Приёмы РКМЧП
Учимся
работать
с
текстом.
Для
осмысления
содержания
текста,
обнаружения
личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».
4) Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием
«Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя
произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и
чувства со своими.
5) Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки»
Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в
сжатом, лаконичном виде.
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
Пять строк:
1.одно слово-существительное, обозначающее тему или предмет изучения;
2.два слова, обозначающие признак – прилагательное или причастие;
3.три слова-действия – глаголы или деепричастия;
4.предложение по теме;
5.слово-ассоциация к теме.
Дети
всех
возрастов
с
удовольствием
сочиняют
синквейны,
но
к
старшим
классам
синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На
дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:
Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
Хокку или хайку разовьет способность к лаконичному изложению мыслей. Это более
сложная
форма,
так
как
требует
более
внимательного
отношения
к
чувствам
и
размышлениям как героя произведения, так и автора хокку. Такое хокку сочинил 7-
классник о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Я был спасителем.
В темном лесу.
Мужественно принося себя в жертву.
7) Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не
только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами
группы.
Учимся прогнозировать
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых
этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные
утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и
повысить мотивацию к изучению материала.
Используя
прием «Верные
–
неверные
утверждения»,
на
стадии
вызова
учитель
предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные»
утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они
настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования
позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к
этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Урок литературы в 9 классе с использованием технологии РКМЧП
А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Цели:
1)рассмотреть многообразие тем и проблем, отражённых в романе;
2)свершенствовать навыки творческого сознательно- исследовательского восприятия
материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению
правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать
выводы;
3)показать многогранность таланта А.С. Пушкина, вызвать интерес к внимательному
чтению произведений А.С. Пушкина и к его эпохе.
Тип
урока: интегрированный,
с
применением
информационно-коммуникационной
технологии.
Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский
Приёмы: «кластер», «письмо по кругу», «опорные и ключевые слова»
Оборудование:
текст
“Евгения
Онегина”,
аудиозапись
отрывков
из
оперы
П.И.
Чайковского
«Евгений
Онегин»,
мультипроектор,
диск
с
презентацией,
раздаточный
материал, словарь иностранных слов, толковый словарь.
Роман «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Именно в этом
произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» встал в полный рост.
Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую «золотую молодежь» и
провинциальное
дворянство,
нравы
и
вкусы
поколения
20-х
годов
XIX
века,
их
пристрастия и занятия. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени,
где «отразился век и современный человек»….
- В процессе изучения романа у Вас всегда возникали сложные вопросы к пониманию
поступков героев. Трудно найти однозначный ответ…. Например:
1. Почему Онегин не ответил взаимностью Татьяне, ведь она ему понравилась?
2. Почему Ленский погибает, ведь он такой славный, безобидный малый?
3. Счастлива ли Татьяна замужем?...и другие
И
м ы
и м е е м
в о з м о ж н о с т ь
п р е д с т а в и т ь ,
к а к
ж и л и
в
X I X
в е к е
представители
высшего
“света”
и
патриархального
поместного
дворянства,
увидеть
своеобразие пушкинской эпохи
Попробуем уловить дух русской жизни 19 века. А музыкальное сопровождение из оперы
П.И. Чайковского «Евгений Онегин» дополнит ваше представление о героях романа. С
юности П.И. Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение
композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и
сложный внутренний мир героев, и тем самым воздействовать на сердца людей.
Пушкин в своих стихах создал многогранный портрет современной ему эпохи, нравов,
обычаев.
Для этого мы воспользуемся КЛАСТЕРОМ,
впишите посередине листа обозначенные
проблемы с помощью опорных слов:
Воспитание
Образование
Экономика
Политика
и др.
- Какие слои общества представлены в романе? (дворянское и крепостные)
- Дворянское общество однородно? (делим его на светское и поместное)
- Запишите имена представителей данных обществ.
Для этого мы воспользуемся КЛАСТЕРОМ,
впишите посередине листа обозначенные
проблемы с помощью опорных слов:
Воспитание Образование Экономика Политика и др.
- Какие слои общества представлены в романе? (дворянское и крепостные)
- Дворянское общество однородно? (делим его на питерское и поместное)
- Запишите имена представителей данных обществ.
V Рефлексия
- Составим характеристику- «краткую энциклопедическую статью» с помощью приёма
«ПИСЬМО ПО КРУГУ» (начинает писать один человек – 1-2 предложения, а другие также
по очереди приписывают свои рассуждения, но следите за тем, чтобы ваши мысли были
продолжением и не повторялись…) Работа может идти по группам или по рядам
- Проверка.
Проблемный вопрос: как теперь вы сможете ответить на поставленные в начале
урока вопросы?
VII Домашнее задание:
-Напишите небольшое сочинение-рассуждение на один из актуальных вопросов по
роману, на который вам самим хочется узнать ответ.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что технология «Чтение и письмо для
развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель
обучения
и
систему
эффективных
методик,
создать
на
своем
занятии
атмосферу
партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности,
к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что
дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по
всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём
причина этого.
Наверное,
в
недостаточно
высоком
уровне
развития
мышления
и,
прежде
всего,
критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в
новый
век
с
новым
обликом
познавательной
культуры,
для
которой
«человек
репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное.