Автор: Вильнер Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Большеничкинский детский сад
Населённый пункт: с. Большая Ничка Минусинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занимательная математика в дидактических играх"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Большеничкинский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению
развития детей 662627, Красноярский край, Минусинский район, с. БольшаяНичка, ул. Автомобильная, 81, эл. почта:
lbakaykina@mail.
ru, телефон: 8 (39132) 72-2-21
Методическая разработка
Тема «Занимательная математика в дидактических
играх»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не
следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что
делать»
Я. Коменский
Пояснительная записка
Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с
интересом
и
желанием
знакомятся
с
цифрами,
учатся
ими
оперировать,
сравнивают
предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки
в
пространстве
и
времени.
Математика
дает
огромные
возможности
для
развития
мышления, логики и внимания.
Для
успешного
овладения
знаниями
по
разделам
формированию
элементарных
математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм.
Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и
успешно закрепляет знания.
Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических
(количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как
одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по
закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре
занятия
по
ФЭМП
определяются
возрастом
детей,
целью,
назначением,
содержанием
занятия.
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не
только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна
вызвать
заинтересованность
детей
и
познавательную
активность.
В
предлагаемых
разработках программы «Занимательная математика» сделаны акценты на то, как педагог
может
помочь
ребенку
усвоить
математический
материал,
реализовать
творческие
возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с
использованием
метода
игры.
Весь
материал
программы
основан
на
включение
занимательных, игровых элементов в организацию воспитательно-образовательной работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
по
формированию
элементарных
математических представлений.
Такая организованной
образовательной деятельности
детей способствует созданию
устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Цель: Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста
посредством
формирования элементарных математических представлений в процессе
игры.
Задачи:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать,
обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи,
умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные:
Воспитание
у
детей
дошкольного
возраста
интереса
к
занимательной
математике,
формирование умения работы в коллективе
Рекомендации по проведению математических занятий
Начнем с того, что занятия по математике для детей 5-6 лет должны проходить в игровой
форме. Такой способ усвоения материала является оптимальным для дошкольников. Если
просто усадить ребенка перед учебниками, он может быстро заскучать и переключить свое
внимание на что-то более интересное (пейзаж за окном, причудливые узоры на стене и
т.д.). В результате столь «обременительные» и «утомительные» уроки будут вызывать у
него
лишь
раздражение.
А
каждое
приглашение
со
стороны
родителей
позаниматься
математикой станет восприниматься в штыки. Приведем другие советы по организации
уроков:
Занимайтесь регулярно, периодически внося на ООД что-то новое. Не секрет,
что маленьким детям однообразие приедается очень быстро. А при потере интереса
информация едва ли отложится в головках юных учеников. Кроме того, уроки должны
проводиться систематически, чтобы дошкольники могли постоянно актуализировать свои
знания, развивать полученные навыки и умения.
Если ребенку что-то не удается или он не может вникнуть в суть задачи, не
стоит нервничать и раздражаться. Нужно методично объяснять дошкольнику задание до
тех пор, пока у него не останется вопросов. Завышенные родительские требования и
негативные
оценки
действий
ребенка
могут
раз
и
навсегда
отбить
у
него
желание
заниматься математикой.
И наконец, нельзя «стоять» над детьми, заставляя их решать одну задачу за
другой. Такой метод обучения хоть и приведет к усвоению материала, но при этом отобьет
у дошкольника тягу к обучению. Поэтому все занятия должны проходить в легкой и
интересной форме. Развивающая математика для детей 5-6 лет требует вовлеченности
ребенка в процесс, его непосредственного участия в разработке и решении задач, личной
инициативы,
подключения
фантазии
и
воображения.
Совокупность
всех
этих
составляющих является залогом эффективного обучения.
Математические разделы:
1.
Количество и счет
2.
Ознакомление с геометрическими фигурами
3.
Величина
4.
Ориентировка в пространстве
5.
Ориентировка во времени
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Планируемые результаты, как ориентиры освоения подпрограммы «Занимательная
математика в играх »
Ребенок
различает,
из
каких
частей
составлена
группа
предметов,
называет
их
характерные особенности (цвет, форму, величину);
Ребенок считает в пределах натурального ряда чисел(количественный счет), отвечает
на вопрос «Сколько всего?»;
Ребенок
сравнивает
две
группы
путем
поштучного
соотнесения
предметов
(составления пар);
Ребенок группирует / раскладывает/ 3—5 предметов различной величины (длины,
ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;
Ребенок умеет рассказывать о величине каждого предмета в ряде;
Ребенок различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб,
цилиндр; знает их характерные отличия;
Ребенок умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые
фигуры;
Ребенок
ориентируется
в
окружающем
пространстве
и
определяет
направление
движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
Ребенок различает левую и правую руки;
Ребенок определяет части суток.
Ребенок
понимает
независимость
числа
от
величины,
пространственного
расположения предметов и направлений счета;
Ребенок
умеет
преобразовывать
одни
геометрические
фигуры
в
другие
путем
складывания, разрезания, моделировании.
