Автор: Маркелова Наталья Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 города Сельцо Брянской области
Населённый пункт: город Сельцо Брянской области
Наименование материала: Рабочая программа кружка
Тема: "Умелые ручки"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с правовыми
и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-Ф3.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов
Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011
№ 2357, от 18.12.2012 № 1060).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№
1576
«О
внесении
изменений
в
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010
№ 1241
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2017
-
№
9126-06-0
«Методические
рекомендации
по
уточнению
понятия
и
содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности»
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4
города Сельцо Брянской области
-
«Декоративно-прикладное
искусство»
-
Кожина
О.А.
(Примерные
программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – 2
изд. – М.: Просвещение, 2014).
Материалы УМК
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006
Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
Выгонов В. В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы.-М.:Издательство «Экзамен»,
2011
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. – 2-е
изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990/Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д:
Феникс, 2006
Рабочая программа «Умелые ручки» для 4 классов является частью Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 города
Сельцо Брянской области, соответствует учебному плану МБОУ СОШ №4 города Сельцо
Брянской области, календарному учебному графику МБОУ СОШ №4 города Сельцо
Брянской области на 2018-2019 учебный год.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 города Сельцо Брянской области на
изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 недели). В соответствии с
календарным учебным графиком, расписанием занятий содержание Рабочей программы
планируется на 34 часа.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-
эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме
организации — кружковой.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» направлено на
достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному
из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:- устойчивого
познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-
творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства,
художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного
создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место
и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник,
применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного
восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного
искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном
мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты
такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании
портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своих учителей и как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов второго уровня
На уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть
достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой курса. Техника безопасности. Беседа, ознакомление детей с
особенностями занятий в кружке
.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного
крестьянского искусства (школьная музейная экспозиция) и современного декоративного
искусства.
Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных
растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т.д.) Правила
просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Практическая работа. Экскурсия в школьную музейную экспозицию. Экскурсия в
лесопарк.
2.Работа с бумагой.
Виды работ из бумаги и картона. Открытка. Виды открыток. Изготовление открыток в
технике скрапбукинг. Украшение открытки. Материалы для изготовления. Использование
«необычных» материалов при изготовлении открыток. Открытки на различные праздники.
Практические работы. Изготовление открыток: «День рождения», «День матери», «Новый
год», открытка с секретом.
3.Работа с природными материалами.
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков
цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Техника безопасности
при работе. Работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые
цветы», создание аппликаций, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых
орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек
Практическая работа: Оформление аппликаций: «Птичка», «Белочка», «Цветочная
ветка», панно- «Сказка».
4. Работа с различными тканями.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с
различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки.
Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки
различных деталей мягкой игрушки
Практическая работа: Подбор материала. Выкраивание деталей. Изготовление деталей.
Набивка. Соединение деталей. Оформление игрушки. («Котик», «Гусеница», «Клоун» и
др.)
5. Кожаная пластика. Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи.
Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей.
Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала
для работы. Изготовление сувенира- брелока в виде зверушки (собачка, слоник, лошадка,
котёнок и др.). Изготовление закладки для книги.
6. Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе
с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление
объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как
дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ
из ракушек («Цветок», «Бабочка» др.) оформление рамок для поделок, объёмная картина-
«Подводный мир»
7.Оформление выставки. Отчётная выставка работ.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№п/
п
Разделы программы
Количество
часов
Экскурсии
Теор.
Пр. р
1
Вводное занятие
1
1
2
2.
Работа с бумагой.
1
5
3
Работа с природными материалами.
1
5
4
Работа с различными тканями.
1
5
5
Кожаная пластика.
1
5
6
Морские пришельцы (работа с ракушками)
1
5
7
Оформление выставки. Отчётная выставка
работ.
2
Итого
34
Приложение
к рабочей программе
по внеурочной деятельности
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности на
2018-2019 уч. год 4 класс
№
уро
ка
Тема урока, лабораторных, практических,
контрольных, проектных работ
Дата
Прим
ечан.
плано-
вая
фактически
-кая
1
Вводное занятие. (2ч.) Введение в учебный курс.
Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в
школьную музейную экспозицию.
3.09.18
2
Экскурсия в лесопарк.
10.09
Раздел. Работа с бумагой.(5ч.)
3
Открытка. Виды открыток. Открытка «Розочки»
17.09
17.09.
перен
на
15.09
4-5
Открытка с секретом. «День рождения»
24.09,
01.10
6
Коллективная работа - Плакат – поздравление «С
днем учителя!» Выполнение отдельных элементов.
08.10
7
Плакат – поздравление «С днем учителя!»
Оформление работы.
15.09
8
Открытка ко дню матери
22.09
Раздел. Работа с природными материалами.(6ч.)
9
Оформление аппликаций: «Птичка»
29.09
10
Оформление аппликаций: «Белочка»
05.11
11
Аппликация «Цветочная ветка»
12.11
12
Аппликация «Цветочная ветка»
9.11
13
Коллективная работа «Лесная поляна»
26.11
14
Коллективная работа «Лесная поляна»
3.12
Раздел. Работа с различными тканями.(6ч.)
15
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в
изготовлении игрушек. Инструктаж по технике
безопасности.
16
Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор
материала. Выкраивание деталей.
17-
18
Изготовление деталей. Набивка.
19
Соединение деталей.
20
Оформление игрушки.
Раздел. Кожаная пластика.(6ч.)
21
Художественная обработка кожи. Инструктаж по
технике безопасности. Виды работы с кожей и
рабочие инструменты.
22
Подготовка кожи к работе, работа над эскизом.
23-
24
Изготовление брелока.
25-
26
Изготовление закладки для книги.
Раздел. Морские пришельцы (работа с ракушки-
ми) 5ч.
27
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и
обработка. Техника безопасности при работе с
ракушками.
28
Оформление работ из ракушек. «Бабочка»,
«Цветок».
29
Оформление объёмной картины- «Подводный мир»
30
«Подводный мир»
31-
32
Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Оформление рамок для поделок.
33
Подготовка и оформление выставки.
34
Отчётная выставка работ.