Напоминание

"Школа пешеходных наук"


Автор: Птушко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №49 "Весёлые нотки"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования
Тема: "Школа пешеходных наук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного

образования

«Школа пешеходных наук»

Возраст детей – 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Птушко Е.А.

Пояснительная записка

Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся

инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Установлено,

что причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил

дорожного движения как водителями, так и пешеходами.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правила

дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто

причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Проводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и

безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети

еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в

состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее

скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми

быстрыми и ловкими.

Целью данной программы является формирование навыков безопасного

поведения на дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного

движения;

*развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

*вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

*воспитывать в детях грамотных.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия

познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдении за

движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание

иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц , чтение

художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание

загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-

ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы,

оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.

Задача раздела 1

1. Учит детей различать легковые и грузовые автомобили.

2.Знакомит детей с автобусом и грузовым автомобилем.

Дать представление о назначении автобуса ( автобус перевозит людей ) и

основные частях грузовика ( кабина, окна ,двери, кузов, руль, мотор, колеса).

3.Давать детям первоначальные представления о сигналах светофорах.

Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.

4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней,

стремление освоить ее основы.

5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.

6. Обучает детей правилам перехода через проезжую часть.

Задача раздела 2

1.Закрепить знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения

автобусе.

2.Дополнять представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными,

машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть

односторонним, двусторонним, проезжей части при двустороннем движении

может разделяться линией.

3.Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное

предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.

4.Добиваться от детей честного выполнения правил при переходе через

проезжую часть.

5.Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт

питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно дети».

Задача раздела 3

1.Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные

ранее.

2.Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и

пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих

движения на улице.

3.Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.

4.Закрепить правильное употребления пространственной терминологии ( слева -

справа, среди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне,

посередине , вдоль, напротив и т.д). Дети должны хорошо ориентироваться в

окружающей обстановке, ее изменениях ,правило реагировать на них.

5.Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах

светофора.

6.Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

7.В увлекательной игрой форме убеждать детей соблюдать элементы правила

безопасности.

Воспитание дошкольника осуществляется на основе общих дидактических

принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность,

наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения занятий, умения,

навыков.

Первый эта работы – это уточнение представлений детей о Правилах

дорожного движения, т. е. их личный опыт, на которой может опереться педагог.

Второй этап - расширения первоначальных детских представлений,

накоплений новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдения за

движением транспорта по улице, встречи, беседы, с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап - формирования сознательного отношения к соблюдению Правил

дорожного движения.

Четвертый этап - это формирования у детей чувства ответственности .

Разумеет, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о ней в

полной мере, однако отдельные его комплекты сформировать у детей можно.

Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность

отвечать за свои поступки придет позже.

Пятый этап- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля . При обучении

Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно

ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Работа эта требует комплексного подхода. Она включает:

1.Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.

2.Организацию игр и специальных практических занятий.

3.Специальную подготовку со стороны педагога.

Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала

важно определить обязательный минимум программного материала, который

может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных

возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой

деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное

воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание .

При планирование нового занятия необходимо опираться на содержание

предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом

занятии?» Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии

являются повторения и выполнение упражнений. На занятиях по обучению

детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип

доступности и наглядности.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Возраст детей - 5 - 7 лет.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 1 год.

Наполняемость групп – 8- 12 человек.

Условия

приема

детей:

достижение

ребенком

указанного

возраста;

желание

родителей.

Режим

работы:

занятия

проводятся

один

раз

в

неделю

по

30

минут.

Ф о рм а организации

деятельности

детей

на

занятии

-

индивидуально

-

групповая.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Образовательный:

-Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

-Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на

дороге;

-Развитие творческих способностей;

-Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной

ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы

«Школа пешеходных наук»

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цели

1

2

3

4

5

Сентябрь

1

Вводное

Беседа

Выявлять у детей знания о

транспорте, правилах

поведения пешеходов,

пассажиров, дорожных

знаках

2

Правила

поведения

пешеходов

Беседа

Расширять у детей знания

о правилах поведения

пешеходов. Воспитывать

ответственность

3

Дорожная

азбука

Экскурсия

Знакомить детей с

дорожными знаками

"Осторожно, дети!",

"Пункт медицинской

помощи", "Телефон",

"Пункт питания".

Воспитывать внимание,

культуру поведения в

общественных местах

4

Дорожный

знак

Рисование

Закреплять у детей знания

о дорожных знаках и их

назначении

Октябрь

1

Доскажи

словечко

Словесная игра

Закреплять у детей знания

о сигналах светофора и их

назначении. Развивать

слуховое восприятие

2

Школа

пешеходных

наук

Беседа

Знакомить детей с

пешеходным светофором.

Развивать внимание.

Воспитывать в ребенке

грамотного пешехода

3

Три чудесных

цвета

Инсценировка

Закреплять у детей знания

о сигналах светофора.

Развивать

выразительность речи

4

Дорожные

нарушения

Беседа

Закреплять правила

поведения на улице.

Развивать умение

правильно

ориентироваться в

создавшейся ситуации

Ноябрь

1

Мы идем через

дорогу. Это

должны знать

дети

Практическая

работа

Закреплять у детей знания

Правил дорожного

движения

2

Станция

технического

обслуживания

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания

о дорожном знаке

"Станция технического

обслуживания". Развивать

умение складывать целое

из частей

Используемая литература:

1)Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-

методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей

старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г

2)К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на

улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.:

Просвещение 2000

3)Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург

2008 г.

4)А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд.

«Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.

5)Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного

возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.

6)Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство

Оникс 2012 год

7)Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»

8)Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для

детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.

9)В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»

10)К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год

11)Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско-

торговый дом Волгоград

12)«Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.

13)О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва

2007 г.

14)Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» ООО «Феникс»,2013г.

15)Детские журналы «Пут

16)Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД»,

«ПДД для дошкольников»

18)Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».

19)Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей"

Москва 2007 г.



В раздел образования