Автор: Петрухина Александра Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: Пушкинский район г.СПб
Наименование материала: Консультация
Тема: «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования»
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Развитие познавательных способностей
воспитанников старшего дошкольного возраста посредством
коллекционирования»
Должность: воспитатель
Фамилия, имя, отчество: Петрухина Александра Владимировна
Учреждение: ГБДОУ «Детский сад» №18 Пушкинского р-на г. СПб
Тема статьи: Развитие познавательных способностей воспитанников
старшего дошкольного возраста через коллекционирование.
Цель: Развитие познавательных способностей воспитанников старшего
дошкольного возраста через коллекционирование
Задачи:
- развивать эмоционально- познавательное отношение к окружающему
миру;
-закреплять умения воспитанников наблюдать, сравнивать, анализировать,
обобщать, выделять главное;
-развивать творческий потенциал воспитанников;
-пополнять предметно-развивающую среду материалами
коллекционирования;
- организовать детско-взрослое сообщество по интересу.
Из опроса взрослых людей разных профессий о
впечатлениях дошкольного детства показало, что практически все из них в
детстве занимались собиранием предметов, на тот момент представляющих
для них определённую ценность. Интерес к коллекциям то угасал, то вновь
оживлялся.
Коллекции рассматривались и обсуждались с товарищами. Какой
радостью наполнялось детское сердце, когда приобретался новый экспонат
для коллекции. Независимо от того, как сложилась «судьба» дошкольной
коллекции тех людей, все отмечали, что эти занятия дали им много полезных
знаний и умений. Необходимая, интересующая их информация отыскивалась
упорно и запоминалась надолго. А главное – чувство творческого подъёма,
удовлетворения, ожидания, гордости наполняли жизнь интересным
общением с партнёрами – другими собирателями.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как
«систематизированное собирание однородных предметов, представляющих
научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Коллекционирование в детском саду – способ познавательной активности
дошкольников. Коллекционирование способствует активизации имеющих
знаний, развитию речевому и художественному творчеству, тренирует память,
внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость.
Педагоги детского сада замечают, что ребята редко приходят в группу с
непустыми руками. Это могут быть фантики, фишки, мелкие и крупные
игрушки, вкладыши, различные сувениры…
Что только не хранится в карманах наших воспитанников.
Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от
жевательной резинки, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно,
собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого
мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий
взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками,
колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство,
бесценное сокровище.
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-
исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше
узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание,
интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая
свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами,
малыш учится общению.
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о
коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности,
усидчивости, кропотливой работе с материалом, воспитывает качества,
нужные для исследовательской работы в любой области науки и
производства.
Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и
систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением
объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной
деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и
удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных
сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд
педагогических задач.
Интерес детей к коллекционированию передается и родителям
воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают
своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать
домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с
детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.
Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей и их родителей
к коллекционированию.
Создав в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей
среды – такие как, центры коллекционирования, в которых мы организуем
различные формы работы с воспитанниками, направленные на развитие их
активности и самостоятельности.
Например: мы собрали коллекцию животных, обитающие в других
странах и континентах. В процессе игры с материалами коллекции
воспитанники незаметно для себя выполняют различные упражнения:
сравнивают фигурки животных, находят общее и отличное в строении,
знакомятся с обитателями фауны других местностей.
Коллекция ракушек «Обитатели морского
дна» позволяет воспитанникам знакомиться со свойствами,
строением, способствует развитию эстетического отношения к природной
среде.
Мы собираем коллекцию монет. Монеты самые разные: и современные, и
вышедшие из оборота, сейчас наша коллекция пополняется монетами
ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря такому
увлечению воспитанники знакомятся с географией, находят на карте страны,
чьи монеты есть в коллекции.
Коллекции в нашей группе самые разные: фантики, солдатики, коллекция
бобовых культур, коллекция динозавров. На данном этапе мы
собираем коллекцию «Колокольчиков».
В нашей коллекции и колокольчики, сделанные своими руками (совместно
с родителями, колокольчики, привезённые из других городов и стран.