Напоминание

Требования к организации пространственно–развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.


Авторы: Иванова Елена Юрьевна, Назмиева Наиля Гаптельбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №117 "Уенчык"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Презентация
Тема: Требования к организации пространственно–развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Требования к организации

пространственно-развивающей

среды в соответствии с

ФГОС ДО.

«Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,

который всецело определяется средой, и роль учителя при этом

сводится к организации и регулированию среды»

Л.С.Выготский

Пространственно-развивающая среда дошкольной образовательной

организации (ПРС)- это часть образовательной среды, представленная

специально организованным пространством, материалами, оборудованием и

инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их

здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-

реализацию различных образовательных программ; в случае организации

инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-

учет национально-культурных, климатических условий, в которых --

осуществляется образовательная деятельность;

-

учет возрастных особенностей детей.

Что такое

пространственно-развивающей среда.

В соответствии с ФГОС дошкольного

образования предметная среда

должна обеспечивать и гарантировать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия детей;

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

свободный выбор детей;

создание условия для ежедневной трудовой деятельности;

открытость дошкольного образования и вовлечение родителей

непосредственно в образовательную деятельность;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых

с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;

создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-

культурным, а также имеющих различные возможности здоровья.

Пространственно-развивающей среда

дошкольной организации должна быть:

содержательно-насыщенной, развивающей;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной;

здоровьесберегающей;

эстетически-привлекательной.

Развитие ребенка определяется условиями

пространственно-развивающей среды

(ПРС)

Ребенок овладевает

способами действия с

предметами (зона

ближайшего развития)

Педагог направляет

процесс освоения

ребенком предметной

деятельности

ППС побуждает к

активным действиям с

предметами и

способствует

формированию

представления о них.

Нормативные требования по

организации пространственно-

развивающей среды.

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации». Федеральный закон от 02.07.2013 № 185

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О

психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных

условиях»

Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе

настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для

детей»;

Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О

направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды

детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Принципы создания пространственно-

развивающей среда

1. Принцип вариативности - определяется типом ДОУ, содержанием

воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные

варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого

проекта предметно- развивающей среды.

2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость

предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем

направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному,

познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если

предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда

не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

3. Гендерный принцип - обеспечение среды как общим, так и специфичным

предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для

подбора материалов и оборудования должны выступать общие

закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Принцип опережающего развития

- наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных

особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование

(приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не

более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

6. Принцип интеграции

- материалы и оборудование для одной образовательной области, могут

использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

7. Принцип информативности

- разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного

окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить

свой опыт

8. Принцип трансформируемости

- возможность трансформации пространства, помещений и построение

непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со

своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами

деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип эмоционогенности

- индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и

взрослого.

ПРС должна обеспечивать:

Учет возрастных

особенностей детей

Возможность общения и

совместной деятельности детей

(в том числе детей разного

возраста) и взрослых,

двигательной активности детей,

а также возможности для

уединения.

Реализацию различных

образовательных

программ

В случаи организации

инклюзивного

образования-

необходимые для него

условия.

Учет национально-

культурных, климатических

условий, в которых

осуществляется

образовательная

деятельность.

- Насыщенность.

РППС должна включать средства обучения, материалы, инвентарь,

игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий

детей.

- Трансформируемость.

РППС должна обеспечивать возможность изменений в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и

возможностей детей.

- Полифункциональность.

РППС должна обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей,

ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

- Доступность .

РППС должна обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности .

- Безопасность .

Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

- Вариативность.

РППС должна обеспечивать наличие различных пространств,

разнообразие материалов, периодическую сменяемость и появление нового игрового

материала.

Условия по реализации требований ФГОС ДО.

Элементы ПРС (игрушки, оборудование и

другие материалы) не должны:

-

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

-

провоцировать игровые сюжеты, связанные с

безнравственностью и насилием;

-

вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным

проблемам, выходящим за рамки его возрастной

компетенции;

-

провоцировать ребёнка на пренебрежительное или

негативное отношение к расовым особенностям и

физическим недостаткам других людей.

Примерный перечень зон для организации пространственно-

развивающей среды :

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная

деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными

материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,

развитие матем. представлений и пр.);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из

материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой,

выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание

иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями

(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для

организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Требовании к ПРС: принципы

организации и функционирования.

1. разнообразия материала для усвоения знаний и умений

одного план, но разыми способами.

2. доступность расположения материала в поле зрения и

досягаемости детей.

3. эмоциогенность: среда должна быть привлекающей

внимание и вызывающей положительные эмоции.

4. гибкое зонирование по направлениям деятельности.

5. взаимодополняемость, заменяемость предметов, из одной

зоны в другую.

6. удовлетворение естественной детской активности.

Заключение

Предметный мир детства — это не только игровая среда,

но и среда развития всех специфических детских видов

деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не

может полноценно развиваться вне предметной

организации. Современный детский сад — это место, где

ребенок получает опыт широкого эмоционально-

практического взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в наиболее значимых для его развития

сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению,

утверждению чувства уверенности в себе, дает

возможность дошкольнику испытывать и использовать свои

способности, стимулировать проявление им

самостоятельности, инициативности, творчества.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования

«От рождения до школы» - М., 2014

2.

О.А.

Карабанова,

Э.Ф.

Алиева,

О.Р.

Радионова,

П.Д.

Рабинович,

Е.М.

Марич.

«Организация

развивающей

предметно-простарнственной

среды

в

соответсвии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного образования». 2014 г.

3.

Федеральный

государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013

года)



В раздел образования