Напоминание

"Встреча с народной сказкой"


Автор: Илюткина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 151
Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Встреча с народной сказкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности

« Встреча с народной сказкой »

Цель: обогащать знания детей о быте и культуре народов Поволжья .

Образовательные задачи: закреплять знания о поликультурной среде.

Закреплять знания о пользе домашних животных для человека.

Развивающие задачи : Активизировать речевую деятельность детей.

Развивать практические умения в процессе художественно-эстетической

деятельности .

Воспитательные задачи: Учить детей уважительному отношению к

представителям разных национальностей. Проявлять интерес к традициям

и культуре народов Поволжья .Учить детей позитивному взаимодействию

с окружающими людьми.

Составила :

Илюткина Татьяна Ивановна

воспитатель МБДОУ № 151

г. Ульяновска

Воспитатель: Ребята! Я знаю, что среди вас много любителей сказки.

Сегодня я приглашаю вас посетить литературную гостиную, где вам

предстоит встретиться с новыми героями сказок народов Поволжья. Наш

любимый поэт А.С. Пушкин однажды сказал : « Что за прелесть эти

сказки!» В удивительный и волшебный мир сказок и легенд мамы вводят

нас с самого детства. Сначала мамы рассказывают сказки того народа, с

которым ее и ребенка объединяет язык и культура, чье духовное

богатство она хочет передать. Предлагаю послушать стихи.

Симбирский край! Любимый край!

Вокруг леса и луг цветет,

Здесь Волга-матушка течет,

О предках память тут живет.

Здесь дружно трудятся чуваш,

Мордвин, татарин, русский ,армянин.

Здесь песни звонкие поют,

Любовь к родному языку передают.

Воспитатель: Ребята, скажите о каком крае сложены эти стихи ?

Дети: о нашем – Ульяновском , который ранее назывался Симбирский.

Воспитатель: Ребята. недавно мы путешествовали на « машине времени»

и мы узнали о легендах старого Симбирска . В нашем краю с давних

времен живут в дружбе и согласии представители разных народов. В

стихотворении, которое я вам прочла ,некоторых из них упоминаются.

Назовите мне , люди каких национальностей живут на нашей малой

родине- в Ульяновске?

Дети: чуваши, русские, татары, мордва, немцы, армяне….

Воспитатель: Недавно мы уже познакомились с фольклором русского,

чувашского, мордовского народа. Сегодня я пригласила к нам в гости

маленькую татарочку - Айгуль , которая может рассказать много

интересного о своей культуре своего народа. ( звучит татарская мелодия).

Входит Айгуль , которая одета в татарский национальный костюм.

Айгуль: Исеммэсыс! Ребята. Я поздоровалась с вами на моем родном

татарском языке . Попробуйте и вы поздороваться со мной на моем языке,

мне будет очень приятно.

Дети: Здравствуйте! Исеммэсыс!

Воспитатель: Айгуль, на пороге не стой - проходи . О своем народе нам

подробней расскажи. Мы еще малы и очень мало знаем об истории и

культуре татарского народа.

Айгуль : Разрешите мне о своей родной сторонушке вам прочитать стихи.

Живу в большом селе, где есть рощи и поля,

Где на рассвете слышны трели соловья .

Где речка чистая торопится, бежит,

Там тихо в камышах уточка сидит.

Я - татарочка , и тем горжусь,

С любым из вас я подружусь.

Воспитатель: Наши дети, конечно же, тебе рады. Как ты , Айгуль ,

красиво одета!

Айгуль : На мне платье с воланами, жилетка , украшенная мехом. Такой

наряд надевают по праздникам все татарские девушки. На ногах мы

носим чекмени. А на голове татарочки носят головной убор - калфак .

Правда, он выглядит нарядно?

Воспитатель: Наряд твой нам очень нравится.

Айгуль : Ребята, село, где я живу , находится на юге Ульяновской области.

В моем селе, все : от мала до велика , содержат домашних животных.

