Напоминание

"Хореография, как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ"


Автор: Корочкина Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Хореография, как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хореография, как средство эстетического воспитания детей с ОВЗ

Корочкина Елена Анатольевна, пдо МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района

г.Казани

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами

пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных

положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-

образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической

композиции, движениях, фигурах.

Необходимо разобраться в накопившихся вопросах и обосновать методическую

значимость хореографии с позиции теоретических исследований, методологических

разработок и положительных результатов методического и практического опыта, а также с

учетом возможности решения ряда психофизических и социальных проблем детей

средствами танца.

Чем осложнено эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями? Данная

проблема связана со специфическими особенностями таких заболеваний, как нарушение

слуха, зрения, ДЦП. В совокупности это приводит к недостаточной

дифференцированности всех видов ощущений, замедленному темпу восприятия, его

узости, сочетающейся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению

информации, неустойчивому вниманию. Дети физически ослаблены, с нарушением

координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью.

Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность,

несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются,

что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.

Почему же танец должен входить в систему государственного общего и специального

(коррекционного) образования?

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является

специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное

изменение психических, физических и социальных параметров свойств и качеств

личности.

Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два понятия –

«танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».

Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Как танцевальное

образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для

всестороннего развития личности воспитанника: психофизического, социального,

эстетического, нравственного становления учащихся . В современной образовательной

ситуации, в связи с особенностями развития детей с ограниченными возможностями,

требуется четкое определение содержательного пространства танцевального образования

и танцевального воспитания, а также организации в них деятельности.

Так, за основу в своей работе я беру танцевально-двигательную терапию, которая может

служить мостом между миром сознания и бессознательного. В отличие от других подходов

(классический балет, народные, современные и др. танцы) данный метод терапии

использует образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия

применяется с целью развития у детей самопринятия, эффективного межличностного и

группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Главным

преимуществом в использовании на занятиях хореографией танцевально-двигательной

терапии является гармоничное сочетание работы тела и психокоррекции (т.е

«танцевального образования» и «танцевального воспитания»). Формирование образа «Я»

в танце помогает детям более «тонко» и чутко воспринимать произведения искусства.

Ярким примером использования танцевально-двигательной терапии могут служить

задания типа: станцуй танец медведя (зайца, птицы и т.д.) Усложненной формой задания

могут служить упражнения вида: произвольно станцуй под музыку. При этом берется

разнохарактерная музыка, например, вальс, полька, марш, фокстрот и др. Опыт работы

показывает, что медленный темп мальчикам дается с трудом, а девочки, наоборот, тяжелее

воспринимают музыку маршевого характера и музыку быстрого темпа. Это связано с

мужским и женским началом. Умеренный темп характерен одинаковым воспритятием

детей обоих полов. Данные задания могут применяться как в качестве творческих заданий

на внеклассных мероприятиях, так и в качестве психодиагностики.

В работе над хореографической постановкой я использую три этапа:

1. Создание технической базы.

На занятиях хореографией я знакомлю детей с различными танцевальными

направлениями. Учащиеся разучивают и отрабатывают отдельные движения, комбинации.

Основной целью данного этапа является техничное выполнение каждого элемента и

запоминание их последовательности.

2. Формирование образа.

На каждом этапе работы над хореографической композицией, идея и смысл

хореографической постановки обсуждаются и корректируются педагогом вместе с детьми.

Формируются конкретные образы. Дети стараются передать чувства, эмоции через

движения. В процессе обсуждения образа желательно применять такие приемы, как

сказка, визуализация, игро-танец. На данном этапе работы очень важным является

партнерское отношение педагога и воспитанников. В этом случае дети являются не

сторонними наблюдателями, а участниками процесса. Такой подход не только вызывает

интерес у детей, но и формирует ответственность, активизирует творческий и

мыслительный процессы.

3. Соотношение трех единств в хореографической композиции

На этом этапе важно сформировать у детей понимание единства музыки, движений и

костюма. Лучше, если этот этап будет проходить в диалоговой форме. Эскиз и пошив

танцевального костюма способствует не только формированию эстетического вкуса, но и

прививает этические нормы общества. Основной целью данного этапа служит донесение

до сознания детей смысла гармонии. Например, быстрые отрывистые движения не

ложатся на плавную, мелодичную музыку; широкие бросковые элементы неудобно

выполнять в узких костюмах; каждая мелодия несет в себе цветовую палитру, которая

должна быть сохранена и в цветовой гамме костюма. Здесь уместно применение такого

задания, как «Прослушай музыку и нарисуй». Сохранение триединства желательно

применять не только в работе над танцем, но и в работе над театрализованной

постановкой.

На каждом этапе мною проводится психокоррекционная работа по формированию

межличностных отношений, самосознанию, миропониманию. Примером такой работы

может служить объединение конфликтующих детей в пары, или небольшие группы для

выполнения творческого задания. Практика показывает, что в процессе работы над

заданием дети проходят три этапа: 1) конфликт; 2) высказывание и обсуждение (здесь

важная роль отводится педагогу в качестве контролера равноправных действий); 3)

совместная творческая работа (что и является основной целью). В результате такого

подхода к ведению занятий, у воспитанников повышается личностная самооценка,

проявляется положительная динамика межличностных отношений; возникает стремление

узнавать новые, ранее не изучаемые ими, танцевальные направления. Наряду с этим дети

не просто проявляют интерес к занятиям, но и стараются добиваться более высоких

результатов, повышая собственную критическую оценку.

Во время внеклассных занятий я провожу беседы по истории танца, истории костюма,

биографии артистов балета, просмотр и обсуждение (с какими историческими и

социальными событиями связан тот, или иной персонаж) видеоматериала. Большинство

занятий вызывает у детей живой интерес. Так весьма результативной стала беседа со

слабослышащими детьми «История и творчество театра «Синематографъ». Видя на экране

таких же людей, как и они, ребята серьезно задумались о поступлении в Московский

специализированный институт культуры и искусства.

Учитывая возраст и специфику детей, большая часть занятий проводится в форме игр

(развивающие игры, игры-путешествия, викторины и т.д.).

Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом коррекции и

формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно интегрируется с

другими общеобразовательными предметами, что повышает значимость ее применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое искусство,

которое доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и

воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а

развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию

профессионального хореографического искусства.



В раздел образования