Автор: Лукина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ПОЧУ "АКТЭиП"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Научно–исследовательская деятельность студентов как фактор формирования и совершенствования профессиональных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
Научно-исследовательская деятельность студентов
как фактор формирования и совершенствования
профессиональных компетенций
Современное общество требует от будущего специалиста
не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня,
глубокой специализации в отдельных областях науки и техники,
прочных знаний, умений и навыков в учебной деятельности, но
и умения жить, сосуществовать в обществе, адаптироваться в
нем,
даже
при
резкой
смене
обстоятельств.
Позволяет
адаптироваться и занять свое место в обществе, коллективе
умение исследовать и осмысливать прочитанное, услышанное и
увиденное.
Изначально
такое
личностное
качество
и
способности формируются в учебной деятельности в период
ведения исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская
деятельность
основана
на
научном
анализе
существующей
теории
и
практики
и
направлена на создание условий для эффективной реализации
социально-педагогических инициатив.
Целью
научно-исследовательской
работы
является
создание
условий
для
развития
творческой
личности,
ее
самоопределения и самореализации.
Для достижения поставленной цели в профессиональном
образовательном
частном
учреждении
«Астраханский
кооперативный
техникум
экономики
и
права»
решаются
следующие задачи:
•
формировать
интересы,
склонности
студентов
к
научно-
исследовательской
деятельности,
умения
и
навыки
проведения исследований;
•
развивать
интерес
к
познанию
мира,
сущности
процессов
и
явлений
(науки,
техники,
искусства,
природы,
общества и т. п.);
•
развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и
использовать результаты исследования на практике;
•
способствовать
профессиональной
и
социальной
адаптации.
Очень
важно
в
организации
и
ведении
научно-
исследовательской
деятельности
основополагаться
на
такие
принципы исследования:
•
единство
и
активное
взаимодействие
научно-
исследовательской, инновационно-проектной,
творческой и
образовательной деятельности;
•
направленность
на
социальное
и
духовное
развитие
личности и общества;
•
концентрация
усилий
и
ресурсов
на
приоритетных,
социально значимых и недостаточно освоенных направлениях;
•
поддержка
ярких
творческих
индивидуальностей,
способных обеспечить опережающий уровень образования и
научных исследований;
•
поддержка и развития научного творчества молодежи;
•
доведения
результатов
исследований
и
проектов
до
пользователей через обеспечение издательской деятельности и
возможностей сети Интернет;
•
ориентация
научных
коллективов
на
проведение
полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся
созданием готовой продукции;
•
развития
многообразия
форм
организации
научно-
исследовательской
и
творческой
деятельности
в
системе
образования;
•
расширения
субъекта
научно-исследовательской,
творческой,
инновационно-проектной
деятельности
через
вовлечение
в
совместную
работу
внешних
представителей
профессиональных сообществ (социальное партнёрство).
В
профессиональном
образовательном
частном
учреждении
«Астраханский
кооперативный
техникум
э к о н о м и к и
и
п р а в а » качественно
вести
науч но-
исследовательскую
деятельность
помогает
предварительное
анкетирование,
проводимое
руководителем
кружка
и
позволяющее
определиться
преподавателю
с
методами
исследовательской работы. Руководители предметных кружков
ежегодно
на
организационном
заседании
проводят
опрос
студентов. Анализ ответов респондентов (опрашиваемых) на
протяжении
последних
трех
учебных
лет
позволил
выявить
список
факторов,
способствующих
активизации
научно-
исследовательской работы студентов:
•
П оле зно с т ь
в ы полня е мо й
р а б от ы .
Важно
психологически
настроить,
студента,
показать
ему,
как
необходима выполняемая им работа. Если студент знает, что
результаты его работы будут использованы в лекционном курсе,
в
методическом
пособии,
в
лабораторном
практикуме,
при
подготовке
публикации
или
иным
образом,
то
отношение
к
выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону
и качество выполняемой работы возрастает.
Другим
вариантом
использования
фактора
полезности
является
активное
применение
результатов
работы
в
профессиональной
подготовке.
Так,
например,
если
студент
получил задание на дипломную (квалификационную) работу на
первом курсе обучения, он может выполнять самостоятельные
задания
по
ряду
дисциплин
гуманитарного
и
социально-
экономического и общепрофессионального циклов дисциплин,
которые затем войдут как разделы в его квалификационную
(дипломную) работу.
•
Участие
в
олимпиадах
по
учебным
дисциплинам,
конкурсах научно-исследовательских или прикладных работах
и т.д.
•
Факторы
контроля
знаний
(накопительные
оценки,
рейтинг,
нестандартные
экзаменационные
процедуры).
