Авторы: Невенчанная Людмила Владимировна, Комиссарова Марина Валентиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г. Усолье–Сибирское, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие
по «реке времени» Н.А. Коротковой.
То, что будет дальше в этой жизни - ребёнок узнает и увидит сам.
Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?! Каким
же увлекательным покажется ему путешествие в прошлое,
путешествие по «Реке Времени».
Актуальность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно
актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно
высоким. Дети
испытывают
трудности
в
звукопроизношении,
в
овладении
лексико-
грамматическими
формами,
имеют
скудный
словарный
запас
и
не
умеют
строить
связные
высказывания.
Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения,
поэтапное рассматривание и описание картин и др.) не позволяют ребенку в достаточной степени
овладеть речевыми навыками.
Становится очевидным, что необходимо изменение способов
работы по развитию речи дошкольников.
Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников – это
обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием
участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают
слова-действия,
слова-признаки
и
т.
д.
И
даже
самый
молчаливый
и
застенчивый
ребенок
рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
На
наш
взгляд,
образовательная
технология
«Путешествие
по
«реке
времени»
Н.А.
Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм представления детям целостной
картины мира и соответственно речевого развития.
Цель:
создать
условия
для
речевого
развития
старших
дошкольников
посредством
образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.
Задачи:
1. Обучающая: формировать навык позитивного способа
общения со сверстниками, умения
работать в группе, использовать в речи деловую, познавательную, личностную формы общения.
2. Развивающая: развивать мышление и речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь –
доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и
явлений; обогащать и активизировать словарь по теме путешествия.
3. Воспитательная: воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские
взаимоотношения.
Для
реализации
данных
задач,
на
первом
подготовительном
этапе,
мы
подобрали
иллюстрационный материал для путешествий во времени. В первую очередь, нам понадобилась
карта-панно, опредмечивающая
метафору
«река
времени»,
символизирующая линейное
движение исторического времени: от прошлого к настоящему. В рекламной мастерской мы
заказали лист размером 60 х 180 см, на котором полосой синего цвета (во всю длину)
обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечены три «остановки», с нестрогими,
интуитивно понятными детям названиями: «древность» - «старина» - «наше время» (в
соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных
людей,
мир
средневековья, современный мир). Заранее
наклеили
на
панно
небольшие
иллюстрации - «метки» каждой остановки во времени. Такими символами-«метками» стали
изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, пещерные люди,
жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Для путешествий по
«реке времени» был подобран соответствующий иллюстративный материал. Это наборы
картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов:
раньше - сейчас (история жилища, транспорта, одежды и
быта
и
т.д.).
Такие
картины-
иллюстрации
размером
примерно
в стандартный лист бумаги (формат А4) используются
многократно. Также подготовили аналогичные по тематике (но в большем количестве и
разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок
примерно 6х8 см или 7х10 см -как для классификационных таблиц).
Для
того,
чтобы
систематизировать
работу,
мы
составили
перспективный
план
в
соответствии с комплексно-тематическим планированием (вы видите его на экране).
Реализацию основного этапа начали с самого доступного для дошкольников - обсуждения,
в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в - «старину», и еще
раньше - в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок педагог и дети
выбирали подходящие и наклеивали на соответствующих «остановках», дополняя первые
лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» мы использовали истории быта,
транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного
характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам. Остановки
на «реке времени» от занятия к занятию обживались - заполняясь соответствующим
иллюстративным материалом.
Где
это
возможно,
рассказ
воспитателя
и
обсуждение
подкреплялись не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые
можно
исследовать,
пробовать
в
действии.
Например, в
подготовительной
группе
«Колокольчики» знакомство с историй ложки началось с проблемной ситуации: «Чем будем
есть варенье? Хотите узнать, всегда ли ложка была такой, как сейчас?» В ходе занятия дети
рассуждали о том, удобно ли было есть ложкой-ракушкой, а ложкой, сделанной из бересты?
Воспитанники показали свои знания и поделились жизненным опытом, рассуждали о том, что
видят на слайдах, аргументировали изменения внешнего вида ложки, делились впечатлениями,
задавали вопросы друг другу и педагогу, договаривались друг с другом, принимали совместное
решение.
Занятие
способствовало
развитию
у
дошкольников
речи-доказательства,
речи-
аргументации.
