Автор: Илюткина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 151
Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Встреча с народной сказкой"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
« Встреча с народной сказкой »
Цель: обогащать знания детей о быте и культуре народов Поволжья .
Образовательные задачи: закреплять знания о поликультурной среде.
Закреплять знания о пользе домашних животных для человека.
Развивающие задачи : Активизировать речевую деятельность детей.
Развивать практические умения в процессе художественно-эстетической
деятельности .
Воспитательные задачи: Учить детей уважительному отношению к
представителям разных национальностей. Проявлять интерес к традициям
и культуре народов Поволжья .Учить детей позитивному взаимодействию
с окружающими людьми.
Составила :
Илюткина Татьяна Ивановна
воспитатель МБДОУ № 151
г. Ульяновска
Воспитатель: Ребята! Я знаю, что среди вас много любителей сказки.
Сегодня я приглашаю вас посетить литературную гостиную, где вам
предстоит встретиться с новыми героями сказок народов Поволжья. Наш
любимый поэт А.С. Пушкин однажды сказал : « Что за прелесть эти
сказки!» В удивительный и волшебный мир сказок и легенд мамы вводят
нас с самого детства. Сначала мамы рассказывают сказки того народа, с
которым ее и ребенка объединяет язык и культура, чье духовное
богатство она хочет передать. Предлагаю послушать стихи.
Симбирский край! Любимый край!
Вокруг леса и луг цветет,
Здесь Волга-матушка течет,
О предках память тут живет.
Здесь дружно трудятся чуваш,
Мордвин, татарин, русский ,армянин.
Здесь песни звонкие поют,
Любовь к родному языку передают.
Воспитатель: Ребята, скажите о каком крае сложены эти стихи ?
Дети: о нашем – Ульяновском , который ранее назывался Симбирский.
Воспитатель: Ребята. недавно мы путешествовали на « машине времени»
и мы узнали о легендах старого Симбирска . В нашем краю с давних
времен живут в дружбе и согласии представители разных народов. В
стихотворении, которое я вам прочла ,некоторых из них упоминаются.
Назовите мне , люди каких национальностей живут на нашей малой
родине- в Ульяновске?
Дети: чуваши, русские, татары, мордва, немцы, армяне….
Воспитатель: Недавно мы уже познакомились с фольклором русского,
чувашского, мордовского народа. Сегодня я пригласила к нам в гости
маленькую татарочку - Айгуль , которая может рассказать много
интересного о своей культуре своего народа. ( звучит татарская мелодия).
Входит Айгуль , которая одета в татарский национальный костюм.
Айгуль: Исеммэсыс! Ребята. Я поздоровалась с вами на моем родном
татарском языке . Попробуйте и вы поздороваться со мной на моем языке,
мне будет очень приятно.
Дети: Здравствуйте! Исеммэсыс!
Воспитатель: Айгуль, на пороге не стой - проходи . О своем народе нам
подробней расскажи. Мы еще малы и очень мало знаем об истории и
культуре татарского народа.
Айгуль : Разрешите мне о своей родной сторонушке вам прочитать стихи.
Живу в большом селе, где есть рощи и поля,
Где на рассвете слышны трели соловья .
Где речка чистая торопится, бежит,
Там тихо в камышах уточка сидит.
Я - татарочка , и тем горжусь,
С любым из вас я подружусь.
Воспитатель: Наши дети, конечно же, тебе рады. Как ты , Айгуль ,
красиво одета!
Айгуль : На мне платье с воланами, жилетка , украшенная мехом. Такой
наряд надевают по праздникам все татарские девушки. На ногах мы
носим чекмени. А на голове татарочки носят головной убор - калфак .
Правда, он выглядит нарядно?
Воспитатель: Наряд твой нам очень нравится.
Айгуль : Ребята, село, где я живу , находится на юге Ульяновской области.
В моем селе, все : от мала до велика , содержат домашних животных.
