Автор: Корочкина Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Хореография, как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование
Хореография, как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ
Корочкина Елена Анатольевна, пдо МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района
г.Казани
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами
пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных
положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-
образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической
композиции, движениях, фигурах.
Необходимо разобраться в накопившихся вопросах и обосновать методическую
значимость хореографии с позиции теоретических исследований, методологических
разработок и положительных результатов методического и практического опыта, а также с
учетом возможности решения ряда психофизических и социальных проблем детей
средствами танца.
Чем осложнено эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями? Данная
проблема связана со специфическими особенностями таких заболеваний, как нарушение
слуха, зрения, ДЦП. В совокупности это приводит к недостаточной
дифференцированности всех видов ощущений, замедленному темпу восприятия, его
узости, сочетающейся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению
информации, неустойчивому вниманию. Дети физически ослаблены, с нарушением
координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью.
Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность,
несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются,
что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Почему же танец должен входить в систему государственного общего и специального
(коррекционного) образования?
Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является
специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное
изменение психических, физических и социальных параметров свойств и качеств
личности.
Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два понятия –
«танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».
Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Как танцевальное
образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для
всестороннего развития личности воспитанника: психофизического, социального,
эстетического, нравственного становления учащихся . В современной образовательной
ситуации, в связи с особенностями развития детей с ограниченными возможностями,
требуется четкое определение содержательного пространства танцевального образования
и танцевального воспитания, а также организации в них деятельности.
Так, за основу в своей работе я беру танцевально-двигательную терапию, которая может
служить мостом между миром сознания и бессознательного. В отличие от других подходов
(классический балет, народные, современные и др. танцы) данный метод терапии
использует образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия
применяется с целью развития у детей самопринятия, эффективного межличностного и
группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Главным
преимуществом в использовании на занятиях хореографией танцевально-двигательной
терапии является гармоничное сочетание работы тела и психокоррекции (т.е
«танцевального образования» и «танцевального воспитания»). Формирование образа «Я»
в танце помогает детям более «тонко» и чутко воспринимать произведения искусства.
Ярким примером использования танцевально-двигательной терапии могут служить
задания типа: станцуй танец медведя (зайца, птицы и т.д.) Усложненной формой задания
могут служить упражнения вида: произвольно станцуй под музыку. При этом берется
разнохарактерная музыка, например, вальс, полька, марш, фокстрот и др. Опыт работы
показывает, что медленный темп мальчикам дается с трудом, а девочки, наоборот, тяжелее
воспринимают музыку маршевого характера и музыку быстрого темпа. Это связано с
мужским и женским началом. Умеренный темп характерен одинаковым воспритятием
детей обоих полов. Данные задания могут применяться как в качестве творческих заданий
на внеклассных мероприятиях, так и в качестве психодиагностики.
В работе над хореографической постановкой я использую три этапа:
1. Создание технической базы.
На занятиях хореографией я знакомлю детей с различными танцевальными
направлениями. Учащиеся разучивают и отрабатывают отдельные движения, комбинации.
Основной целью данного этапа является техничное выполнение каждого элемента и
запоминание их последовательности.
2. Формирование образа.
На каждом этапе работы над хореографической композицией, идея и смысл
хореографической постановки обсуждаются и корректируются педагогом вместе с детьми.
Формируются конкретные образы. Дети стараются передать чувства, эмоции через
движения. В процессе обсуждения образа желательно применять такие приемы, как
сказка, визуализация, игро-танец. На данном этапе работы очень важным является
партнерское отношение педагога и воспитанников. В этом случае дети являются не
сторонними наблюдателями, а участниками процесса. Такой подход не только вызывает
интерес у детей, но и формирует ответственность, активизирует творческий и
мыслительный процессы.
3. Соотношение трех единств в хореографической композиции
На этом этапе важно сформировать у детей понимание единства музыки, движений и
костюма. Лучше, если этот этап будет проходить в диалоговой форме. Эскиз и пошив
танцевального костюма способствует не только формированию эстетического вкуса, но и
прививает этические нормы общества. Основной целью данного этапа служит донесение
до сознания детей смысла гармонии. Например, быстрые отрывистые движения не
ложатся на плавную, мелодичную музыку; широкие бросковые элементы неудобно
выполнять в узких костюмах; каждая мелодия несет в себе цветовую палитру, которая
должна быть сохранена и в цветовой гамме костюма. Здесь уместно применение такого
задания, как «Прослушай музыку и нарисуй». Сохранение триединства желательно
применять не только в работе над танцем, но и в работе над театрализованной
постановкой.
На каждом этапе мною проводится психокоррекционная работа по формированию
межличностных отношений, самосознанию, миропониманию. Примером такой работы
может служить объединение конфликтующих детей в пары, или небольшие группы для
выполнения творческого задания. Практика показывает, что в процессе работы над
заданием дети проходят три этапа: 1) конфликт; 2) высказывание и обсуждение (здесь
важная роль отводится педагогу в качестве контролера равноправных действий); 3)
совместная творческая работа (что и является основной целью). В результате такого
подхода к ведению занятий, у воспитанников повышается личностная самооценка,
проявляется положительная динамика межличностных отношений; возникает стремление
узнавать новые, ранее не изучаемые ими, танцевальные направления. Наряду с этим дети
не просто проявляют интерес к занятиям, но и стараются добиваться более высоких
результатов, повышая собственную критическую оценку.
Во время внеклассных занятий я провожу беседы по истории танца, истории костюма,
биографии артистов балета, просмотр и обсуждение (с какими историческими и
социальными событиями связан тот, или иной персонаж) видеоматериала. Большинство
занятий вызывает у детей живой интерес. Так весьма результативной стала беседа со
слабослышащими детьми «История и творчество театра «Синематографъ». Видя на экране
таких же людей, как и они, ребята серьезно задумались о поступлении в Московский
специализированный институт культуры и искусства.
Учитывая возраст и специфику детей, большая часть занятий проводится в форме игр
(развивающие игры, игры-путешествия, викторины и т.д.).
Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом коррекции и
формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно интегрируется с
другими общеобразовательными предметами, что повышает значимость ее применения.
Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое искусство,
которое доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и
воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а
развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию
профессионального хореографического искусства.