Напоминание

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


Автор: Гатина Алсу Ильгизаровна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "СДЮСШОР по настольному теннису"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Гатина Алсу Ильгизаровна

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Художественная

гимнастика

-

это

вид

спорта,

который

учит

соблюдать

правила

эстетического

поведения,

формирует

понятия

о

красоте

тела,

воспитывает вкус, музыкальность. Высшими спортивными достижениями в

этом виде спорта являются: артистичное исполнение композиции под музыку

с

максимальным

проявлением

координационных

способностей,

гибкости,

прыгучести, равновесия, вестибулярной устойчивости, виртуозного владения

предметом

(Шишковская

М.Оценка

компонентов

исполнительского

мастерства в художественной гимнастике: Дис. . канд.пед.наук. - СПб., 2012.

-202е.).

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства,

как

танец

и

музыка.

Элементы

танцев

существенно

расширяют

общий

кругозор

гимнасток,

способствуют

развитию

т а н ц е ва л ь н о с т и ,

раскрепощённости, ритмичности, координации движений, эмоциональности

и совершенствует двигательные качества.

Цель

данного

исследования:

теоретически

обосновать

и показать

формирование

нравственно - эстетических и социальных аспектов при

посещении детьми среднего дошкольного возраста секции гимнастики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выявить и обосновать способы формирования нравственно-эстетических и

социальных качеств,

Провести исследование влияния воспитательно образовательных методов,

обеспечивающих

процесс

формирования

личностных

качеств

на

детей,

обучающихся

в

объединении

«Радуга»

ЦРТДиЮ

Первомайского

района,

обучающихся

МБУ

ДО

ДЮСШ

№6,

а

так

же

воспитанников

МАДОУ

«Детский сад №239».

Дать

практические

рекомендации

по

применению методов формирования

гражданской идентичности в инклюзивной образовательной среде.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия гимнастикой являются

наиболее

эффективным

средством

в

формировании

нравственно

-

эстетических и социальных качеств дошкольников.

При

воспитании

юных

спортсменок

в

объединении

художественной

гимнастики,

были

выявлены

следующие

способы

формирования

нравственно-эстетических и социальных качеств:

Музыкальное сопровождение.

От правильно подобранной музыки будет зависеть успешное выступление.

Разнохарактерная,

сложная,

с различным

ритмом

музыка

должна

во всём

соответствовать мастерству, темпераменту и физическим данным гимнастки.

Эту задачу прекрасно решает огромный выбор классических, современных

и народных танцев. Звуки вальса, полонеза, мазурки, украинских, русских,

грузинских,

белорусских

и молдавских

танцев

благодаря

гимнасткам

начинают перерождаться в живые картины эмоциональности, грациозности

и традиции

народного

искусства.

Элементы

танца

расширяют

общий

кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них

любовь

к

искусству

своего

народа,

народов

мира.

Они

способствуют

развитию

координации

движений,

танцевальности,

ритмичности,

раскрепощенности,

эмоциональности,

совершенствованию

двигательных

качеств.

Характерная хореография.

Одним из самых действенных средств эстетического воспитания является

хореография. Сильное эмоциональное воздействие, которое оказывают танцы

и

гимнастика

способствуют

формированию

сильного

и

устойчивого

характера.

Базовым

для

изучения

хореографического

искусства

является

народный

танец с его вековыми традициями и культурой народа. Народный танец

воспитывает

навык

правильной

осанки,

гармонично

развивая

всё

тело,

раскрепощая

движение.

Для

того,

чтобы

подготовить

гимнастку

к

соревнованиям, тренер должен составить программу для выступления. Чаще

всего

педагоги,

выбирая

музыкальное

сопровождение

для

своей

воспитанницы,

руководствуются

такими

факторами

как

особенности

темперамента, характера, внешности , поведения гимнастки. Музыкальное

сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность

движений с музыкой. Произведение должно быть небольшим и не отличаться

чрезмерной

сложностью,

оно

должно

обладь

художе ственными

достоинствами.

Выбирая

музыкальное

сопровождение

для

выступлений

стоит

обратить

внимание

на

содержание

того

или

иного

музыкального

произведения,

важно

понять

ту

мысль,

ту

идею,

которую

композитор

стремится

передать

посредством

музыки.

