Автор: Птушко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №49 "Весёлые нотки"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования
Тема: "Школа пешеходных наук"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного
образования
«Школа пешеходных наук»
Возраст детей – 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Птушко Е.А.
Пояснительная записка
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся
инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Установлено,
что причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил
дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правила
дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто
причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Проводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети
еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в
состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее
скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми
быстрыми и ловкими.
Целью данной программы является формирование навыков безопасного
поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного
движения;
*развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
*вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
*воспитывать в детях грамотных.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия
познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдении за
движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание
иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц , чтение
художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание
загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-
ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы,
оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.
Задача раздела 1
1. Учит детей различать легковые и грузовые автомобили.
2.Знакомит детей с автобусом и грузовым автомобилем.
Дать представление о назначении автобуса ( автобус перевозит людей ) и
основные частях грузовика ( кабина, окна ,двери, кузов, руль, мотор, колеса).
3.Давать детям первоначальные представления о сигналах светофорах.
Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней,
стремление освоить ее основы.
5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
6. Обучает детей правилам перехода через проезжую часть.
Задача раздела 2
1.Закрепить знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения
автобусе.
2.Дополнять представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными,
машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть
односторонним, двусторонним, проезжей части при двустороннем движении
может разделяться линией.
3.Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное
предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.
4.Добиваться от детей честного выполнения правил при переходе через
проезжую часть.
5.Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт
питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно дети».
Задача раздела 3
1.Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные
ранее.
2.Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и
пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих
движения на улице.
3.Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
4.Закрепить правильное употребления пространственной терминологии ( слева -
справа, среди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне,
посередине , вдоль, напротив и т.д). Дети должны хорошо ориентироваться в
окружающей обстановке, ее изменениях ,правило реагировать на них.
5.Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах
светофора.
6.Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
7.В увлекательной игрой форме убеждать детей соблюдать элементы правила
безопасности.
Воспитание дошкольника осуществляется на основе общих дидактических
принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность,
наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения занятий, умения,
навыков.
Первый эта работы – это уточнение представлений детей о Правилах
дорожного движения, т. е. их личный опыт, на которой может опереться педагог.
Второй этап - расширения первоначальных детских представлений,
накоплений новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдения за
движением транспорта по улице, встречи, беседы, с сотрудниками ГИБДД.
Третий этап - формирования сознательного отношения к соблюдению Правил
дорожного движения.
Четвертый этап - это формирования у детей чувства ответственности .
Разумеет, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о ней в
полной мере, однако отдельные его комплекты сформировать у детей можно.
Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность
отвечать за свои поступки придет позже.
Пятый этап- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля . При обучении
Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно
ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Работа эта требует комплексного подхода. Она включает:
1.Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.
2.Организацию игр и специальных практических занятий.
3.Специальную подготовку со стороны педагога.
Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала
важно определить обязательный минимум программного материала, который
может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных
возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой
деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное
воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание .
При планирование нового занятия необходимо опираться на содержание
предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом
занятии?» Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии
являются повторения и выполнение упражнений. На занятиях по обучению
детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип
доступности и наглядности.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Возраст детей - 5 - 7 лет.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 1 год.
Наполняемость групп – 8- 12 человек.
Условия
приема
детей:
достижение
ребенком
указанного
возраста;
желание
родителей.
Режим
работы:
занятия
проводятся
один
раз
в
неделю
по
30
минут.
Ф о рм а организации
деятельности
детей
на
занятии
-
индивидуально
-
групповая.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Образовательный:
-Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
-Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на
дороге;
-Развитие творческих способностей;
-Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной
ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы
«Школа пешеходных наук»
Месяц
Неделя
Тема занятия
Форма
Цели
1
2
3
4
5
Сентябрь
1
Вводное
Беседа
Выявлять у детей знания о
транспорте, правилах
поведения пешеходов,
пассажиров, дорожных
знаках
2
Правила
поведения
пешеходов
Беседа
Расширять у детей знания
о правилах поведения
пешеходов. Воспитывать
ответственность
3
Дорожная
азбука
Экскурсия
Знакомить детей с
дорожными знаками
"Осторожно, дети!",
"Пункт медицинской
помощи", "Телефон",
"Пункт питания".
Воспитывать внимание,
культуру поведения в
общественных местах
4
Дорожный
знак
Рисование
Закреплять у детей знания
о дорожных знаках и их
назначении
Октябрь
1
Доскажи
словечко
Словесная игра
Закреплять у детей знания
о сигналах светофора и их
назначении. Развивать
слуховое восприятие
2
Школа
пешеходных
наук
Беседа
Знакомить детей с
пешеходным светофором.
Развивать внимание.
Воспитывать в ребенке
грамотного пешехода
3
Три чудесных
цвета
Инсценировка
Закреплять у детей знания
о сигналах светофора.
Развивать
выразительность речи
4
Дорожные
нарушения
Беседа
Закреплять правила
поведения на улице.
Развивать умение
правильно
ориентироваться в
создавшейся ситуации
Ноябрь
1
Мы идем через
дорогу. Это
должны знать
дети
Практическая
работа
Закреплять у детей знания
Правил дорожного
движения
2
Станция
технического
обслуживания
Дидактическая
игра
Закреплять у детей знания
о дорожном знаке
"Станция технического
обслуживания". Развивать
умение складывать целое
из частей
Используемая литература:
1)Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-
методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей
старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
2)К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на
улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.:
Просвещение 2000
3)Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург
2008 г.
4)А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд.
«Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5)Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного
возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
6)Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство
Оникс 2012 год
7)Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
8)Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для
детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
9)В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
10)К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
11)Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско-
торговый дом Волгоград
12)«Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
13)О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва
2007 г.
14)Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» ООО «Феникс»,2013г.
15)Детские журналы «Пут
16)Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД»,
«ПДД для дошкольников»
18)Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
19)Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей"
Москва 2007 г.