Автор: Чудинова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№58 "Петушок"
Населённый пункт: СГО п.Большой Исток
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс."
Раздел: дошкольное образование
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
сферы
образования,
органически
связанным
с
процессом
его
модернизации,
является
активное
внедрение
в
деятельность
образовательных
учреждений
информационных
технологий
(в
дальнейшем по тексту – ИКТ), в том числе и дошкольного.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
образовании(ИКТ)
-
это
комплекс
учебно-методиче ских
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их
применения для совершенствования деятельности всех участников
образовательных
отношений
(администрации,
воспитателей,
специалистов,
родителей
),
а
также
для
образования
(развития,
диагностики, коррекции) детей.
Основная
цель
моей
работы
заключается
в
гармоничном
соединении современных технологий с традиционными методами
развития ребенка.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
•
изучить
нормативные
законодательные
документы,
психологическую и педагогическую литературу по вопросу
использования ИКТ в работе с дошкольниками;
•
обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в
работе с детьми ;
•
использовать
средства
ИКТ
для
взаимодействия
с
родителями ;
•
создать банк компьютерных дидактических и методических
материалов по использованию ИКТ в ДОУ.
Конструирование
образовательной
деятельности
с
детьми
с
использованием
ИКТ
требует
соблюдения
определенных
дидактических
принципов,
которые
я
сегодня
наполняю
новым
содержанием:
Принцип
активности
ребенка
в
процессе
обучения
был
и
остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я
стимулирую познавательную активность детей, тем самым,
повышая интерес к коррекционно-образовательным занятиям
за
счет
новизны,
реалистичности
и
динамично сти
изображения, использования анимационных эффектов.
Руководствуясь принципом научности, я преследую
цель –
помочь
детям
усвоить
реальные
знания,
правильно
отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность
представлять
в
мультимедийной
форме
реалистичные,
не
искаженные
информационные
материалы
(репродукции
картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю,
что
вы
со
мной
согласитесь
что,
различные
игры
и
презентации,
находящиеся
в
открытом
доступе
в
сети
Интернет
не
всегда
соответствуют
по
своему
содержанию
принципу
научности.
Поэтому
я
стараюсь
быть
особо
внимательной при отборе материала.
Реализуя
принцип
доступности,
я
отбираю
наглядный
материал,
формы
и
методы
организации
образовательной
деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки
детей,
их
возрастным
особенностям,
учитываю
специфику
детей с нарушениями речи.
Принцип
систематичности
и
последовательности
обучения
состоит
в
том,
что
усвоение
учебного
материала
идет
в
определенном
порядке,
системе.
Мультимедийные
презентации я создаю и подбираю в соответствии с рабочей
программой, тематическим планом.
Принцип
наглядности
Ян
Амос
Коменский
справедливо
считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в
уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их
наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно
одновременно
рассмотреть,
услышать,
подействовать
или
оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе
использую
мультимедийные
презентации,
слайд-шоу,
видеофрагменты.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1.
Подбор
иллюст ративного
материа ла
к
с о в м е с т н о й
организованной деятельности педагога с детьми.
2.
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов.
3.
Оформление
групповой
документации,
отчётов.
Компьютер
позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз
схему и в дальнейшем только вносить изменения.
4.
Информационные
технологии
обеспечивают
личностно-
ориентированный подход. Компьютер предоставляет возможность
реализации
индивидуального
подхода
в
работе
с
детьми
дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок
выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
компьютер
очень
"терпелив"
во
взаимоотношениях
с
ребенком,
никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит
недочеты,
что
создает
в
процессе
обучения
необходимую
"ситуацию успеха".
5.Для
оформления
родительских
уголков,
информационного
материала для стендов ,папок-передвижек.(Сканирование, интернет,
принтер, презентации.)
6.Создала
презентации
в
программе
РowerРoint
для
повышения
эффективности совместной организованной деятельности с детьми
и педагогической компетенции родителей в процессе проведения
родительских
собраний.
.
Проводя
родительские
собрания
я
использую не только презентации, но и видеофильмы что делает
информацию более эстетичной, интересной и визуально осязаемой.
Для этого я создала видеофильмы.
7.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы
с родителями является открытие блога группы, где родители могут
ознакомиться
с
условиями,
динамикой
и
своеобразием
осуществления образовательной работы с детьми в группе.
8. Разработала компьютерные игры: Дикие животные, домашние
животные, на бабушкином дворе, игра по математике.
9.Подобрала презентации для непосредственно образовательной
деятельности в соответствии с тематическим планированием по
всем образовательным направлениям.
10.Разработала тематические презентации к праздникам:
11.Подобрала и разработала конструкты занятий с использованием
ИКТ технологий.
12
.Мультипликация в образовательном процессе – это новый
универсальный многогранный способ развития ребенка в
современном визуальном и информационно насыщенном мире,
позволяющее решить целый комплекс педагогических задач,
соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.
Работа
над
созданием
мультфильма
это
совместное
творчество
детей
и
взрослых.
Это
формирует
хорошие
доверительные
отношения
между
ними,
оказывает
положительное
влияние
на
развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс
стимулирует
всестороннее
развитие
ребенка.
Совершенствуются
моторные
навыки,
формируется
воображение,
раскрывается
творческий потенциал. Помимо этого создание мультфильма – это
интересное и увлекательное времяпрепровождение.
Накопленный мною опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод
что, использование
этой технологи в ДОУ позволяет повысить
эффективность работы, оптимизировать образовательный процесс,
индивидуализировать
обучение
детей
,
а
также
формирует
успешность детей, повышает мотивацию.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,
анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
в целом, способствует повышению качества образования.
Мною
выделены
следующие
направления
использования
ИКТ,
которые доступны для работы с дошкольниками:
1.
создание презентаций;
2.
работа с ресурсами Интернет;
3.
использование готовых обучающих программ.
Для реализации данных направлений деятельности применяю
оборудование:
• телевизор с DVD приставкой,
• компьютер,
мультимедийный проектор,
интерактивную доску;
принтер,
магнитофон,
видео- и фотокамеру.
ИКТ я использую на любом этапе совместной организованной
деятельности:
1.
В
начале
для
обозначения
темы
с
помощью
вопросов
по
изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2.
Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.)
3.
Как информационно-обучающее пособие
4.
Для контроля усвоения материала детьми.
Занятия
с
использованием
ИКТ
являются
комплексными,
сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства
обучения,
а
также
на
них
осуществляется
интеграция
образовательных областей.
На занятиях, с использованием компьютерных презентаций,
большинство
детей
становятся
более
активны,
открыты,
у
них
менее
выражена
тревожность.
Меняющиеся
и
возникающие
на
экране
изображения
вызывают
у
детей
больший
интерес,
чем
традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене
изображений,
цвета
фона,
возникновению
и
исчезновению
анимированного
персонажа,
от
лица
которого
ведётся
речь,
внимание детей удерживается дольше.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
1.
Разработка сюжета с учётом методических требований к
занятию.
2.
Отбор речевого и наглядного материала.
3.
Техническое исполнение презентации.
Создавая и используя мультимедийные презентации, я учитываю
своеобразие и особенности коррекционно-образовательных занятий
каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я
могу
самостоятельно
скомпоновать
наглядный
и
дидактический
материал,
исходя
из
особенностей
конкретной
группы,
темы,
и
организовать
занятие
так,
чтобы
добиться
максимального
обучающего эффекта.
Кроме
того,
ИКТ
использую
в
подготовке
и
проведении
праздников.
Большое подспорье информационные технологии оказывают в
исследовательской
и
проектной
деятельности
детей:
это
поиск
информации по теме работы и подготовка презентации.
И
еще
один
положительный
момент:
я
считаю,
что
использование
ИКТ
может
помочь
в
о с у щ е с т в л е н и и
взаимодействия с семьями. В пункте 2.11. Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября
2009
года
определена
модель
организации
образовательного
процесса
в
ДОУ,
где
особое
место
отведено
взаимодействию
с
семьями
детей
по
реализации
основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Данное направление можно представить следующим образом:
1. Привлечение родителей к созданию мультимедийных
презентаций
2. Использование средств ИКТ для психолого-педагогического
просвещения родителей .
3. Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с
родителями.
.
Информационные
технологии
обеспечивают
личностно-
ориентированный
подход.
Возможности
компьютера
позволяют
увеличить
объём
предлагаемого
для
ознакомления
материала.
Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал
должен
повторяться
многократно,
и
большое
значение
имеет
многообразие форм подачи.
В
результате
работы
по
внедрению
информационных
технологий
мною
отмечены
их
преимущества
перед
традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных
средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание
детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому
материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному
усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества
детей.
3.
Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию
и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая
наглядно-образное
мышление
детей
дошкольного
возраста.
При
этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения:
например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение
волн, вот идёт дождь.
5. Компьютер позволяет смоделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной
жизни
(например,
воспроизведение
звуков
природы;
работу
транспорта и т.д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к
поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети
Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7.
ИКТ
–
это
дополнительные
возможности
работы
с
детьми,
имеющими ограниченные возможности.
Мною
намечены
следующие
перспективы
педагогической
деятельности в данном направлении:
Дальнйшее оснащение инфосреды группы, ДОУ.
Пополнение
медиатеки
в
соответствие
с
де с ят ью
образовательными областями.
Повышение ИКТ-компетенции.
Разработка
мониторинга
воспитательно-образовательного
процесса.