Авторы: Мякишева Марина Николаевна, Егорова Ульяна Сергеевна
Должность: Воспитатель ДОУ, старший воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Биикчээн"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Вилюйский район, г. Вилюйск
Наименование материала: статья
Тема: "Азбука хореографии. программа кружка ритмики"
Раздел: дошкольное образование
Мякишева Марина Николаевна
воспитатель,
МБДОУ Детский сад «Биhикчээн»,
г. Вилюйск, Республика (Саха) Якутия
Егорова Ульяна Сергеевна
Старший воспитатель
МБДОУ Детский сад «Биhикчээн»,
г. Вилюйск, Республика (Саха) Якутия
АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ
программа ритмики
Предмет
«Ритмика»
является
профилирующей
дисциплиной
в
цикле
эстетических предметов, введенных дошкольные образовательные учреждения
с преподаванием хореографии. Цель данного предмета – формирование у детей
навыков
хореографической
пластики,
музыкального
ритма,
развитие
их
творческих способностей, умение воплощать музыкально-двигательный образ,
а также активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои
музыкальные
впечатления
в
осмысленных
практических
движениях
и
действиях.
Содержание программы рассчитано на 5 лет обучения для детей с 5 лет
(группа «Топотушки»).
Всего на программу отводится 216 часов. Занятие проводится 1 раз в
неделю. Продолжительность занятий в группах по 15-30 минут. Каждое занятие
предполагает
изучение
новой
темы,
но
включает
в
себя
закрепление
пройденного
материала.
В
упражнениях
всех
4–х
основных
разделов
«Ритмики».
На занятиях дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают
в движении средства музыкальной
выразительности (темп, ритм, способы
исполнения).
Ритмичные
упражнения
развивают
у
детей
координацию
движений
,
быстроту
реакции.
Ориентировку
в
пространстве,
исправляют
природные недостатки (сутулость, развернутость стоп). В ходе занятий особое
внимание уделяется технике: прямая спина, ходьба с правильным положением
корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса. Ритмика является дополнительным
резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости,
повышенной работоспособности, разрядки умственного
и психологического
напряжения,
а
следовательно,
одним
из
условий
подготовки
к
учебной
деятельности в школе.
Основными задачами программы являются:
- характер музыки, ритм, темп, музыкальный размер;
- динамические оттенки в музыке (форте. пиано), характер исполнения (легато,
стаккато);
- строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;
- эмоциональная выразительность.
Знакомство
происходит
в
процессе
занятия
ритмики
на
музыкальном
материале
танцевальных
упражнениях,
музыкальных
игр,
танцевальных
композиций. Первый
год
работы
идет
интуитивное
восприятие
материала,
поэтому тщательно отобранные музыкальные произведения
должны быть
просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру,
иметь яркую выразительную мелодию, четкий ритмический рисунок.
Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время
урока. Здесь детям объясняются анатомические особенности строения лица,
работы мышц лица и их значение для выражения человеческой эмоции (улыбка,
боль, скорбь, удивление, угроза, рыдание, размышление и т.п.) осознать это
могут
игровые
задания
на
передачу
эмоциональных
состояний:
радостно
-
грустно,
вкусно
–
невкусно,
весело
–
страшно,
интересно
–
неинтересно,
любопытно – безразлично и т.п.
Подобным же образом в игровой форме, можно познакомить учеников с
анатомией части тела – суставов и мышц, объяснив особенности их работы в
процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогут детям более
осознанно усваивать танцевальные па и избежать возможных травм. Сведения
по ритмике и основы актерского мастерства будут активно использоваться на
практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, а впоследствии при
изучении музыкального репертуара.
В процессе второго и третьего года обучения, полученные ранее понятия
расширяются и закрепляются.
Четвертый и пятый год обучения продолжает закрепление пройденного
материала на более сложных примерах.
Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся
должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш,
русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и
использовать
их
в
соответствующем
жанру
характере,
импровизировать
на
заданную музыку. Как сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задачи
на определение (на слух) затактового построения. Дети должны самостоятельно
начинать движения из затакта и в такт, вступать в коллективное движение
«каноном» в различных ритмах, с различным интервалом.
