Напоминание

"Простые и сложные предложения"


Автор: Солнцева Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: поселок Шекшема Костромской области
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Простые и сложные предложения"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Раздел «Синтаксис»

Учитель: Сонцева Наталья Борисовна

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип

урока

:

открытие

новых

знаний

Формы

работы

:

коллективная, индивидуальная, работа в парах.

УМК

:

УМК Т.В.Ладыженской, М.: Просвещение, 2013 год.

Цель

урока

: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложения; развивать навыки синтаксического

разбора; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые

результаты: обучающиеся

научатся

различать

сложные

и

простые

предложения,

отличать

средства

связи

в

них;

конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной

деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу;

планируют (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной

учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в

материалах учебников.

Коммуникативные: задают

вопросы,

слушают

и

отвечают

на

вопросы

других,

формулируют

собственные

мысли,

высказывают

и

обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы

фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Оборудование

:

мультимедийный

проектор

;

компьютер

;

мультимедийная

презентация

к

уроку

;

раздаточный

материал

.

План урока:

1.

Мобилизующее начало урока.

2.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

3.

Усвоение новых форм знаний.

4.

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

5.

Закрепление знаний.

6.

Обобщение и систематизация знаний.

7.

Контроль и самоконтроль знаний.

8.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

9.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Организационный момент.

Цель - привлечь внимание

учащихся к началу урока

1 мин.

Приветствует обучающихся,

проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, самопроверка

готовности к уроку.

Личностные формируются на протяжении

всего урока.

Коммуникативные: психологический

настрой

2.

Мотивация

Цель - Мотивировать

учащихся к учебной

деятельности средствами

проблемной ситуации

3 мин.

Задает проблемные вопросы

- Какой раздел в русском языке мы

сейчас изучаем?

-Синтаксис- это…?

-Что составляет грамматическую

основу предложений?

Отвечают на проблемные вопросы

…синтаксис

…раздел науки, который изучает

словосочетания и предложения

…подлежащее и сказуемое

Регулятивные: применять знания,

полученные на предыдущем уроке в рамках

созданной учителем учебной ситуации,

реализовывать навыки решения

практической задачи индивидуальным

образом.

-виды предложений по цели

высказывания.

-виды предложений по наличию

второстепенных членов.

Продолжите предложение:

Я буду изучать тему « Сложное

предложение», чтобы…

…повеств., побудит., вопросительные

…распр., и нераспространённые

…, чтобы уметь правильно их строить и

грамотно писать и говорить

Работа в парах.

Коммуникативные: реализация

практических навыков в индивидуальной и

коллективной деятельности.

3.

Проверка изученного на

прошлых уроках.

Цель – зафиксировать

затруднения учащихся

3 мин.

Синтаксический разбор предложения:

Мама - самый дорогой мне человек.

Взаимопроверка разбора предложения

Регулятивные:

формировать и реализовывать умения

включаться в разные виды учебной

деятельности,

применять знания, полученные на

предыдущем уроке в рамках созданной

учителем учебной ситуации, реализовывать

навыки решения практической задачи

индивидуальным образом.

Коммуникативные:

уметь проявлять себя, аргументировать

свой ответ товарищу.

4.

Актуализация знаний

Цель – актуализировать

учебное содержание,

необходимое для изучения

нового материала

2мин.

Организует беседу по уточнению и

конкретизации первичных знаний.

Определение темы и целеполагание

урока:

- Что вы знаете о сложном

предложении?

- Чем оно отличается от простого?

- Какова тема нашего урока?

По опорным словам и уже составленным

предложениям в парах формулируют

тему, и определяют, чему хотят научиться

и как это сделать?

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование.

Коммуникативные: различать функции

языковых единиц, называть (слово,

словосочетание) и выражать мысли,

чувства (предложение, текст).

5

Первичное закрепление

Цель – стимулировать

Выдвигает проблему.

Посмотрите на экран.

Отвечают на вопросы

- Сложные предложения.

Познавательные: общеучебные: умение

структурировать знания; оценка процесса и

интерес учащихся к

изучению конкретной темы

посредством ситуативного

задания, выявление

отсутствующих знаний и

умений для его выполнения

в контексте изучаемой темы

5мин.

Появились тучи, и солнце исчезло.

Из-за горизонта появились тяжёлые

тучи, потому что надвигалась гроза.

Солнце исчезло, надвигалась гроза.

- Что вы видите?

- Почему?

Дайте характеристику этим примерам.

- Каждое состоит из нескольких

грамматических основ.

- первое и второе соединены разными

союзами, третье – без союза.

результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли.

Регулятивные:

выработка учащимися индивидуального

маршрута преодоления зон затруднения.

Волевая саморегуляция оценки –

выделение и осознание учащимися того,

что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.

6.

Открытие нового знания

Цель – организовать

освоение содержания

учебной темы,

необходимого для

выполнения задания

5 мин.

