Автор: Солнцева Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: поселок Шекшема Костромской области
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Простые и сложные предложения"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Раздел «Синтаксис»
Учитель: Сонцева Наталья Борисовна
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип
урока
:
открытие
новых
знаний
Формы
работы
:
коллективная, индивидуальная, работа в парах.
УМК
:
УМК Т.В.Ладыженской, М.: Просвещение, 2013 год.
Цель
урока
: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложения; развивать навыки синтаксического
разбора; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые
результаты: обучающиеся
научатся
различать
сложные
и
простые
предложения,
отличать
средства
связи
в
них;
конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной
деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.
Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.
Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной
учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в
материалах учебников.
Коммуникативные: задают
вопросы,
слушают
и
отвечают
на
вопросы
других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают
и
обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы
фактами, соблюдая правила ведения диалога.
Оборудование
:
мультимедийный
проектор
;
компьютер
;
мультимедийная
презентация
к
уроку
;
раздаточный
материал
.
План урока:
1.
Мобилизующее начало урока.
2.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.
3.
Усвоение новых форм знаний.
4.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
5.
Закрепление знаний.
6.
Обобщение и систематизация знаний.
7.
Контроль и самоконтроль знаний.
8.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
9.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.
Организационный момент.
Цель - привлечь внимание
учащихся к началу урока
1 мин.
Приветствует обучающихся,
проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, самопроверка
готовности к уроку.
Личностные формируются на протяжении
всего урока.
Коммуникативные: психологический
настрой
2.
Мотивация
Цель - Мотивировать
учащихся к учебной
деятельности средствами
проблемной ситуации
3 мин.
Задает проблемные вопросы
- Какой раздел в русском языке мы
сейчас изучаем?
-Синтаксис- это…?
-Что составляет грамматическую
основу предложений?
Отвечают на проблемные вопросы
…синтаксис
…раздел науки, который изучает
словосочетания и предложения
…подлежащее и сказуемое
Регулятивные: применять знания,
полученные на предыдущем уроке в рамках
созданной учителем учебной ситуации,
реализовывать навыки решения
практической задачи индивидуальным
образом.
-виды предложений по цели
высказывания.
-виды предложений по наличию
второстепенных членов.
Продолжите предложение:
Я буду изучать тему « Сложное
предложение», чтобы…
…повеств., побудит., вопросительные
…распр., и нераспространённые
…, чтобы уметь правильно их строить и
грамотно писать и говорить
Работа в парах.
Коммуникативные: реализация
практических навыков в индивидуальной и
коллективной деятельности.
3.
Проверка изученного на
прошлых уроках.
Цель – зафиксировать
затруднения учащихся
3 мин.
Синтаксический разбор предложения:
Мама - самый дорогой мне человек.
Взаимопроверка разбора предложения
Регулятивные:
формировать и реализовывать умения
включаться в разные виды учебной
деятельности,
применять знания, полученные на
предыдущем уроке в рамках созданной
учителем учебной ситуации, реализовывать
навыки решения практической задачи
индивидуальным образом.
Коммуникативные:
уметь проявлять себя, аргументировать
свой ответ товарищу.
4.
Актуализация знаний
Цель – актуализировать
учебное содержание,
необходимое для изучения
нового материала
2мин.
Организует беседу по уточнению и
конкретизации первичных знаний.
Определение темы и целеполагание
урока:
- Что вы знаете о сложном
предложении?
- Чем оно отличается от простого?
- Какова тема нашего урока?
По опорным словам и уже составленным
предложениям в парах формулируют
тему, и определяют, чему хотят научиться
и как это сделать?
Регулятивные: контроль, коррекция;
прогнозирование.
Коммуникативные: различать функции
языковых единиц, называть (слово,
словосочетание) и выражать мысли,
чувства (предложение, текст).
5
Первичное закрепление
Цель – стимулировать
Выдвигает проблему.
Посмотрите на экран.
Отвечают на вопросы
- Сложные предложения.
Познавательные: общеучебные: умение
структурировать знания; оценка процесса и
интерес учащихся к
изучению конкретной темы
посредством ситуативного
задания, выявление
отсутствующих знаний и
умений для его выполнения
в контексте изучаемой темы
5мин.
Появились тучи, и солнце исчезло.
Из-за горизонта появились тяжёлые
тучи, потому что надвигалась гроза.
Солнце исчезло, надвигалась гроза.
- Что вы видите?
- Почему?
Дайте характеристику этим примерам.
- Каждое состоит из нескольких
грамматических основ.
- первое и второе соединены разными
союзами, третье – без союза.
результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли.
Регулятивные:
выработка учащимися индивидуального
маршрута преодоления зон затруднения.
Волевая саморегуляция оценки –
выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
6.
Открытие нового знания
Цель – организовать
освоение содержания
учебной темы,
необходимого для
выполнения задания
5 мин.