Ребенок понимает игровое задание и выполняет его самостоятельно.
Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр.
Игры с цифрами и числами
1. Дидактическая игра «Собери цветочки»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с
цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки
цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную
серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет
свою ромашку.
Дидактическая игра «Угощение для белочки»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.
Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка
разноцветных, картинка или игрушка белочка.
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку о белке:
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть
Надо грибы
Для зимы собирать.
(Белка)
Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и
грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от
10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном
порядке.
Усложнения:
Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.
Дидактическая игра «Соберем урожай»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.
Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на
состав чисел 6,7 и 8.
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку об осени:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.
Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.
Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).
Усложнения:
Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?
Играть можно индивидуально и по подгруппам.
Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.
Игры с геометрическими фигурами
Дидактическая игра «Портрет»
Возраст 5-6 лет
Цель: учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы
* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый
маленький.
* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.
* Развивать навык ориентировки на листе.
Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка,
снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной
величины: большой, чуть меньше и самый маленький.
Методика проведения:
Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».
- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из
геометрических фигур.
- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:
- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть
меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый
маленький круг.
- Кто получился?
- Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!
Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.
Дети убирают фигуры, игра продолжается.
Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.
«Птичка» «Кошка»
Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в
подгруппах.
Дидактическая игра «Рассели гостей»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник,
прямоугольник, квадрат)
Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя
ставят игрушки на соответствующие фигуры.
Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить
игрушку лягушку на круг, и т.д.
Игры по разделу величина
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Возраст 5-6 лет
Цель: закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в
порядке убывания
* Уточнить названия цветов.
Оборудование: овалы разного цвета и величины.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет,
составить пирамидку.
Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Возраст 5-6 лет
Цель: составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным
параметрам величины.
Оборудование: набор карточек разного размера
Методика проведения:
Ребенку предлагается расставить стульчики ,
в порядке уменьшения
(уменьшения
высоты (толщины); разложить медвежат
в порядке увеличения (уменьшения) длины
(ширины).
Игры на логику
Дидактическая игра «Сказка по клеткам»
Возраст 5-6 лет
Цели: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.
* Развивать образное мышление, воображение.
Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на
ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен.
Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и
ставить фишки на нужную клеточку.
Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась
она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На
полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1).
Хорошо летом в лесу».
Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.
Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!
Игры на ориентировку в пространстве
Дидактическая игра «Встань на место»
Возраст 5-6 лет
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа,
перед, за.
Методика проведения:
Воспитатель
по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа
подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой»
И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.
Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них
стоит.
Дидактическая игра «Где фигура»
Возраст 5-6 лет
Цель: учить
правильно,
называть
фигуры
и
их
пространственное
расположение:
посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур
Методика проведения:
Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура
находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в
центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по
порядку
показывает
и
называет
фигуры,
место
их
расположения.
Другому
ребенку
показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их
место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель
меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что
изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами
фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Игры на ориентировку во времени
Дидактическая игра «Части суток»
Возраст 5-6 лет
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Методика проведения:
Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной
части
суток.
Позади
каждого
домика
закрепляется
соответствующая
картинка.
Дети
выстраиваются
в
шеренгу
лицом
к
домикам.
Воспитатель
читает
соответствующий
отрывок,
из какого
-
либо
стихотворения,
а
затем
подает
сигнал,
Отрывок
должен
характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
Дидактическая игра «Реши задачку»
Возраст 5-6 лет
Цели: развивать образное мышление, воображение
* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.
Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из
фасоли.
*** ***
Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,
Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.
Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело
Сколько будет? Ровно ...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)
"Предмет математики настолько серьезен,
что нужно не упускать случая,
сделать его немного занимательным".
Паскаль
Деловая игра – это такой вид деятельности, который в условиях созданных ситуаций,
направлен на решение учебной задачи. С помощью деловых игр можно выявить и
проследить особенности психологии участников. Игра также помогает найти решение
сложных проблем с помощью применения специальных правил обсуждения.
Деловые игры, являясь одним из активных способов обучения, обладают также
своими особенностями: высокая степень вовлечения в процесс игры; активизация
мышления; обязательность взаимодействия участников между собой, а также с
материалами игры.
Цели: создание условий для повышения качества математического образования детей
дошкольного возраста в ДОУ;
- повышение интереса к математике, желания применять математические знания на
практике;
- расширение математического кругозора воспитанников;
- внедрение в практику работы новых форм, организации математического развития
детей;
задачи:
- развитие познавательной и творческой активности детей;
- воспитание в детях чувства коллективизма и взаимопомощи; ответственности, уважения
к себе и своим соперникам;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода при
выполнении заданий.
«Неделя Математики»
«
ДЕЛОВАЯ ИГРА» по ФЭМП
«МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО».
ЦЕЛЬ: Создание социально ситуации развития детей посредствам,
представления в нетрадиционной форме показать свои знания по
формированию элементарных математических представлений, формировать
способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать в малой
группе.