Среди моих односельчан нет таких , кто бы не держал коров, овец, гусей

и другую живность. Ведь они нам дают молоко, мясо, шерсть, перо,

без этого на селе трудно жить.

Воспитатель: Айгуль, поверь, что и в городе во многих квартирах и

домах рядом с человеком живут домашние животные. Кошки, ласкаясь,

спасают человека от грусти, а его жилище от мышей, собаки тоже верно

служат - сторожат дом, не дают проникнуть в него ворам.

Айгуль : А в моем родном селе живет много домашних животных,

целые стада.

Воспитатель : Дорогая Айгуль , предлагаю поиграть в татарскую

народную подвижную игру « Пастух и стадо». Давайте, по считалке

выберем пастуха:

Шла гора по мостику

И виляла хвостиком,

Так шли дни, недели,

А тебе водить велели. ( проводится игра « Пастух и стадо»)

Айгуль : Ребята, ловко вы играете. Разрешите для вас показать на столе

татарскую сказку о животных, которая называется «Четыре друга». Для

этого давайте дружно скажем : 1.2,3 - сказка в гости приходи . ( звучит

татарская народная мелодия)

На столе появляется фигурка кота: « Мяу!»

( Айгуль рассказывает сказку, привлекая некоторых детей к помощи:

достать из коробочки фигурку героя сказки, изобразить животное (детьми

выполняются маленькие этюды). По

окончании сказки воспитатель задала следующие детей:

Понравилась ли вам сказка, которую рассказала Айгуль?

У сказки говорящее название «Четыре друга». Кого в этой сказке

можно назвать настоящим другом и почему?

Кто из друзей предложил всем дружно построить к зиме дом?

С кем строил дом кот?

Что заставило петуха, гуся и быка попроситься в дом к коту?

Кто пытался нарушить покой домашних животных?

Кто забрался в дом ночью?

Как звери его напугали?

Какие сказки напоминает вам этот сюжет?

Айгуль: Во время сказки вы были внимательны и поэтому правильно

ответили на все вопросы. Да, ребята, так бывает , что сюжеты сказок

очень похожи. Ведь люди разных национальностей одинаково мечтают о

мире и согласии, о добре и уважении. А сейчас , ребята, могу ли я вас

попросить, чтобы вы сделали домик для друзей из разных обрывков

цветной бумаги . Пусть он будем таким , каким вы его представляете.

( Под татарскую мелодию дети выполняют аппликацию методом обрыва

на тему : « Домик для друзей»).

Воспитатель: Айгуль , мы дарим этот домик для тебя и твоих друзей на

память о нашей встрече. Ты - для нас настоящий друг!

Айгуль : Перед уходом я хочу прочитать вам стихотворение

Т. Овчинниковой :

Дружат лисята, слоны и медведи ,

Козочки дружат, коровы и дети.

Выбрала лошадь для дружбы… котенка -

Нежно заботится, как о ребенке.

Утром по полю котенка катает,

Вечером песни ему напевает .

Дружба-наука, дружба - искусство,

Дружба- прекрасное, доброе чувство.

Воспитатель: Спасибо , тебе дорогая гостья! Ты рассказала нам сегодня

много нового о жизни татарского народа и их замечательную добрую и

поучительную сказку! А мы тебе на память дарим наши домики, которые

мы сделали с такой любовью!

Айгуль : Рахмет! Извините. Но мне надо возвращаться домой.

Дети: До свидания, Айгуль . Приходи к нам еще в гости, мы будем тебе

всегда рады! ( под звуки татарской мелодии девочка Айгуль уходит).

Воспитатель: Ребята, прежде чем наша гостиная закроется, скажите,

пожалуйста, что больше всего вам запомнилось и понравилось? (ответы

детей ).

Вот и подошла к концу наша встреча с народной сказкой. На этот раз

это была встреча с татарской народной сказкой ,в которой много уроков

добра. Не зря же говорят : « Скажь-ложь, да в ней намек -добрым

молодцам урок!».



В раздел образования