Организует самостоятельную работу с
теоретическим материалом учебника
Читают текст учебника, выявляют
главное, сравнивают с уже имеющимися
знаниями, составляют алгоритм
использования полученных знаний
Познавательные:
Обнаруживать общее (называть) и
различное в функциях слова и
словосочетания. Коммуникативные:
различать функции языковых
единиц,наблюдать над условиями связи
разных частей речи предложении
регулятивные: анализ, синтез, выбор
основания для сравнения.
7.
Динамическая пауза
Цель – сменить вид
деятельности
1мин.
Делают вместе с учителем гимнастику
для глаз
Личностные: сохранение здоровья.
Коммуникативные: создание
доброжелательной атмосферы
сотрудничества.
8.
Закрепление изученного
материала
Цель – определение степени
освоения содержания
учебной темы
7 мин.
Организует индивидуальная
самостоятельная работа:
Запишите предложения, подчеркните
грамматические основы.
Как называются такие предложения?
- посмотрите в учебнике
Какие предложения называются
сложными? Каковы их отличительные
признаки?
Организовывает работу
Работа по учебнику.
Прочитайте задание.
- Как построите свою работу?
Записывают предложения, подчеркивают
члены предложения
Осуществляют взаимопроверку
Списывают предложения, подчёркивают
основу, характеризуют.
Осуществляют взаимопроверку
Регулятивные:
формирование и реализация навыков
составления
лингвистическоговысказывания,
прогнозирование.
Личностные:
формирование умений к самоанализу
результатов и самооценке готовности к
выполнению заданий разного уровня
сложности.
9.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону –
6 мин.
На экране вы видите 10 предложений,
укажите № сложных предложений №
простых
Проверяем!
сложные: 1,2,4, 7.
простые: 3,5,6,8,9,10.
- Какие предложения вызвали
затруднения? Почему?
Учащиеся записывают № предложений,
распределяя в 2 группы, проверяют по
эталону.
Простые предложения, осложненные
однородными членами
Предложения, в определении вида
которых возникли затруднения,
записывают, объясняют.
Познавательные:
формирование умения применять
полученные знания на практике.
Регулятивные:
формирование и реализация навыков
решения практической задачи
индивидуальным и коллективным образом.
Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей
деятельности и своего поведения в
процессе учебного занятия и
корректировать их
10.
Включение нового знания в
систему знаний и
повторение – 4 мин.
Организовывает беседу с элементами
самостоятельной работы
Какое предложение вы видите на
экране? Почему?
Осень пришла и украсила наш сквер.
Перестройте так предложение, чтобы
получилось сложное.
Что вы должны сделать?
Отвечают на вопросы
- простое с однородными членами
предложения.
- Вставить вторую грамматическую
основу
Работают в парах, осуществляют
взаимопроверку
Коммуникативные: умение
аргументированно доказывать свою точку
зрения, уважительно относясь к
однокласснику
11.
Закрепление – 4 мин.
Контролирует выполнение заданий на
выбор:
1. Выполнить упражнение
2. Работа по карточкам. В
предложенных предложениях
подчеркнуть главные члены,
составить схемы.
Учитель: напоминает о правилах
взаимодействия в группе, предлагает
соседям по парте обменяться
выполненными работами.
Выполняют самостоятельную работу
формирование умения применять
полученные знания на практике, уметь
осуществлять рефлексию своей
деятельности и своего поведения в
процессе учебного занятия и
корректировать их
12.
Рефлексия
Цель – оценить результаты
собственной деятельности
3 мин.
Побуждает к высказыванию своего
мнения
Что сегодня на уроке повторили? Что
узнали нового?
- какие предложения вам больше всего
нравятся? Почему?
Называют основные позиции нового
материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и почему)
Осуществляют самооценку
Познавательные: умение структурировать
знания; оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли.
Регулятивные:
Оцените свои знания по теме,
значками на полях:
+ - всё понятно
+ - не уверен в своих знаниях
! – необходимо повторить.
прогнозирование.
13.
Домашнее задание
2 мин.
Учитель поясняет, как нужно
выполнить
д/з. Задание на экране на выбор:
1) подготовить опорный конспект по
теме;
2) выполнить упр. по алгоритму;
3) составить текст, используя только
сложные предложения
Записывают в дневниках задание по
выбору
14.
Подведение итогов.
2 мин.
Учитель объявляет отметки
обучающимся
Личностные:
формирование умений к самоанализу
результатов и самооценке готовности к
выполнению заданий разного уровня
сложности.
Познавательные: умение структурировать
знания;
Приложение:
Тест по теме «Простые и сложные предложения»
1.Сложное предложение содержит:
а) одну грамматическую основу;
б) несколько грамматических основ;
2. Какое предложение является сложным:
а) Мой отец поставил вёсла, вошёл в дом.
б) Мой отец и не поставил вёсла, и не вошёл в дом.
в) Мой отец поставил вёсла, и я вошёл с ним в дом.
3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [ ], а [ ]. (знаки препинания не расставлены):
а) Над землёй стелется туман а в лесу слышен шорох листьев.
б) Наступило не жаркое а холодное лето.
4. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Прошло лето (1) и наступили жаркие (2) и засушливые дни.
5. Из предложения выпишите союзы: Все подняли головы, когда услышали громкий выстрел и крик.