Организует самостоятельную работу с

теоретическим материалом учебника

Читают текст учебника, выявляют

главное, сравнивают с уже имеющимися

знаниями, составляют алгоритм

использования полученных знаний

Познавательные:

Обнаруживать общее (называть) и

различное в функциях слова и

словосочетания. Коммуникативные:

различать функции языковых

единиц,наблюдать над условиями связи

разных частей речи предложении

регулятивные: анализ, синтез, выбор

основания для сравнения.

7.

Динамическая пауза

Цель – сменить вид

деятельности

1мин.

Делают вместе с учителем гимнастику

для глаз

Личностные: сохранение здоровья.

Коммуникативные: создание

доброжелательной атмосферы

сотрудничества.

8.

Закрепление изученного

материала

Цель – определение степени

освоения содержания

учебной темы

7 мин.

Организует индивидуальная

самостоятельная работа:

Запишите предложения, подчеркните

грамматические основы.

Как называются такие предложения?

- посмотрите в учебнике

Какие предложения называются

сложными? Каковы их отличительные

признаки?

Организовывает работу

Работа по учебнику.

Прочитайте задание.

- Как построите свою работу?

Записывают предложения, подчеркивают

члены предложения

Осуществляют взаимопроверку

Списывают предложения, подчёркивают

основу, характеризуют.

Осуществляют взаимопроверку

Регулятивные:

формирование и реализация навыков

составления

лингвистическоговысказывания,

прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу

результатов и самооценке готовности к

выполнению заданий разного уровня

сложности.

9.

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону –

6 мин.

На экране вы видите 10 предложений,

укажите № сложных предложений №

простых

Проверяем!

сложные: 1,2,4, 7.

простые: 3,5,6,8,9,10.

- Какие предложения вызвали

затруднения? Почему?

Учащиеся записывают № предложений,

распределяя в 2 группы, проверяют по

эталону.

Простые предложения, осложненные

однородными членами

Предложения, в определении вида

которых возникли затруднения,

записывают, объясняют.

Познавательные:

формирование умения применять

полученные знания на практике.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков

решения практической задачи

индивидуальным и коллективным образом.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей

деятельности и своего поведения в

процессе учебного занятия и

корректировать их

10.

Включение нового знания в

систему знаний и

повторение – 4 мин.

Организовывает беседу с элементами

самостоятельной работы

Какое предложение вы видите на

экране? Почему?

Осень пришла и украсила наш сквер.

Перестройте так предложение, чтобы

получилось сложное.

Что вы должны сделать?

Отвечают на вопросы

- простое с однородными членами

предложения.

- Вставить вторую грамматическую

основу

Работают в парах, осуществляют

взаимопроверку

Коммуникативные: умение

аргументированно доказывать свою точку

зрения, уважительно относясь к

однокласснику

11.

Закрепление – 4 мин.

Контролирует выполнение заданий на

выбор:

1. Выполнить упражнение

2. Работа по карточкам. В

предложенных предложениях

подчеркнуть главные члены,

составить схемы.

Учитель: напоминает о правилах

взаимодействия в группе, предлагает

соседям по парте обменяться

выполненными работами.

Выполняют самостоятельную работу

формирование умения применять

полученные знания на практике, уметь

осуществлять рефлексию своей

деятельности и своего поведения в

процессе учебного занятия и

корректировать их

12.

Рефлексия

Цель – оценить результаты

собственной деятельности

3 мин.

Побуждает к высказыванию своего

мнения

Что сегодня на уроке повторили? Что

узнали нового?

- какие предложения вам больше всего

нравятся? Почему?

Называют основные позиции нового

материала и как они их усвоили (что

получилось, что не получилось и почему)

Осуществляют самооценку

Познавательные: умение структурировать

знания; оценка процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли.

Регулятивные:

Оцените свои знания по теме,

значками на полях:

+ - всё понятно

+ - не уверен в своих знаниях

! – необходимо повторить.

прогнозирование.

13.

Домашнее задание

2 мин.

Учитель поясняет, как нужно

выполнить

д/з. Задание на экране на выбор:

1) подготовить опорный конспект по

теме;

2) выполнить упр. по алгоритму;

3) составить текст, используя только

сложные предложения

Записывают в дневниках задание по

выбору

14.

Подведение итогов.

2 мин.

Учитель объявляет отметки

обучающимся

Личностные:

формирование умений к самоанализу

результатов и самооценке готовности к

выполнению заданий разного уровня

сложности.

Познавательные: умение структурировать

знания;

Приложение:

Тест по теме «Простые и сложные предложения»

1.Сложное предложение содержит:

а) одну грамматическую основу;

б) несколько грамматических основ;

2. Какое предложение является сложным:

а) Мой отец поставил вёсла, вошёл в дом.

б) Мой отец и не поставил вёсла, и не вошёл в дом.

в) Мой отец поставил вёсла, и я вошёл с ним в дом.

3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [ ], а [ ]. (знаки препинания не расставлены):

а) Над землёй стелется туман а в лесу слышен шорох листьев.

б) Наступило не жаркое а холодное лето.

4. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Прошло лето (1) и наступили жаркие (2) и засушливые дни.

5. Из предложения выпишите союзы: Все подняли головы, когда услышали громкий выстрел и крик.



В раздел образования