Особенности проведения занятий по предмету «Ритмика»
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
основной
задачей
педагога
является
подведение
детей
к
творческому
исполнению
упражнений
с
элементами импровизации через несложные задания. Он должен научить их
свободно двигаться под музыку, не копируя
других детей, самостоятельно
находя
движения
передающие
характер
музыки,
её
эмоциональный
окрас.
Большую
роль
в
занятиях
с
детьми
играет
их
творческая
инициатива
и
воображение, возбудителем которых является музыка, в качестве музыкального
сопровождения надо использовать произведения, имеющую выразительную,
яркую, живую мелодию. Только при этом условии движение будет естественно
и органично сочетать с музыкой.
Таким образом, нужно научить детей:
1.
Двигаться
в
соответствии
с
характером,
темпом,
динамическими
оттенками
музыкального
произведения,
понятного
детям
по
своему
содержанию, сложности и объему. Критерий оценки при этом является
правильность
и
выразительность
движений,
а
также
известная
самостоятельность в наиболее правдивой передаче данной музыки.
2.
Двигаться
в
соответствии
строения
музыкального
произведения:
различать вступление к музыке, и уметь использовать его как сигнал к
движению; узнавать музыкальные фразы и части; начинать и заканчивать
движение точно вместе с музыкой;
3.
Ощущать
и
выделять
сильные
доли
тактов;
на
слух
определять
музыкальные размеры, уметь дирижировать
в этих размерах: менять
характер и объем дирижерского жеста в связи с характером и темпом
музыки.
4.
Различать
длительность,
несложные
ритмические
рисунки
уметь
исполнять их средство движения.
5.
Узнавать низкий и высокий регистры и реагировать на их изменения.
6.
Легко, правильно и выразительно двигаться.
Самое
главное
во
время
занятий
следить
за
правильной
постановки
корпуса,
за
четким
исполнением
движений,
за
раскованно стью,
эмоциональностью, выразительностью.
В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми.
При
этом
очень
важен
четкий
и
красивый
показ
гимнастических
и
танцевальных
движений.
Поэтому
педагог
должен
каждый
раз
выполнять
упражнения в полную ногу, с полной эмоциональной выразительностью, так
как
дети
склонны
копировать
в
точности
каждое
показанное
движение.
Рекомендуется
отмечать
наиболее
способных
детей.
В
то
же
время
нужно
приучать
детей
в
игровой
форме
самостоятельно
отвечать
на
музыку
движением. В этом случае показ педагога нежелателен, так как целью таких
заданий
является
развитие
творческой
активности
детей.
Однако
при
объяснении содержания
музыкально-двигательного упражнения , педагогу
нужно
всегда
говорить
образно,
активизируя
детское
воображение.
При
проведении
музыкальных
игр
педагог
должен
следить
за
музыкальностью
исполнения, особенно за передачей характера произведения, его окраски.
С первых же занятий во всех группах следует добиться дисциплины на
уроке,
внимания
и
серьезного
отношения
к
работе.
Однако,
приступая
к
планированию
занятий,
нельзя
забывать
о
том,
что
дети
этого
возраста,
отличаются
большей
подвижностью
и
в
тоже
время
быстро
устают,
их
внимание неустойчиво, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. План
построения урока ритмики
1.
Вводная часть. Организационный момент. Поклон. Марш с определенным
музыкально-ритмическим заданием;
2.
Основная
часть.
Упражнения
на
выработку
и
совершенствование
двигательных навыков на основе восприятия музыки по выбору педагога:
ОРУ, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии;
3.
Ритмические задания и упражнения: определение размера произведений и
дирижирование,
передача
ритмических
рисунков
через
движение,
исполнение ритмического «эхо», анализ формы произведений и т.д.
4.
Музыкально-ритмические
игры,
инсценировки,
упражнения
с
предметами,
разучивание
или
повторение
ранее
пройденного
танца,
отдельные творческие задания;
5.
Заключительная часть. Краткий анализ урока.
Предложенная схема построения занятий условна. Она обозначает лишь те
виды музыкально-ритмической деятельности, которые могут быть включены в
ту или иную его часть. В работе с детьми по ритмике стоит придерживаться
примерно такого же плана.
План кружка ритмики «Азбука хореографии»
Месяц
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Октябрь
1.
Беседа с детьми о
танцах;
2.
