Автор: Костеева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ДОУ № 14
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: «Музыкально–дидактическая игра с использованием ИКТ–как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 г Липецка
«Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство
развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
Костеева Е.Н
Игра является основным видом деятельности для
дошкольника. Основное место в развитии и
образовательной деятельности детей в ДОУ занимают
дидактические игры.
Обязательными структурными элементами дидактической
игры являются: обучающая задача, сюжет, игровые действия
и правила.
В музыкальной д е я т е л ь н о с т и
Д О У
широко используются д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
с использованием ИКТ.
Использование ИКТ
открывает
новые
возможности
проведения музыкально-дидактических игр с детьми.
Теперь
ребенка
окружает
огромное
количество
разных
источников
информации. Развлекательная направленность
современных СМИ и компьютерные игры, в которые так
любят играть
наши
дети, способствуют
тому,
ч т о
изменились особенности их восприятия. Дети привыкли к
ярким и динамичным образам, быстрой смене визуального и
звукового
ряда,
спецэффектам.
Их
внимание
трудно
привлечь
и
удержать
на
монотонной
и
однообразной
деятельности, их нелегко удивить и увлечь.
Внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс
детского
сада
имеет
много
преимуществ,
на
которых
следует остановиться:
-расширение использования
электронных
с р едс т в
обучения; так как они передают информацию быстрее, чем
при использовании традиционных средств;
-увеличение
восприятие
материала
за
счет
увеличения
количества иллюстративного материала.
-выполняют совместную работу детей во взаимодействии.
- о б е с п е ч и в а ю т
н а г л я д н о с т ь ,
которая способствует лучшему
запоминанию
материала,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного
возраста.
-дает
возмож но сть использования
графиче ской,
текстовой, аудиовизуальной информации.
-с
помощью
компьютера
можно
смоделировать
такие
жизненные
ситуации,
которые
сложно
показать
в
повседневной жизни (звуки животных, природы)
-позволяет экономить время за счет высокой скорости
обновления дидактического материала.
-способствует компактному хранению больших объемов
информации в текстовой и образной форме
Основное назначение музыкально-дидактических игр:
-Формировать у детей музыкальные способности,
-Развивать чувство ритма, звуковысотный тембровый и
динамический слух
-Побуждать к самостоятельным действиям
-Обогащать детей новыми
впечатлениями, развивать
в
них
инициативу,
самостоятельность, способность
к
восприятию, различению основных свойств музыкального
звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр
в том, что они открывают перед ребенком путь применения
полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические
игры
просты
и
доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они
становятся
своеобразным
возбудителем
желания
у детей
петь, слушать, играть и танцевать.
Цель- Развитие
музыкальных
способностей
детей,
углубление
представлений
о средствах
музыкальной
выразительности.
Задачи:
а) учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
б) развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь
к музыке,
эмоциональную
отзывчивость
и творческую
активность;
в)
совершенствовать
звуковысотный,
тембровый,
динамический
слух,
чувство
ритма
и
темпа,
слуховое
внимание, музыкальную память.
г)
воспитывать
коммуникативные
навыки
в
игре.
Доброжелательное отношение друг к другу
Система работы.
Начинаю использовать д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
в
раннем возрасте
Длительность игры от 2 до 5 минут
В младших группах в качестве героев игры использую
животных,
и х детенышей,
программные музыкальные
инструменты: «Птица и птенцы», «Угадай голос», Тихие и
громкие звоночки» «Бубен и погремушка и другие
.В старших группах
к
детям
приходят
сказочные
п е р с о н а ж и
с
о п р е д е л е н н ы м и заданиями: «Три
поросенка», «Три медведя», «Кто в домике живет?»
В игре у детей возникает три цели:
Удовольствие от игры «Хочу»
Выполнять правила игры «Надо»
Творческое выполнение игровой задачи «Могу»
Организация
дидактических
игр
музыкальным
руководителем
осуществляется
в
трех
о сновных
направлениях: подготовка к проведению дидактических игр,
ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят.
1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и
обучения.
2. Определение наиболее удобного времени проведения
дид. игры -на занятиях или в свободное время.
3. Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть,
не мешая другим.
4.
Подготовка
необходимого
дидактического
материала
для выбранной игры.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры.
2. Объяснение хода и правил игры.
3. Определение роли музыкального руководителя в игре,
его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
Подведение итогов игры –это ответственный момент. В
конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли
им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в
новую игру, она будет также интересной.
Анализ
проведенной
игры
направлен
на
выявление
приемов,
ее
подготовки
и проведения:
какие
приемы
оказались эффективными в достижении поставленной цели,
что не сработало и почему.
Это может совершенствовать как подготовку, так и сам
процесс.
Я использую м/д игры с ИКТ во всех частях занятия:
В музыкально-ритмических движениях: «Музыкальная
карусель», «Сороконожка», «Веселый мяч»
В восприятии музыки: «Танцуем, шагаем,
поем», «Музыкальный теремок», «Угадай музыкальный
инструмент»
В пении: «Ветерок», «Дождик-оркестрик», «Солнышко,
выходи»
В игре на музыкальных
инструментах: «Веселые музыканты», «Музыкальный
огород», «Озорная полечка»
Какие же результаты предполагаются
Приобщение к музыкальной культуре.
Обогащение музыкальных
впечатлений (развивается
музыкальная память)
Знакомятся со средствами выразительности, жанрами,
Развиваются навыки восприятия звуков
Развивается
творчество,
побуждение детей к
активным
самостоятельным действиям
В своей работе я использую музыкально-дидактические
игры с икт, которые беру из Интернет ресурсов, а также
игры, которые создаю сама.
При определении значимости использования музыкально-
дидактических игр в обучении дошкольников ясно, что если
в
процессе музыкальной
деятельности
будут
развиваться
музыкально-сенсорные
способности
у
всех
детей без
исключения
это
не
пройдет
бе сследно
для
и х
последующего м у з ы к а л ь н о г о
р а з в и т и я.
Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических
игр очень важна.