Авторы: Айнетдинова Алсу Маликовна, Тишкова-Горынина Александра Владиславовна
Должность: логопед, логопед
Учебное заведение: ГБУЗ НПЦ ДП ДЗМ Дневной стационар №4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Поэтапное планирование логопедической работы по развитию экспрессивной стороны речи у детей от 2 мес. до 4-х лет "
Раздел: дошкольное образование
Авторы: Тишкова-Горынина Александра Владиславовна, Айнетдинова Алсу
Маликовна, Колова Ирина Анатольевна, Петренко Елена Александровна
логопеды ГБУЗ НПЦ ДП ДЗМ Дневной стационар №4
Методическая разработка
Поэтапное планирование логопедической работы по развитию
экспрессивной стороны речи у детей от 2 мес. до 4-х лет
I этап (2 мес – 12 мес)
1 подэтап (2–6 мес)
Формирование предпосылок для развития речи
1)
В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции:
2-3мес – гортанные звуки;
4-5мес – певучие гласные (гуление);
5-6мес – отдельные слоги (ба, ма, па).
2)
Стимулировать
улыбку
и
радостные
звуки
в
ответ
на
голос
и
улыбку
взрослого (с 2мес).
3)
Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим (с 3 мес).
4)
Поддерживая комплекс оживления, стимулировать подачу голоса, когда на
него смотрят или к нему обращаются (с 4 мес).
5)
Стимулировать обмен со взрослым звуками и выражением лица (с 5мес).
6)
Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного.
аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.
2 подэтап (7–12 мес)
1) Продолжать развивать предпосылки активной речи:
-
лепет;
-
подражание простым слогам (ма, па, ба, дя).
2) Учить подражать новым звукосочетаниям (ля, на, да).
3) Развивать
и
поддерживать
стремление
детей
вступать
в
контакт
с
окружающими
взрослыми
и
детьми
в
играх:
«Идет
коза
рогатая»,
«Догоню-догоню», «Сорока-белобока», «Прятки».
4) Учить
детей
произносить
первые
облегченные
слова,
обозначающие
названия знакомых предметов и действий:
-
собачка – ав-ав;
-
есть – ам-ам;
-
кукла спит – бай-бай.
5) Учить активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди,
бах, нет, Катя.
II этап (1 – 2 года)
1 подэтап (1-1,5 года)
1)
Совершенствовать
умения
детей
подражать
часто
слышимым
звукосочетаниям и словам.
2)
Пополнять активный словарь словами, обозначающими:
-
людей (деда, тетя, бабушка);
-
знакомые
предметы
и
игрушки
(чашка,
кровать,
стол,
мишка,
кукла….);
-
знакомые действия (возьми, встань, иди, дай).
3)
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их («Кто это?», «Что это?»,
«Что делает?»).
2 подэтап (1,6 – 2 лет)
1)
Продолжать расширять словарь детей за счет различных частей речи.
2)
Учить использовать в речи слова, обозначающие:
-
части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, нос, глаза,
уши);
-
бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять,
играть, одеваться);
-
признаки
предметов:
цвета
(желтый,
красный),
контрастные
размеры (большой, маленький).
3)
Учить
детей
произносить
по
подражанию
не
только
звукосочетания,
отдельные слова, но и предложения из 2-3-х слов.
4)
Учить
заменять
звукоподражательные
слова
общеупотребительными
(вместо «ту-ту» - поезд, «ля-ля» - кукла).
5)
Учить
употреблять
слова,
понимаемые
детьми
и
доступные
для
произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов,
их свойств, явлений действительности.
6)
Учить
называть
предметы,
обобщенные
по
наиболее
существенным
признакам (куклы, мячи, машины…).
7)
Учить детей правильно пользоваться:
-
местоимениями (я, ты, мы, мне);
2
-
наречиями (там, туда);
-
предлогами (в, на).
8)
Учить детей правильно произносить:
-
гласные звуки (а, у, и, о);
-
согласные звуки (б, п, д, т, в, ф, г, к, м).
9)
Развивать
диалогическую
речь
(строить
предложения,
включая
в
них
прилагательные и местоимения).
10)
Учить
изменять
существительные
по
падежам.
Употребление
винительного
и
предложного
падежей,
именительного
падежа
множественного числа с окончаниями «ы», «и».
11)
Расширять глагольный словарь.
12)
Учить выражать словами и короткими фразами просьбы.
13)
Учить употреблять слова с уменьшительными суффиксами.
III этап (2 – 3 года)
1 подэтап (2-2,5 года)
1)
Учить использовать многословные предложения (более 3-х слов).
2)
Приучать детей говорить внятно, не торопясь.
3)
Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков,
звукоподражаний, отдельных слов.
4)
Учить произносить звукоподражательные слова с разной силой голоса
(тихо, громко).
5)
Учить отвечать на простейшие вопросы, заданные логопедом.
6)
Учить использовать в речи слова, обозначающие:
-
предметы, находящиеся в комнате и в не ее (в группе, во дворе);
-
некоторых
животных
(кошка,
собака,
курица,
петух,…),
их
действия;
-
игрушки (зайка, мишка, мяч, кукла…);
-
признаки
предметов
(большой,
маленький,
красный,
желтый),
состояние вещи (чистый, грязный), место нахождения предмета (здесь,
там);
-
действия (строить, катать, мыть, гулять).