Музыкально-
ритмические занятия
1.Беседа с детьми о
танцах
2. Музыкально-
ритмические занятия
1.
Беседа с детьми
о танцах
2.
Музыкально-
ритмические
занятия
Ноябрь
1.
Разучивание
поклона, шаг
танцевальный с
выносом носка;
2.
Разучивание
передачи в движении
снежинок, бабочек,
солдат.
1.
Элементы основ
классического
танца;
2.
Разучивание
китайского
танца.
1.
Элементы основ
классического
танца;
2.
Разучивание
танца «Танец с
узорами»
Декабрь
1.
Ритмическая
разминка «Я на
солнышке лежу»;
2.
Композиция танца
«Ку-ка-ре-ку»
1.
музыкально-
ритмические
занятия;
2.
Разучивание
поклона, шаг
бытовой и
легкий
танцевальный
шаг.
1/музыкально-
ритмические
занятия;
2/ разучивание
положения корпуса
головы, плеч, рук,
ног (аналогично
классическому
танцу)
Январь
1.
Ритмическая
разминка «Я на
солнышке лежу»;
2.
Вспомогательные и
коррегирующие
упражнения.
1.
Повторение
пройденного
материала;
2.
Игровой
вариант
«Путешествие в
лесу».
1.
Закрепление
пройденных
знаний;
2.
Элементы
музыкальной
грамоты и
передача их в
движении,
разучивание
танца «О-па-
па».
Февраль
1.
Русский
танцевальный
фольклор, хороводы:
«Как у наших у
ворот», «Во поле
береза стояла»;
2.
Композиция танца
«Ёлочки».
1.
Ритмическая
разминка на
развитие
отдельных
групп мышц
«Зверобика»,
«Азбука
танцевальная»;
2.
Упражнение с
использованием
народных
мелодий.
1.
Упражнение на
развитие
мимики и
пантомимики;
2.
Разучивание
танца
«Морской»;
Март
1.
Ритмическая
разминка «Я на
солнышке лежу»;
2.
Разучивание
элементов движений
1.
Элементы
музыкальной
грамоты и
передачи их в
движении;
1.
«Здравствуй,
весна» танцы-
этюды;
«Подснежники»,
«Во поле береза
«матрешка».
2.
2. Разучивание
элементов танца
«Полька».
стояла» «А я по
лугу»,
хороводы; игры
«Стелю, стелю
подушечки»,
игра горелки
2.
Упражнение для
улучшения
эластичности
плечевого пояса,
подвижности
плечевых
суставов.
Апрель
1.
Упражнение для
развития
выворотности ног и
танцевального шага;
2.
Танцы-игры на
развитие творческих
способностей :
«Бульба», «Чунга-
чанга», «Во
кузнице»,
«Карусель».
1.
Упражнение –
этюды на
развитее
ориентировки
детей в
пространстве,
перемещение в
парах по кругу,
смена пар
неров;
2.
Разучивание
элементов танца
«Малинки».
1.
Упражнение на
улучшение
гибкости
коленных
суставов;
2.
Упражнение на
развитие
отдельных
групп мышц и
подвижность
суставов.
Разучивание
элементов танца
«Малинки».
Май
1.
Упражнение на
развитие мимики и и
пантомимики:
«Спать хочется»,
«Радуемся
солнышку»,
«Ковбои»;
2.
Подвижные игры с
элементами спорта
«Кенгуру», «Кто
быстрее»,
«Крокодильчик».
1.
Музыкально-
ритмические
занятия
2.
Набор
танцевальных
элементов:
марш, бег,
подскоки,
притопы.
пружинка и т.д.
разучивание
танца «Веселая
пара».
1.
Музыкально-
ритмические
занятия;
2.
Набор
танцевальных
элементов:
подскоки с
переступанием,
галопы,
прыжки.
Список использованной литературы:
1.
Алексеева Л.Н. Танцы для детей. – М: Советская Россия, 1982. - 270с.
2.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М: Рольф, 1999. - 256с.
3.
Зарецкая Н., Рост З. Танцы в детском саду. – М: Айрис-прес, 2003. -112с.
4.
Захаров Р. Искусство балетмейстера. – М: Искуство, 1954. – 432с.
5.
Янкелевич Е.И. Осанка - красивая, походка – легкая. – М: Физкультура и спорт, 2001.
– 95с.