Автор: Бутранова Любовь Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Ужовский детский сад
Населённый пункт: п. Ужовка Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическая тропа – волшебный мир ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Экологическая тропа – волшебный мир ребенка.
Экологическое воспитание и образование в современном мире стало
приоритетным направлением, но современные родители очень часто предпочитают
свои выходные устраивать в супермаркетах или кафе, а не в парке или на природе.
Ведь только сам окружающий ребенка мир может дать ему огромное море
неизведанных знаний и научить его, как поступить с тем или иным явлением или
объектом.
Исходя из этого в дошкольном учреждении необходимо создавать условия
для детей, чтобы у них появилась возможность чаще наблюдать за живыми
существами и растениями, общаться с живой природой.
Дефицит экологического воспитания со стороны родителей натолкнул меня
на создание в нашем Ужовском детском саду «экологической тропы». Малышам
предоставляется богатейший познавательный мир, а педагогу – большие
возможности для воплощения экологического воспитания в рамках работы с
детьми.
Ребёнку гораздо важнее увидеть самому, как и для чего ползают муравьи,
куда исчезает лужа, что за насекомое прячется в кору деревьев, как растет
морковка, чем просто услышать об этом.
Ребята проявляют активный интерес к экологии именно потому, что здесь они
сами могут обследовать, потрогать, понюхать, они задают интересующие вопросы
и сами же ищут на них ответы.
Организация нашей «экологической тропы» началась с обследования
территории детского сада, где находятся самые значимые для дошкольников
объекты и проложили по ним маршрут. Каждому объекту вместе с детьми
придумали название и изготовили таблички.
Проходя по территории тропы, малыши с огромным интересом наблюдают за
каждым изменением кусочка природы в разное время года. В качестве объектов
были выбраны различные виды растений, деревьев, насекомых, трав.
Здесь я знакомлю детей с природой в самых разных видах детской
деятельности. Например, на «Лужайке с насекомыми» приоритетом является
наблюдение детей за растениями и насекомыми для их узнавания с лупой.
Объектами стали: жуки, бабочки, цветы, травинки.
На небольшом пне возле забора летом, в зоне «Муравейник», мы наблюдаем,
как маленькие трудяги с каждым нашем появлением возводят огромный дом, на
постройку которого идут сухие веточки, соломинки, хвойные иголки и другой
лесной мусор, а с приходом осени муравьи пропадают. Такое коварство для ребят
не остается незамеченным и тут же возникает вопрос: «А куда делись муравьи?» Я
не даю ответ сразу, а задаю наводящие вопросы: «Какое сейчас время года? Как вы
одеты? Как вы думаете, у муравья есть такая же теплая курточка, как у вас? Что же
он будет делать, чтобы согреться?»
Таким образом, я даю возможность детям самим найти свой ответ на вопрос
и раскрываю некоторые подробности.
Возле забора детского сада, немного в стороне от поляны растут березы,
сосны, клен, осины, дубы. Они помогают очищать воздух от загрязнений, и
отличные объекты для наблюдений за корой, листьями, расположением веток.
Родители помогли развесить на деревьях кормушки для птиц, а мы с ребятами за
ними наблюдаем и кормим.
По другую сторону нашего детского сада разбит небольшой огород и
цветник. Воспитатели вместе с детьми сажают овощи, зелень и цветы, затем
ухаживают за ними, чтобы через некоторое время полакомиться вкусной редиской,
полезной морковкой или полюбоваться цветами.
Вместе с детьми мы играем с природными материалами, такими как вода,
песок, ветки, листья, желуди, шишки. Во время прогулки организовывается квест-
игры «Раз, два, три, к дереву беги», «Загадки о животных», «Третий лишний»,
«Лужайка с насекомыми».
Экологическая тропа – это большие возможности использовать обычные
прогулки с детьми для трудовой деятельности, экологических занятий и
одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
После нескольких занятий на нашей тропинке у детей изменилось отношение
к окружающему миру: ребята стали бережно относиться к природе, образно
воспринимать и любить окружающий мир; сформировался познавательный интерес
к природе; улучшилось развитие логического мышления, внимания, памяти.
Каждый ребенок, посадивший овощ, ухаживает за ним, пока тот не вырастет
и его можно будет попробовать. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять,
ценить богатство родного края.
Воспитатель МБ ДОУ Ужовского детского сада
Бутранова Л.И.