7)
Учить использовать в речи предлоги в, на.
8)
Учить детей отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
3
9)
Учить детей согласовывать существительные с глаголами.
10)
Закреплять
в
речи
использование
слов
с
уменьшительными
суффиксами.
2 подэтап (2,5-3 года)
1) Учить использовать в речи существительные, обозначающие:
-
названия транспортных средств (машина, автобус);
-
частей автомобиля (руль, колесо);
-
растений (дерево, трава, цветы);
-
фруктов (яблоко, груша, банан, лимон);
-
овощей (огурец, помидор, картофель, лук, капуста);
-
домашних животных и их детенышей (кошка, собака, курица, петух,
корова, коза);
-
диких животных (волк, лиса, заяц, медведь);
-
части тела животного (голова, ноги, хвост, усы, рога, глаза);
-
игрушки (юла, машинка, барабан, дудочка);
-
посуда (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, чайник);
-
одежда (шапка, куртка, ботинки, платье, штанишки, рубашка);
-
мебель (стол, стул, шкаф, кровать);
-
части тела, лица (шея, спина, щеки, лоб).
2)
Учить использовать в речи глаголы, обозначающие:
-
некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, одеваться,
есть, пить, умываться, играть);
-
взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть).
3)
Учить использовать в речи прилагательные, обозначающие:
-
величину (большой – маленький);
-
вкус (сладкий – кислый);
-
цвет (красный, желтый, синий, зеленый)..
4)
Учить использовать в речи наречия: низко-высоко, быстро-медленно.
5)
Учить произносить звукоподражательные слова в быстром темпе (быстро,
медленно).
6)
Учить детей употреблять
- существительные в Родительном и Дательном падежах;
- существительные единственного и множественного числа;
- глаголы единственного и множественного числа.
7)
Учить детей задавать вопросы: «Где?», «Куда?».
8)
Продолжать учить рассказывать в 2-4-х предложениях о нарисованном на
картинке и об увиденном на прогулке.
9)
Учить использовать в речи предлоги за, по, до, над.
4
IV этап (3 – 4 года)
1 подэтап (3-3,5 года)
1)
Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими:
- названия транспортных средств (самолет, поезд);
- частей автомобиля (кузов, фары, кабина);
- растений (береза, дуб, клен, рябина, ромашка, мак, роза, одуванчик,
гвоздика);
- фруктов (слива, виноград, апельсин, ананас, киви);
- овощей (свекла, редиска, горох, кукуруза, баклажан);
- домашних животных и их детенышей (лошадь, баран, овца, бык,
свинья);
- диких животных (белка, ежик, лось, слон, лев, жираф);
- части тела животного (лапы, копыта, пятачок, спина, грива);
-
игрушки
(пирамидка,
матрешка,
свисток,
колокольчик,
утенок,
Буратино…);
- посуда (стакан, вилка, нож, блюдце, половник, сковорода);
- одежда (брюки, сарафан, юбка, шорты, носки, колготки, варежки,
шарф, сапоги, туфли);
- мебель (диван, кресло, тумбочка, сервант, табурет);
-
бытовые
приборы
(телевизор,
магнитофон,
стиральная
машина,
холодильник, утюг);
- части тела, лица (живот, плечи, колено, брови, ресницы).
2)
Обогащать активный словарь детей глаголами, обозначающими:
- некоторые трудовые действия (кататься, гладить, лечить, забивать,
красить, пилить);
3)
Обогащать активный словарь детей прилагательными, обозначающими:
- величину (средний);
- вкус (горький, соленый);
- цвет (черный, белый, голубой, розовый).
4)
Обогащать активный словарь детей наречиями: близко-далеко, темно-светло.
5)
Учить
использовать
в
речи
единственное
и
множественное
число
прилагательных (синий флажок, синие флажки).
6)
Учить строить предложения, используя предлоги: за, по, до, над.
7)
Учить использовать в речи настоящее и прошедшее время глаголов.
8)
Учить строить сложно-подчиненные предложения.
5
2 подэтап (3,5-4 года)
1)
Учить различать и называть:
- части предметов (у платья, рубашки – рукава, воротник, пуговицы, карман);
- качество предметов (величина, цвет, форма, материал).
2)
Учить
различать
и
называть
некоторые
сходные
по
значению
предметы
(тарелка – блюдце, чашка – стакан, стул – табурет, кровать – диван).
3)
Учить употреблять обобщающие слова:
- игрушки;
- овощи;
- фрукты;
- домашние животные;
- дикие животные;
- одежда;
- обувь;
- посуда;
- мебель.
4)
Продолжать
учить
детей
внятно
произносить
в
словах
все
гласные,
согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
5)
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
6)
Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже.
7)
Учить употреблять в речи имена существительные:
- в форме единственного и множественного числа, обозначающие животные и
их детенышей (утка, утенок, утята);
- в форме множественного числа родительного падежа.
8)
Учить составлять предложения с однородными членами («Миша посадил на
ковер куклу, мишку, зайку).
9)
Учить повторять рассказ из 3-4 предложений, составленный логопедом об
игрушке или по картине.
10)
Учить использовать слова с суффиксом увеличительности (еж – ежище).
11)Учить практическому употреблению возвратных глаголов (делает – сделал).
12)
Учить строить предложно-падежные конструкции с предлогами: через,
перед, около.
6