Напоминание

"Умелые ручки"


Автор: Маркелова Наталья Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 города Сельцо Брянской области
Населённый пункт: город Сельцо Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа кружка
Тема: "Умелые ручки"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с правовыми

и нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-Ф3.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов

Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011

№ 2357, от 18.12.2012 № 1060).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.

1576

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих

программах учебных предметов»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010

№ 1241

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2017

-

9126-06-0

«Методические

рекомендации

по

уточнению

понятия

и

содержания

внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,

в том числе в части проектной деятельности»

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4

города Сельцо Брянской области

-

«Декоративно-прикладное

искусство»

-

Кожина

О.А.

(Примерные

программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – 2

изд. – М.: Просвещение, 2014).

Материалы УМК

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного

творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.

Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006

Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

Выгонов В. В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы.-М.:Издательство «Экзамен»,

2011

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для

руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. – 2-е

изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990/Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д:

Феникс, 2006

Рабочая программа «Умелые ручки» для 4 классов является частью Основной

образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 города

Сельцо Брянской области, соответствует учебному плану МБОУ СОШ №4 города Сельцо

Брянской области, календарному учебному графику МБОУ СОШ №4 города Сельцо

Брянской области на 2018-2019 учебный год.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 города Сельцо Брянской области на

изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 недели). В соответствии с

календарным учебным графиком, расписанием занятий содержание Рабочей программы

планируется на 34 часа.

Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-

эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме

организации — кружковой.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» направлено на

достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному

из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических

творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,

организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,

потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному

наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:- устойчивого

познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как

значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-

творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на

эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему

общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для

создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,

правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои

действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов

посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и

характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу

действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства,

художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного

создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой

информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации

собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место

и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном

творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник,

применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать

многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного

восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по

отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного

искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном

мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –

творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое

общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других

людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты

такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,

целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через

участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании

портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки :

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,

организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых

определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной

деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об

общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых

формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и

повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие ученика со своих учителей и как значимыми для него носителями

положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,

природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в

целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в

защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной

среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение

приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в

открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую

незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный

человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным

деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного

общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без

которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Программа курса дает возможность достижения результатов второго уровня

На уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть

достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой курса. Техника безопасности. Беседа, ознакомление детей с

особенностями занятий в кружке

.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного

крестьянского искусства (школьная музейная экспозиция) и современного декоративного

искусства.

Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных

растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т.д.) Правила

просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Практическая работа. Экскурсия в школьную музейную экспозицию. Экскурсия в

лесопарк.

2.Работа с бумагой.

Виды работ из бумаги и картона. Открытка. Виды открыток. Изготовление открыток в

технике скрапбукинг. Украшение открытки. Материалы для изготовления. Использование

«необычных» материалов при изготовлении открыток. Открытки на различные праздники.

Практические работы. Изготовление открыток: «День рождения», «День матери», «Новый

год», открытка с секретом.

3.Работа с природными материалами.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков

цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Техника безопасности

при работе. Работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые

цветы», создание аппликаций, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых

орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек

Практическая работа: Оформление аппликаций: «Птичка», «Белочка», «Цветочная

ветка», панно- «Сказка».

4. Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с

различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки.

Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки

различных деталей мягкой игрушки

Практическая работа: Подбор материала. Выкраивание деталей. Изготовление деталей.

Набивка. Соединение деталей. Оформление игрушки. («Котик», «Гусеница», «Клоун» и

др.)

5. Кожаная пластика. Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи.

Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей.

Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала

для работы. Изготовление сувенира- брелока в виде зверушки (собачка, слоник, лошадка,

котёнок и др.). Изготовление закладки для книги.

6. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе

с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление

объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как

дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ

из ракушек («Цветок», «Бабочка» др.) оформление рамок для поделок, объёмная картина-

«Подводный мир»

7.Оформление выставки. Отчётная выставка работ.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

п/

п

Разделы программы

Количество

часов

Экскурсии

Теор.

Пр. р

1

Вводное занятие

1

1

2

2.

Работа с бумагой.

1

5

3

Работа с природными материалами.

1

5

4

Работа с различными тканями.

1

5

5

Кожаная пластика.

1

5

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

1

5

7

Оформление выставки. Отчётная выставка

работ.

2

Итого

34

Приложение

к рабочей программе

по внеурочной деятельности

Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности на

2018-2019 уч. год 4 класс

уро

ка

Тема урока, лабораторных, практических,

контрольных, проектных работ

Дата

Прим

ечан.

плано-

вая

фактически

-кая

1

Вводное занятие. (2ч.) Введение в учебный курс.

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в

школьную музейную экспозицию.

3.09.18

2

Экскурсия в лесопарк.

10.09

Раздел. Работа с бумагой.(5ч.)

3

Открытка. Виды открыток. Открытка «Розочки»

17.09

17.09.

перен

на

15.09

4-5

Открытка с секретом. «День рождения»

24.09,

01.10

6

Коллективная работа - Плакат – поздравление «С

днем учителя!» Выполнение отдельных элементов.

08.10

7

Плакат – поздравление «С днем учителя!»

Оформление работы.

15.09

8

Открытка ко дню матери

22.09

Раздел. Работа с природными материалами.(6ч.)

9

Оформление аппликаций: «Птичка»

29.09

10

Оформление аппликаций: «Белочка»

05.11

11

Аппликация «Цветочная ветка»

12.11

12

Аппликация «Цветочная ветка»

9.11

13

Коллективная работа «Лесная поляна»

26.11

14

Коллективная работа «Лесная поляна»

3.12

Раздел. Работа с различными тканями.(6ч.)

15

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в

изготовлении игрушек. Инструктаж по технике

безопасности.

16

Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор

материала. Выкраивание деталей.

17-

18

Изготовление деталей. Набивка.

19

Соединение деталей.

20

Оформление игрушки.

Раздел. Кожаная пластика.(6ч.)

21

Художественная обработка кожи. Инструктаж по

технике безопасности. Виды работы с кожей и

рабочие инструменты.

22

Подготовка кожи к работе, работа над эскизом.

23-

24

Изготовление брелока.

25-

26

Изготовление закладки для книги.

Раздел. Морские пришельцы (работа с ракушки-

ми) 5ч.

27

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и

обработка. Техника безопасности при работе с

ракушками.

28

Оформление работ из ракушек. «Бабочка»,

«Цветок».

29

Оформление объёмной картины- «Подводный мир»

30

«Подводный мир»

31-

32

Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Оформление рамок для поделок.

33

Подготовка и оформление выставки.

34

Отчётная выставка работ.



В раздел образования