Эти
факторы при определённых условиях могут вызвать стремление
к состязательности, что само по себе
являет ся
с и л ь н ы м
мотивационным
фактором самосовершенствования
студента.
•
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой
деятельности
(стипендии,
премирование,
поощрительные
баллы) и санкции за плохую учебу.
•
Личность
преподавателя.
Преподаватель
может
быть
примером
для
студента
как
профессионал,
как
творческая
личность.
Преподаватель
может
и
должен
помочь
студенту
раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы
своего внутреннего роста.
6. Использование «метода
погружения».
Этот
метод
позволяет
интенсифицировать
изучение
материала,
так
как
сокращение
интервала
между
занятиями
по
той
или
иной
дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса
и уменьшает степень забываемости.
Формой представления исследовательской деятельности,
результатом проведенной работы выступает творческий проект
-
план,
прототип
какого-либо
реального
объекта.
Внедрение
проектной
деятельности
нерезультативно
без
поддержки
со
стороны
директора
и
администрации,
от
которых
в
равной
степени
зависит
успех
дела.
Решающим
звеном
внедрения
проекта
(проектного
обучения)
является
преподаватель-
инициатор
(руководитель
кружка
или
преподаватель
специальной
дисциплины).
Меняется
в
этом
случае
роль
педагога:
из
носителя
знаний
и
информации,
сообщающего
студентам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно
усвоив,
он
становится
организатором
деятельно сти,
консультантом и коллегой по решению поставленной задачи,
добыванию необходимых знаний и информации из различных
источников (может быть и нетрадиционных).
Проектная
деятельность
-
это
«полное
погружение
в
практическую
деятельность,
реальную
жизнь,
перспектива
открытия собственного дела». Так в 2017-2018 году студенты,
обучающиеся
по
специальности
«Право
и
организация
социального
обеспечения»,
члены
кружка
«Закон
и
правосудие»,
решили
найти
ответ
на
вопрос:
Возможно
ли
открытие
юридической
клиники
на
базе
профессионального
образовательного
частного
учреждении
«Астраханский
кооперативный техникум экономики и права». Первоначально
студентам необходимо было убедить преподавателя-тьютора в
важности выдвинутой идеи. Затем работа продолжилась вне
стен учебного заведения:
•
Анкетирование населения (социальный опрос).
•
Встреча с внешними «конкурентами».
3. Поиск каналов финансирования для открытия клиники.
Каждый шаг сопровождался рекомендациями преподавателя и
других
практических
работников,
заинтересовавшихся
проектом.
Теоретико-практическая
апробация
проекта
была
проведена на общетехникумовском мероприятии «Бизнес-шоу».
Студенты
защищали
проект
и
одновременно
получали
практические советы от приглашенных, профессионалов своего
дела, прошедших путь открытия собственного бизнеса от идеи
до реальных действий.
Кроме этого кружок «Закон и правосудие» работает над
темой «Закон как действенное средство защиты против борьбы
с
человеческими
пороками».
Студенты
неслучайно
выбрали
тему, так как в обществе происходит переоценка ценностей и, в
первую
очередь,
молодёжь
не
осознает
последствий
совершаемых
действий,
которые
связаны
с
порочным
поведением (в их понимании нормальном). Материалы научных
исследований
будут
представлены
на
открытом
заседании
кружка в форме проекта «Я - гордость своего поколения».
Члены кружка «История Астраханского кооперативного
техникума экономики и права» исследуют историю развития
учебного заведения и выявляют возможные его перспективы.
Результатом
научно-исследовательской
работы
планируется
выпуск
книги,
посвященной
потребительской
кооперации
и
деятельности техникума.
Такая глобальная по объёму работа должна находиться в
постоянном
движении,
поскольку
студентам
приходится
учитывать
все
аспекты
жизнедеятельности
разрабатываемого
проекта.
Такое ведение инновационной проектной деятельности в
профессиональном
образовательном
частном
учреждении
«Астраханский кооперативный техникум экономики и права»
является актуальным, так как сейчас происходит реализация
новых
программ
стандарта
поколения
3+,
требующих
формирования
профессиональных
компетенций,
т.е
умений
высокого уровня с учетом запросов работодателей. Где-то на
исследование
потребуется
больше
времени,
где-то
меньше,
чтобы получить первые транслируемые результаты. Вопрос о
продолжительности
поисковой
работы
часто
увязывают
с
вопросом финансирования. И это справедливо. Но, по сути,
плоды
педагогического
поиска
и
инноваций
получаются
и
созревают
в
то
время,
которое
зависит
от
упорного
труда
педагогов, целенаправленной работы студентов, их энтузиазма,
подкрепляемого
личностью
отдельного
педагога
и
от
внутренней логики организованной в конкретном учреждении
образования инновационно-проектной работы.