"Путешествие
в
историю
возникновения
одежды"
для
ребят
подготовительной
группы
«Светлячки»
началось с сюрприза – воспитатель появилась в группе в длинном
русском сарафане. Дети были удивлены. Им предстояло ответить на вопросы: «Носят ли в наше
время такие сарафаны? Когда носили? А вы задумывались о том, когда появилась первая одежда?
Как выглядела первая одежда? Как она менялась вместе со временем?». Совершив путешествие
по "Реке времени" дети рассмотрели иллюстрации с изображением древних людей в шкурах;
пышных дам и кавалеров в красивых пышных нарядах и картинки современной одежды. Дети
проанализировали, удобно ли было носить в повседневности пышные и длинные
наряды и
узнали некоторые названия одежды: камзол, кафтан, корсет. Рассмотрели, из чего делают одежду
сейчас, для этого были
предложены разные кусочки ткани. На протяжении занятия дети
закрепили и получили новые исторические представления об одежде, речь обогатилась новыми
терминами и словесными оборотами.
Ребятам
подготовительной группы «Бруснички»
«Река
времени»
помогла
лучше
узнать историю своего родного города. Из предложенных фотографий детям нужно было выбрать
те, на которых запечатлены различные места Усолья. С заданием дети успешно справились,
определили цель исследования – узнать историю возникновения города Усолье-Сибирское, и
со словами: «Тик-так, тик-так» время отмеряет шаг, по реке времени на лодке поплывём с вами
в древность попадём» отправились в путешествие. Ребята рассматривали, сравнивали и активно
обсуждали старые и современные фотографии Усолья, пробовали рассол на вкус. В игре «Убери
лишнее» дети должны были выбрать только тот вид транспорта, который есть в нашем городе. На
следующем этапе, при помощи фишек, ребята разделились на три подгруппы – они должны были
рассортировать мелкие иллюстрации и закрепить их на панно - каждая на своей «остановке».
Когда общая таблица была собрана, каждая подгруппа объясняла, почему были выбраны те или
иные фишки. В итоге были составлены небольшие рассказы о том, каким Усолье было в
древности,
в
старину
и
в
наше
время.
В
процессе
исследовательской
деятельности
предусматривалось
решение
речевых
задач:
подбор
определений
к
различным
словам,
упражнения в подборе слов, велась работа над развитием диалогической и монологической речи.
Детей учили правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
новых
отношений
семьи
и
дошкольного учреждения, поэтому родители были привлечены ко всем этапам нашей работы. На
подготовительном этапе работа началась с круглого стола, в ходе которого обсудили проблему
познавательного
и
речевого
развития
детей,
познакомили
родителей
с
целями
и
задачами
технологии
«Путешествие
по
«реке
времени»
Н.А.
Коротковой,
провели
анкетирование
«Любознателен ли ваш ребенок?».
В ходе основного этапа в зависимости от темы путешествия организовывали экскурсии
совместно с родителями в библиотеку, магазин одежды и обуви, магазин посуды, краеведческий
музей,
музей
природы
и
т.д.
Рекомендовали
родителям
совместно
с
детьми
просмотр
мультфильмов, чтение сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок по темам. С помощью
родителей подбирали иллюстрации с изображением старых предметов разных эпох, создавали
выставки старинных предметы разных поколений, которые с удовольствием рассматривали в
группе со всеми детьми. Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности,
проблемы.
Мы
отмечаем,
что
детям
более
интересно
рассматривать
настоящие
старинные
предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации. На данном этапе, нам недостаточно
предметов
старины,
в
основном,
имеется
иллюстративный
материал,
но
мы
активно
сотрудничаем с родителями в данном направлении. Итогом работы с родителями стало создание
накопительной
папки
«Путешествие
по
реке
времени»
с
иллюстрациями,
фотографиями,
рисунками.
Работа по технологии «Путешествие по «реке времени»
не завершена, реализация
перспективного плана продолжается. На заключительном этапе, подведем окончательные итоги,
но уже сейчас можем констатировать, что технология, предложенная Надеждой Александровной
Коротковой, дает положительные результаты в познавательном и речевом развитии детей, а
образное
представление
о
времени
способствует
развитию
исследовательской
деятельности
дошкольников.
Список литературы:
1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста,
М: Линка-Пресс, 2007
2. «Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. –
Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера.