Напоминание

"Внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс."


Автор: Чудинова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№58 "Петушок"
Населённый пункт: СГО п.Большой Исток
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одним

из

приоритетных

направлений

развития

сферы

образования,

органически

связанным

с

процессом

его

модернизации,

является

активное

внедрение

в

деятельность

образовательных

учреждений

информационных

технологий

дальнейшем по тексту – ИКТ), в том числе и дошкольного.

Информационно-коммуникационные

технологии

в

образовании(ИКТ)

-

это

комплекс

учебно-методиче ских

материалов,

технических

и

инструментальных

средств

вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их

применения для совершенствования деятельности всех участников

образовательных

отношений

(администрации,

воспитателей,

специалистов,

родителей

),

а

также

для

образования

(развития,

диагностики, коррекции) детей.

Основная

цель

моей

работы

заключается

в

гармоничном

соединении современных технологий с традиционными методами

развития ребенка.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

изучить

нормативные

законодательные

документы,

психологическую и педагогическую литературу по вопросу

использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в

работе с детьми ;

использовать

средства

ИКТ

для

взаимодействия

с

родителями ;

создать банк компьютерных дидактических и методических

материалов по использованию ИКТ в ДОУ.

Конструирование

образовательной

деятельности

с

детьми

с

использованием

ИКТ

требует

соблюдения

определенных

дидактических

принципов,

которые

я

сегодня

наполняю

новым

содержанием:

Принцип

активности

ребенка

в

процессе

обучения

был

и

остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я

стимулирую познавательную активность детей, тем самым,

повышая интерес к коррекционно-образовательным занятиям

за

счет

новизны,

реалистичности

и

динамично сти

изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, я преследую

цель –

помочь

детям

усвоить

реальные

знания,

правильно

отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность

представлять

в

мультимедийной

форме

реалистичные,

не

искаженные

информационные

материалы

(репродукции

картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю,

что

вы

со

мной

согласитесь

что,

различные

игры

и

презентации,

находящиеся

в

открытом

доступе

в

сети

Интернет

не

всегда

соответствуют

по

своему

содержанию

принципу

научности.

Поэтому

я

стараюсь

быть

особо

внимательной при отборе материала.

Реализуя

принцип

доступности,

я

отбираю

наглядный

материал,

формы

и

методы

организации

образовательной

деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки

детей,

их

возрастным

особенностям,

учитываю

специфику

детей с нарушениями речи.

Принцип

систематичности

и

последовательности

обучения

состоит

в

том,

что

усвоение

учебного

материала

идет

в

определенном

порядке,

системе.

Мультимедийные

презентации я создаю и подбираю в соответствии с рабочей

программой, тематическим планом.

Принцип

наглядности

Ян

Амос

Коменский

справедливо

считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в

уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их

наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно

одновременно

рассмотреть,

услышать,

подействовать

или

оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе

использую

мультимедийные

презентации,

слайд-шоу,

видеофрагменты.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1.

Подбор

иллюст ративного

материа ла

к

с о в м е с т н о й

организованной деятельности педагога с детьми.

2.

Подбор дополнительного познавательного материала.

Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов.

3.

Оформление

групповой

документации,

отчётов.

Компьютер

позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз

схему и в дальнейшем только вносить изменения.

4.

Информационные

технологии

обеспечивают

личностно-

ориентированный подход. Компьютер предоставляет возможность

реализации

индивидуального

подхода

в

работе

с

детьми

дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок

выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

компьютер

очень

"терпелив"

во

взаимоотношениях

с

ребенком,

никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит

недочеты,

что

создает

в

процессе

обучения

необходимую

"ситуацию успеха".

5.Для

оформления

родительских

уголков,

информационного

материала для стендов ,папок-передвижек.(Сканирование, интернет,

принтер, презентации.)

6.Создала

презентации

в

программе

РowerРoint

для

повышения

эффективности совместной организованной деятельности с детьми

и педагогической компетенции родителей в процессе проведения

родительских

собраний.

.

Проводя

родительские

собрания

я

использую не только презентации, но и видеофильмы что делает

информацию более эстетичной, интересной и визуально осязаемой.

Для этого я создала видеофильмы.

7.

Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы

с родителями является открытие блога группы, где родители могут

ознакомиться

с

условиями,

динамикой

и

своеобразием

осуществления образовательной работы с детьми в группе.

8. Разработала компьютерные игры: Дикие животные, домашние

животные, на бабушкином дворе, игра по математике.

9.Подобрала презентации для непосредственно образовательной

деятельности в соответствии с тематическим планированием по

всем образовательным направлениям.

10.Разработала тематические презентации к праздникам:

11.Подобрала и разработала конструкты занятий с использованием

ИКТ технологий.

