Напоминание

"Хозяйственно–бытовой труд как способ развития всех сфер личности ребенка"


Автор: Балакина Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 25
Населённый пункт: г. Орла
Наименование материала: статья
Тема: "Хозяйственно–бытовой труд как способ развития всех сфер личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хозяйственно-бытовой труд как способ развития

всех сфер личности ребенка

И.А. Балакина, воспитатель МБДОУ № 25 г. Орёл

Для

того,

чтобы

ребёнок

получил

полноценное

воспитание,

необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная

активность

и

стремление

к

знаниям,

но

также

важен

и

труд.

Главная

цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Трудовое воспитание

важное

средство

всестороннего

развития

личности ребенка. Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный

процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания

и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых

[2].

Важное

значение

трудовому

воспитанию

придавал

К.Д.

Ушинский,

который

во

многих

своих

работах

определил

теоретический

и

методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только

должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду

серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни

счастливой».

Большое

значение

труду

придавали

А.С.

Макаренко,

Н.К.

Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев [1].

Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого

раннего детства. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте,

когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной

деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих

желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных

задач трудового воспитания детей.

Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить

ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить

чувство ответственности к выполняемой работе [2].

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается

рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и

духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность,

активность

в

жизни

при

выполнении

трудовых

поручений,

во

время

дежурств,

связанных

с

наведением

порядка

в

помещении,

на

участке,

с

уборкой

посуды,

стиркой

вещей

для

куклы

и

пр.

Методы

трудового

воспитания

позволяют

малышу

в

каждой

возрастной

категории

освоить

новые трудовые действия.

Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе

его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично

жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий

требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые

отношения,

организованность,

желание

работать

для

всех.

Постоянное

выполнение

подобных

дел,

особый

эмоциональный

настрой

(готовность

принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания

помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию

таких

нравственных

качеств,

как

трудолюбие,

настойчивость,

упорство,

доброжелательное

отношение

к

окружающим,

общественно

значимых

мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал

личности дошкольника.

Хозяйственно-бытовой

труд оказывает

существенное

влияние

на

умственное

развитие

ребенка. Труд

развивает

также

сообразительность,

любознательность,

инициативу,

активное

восприятие,

наблюдательность,

внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает

мышление

-

ребенку

приходится

сравнивать,

сопоставлять

предметы

и

явления, с которыми он имеет дело.

Но не только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт

большие

возможности

для

воспитания

у

детей

элементарных

навыков

культуры труда: рациональной организации работы (например, участие в

наведении порядка в комнате), предварительного его планирования, умения

отобрать

необходимые

материалы

для

выполнения

задания,

бережного

отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и своевременно.

Это,

в

свою

очередь,

создаёт

благоприятные

условия

для

воспитания

положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-

бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного

отношения

к

вещам,

умения

замечать

малейший

беспорядок

и

по

собственной инициативе устранять его.

В

быту

постоянно

возникает

необходимость

потрудиться:

кто-то

случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть,

вытереть

или

подобрать.

Таким

образом,

создается

возможность

для

воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

По

мере

усвоения

трудовых

навыков

дети

пр ио б р е т а ют

самостоятельность

в

выполнении

действий,

учатся

работать

быстро,

правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-

бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в

быту, включения различных трудовых процессов [2].

Задача

семьи

и

педагога

воспитывать

и

поддерживать

у

детей

положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду.

Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы

формирование

терпение

к

грязи,

неряшливости,

эмоционально

эстетическую

чуткость

к

окружающей

обстановке.

Задача

эта

успешно

решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают

почувствовать,

что

их

труд

нужен

всем.

Включаясь

в

выполнение

хозяйственно

бытовых

дел,

дошкольники

приобретают

ряд

полезных

практических навыков, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Следует помнить, что работа по развитию навыков хозяйственного –

бытового труда должна осуществляться систематически и последовательно и

включаться

во

все

этапы

жизнедеятельности детей:

режимные

моменты

(умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры, трудовую деятельность,

прогулки.

Словом,

оно

должно

пронизывать

весь

воспитательно-

образовательный процесс, обогащая опыт детей. Ежедневное выполнение

элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с

их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное

отношение к безделью и лени [3].

Успехом

в

воспитания

трудолюбия можно

назвать

вырабатывание

привычки

у

детей

выполнять

обязанности

самостоятельно.

Ребёнка

необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него

будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность

взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Однако не

следует

и

забывать,

что

накопление

опыта

должно

производиться

с

учетом

их

возрастных

психофизиологических

и

индивидуальных особенностей.

Взрослым надо корректировать содержание

труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе [2].

Очень часто родители допускают ошибки, не давая маленькому ребёнку

трудиться. Это неправильно. Нельзя делать всё за детей. Пусть и приходится

зачастую мамам и папам исправлять за малышом огрехи, но лучше он сделает

или попытается сделать это сам. Так же не стоит наказывать ребёнка трудом –

этим самым можно отбить всё желание трудиться вообще. Если родители

хотят, чтобы их ребёнок помогал им, то не стоит делать всё за него, не стоит

наказывать

трудом,

так

же

не

нужно

давить,

запугивать,

принуждать,

а

необходимо просто просить о помощи.

Приучение ребёнка к труду должно быть делом всей семьи. Часто

бывает так, что родители дают поручение малышу, а жалостливые бабушки и

дедушки спешат самостоятельно выполнить эту работу, мотивируя тем, что

"пусть

ребёнок

поиграет,

ещё

наработается

в

жизни".

Такой

подход

неправильный. Малыш должен понимать, что у него есть обязанности, за

результат и выполнение которых он несёт ответственность [1].

Таким

образом,

только

систематическое

выполнение

трудовых

обязанностей

будет

способствовать

всестороннему

развитию

личности

ребенка,

а

также

воспитанию

у

дошкольников

самостоятельности,

организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию.

Список литературы:

1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.

– М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2017.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д.

Калишенко

и

др.;

Под

ред.

С.

А.Козловой.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2002.



В раздел образования