Авторы: Иванова Елена Юрьевна, Назмиева Наиля Гаптельбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №117 "Уенчык"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Презентация
Тема: Требования к организации пространственно–развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Требования к организации
пространственно-развивающей
среды в соответствии с
ФГОС ДО.
«Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,
который всецело определяется средой, и роль учителя при этом
сводится к организации и регулированию среды»
Л.С.Выготский
•
Пространственно-развивающая среда дошкольной образовательной
организации (ПРС)- это часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством, материалами, оборудованием и
инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
•
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-
реализацию различных образовательных программ; в случае организации
инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-
учет национально-культурных, климатических условий, в которых --
осуществляется образовательная деятельность;
-
учет возрастных особенностей детей.
Что такое
пространственно-развивающей среда.
В соответствии с ФГОС дошкольного
образования предметная среда
должна обеспечивать и гарантировать:
•
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей;
•
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
•
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
свободный выбор детей;
•
создание условия для ежедневной трудовой деятельности;
•
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
непосредственно в образовательную деятельность;
•
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
•
создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-
культурным, а также имеющих различные возможности здоровья.
Пространственно-развивающей среда
дошкольной организации должна быть:
•
содержательно-насыщенной, развивающей;
•
трансформируемой;
•
полифункциональной;
•
вариативной;
•
доступной;
•
безопасной;
•
здоровьесберегающей;
•
эстетически-привлекательной.
Развитие ребенка определяется условиями
пространственно-развивающей среды
(ПРС)
Ребенок овладевает
способами действия с
предметами (зона
ближайшего развития)
Педагог направляет
процесс освоения
ребенком предметной
деятельности
ППС побуждает к
активным действиям с
предметами и
способствует
формированию
представления о них.
Нормативные требования по
организации пространственно-
развивающей среды.
•
Конституция Российской Федерации;
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Федеральный закон от 02.07.2013 № 185
•
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях»
•
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
•
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для
детей»;
•
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О
направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды
детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Принципы создания пространственно-
развивающей среда
1. Принцип вариативности - определяется типом ДОУ, содержанием
воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные
варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого
проекта предметно- развивающей среды.
2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость
предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем
направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному,
познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если
предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда
не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.
3. Гендерный принцип - обеспечение среды как общим, так и специфичным
предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для
подбора материалов и оборудования должны выступать общие
закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Принцип опережающего развития
- наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных
особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование
(приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не
более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития
6. Принцип интеграции
- материалы и оборудование для одной образовательной области, могут
использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.
7. Принцип информативности
- разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного
окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить
свой опыт
8. Принцип трансформируемости
- возможность трансформации пространства, помещений и построение
непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со
своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами
деятельности, изменяя пространство.
9. Принцип эмоционогенности
- индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и
взрослого.
ПРС должна обеспечивать:
Учет возрастных
особенностей детей
Возможность общения и
совместной деятельности детей
(в том числе детей разного
возраста) и взрослых,
двигательной активности детей,
а также возможности для
уединения.
Реализацию различных
образовательных
программ
В случаи организации
инклюзивного
образования-
необходимые для него
условия.
Учет национально-
культурных, климатических
условий, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность.
- Насыщенность.
РППС должна включать средства обучения, материалы, инвентарь,
игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
детей.
- Трансформируемость.
РППС должна обеспечивать возможность изменений в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и
возможностей детей.
- Полифункциональность.
РППС должна обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
- Доступность .
РППС должна обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности .
- Безопасность .
Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
- Вариативность.
РППС должна обеспечивать наличие различных пространств,
разнообразие материалов, периодическую сменяемость и появление нового игрового
материала.
Условия по реализации требований ФГОС ДО.
Элементы ПРС (игрушки, оборудование и
другие материалы) не должны:
-
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
-
провоцировать игровые сюжеты, связанные с
безнравственностью и насилием;
-
вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным
проблемам, выходящим за рамки его возрастной
компетенции;
-
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или
негативное отношение к расовым особенностям и
физическим недостаткам других людей.
Примерный перечень зон для организации пространственно-
развивающей среды :
1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная
деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными
материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,
развитие матем. представлений и пр.);
3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из
материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой,
выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание
иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями
(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для
организации различных проектов и пр.);
7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).
Требовании к ПРС: принципы
организации и функционирования.
1. разнообразия материала для усвоения знаний и умений
одного план, но разыми способами.
2. доступность расположения материала в поле зрения и
досягаемости детей.
3. эмоциогенность: среда должна быть привлекающей
внимание и вызывающей положительные эмоции.
4. гибкое зонирование по направлениям деятельности.
5. взаимодополняемость, заменяемость предметов, из одной
зоны в другую.
6. удовлетворение естественной детской активности.
Заключение
•
Предметный мир детства — это не только игровая среда,
но и среда развития всех специфических детских видов
деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не
может полноценно развиваться вне предметной
организации. Современный детский сад — это место, где
ребенок получает опыт широкого эмоционально-
практического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития
сферах жизни.
•
Развивающая среда способствует установлению,
утверждению чувства уверенности в себе, дает
возможность дошкольнику испытывать и использовать свои
способности, стимулировать проявление им
самостоятельности, инициативности, творчества.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
«От рождения до школы» - М., 2014
2.
О.А.
Карабанова,
Э.Ф.
Алиева,
О.Р.
Радионова,
П.Д.
Рабинович,
Е.М.
Марич.
«Организация
развивающей
предметно-простарнственной
среды
в
соответсвии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования». 2014 г.
3.
Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013
года)