Авторы: Татаринова Альбина Васильевна, Вдовина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Добрянка, пгт.Полазна
Наименование материала: Проект
Тема: "Воспитание культуры питания дошкольников как одного из направлений здоровьесбережения"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание культуры питания дошкольников как одного из
направлений здоровьесбережения в режимных моментах»
Разработчики проекта: воспитатели Татаринова А.В., Вдовина С.Ю.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный (январь-февраль).
Цель проекта:
- формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью,
освоению навыков правильного питания, как составной части здорового
образа.
Задачи проекта:
- Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
- Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные
для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.
- Дать знания о безопасном питании, то есть сформировать осторожное
отношение к несвежим и незнакомым продуктам.
-Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении
пищи.
-Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную
деятельность.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию.
Для родителей
:
● Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их
самообразование по теме.
● Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
Участники проекта
: дети старшей группы №10, родители, воспитатели.
Проблема
: осознание воспитанниками значения правильного питания для
здоровья человека.
За последние три года заболеваемость новорожденных выросла почти на
16%. Чаще встречается такая тяжелая патология, как гемолитическая болезнь,
сепсис. Вообще дети до 14 лет за этот период стали болеть больше: выросло
число заболеваний костно-мышечной, эндокринной систем, болезней,
связанных с нарушением питания, заболеваний крови и кроветворных
органов, врожденных аномалий развития.
Еще хуже обстоят дела с заболеваемостью подростков (15–17 лет) – это
болезни эндокринной системы, психические расстройства и нарушения
поведения, болезни системы кровообращения.
Здоровых дошкольников за последние годы стало меньше в пять раз, теперь
при поступлении в школу полностью здоровы не более 10% детей.
Увеличивается число детей с замедленным развитием.
Не уменьшается количество случаев нарушений слуха у детей, есть
тенденция к возрастанию дефектов речи и зрения.
К наиболее неблагополучным территориям по уровню общей впервые
выявленной заболеваемости детского населения, имеющие наиболее
высокие показатели заболеваемости по большинству классов болезней,
относятся: г. Пермь, г.Кудымкар, Пермский и Очерский районы.
Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей,
способствует профилактике заболеваний, создает условия для адекватной
адаптации их к окружающей среде. Нарушения качества и структуры питания
играют важную роль в возникновении алиментарно-зависимых заболеваний,
таких как болезни органов пищеварения, ожирение и др.
Переедание, употребление избыточного количества жира, легкоусвояемых
углеводов, нарушения режима питания в сочетании с гиподинамией
являются факторами риска развития ожирения у детей и подростков.
Показатели заболеваемости алиментарно-зависимыми болезнями среди
детей в Пермском крае превышают средние показатели по РФ и ПФО и
занимает 2 ранговое место по ожирению, 5 место по болезням органов
пищеварения среди территорий ПФО.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние
здоровья человека в 70% случаев зависит от образа жизни и полноценного
сбалансированного питания, обеспечивающего поступление в организм
необходимых нутриентов (белки, жиры, углеводы, минералы,
микроэлементы, витамины).
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает
три направления: рациональную организацию питания в образовательном
учреждении; включение в образовательный процесс программ
формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с
детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и
специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех
направлений работы поможет создать и в ДОУ, и дома такую среду, в которой
возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа
жизни.
Поставленные задачи реализуются через свободную игровую деятельность и
специальные познавательные игры, игры-занятия, развлечения, викторины,
беседы, рассматривание фотографий блюд в кулинарных книгах,
составлении коллажей, игры-практикумы, художественное творчество.
Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться
приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки
культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать,
пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего
возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее
полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
В организации детской деятельности важно большое внимание уделять
игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок,
рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Айболит, куклы Здоровейка,
Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят
научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с
выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. В практике
широко используются кулинарные и сенсорные игры: “приготовь овощной
или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”, “угадай по запаху”.
Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают
оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам.
Проводились занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”,”Витаминка”,
где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также
проводился конкурс “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только
описывали внешний вид , но и вкусовые качества продукта.
Непосредственно-образовательная деятельность:
«Уроки Мальвины»,
«Советы Неболейкина».
