Автор: Ершова Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с 314
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе
Тема: «Чудесный воздух вокруг нас».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 314 г. Челябинска»
Конспект занятия по экспериментированию с
воздухом в старшей группе
«Чудесный воздух вокруг нас».
Ершова Светлана Викторовна
Воспитатель
Челябинск, 2018
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе
«Чудесный воздух вокруг нас».
Цель: Создать условие для расширения и закрепления представления о
воздухе посредством экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности при
проведении экспериментов с воздухом.
Расширить знания о свойствах воздуха.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-
кляксография.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе занятий.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов и
делать выводы.
Активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать умение общаться со сверстниками при совместной
деятельности.
Предварительная работа: Беседа «Воздух в жизни человека» , рассматривание
иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов , зубочистки, пластмассовые
стаканчики на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты , трубочки, краски,
бумага, крышки от фломастеров, сухие салфетки.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия.
Воспитатель заходит в группу с надутыми воздушными шариками.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день. Давайте
поздороваемся
В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем вкруг, и поздороваемся друг
с другом и совсем ,что нас окружает.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю.
Всех я вас приветствую.
Посмотрите, какие красивые, разноцветные шары я принесла: красный,
синий, ой, а что это случилось с зеленым шариком? (ответы детей).
Он стал каким то грустным, маленьким.
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал упругим и большим?
(Ответы детей)
В: - Вы правы! Сейчас я его надую Вот какой он получился! Интересно, а
что же у него внутри, как вы думаете?
(Ответы детей)
В:Да ,ребята, внутри шарика –воздух! Сегодня мы с вами поговорим о
воздухе как настоящие ученые-исследователи, будем работать в лаборатории.
Лаборатория, это помещение, где работают ученые и где много приборов для
опытов.
В: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. В
лаборатории надо соблюдать определенные правила безопасности :
соблюдать тишину, не перебивать друг друг, не мешать друг другу, работать
тихо, аккуратно, внимательно.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты .
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы и пришли в настоящую научную лабораторию. Садитесь за столы.
В: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1«Как поймать воздух?»
В: - Ребята, как вы думаете , воздух имеет цвет? (ответы детей).
Чтобы понять, что воздух прозрачный, нужно его поймать. Я знаю, как нам
поймать воздух , и посмотреть какой он. Для этого возьмите полиэтиленовый
пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей).
В:-Да, он пустой, Смотрите ,если его сложить, какой он тоненький. Теперь
мы набираем в пакет воздух и закручиваем. Что произошло с пакетом?
( ответы детей). Действительно он изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (ответы детей).
В: -Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите
мешочек. Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы
чувствуете?(ответы детей).
Вывод: Воздух можно почувствовать. Да, ребята, вы правы, воздух
прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Это
значит что воздух вокруг нас.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей).
Эксперимент№2. «Видим воздух при помощи трубочки и стаканчика с
водой».
В:.Как вы думаете, есть воздух внутри нас (ответы детей).
В: - А давайте проведем эксперимент. Мы подуем в трубочку, опущенную в
стакан с водой очень аккуратно . И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой? (ответы детей).
В: - Пузырьки? Откуда они взялись? В стакане же только вода была (ответы
детей).
В: - Я поняла, пузырьки – это воздух , который внутри нас. Мы вдыхаем
воздух, потом дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Вот так
получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда мало
выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Вот так, помощью трубочки и
стаканчика с водой увидели воздух.
Физ. минутка . «Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. Что это? (ответы детей). Да это
мыльные пузыри. Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы
ловите.
В:- Как думаете, что находится внутри пузырей? (ответы детей).
В:-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей).
Эксперемент№4 «Как услышать воздух?»
В: Если мы подуем в бутылочку, крышку от фломастера или начнем сдувать
шарик, то мы услышим звук.
В:Возьмите крышку от фломастера и подуйте. Что вы слышите? Звуки
,которые издает воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно
сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие
шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк. Так звучит
воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер,
он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха. Например:
свист, вой.
В: Ребята, а вы знаете что с помощью воздуха можно даже рисовать .Эта
техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем рисовать при помощи воздуха, красок и
трубочки: надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи
трубочки в разные стороны.(дети пробуют рисовать).
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось
проводить опыты ? (ответы детей).
Рефлексия.
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный
шар». Мы встанем в круг и будем передавать друг другу шарик и
рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования
воздухом?
Наше занятие закончилось, вы все были и активными и внимательными.