Среди моих односельчан нет таких , кто бы не держал коров, овец, гусей
и другую живность. Ведь они нам дают молоко, мясо, шерсть, перо,
без этого на селе трудно жить.
Воспитатель: Айгуль, поверь, что и в городе во многих квартирах и
домах рядом с человеком живут домашние животные. Кошки, ласкаясь,
спасают человека от грусти, а его жилище от мышей, собаки тоже верно
служат - сторожат дом, не дают проникнуть в него ворам.
Айгуль : А в моем родном селе живет много домашних животных,
целые стада.
Воспитатель : Дорогая Айгуль , предлагаю поиграть в татарскую
народную подвижную игру « Пастух и стадо». Давайте, по считалке
выберем пастуха:
Шла гора по мостику
И виляла хвостиком,
Так шли дни, недели,
А тебе водить велели. ( проводится игра « Пастух и стадо»)
Айгуль : Ребята, ловко вы играете. Разрешите для вас показать на столе
татарскую сказку о животных, которая называется «Четыре друга». Для
этого давайте дружно скажем : 1.2,3 - сказка в гости приходи . ( звучит
татарская народная мелодия)
На столе появляется фигурка кота: « Мяу!»
( Айгуль рассказывает сказку, привлекая некоторых детей к помощи:
достать из коробочки фигурку героя сказки, изобразить животное (детьми
выполняются маленькие этюды). По
окончании сказки воспитатель задала следующие детей:
Понравилась ли вам сказка, которую рассказала Айгуль?
У сказки говорящее название «Четыре друга». Кого в этой сказке
можно назвать настоящим другом и почему?
Кто из друзей предложил всем дружно построить к зиме дом?
С кем строил дом кот?
Что заставило петуха, гуся и быка попроситься в дом к коту?
Кто пытался нарушить покой домашних животных?
Кто забрался в дом ночью?
Как звери его напугали?
Какие сказки напоминает вам этот сюжет?
Айгуль: Во время сказки вы были внимательны и поэтому правильно
ответили на все вопросы. Да, ребята, так бывает , что сюжеты сказок
очень похожи. Ведь люди разных национальностей одинаково мечтают о
мире и согласии, о добре и уважении. А сейчас , ребята, могу ли я вас
попросить, чтобы вы сделали домик для друзей из разных обрывков
цветной бумаги . Пусть он будем таким , каким вы его представляете.
( Под татарскую мелодию дети выполняют аппликацию методом обрыва
на тему : « Домик для друзей»).
Воспитатель: Айгуль , мы дарим этот домик для тебя и твоих друзей на
память о нашей встрече. Ты - для нас настоящий друг!
Айгуль : Перед уходом я хочу прочитать вам стихотворение
Т. Овчинниковой :
Дружат лисята, слоны и медведи ,
Козочки дружат, коровы и дети.
Выбрала лошадь для дружбы… котенка -
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает .
Дружба-наука, дружба - искусство,
Дружба- прекрасное, доброе чувство.
Воспитатель: Спасибо , тебе дорогая гостья! Ты рассказала нам сегодня
много нового о жизни татарского народа и их замечательную добрую и
поучительную сказку! А мы тебе на память дарим наши домики, которые
мы сделали с такой любовью!
Айгуль : Рахмет! Извините. Но мне надо возвращаться домой.
Дети: До свидания, Айгуль . Приходи к нам еще в гости, мы будем тебе
всегда рады! ( под звуки татарской мелодии девочка Айгуль уходит).
Воспитатель: Ребята, прежде чем наша гостиная закроется, скажите,
пожалуйста, что больше всего вам запомнилось и понравилось? (ответы
детей ).
Вот и подошла к концу наша встреча с народной сказкой. На этот раз
это была встреча с татарской народной сказкой ,в которой много уроков
добра. Не зря же говорят : « Скажь-ложь, да в ней намек -добрым
молодцам урок!».