Напоминание

"Поэтапное планирование логопедической работы по развитию экспрессивной стороны речи у детей от 2 мес. до 4-х лет "


Авторы: Айнетдинова Алсу Маликовна, Тишкова-Горынина Александра Владиславовна
Должность: логопед, логопед
Учебное заведение: ГБУЗ НПЦ ДП ДЗМ Дневной стационар №4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Поэтапное планирование логопедической работы по развитию экспрессивной стороны речи у детей от 2 мес. до 4-х лет "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторы: Тишкова-Горынина Александра Владиславовна, Айнетдинова Алсу

Маликовна, Колова Ирина Анатольевна, Петренко Елена Александровна

логопеды ГБУЗ НПЦ ДП ДЗМ Дневной стационар №4

Методическая разработка

Поэтапное планирование логопедической работы по развитию

экспрессивной стороны речи у детей от 2 мес. до 4-х лет

I этап (2 мес – 12 мес)

1 подэтап (2–6 мес)

Формирование предпосылок для развития речи

1)

В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции:

2-3мес – гортанные звуки;

4-5мес – певучие гласные (гуление);

5-6мес – отдельные слоги (ба, ма, па).

2)

Стимулировать

улыбку

и

радостные

звуки

в

ответ

на

голос

и

улыбку

взрослого (с 2мес).

3)

Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим (с 3 мес).

4)

Поддерживая комплекс оживления, стимулировать подачу голоса, когда на

него смотрят или к нему обращаются (с 4 мес).

5)

Стимулировать обмен со взрослым звуками и выражением лица (с 5мес).

6)

Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного.

аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.

2 подэтап (7–12 мес)

1) Продолжать развивать предпосылки активной речи:

-

лепет;

-

подражание простым слогам (ма, па, ба, дя).

2) Учить подражать новым звукосочетаниям (ля, на, да).

3) Развивать

и

поддерживать

стремление

детей

вступать

в

контакт

с

окружающими

взрослыми

и

детьми

в

играх:

«Идет

коза

рогатая»,

«Догоню-догоню», «Сорока-белобока», «Прятки».

4) Учить

детей

произносить

первые

облегченные

слова,

обозначающие

названия знакомых предметов и действий:

-

собачка – ав-ав;

-

есть – ам-ам;

-

кукла спит – бай-бай.

5) Учить активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди,

бах, нет, Катя.

II этап (1 – 2 года)

1 подэтап (1-1,5 года)

1)

Совершенствовать

умения

детей

подражать

часто

слышимым

звукосочетаниям и словам.

2)

Пополнять активный словарь словами, обозначающими:

-

людей (деда, тетя, бабушка);

-

знакомые

предметы

и

игрушки

(чашка,

кровать,

стол,

мишка,

кукла….);

-

знакомые действия (возьми, встань, иди, дай).

3)

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их («Кто это?», «Что это?»,

«Что делает?»).

2 подэтап (1,6 – 2 лет)

1)

Продолжать расширять словарь детей за счет различных частей речи.

2)

Учить использовать в речи слова, обозначающие:

-

части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, нос, глаза,

уши);

-

бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять,

играть, одеваться);

-

признаки

предметов:

цвета

(желтый,

красный),

контрастные

размеры (большой, маленький).

3)

Учить

детей

произносить

по

подражанию

не

только

звукосочетания,

отдельные слова, но и предложения из 2-3-х слов.

4)

Учить

заменять

звукоподражательные

слова

общеупотребительными

(вместо «ту-ту» - поезд, «ля-ля» - кукла).

5)

Учить

употреблять

слова,

понимаемые

детьми

и

доступные

для

произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов,

их свойств, явлений действительности.

6)

Учить

называть

предметы,

обобщенные

по

наиболее

существенным

признакам (куклы, мячи, машины…).

7)

Учить детей правильно пользоваться:

-

местоимениями (я, ты, мы, мне);

2

-

наречиями (там, туда);

-

предлогами (в, на).

8)

Учить детей правильно произносить:

-

гласные звуки (а, у, и, о);

-

согласные звуки (б, п, д, т, в, ф, г, к, м).

9)

Развивать

диалогическую

речь

(строить

предложения,

включая

в

них

прилагательные и местоимения).

10)

Учить

изменять

существительные

по

падежам.

Употребление

винительного

и

предложного

падежей,

именительного

падежа

множественного числа с окончаниями «ы», «и».

11)

Расширять глагольный словарь.

12)

Учить выражать словами и короткими фразами просьбы.

13)

Учить употреблять слова с уменьшительными суффиксами.

III этап (2 – 3 года)

1 подэтап (2-2,5 года)

1)

Учить использовать многословные предложения (более 3-х слов).

2)

Приучать детей говорить внятно, не торопясь.

3)

Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков,

звукоподражаний, отдельных слов.

4)

Учить произносить звукоподражательные слова с разной силой голоса

(тихо, громко).

5)

Учить отвечать на простейшие вопросы, заданные логопедом.

6)

Учить использовать в речи слова, обозначающие:

-

предметы, находящиеся в комнате и в не ее (в группе, во дворе);

-

некоторых

животных

(кошка,

собака,

курица,

петух,…),

их

действия;

-

игрушки (зайка, мишка, мяч, кукла…);

-

признаки

предметов

(большой,

маленький,

красный,

желтый),

состояние вещи (чистый, грязный), место нахождения предмета (здесь,

там);

-

действия (строить, катать, мыть, гулять).