«Как правильно есть»,
«Знакомство с ножом, как столовым прибором»,
«В стране Витаминии»,
«Праздник каши»,
«Здоровая еда - помогает нам всегда»,
Беседы:
«Основные правила обеденного стола»,
«Наш организм»,
«О пользе каши»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Самые полезные продукты»,
«Чем опасно нарушение режима дня»,
«Как ты относишься к кока-коле? »,
«Похрусти, а потом не грусти?»,
«У меня болит живот»,
«Почему нельзя спешить во время еды? »,
«Не мешай соседу за столом»,
«Можно ли есть суп вилкой? »,
«Режут ли кашу ножом? »,
«Какая ложка лучше? ».
Чтение художественной литературы:
А.Барто «Девочка чумазая»,
Э.Машковская «Витя сам»,
Л.Воронкова «Маша – растеряша»,
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С.Маршак «Где обедал воробей»,
К.Чуковский «Мойдодыр»,
Н. Носов «Огурцы», «Мишкина каша»,
Ю. Тувим «Овощи»,
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»,
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»,
В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко».
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок и бобовое
зернышко», «Гуси-лебеди», «Вершки и корешки», «Лиса и журавль», «Каша
из топора»
Загадки про овощи и фрукты
Сюжетно-ролевые игры:
«Веселое чаепитие»,
«Поможем кукле Кате накрыть стол к приходу гостей»,
Кафе «Здоровячок»,
«Мы идем в магазин»,
«Ждем гостей»,
«Веселый повар»,
«Магазин».
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»,
«Что лишнее?»,
«Магазин полезных продуктов»,
«Реклама»,
«Режим питания»,
«Определи на вкус»,
«Полезное и вредное»,
«Вершки и корешки»
Художественное творчество:
«Мой любимый полдник»,
«Портрет Здоровья и Болезни»,
«Мое любимое блюдо» (лепка),
Коллажи «Не увлекайся», «Пирамида питания», «Овощи-фрукты».
Безопасность
Правила поведения за столом.
Правила обращения с ножом.
Труд
Дежурство по столовой (сервировка стола).
Приготовление «Канапе из фруктов»
Здоровье
Физкультминутка «Зарядка», «А в лесу растёт черника», «Точим нож»,
«Подрастает зёрнышко» - картотека. Утренняя гимнастика.
Физкультура
П/и «У медведя во бору»
Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета) ; «Баба сеяла горох»;
П/и. «Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»)
Музыка
Детские песенки: «Огород», «Антошка», «ЗЗ коровы», «Урожай собирай»
Аудиосказки: «Мешок яблок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок»,
«Петушок и бобовое зернышко» и др.
С целью заинтересовать родителей проблемой культуры питания, повысить
их компетенцию были подготовлены консультации по интересующим их
вопросам:
- «Как научить ребенка соблюдать все правила поведения за столом»;
- «Как сервировать стол»;
-«Что делать, если у ребенка плохой аппетит»;
-«О правилах поведения за столом во время чаепития»,
-«СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ»,
-«Вкусное снотворное»,
-«Воспитание аппетита»,
-«Тактика победы»,
-«Мамины хитрости»,
-«Воспитание у детей правильного отношения к пище»,
-«Накормить Нехочуху»,
-«Осторожно, лакомка!»,
-«Пять условий отличного аппетита ребёнка»,
Продукты проекта:
Для педагогов:
Перспективный план работы;
Подборка конспектов НОД, развлечений, игровых заданий, д/игр;
Картотека потешек для умывания;
Алгоритм «Накрываем на стол»;
Картотека д/игр по формированию культуры питания;
Консультация для родителей;
Картотека стихов о ЗОЖ.
Для детей:
Выставка детских работ
Коллажи.
Для родителей:
Создание папки «Рецепты здорового питания»;
Повысить интерес родителей к правильному питанию и здоровому
образу жизни детей.
Наш опыт работы показал, что
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у
них улучшился аппетит;
- у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной
гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть;
- сформировалось представление о важности соблюдения режима питания,
как одной из необходимых условий правильного питания;
- у детей сформировались знания о безопасности питания.
Большинство родителей отметили, что проведенная нами работа по
формированию основ правильного и здорового питания, оказало влияние на
организацию правильного питания в семье.