12

.Мультипликация в образовательном процессе – это новый

универсальный многогранный способ развития ребенка в

современном визуальном и информационно насыщенном мире,

позволяющее решить целый комплекс педагогических задач,

соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Работа

над

созданием

мультфильма

это

совместное

творчество

детей

и

взрослых.

Это

формирует

хорошие

доверительные

отношения

между

ними,

оказывает

положительное

влияние

на

развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс

стимулирует

всестороннее

развитие

ребенка.

Совершенствуются

моторные

навыки,

формируется

воображение,

раскрывается

творческий потенциал. Помимо этого создание мультфильма – это

интересное и увлекательное времяпрепровождение.

Накопленный мною опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод

что, использование

этой технологи в ДОУ позволяет повысить

эффективность работы, оптимизировать образовательный процесс,

индивидуализировать

обучение

детей

,

а

также

формирует

успешность детей, повышает мотивацию.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,

анимация, музыка);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

в целом, способствует повышению качества образования.

Мною

выделены

следующие

направления

использования

ИКТ,

которые доступны для работы с дошкольниками:

1.

создание презентаций;

2.

работа с ресурсами Интернет;

3.

использование готовых обучающих программ.

Для реализации данных направлений деятельности применяю

оборудование:

• телевизор с DVD приставкой,

• компьютер,

мультимедийный проектор,

интерактивную доску;

принтер,

магнитофон,

видео- и фотокамеру.

ИКТ я использую на любом этапе совместной организованной

деятельности:

1.

В

начале

для

обозначения

темы

с

помощью

вопросов

по

изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2.

Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы,

рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3.

Как информационно-обучающее пособие

4.

Для контроля усвоения материала детьми.

Занятия

с

использованием

ИКТ

являются

комплексными,

сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства

обучения,

а

также

на

них

осуществляется

интеграция

образовательных областей.

На занятиях, с использованием компьютерных презентаций,

большинство

детей

становятся

более

активны,

открыты,

у

них

менее

выражена

тревожность.

Меняющиеся

и

возникающие

на

экране

изображения

вызывают

у

детей

больший

интерес,

чем

традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене

изображений,

цвета

фона,

возникновению

и

исчезновению

анимированного

персонажа,

от

лица

которого

ведётся

речь,

внимание детей удерживается дольше.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

1.

Разработка сюжета с учётом методических требований к

занятию.

2.

Отбор речевого и наглядного материала.

3.

Техническое исполнение презентации.

Создавая и используя мультимедийные презентации, я учитываю

своеобразие и особенности коррекционно-образовательных занятий

каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я

могу

самостоятельно

скомпоновать

наглядный

и

дидактический

материал,

исходя

из

особенностей

конкретной

группы,

темы,

и

организовать

занятие

так,

чтобы

добиться

максимального

обучающего эффекта.

Кроме

того,

ИКТ

использую

в

подготовке

и

проведении

праздников.

Большое подспорье информационные технологии оказывают в

исследовательской

и

проектной

деятельности

детей:

это

поиск

информации по теме работы и подготовка презентации.

И

еще

один

положительный

момент:

я

считаю,

что

использование

ИКТ

может

помочь

в

о с у щ е с т в л е н и и

взаимодействия с семьями. В пункте 2.11. Приказа Министерства

образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября

2009

года

определена

модель

организации

образовательного

процесса

в

ДОУ,

где

особое

место

отведено

взаимодействию

с

семьями

детей

по

реализации

основной

общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Данное направление можно представить следующим образом:

1. Привлечение родителей к созданию мультимедийных

презентаций

2. Использование средств ИКТ для психолого-педагогического

просвещения родителей .

3. Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с

родителями.

.

Информационные

технологии

обеспечивают

личностно-

ориентированный

подход.

Возможности

компьютера

позволяют

увеличить

объём

предлагаемого

для

ознакомления

материала.

Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал

должен

повторяться

многократно,

и

большое

значение

имеет

многообразие форм подачи.

В

результате

работы

по

внедрению

информационных

технологий

мною

отмечены

их

преимущества

перед

традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных

средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание

детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому

материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному

усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества

детей.

3.

Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию

и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая

наглядно-образное

мышление

детей

дошкольного

возраста.

При

этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения:

например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение

волн, вот идёт дождь.

5. Компьютер позволяет смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной

жизни

(например,

воспроизведение

звуков

природы;

работу

транспорта и т.д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к

поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети

Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7.

ИКТ

это

дополнительные

возможности

работы

с

детьми,

имеющими ограниченные возможности.

Мною

намечены

следующие

перспективы

педагогической

деятельности в данном направлении:

Дальнйшее оснащение инфосреды группы, ДОУ.

Пополнение

медиатеки

в

соответствие

с

де с ят ью

образовательными областями.

Повышение ИКТ-компетенции.

Разработка

мониторинга

воспитательно-образовательного

процесса.



В раздел образования