7)

Учить использовать в речи предлоги в, на.

8)

Учить детей отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

3

9)

Учить детей согласовывать существительные с глаголами.

10)

Закреплять

в

речи

использование

слов

с

уменьшительными

суффиксами.

2 подэтап (2,5-3 года)

1) Учить использовать в речи существительные, обозначающие:

-

названия транспортных средств (машина, автобус);

-

частей автомобиля (руль, колесо);

-

растений (дерево, трава, цветы);

-

фруктов (яблоко, груша, банан, лимон);

-

овощей (огурец, помидор, картофель, лук, капуста);

-

домашних животных и их детенышей (кошка, собака, курица, петух,

корова, коза);

-

диких животных (волк, лиса, заяц, медведь);

-

части тела животного (голова, ноги, хвост, усы, рога, глаза);

-

игрушки (юла, машинка, барабан, дудочка);

-

посуда (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, чайник);

-

одежда (шапка, куртка, ботинки, платье, штанишки, рубашка);

-

мебель (стол, стул, шкаф, кровать);

-

части тела, лица (шея, спина, щеки, лоб).

2)

Учить использовать в речи глаголы, обозначающие:

-

некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, одеваться,

есть, пить, умываться, играть);

-

взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть).

3)

Учить использовать в речи прилагательные, обозначающие:

-

величину (большой – маленький);

-

вкус (сладкий – кислый);

-

цвет (красный, желтый, синий, зеленый)..

4)

Учить использовать в речи наречия: низко-высоко, быстро-медленно.

5)

Учить произносить звукоподражательные слова в быстром темпе (быстро,

медленно).

6)

Учить детей употреблять

- существительные в Родительном и Дательном падежах;

- существительные единственного и множественного числа;

- глаголы единственного и множественного числа.

7)

Учить детей задавать вопросы: «Где?», «Куда?».

8)

Продолжать учить рассказывать в 2-4-х предложениях о нарисованном на

картинке и об увиденном на прогулке.

9)

Учить использовать в речи предлоги за, по, до, над.

4

IV этап (3 – 4 года)

1 подэтап (3-3,5 года)

1)

Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими:

- названия транспортных средств (самолет, поезд);

- частей автомобиля (кузов, фары, кабина);

- растений (береза, дуб, клен, рябина, ромашка, мак, роза, одуванчик,

гвоздика);

- фруктов (слива, виноград, апельсин, ананас, киви);

- овощей (свекла, редиска, горох, кукуруза, баклажан);

- домашних животных и их детенышей (лошадь, баран, овца, бык,

свинья);

- диких животных (белка, ежик, лось, слон, лев, жираф);

- части тела животного (лапы, копыта, пятачок, спина, грива);

-

игрушки

(пирамидка,

матрешка,

свисток,

колокольчик,

утенок,

Буратино…);

- посуда (стакан, вилка, нож, блюдце, половник, сковорода);

- одежда (брюки, сарафан, юбка, шорты, носки, колготки, варежки,

шарф, сапоги, туфли);

- мебель (диван, кресло, тумбочка, сервант, табурет);

-

бытовые

приборы

(телевизор,

магнитофон,

стиральная

машина,

холодильник, утюг);

- части тела, лица (живот, плечи, колено, брови, ресницы).

2)

Обогащать активный словарь детей глаголами, обозначающими:

- некоторые трудовые действия (кататься, гладить, лечить, забивать,

красить, пилить);

3)

Обогащать активный словарь детей прилагательными, обозначающими:

- величину (средний);

- вкус (горький, соленый);

- цвет (черный, белый, голубой, розовый).

4)

Обогащать активный словарь детей наречиями: близко-далеко, темно-светло.

5)

Учить

использовать

в

речи

единственное

и

множественное

число

прилагательных (синий флажок, синие флажки).

6)

Учить строить предложения, используя предлоги: за, по, до, над.

7)

Учить использовать в речи настоящее и прошедшее время глаголов.

8)

Учить строить сложно-подчиненные предложения.

5

2 подэтап (3,5-4 года)

1)

Учить различать и называть:

- части предметов (у платья, рубашки – рукава, воротник, пуговицы, карман);

- качество предметов (величина, цвет, форма, материал).

2)

Учить

различать

и

называть

некоторые

сходные

по

значению

предметы

(тарелка – блюдце, чашка – стакан, стул – табурет, кровать – диван).

3)

Учить употреблять обобщающие слова:

- игрушки;

- овощи;

- фрукты;

- домашние животные;

- дикие животные;

- одежда;

- обувь;

- посуда;

- мебель.

4)

Продолжать

учить

детей

внятно

произносить

в

словах

все

гласные,

согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

5)

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

6)

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже.

7)

Учить употреблять в речи имена существительные:

- в форме единственного и множественного числа, обозначающие животные и

их детенышей (утка, утенок, утята);

- в форме множественного числа родительного падежа.

8)

Учить составлять предложения с однородными членами («Миша посадил на

ковер куклу, мишку, зайку).

9)

Учить повторять рассказ из 3-4 предложений, составленный логопедом об

игрушке или по картине.

10)

Учить использовать слова с суффиксом увеличительности (еж – ежище).

11)Учить практическому употреблению возвратных глаголов (делает – сделал).

12)

Учить строить предложно-падежные конструкции с предлогами: через,

перед, около.

6



В раздел образования