Для

того,

чтобы

гимнастка

правильно передала хореографический образ, заложенный в композиции, она

должна владеть полными знаниями о фонограмме: композитор исполнения,

название

произведения,

название

музыкальных

инструментов,

которые

задействованы в данной композиции, спектакль или краткий анализ сцены,

который был заложен автором в свою мелодию. Для того, чтобы Юлии

Барсуковой исполнить знаменитое упражнение с мячом под музыку Камиля

Сен-Санса

из

сюиты

«Карнавал

животных»,

которое

вскоре

стало

«олимпийским», главный тренер сборной страны И.А.Винер заставила свою

подопечную

изучить

сюиту

наизусть

от

и

до,

пересмотреть

большое

количество спектаклей и театральных постановок, лишь только потом выйти

и изобразить «Умирающего лебедя» на гимнастической площадке. Таким

образом,

можно

сказать

о

том,

что

хореография

в

художественной

гимнастике служит не только средством музыкального, артистического и

эстетического развития, но и является огромным фактором

культурного

формирования личности, неся за собой большую образовательную функцию.

Соревновательный

процесс-

как

метод

расширения

знаний

истории

и

географии.

Еще одним плюсом (как художественной гимнастики, так и спорта в целом)

является

то,

что

неотъемлемой

частью

спорта

являются

соревнования,

которые проходят в разных городах и странах. Поэтому даже самые юные

спортсмены имеют хорошую возможность посещать разные места, извлекая

из этого не только пользу от путешествия, но и выполняя свой «спортивный

долг». Нередко тренеры, посещая со своими спортсменами разные города,

организовывают для детей экскурсии и различные массовые мероприятия,

что позволяет приобретать географические и исторические знания.

Развитие комуникативных способностей.

Нельзя не сказать о коммуникативных способностях, которые приобретают

спортсмены,

участвуя

в

соревнованиях.

Умение

общаться

с

судьями,

журналистами,

тренерами,

соперниками

и

товарищами

по

команде

необходимо

для

достижения

оптимальных

результатов.

Чем

опытнее

спортсмен,

тем

более

развиты

его

ораторские

способности

и

умение

общаться с окружающими.

Патриотическое воспитание.

Немаловажным является то, что во время церемоний открытия и закрытия

соревнований организаторы часто приглашают в качестве почетных гостей

ветеранов

спорта

и

других

известных

личностей,

где

у

участников

есть

возможность общаться с ними и задавать интересующие вопросы. Это также

является способом историко-патриотического воспитания.

Формирование ответственности.

Для того, чтобы организовать своих воспитанников, тренер часто прибегает к

таким

способам

формирования

ответственности,

как

самостоятельное

проведение разминки, самостоятельная подготовка к соревнованиям, помощь

в

подготовке

более

юных

спортсменов,

помощь

в

судействе,

помощь

в

проведении

тренировочного

занятия.

Такие

моменты

очень

хорошо

развивают

у

детей

организаторские

навыки

и

способности

и

повышают

уровень

ответственности,

что

благоприятно

сказывается

на

развитии

личности.

Развитие памяти.

Поскольку

художественная

гимнастика-

вид

спорта,

который

требует

хорошей

концентрации,

предельного

внимания

и

хорошей

памяти

( мышечной, зрительной и слуховой), многие тренеры используют различные

приемы

для

тренировки

памяти:

заставляют

учить

стихи,

решать

в

уме

математические задачи, учить биографию знаменитых гимнасток и известных

личностей из мира искусства и культуры. На базе этих приемов у детей

расширяется литературный кругозор.

Привитие знаний о здоровье.

Очень

важную

часть

в

спорте

составляют

знания

об

основах

гигиены,

правилах питания и режиме дня. Поскольку художественная гимнастика-

эстетический вид спорта, требующий постоянно поддерживать вес в норме,

юные гимнастки, начиная с 5 лет, имеют представления о том, как нужно

питаться и выстраивать график дня.

В заключении нужно сказать о том, что:

Художественная гимнастика формирует гармоничное развитие тела у детей

(красивая

фигура,

правильная

осанка,

подкаченные

мышцы)

а

также,

способствует эстетическому воспитанию ребенка.

Она воспитывает вкус, ребенок учится чувствовать музыку, психологически

раскрепощается.

В

процессе

занятий

у

ребенка

формируются

жизненно

важные

двигательные

умения

и

навыки

(прикладные

и

спортивные

ловкость,

сила,

выносливость,

связанные

с

выполнением

сложных

акробатических

движений),

приобретаются

специальные

знания,

воспитываются моральные и волевые качества.

Вырабатывается

культура

и

тонкая

координация

движений,

их

выразительность, пластика, грация, чувство ритма и артистичность.

Классическая хореография, как основа любого танца, развивает не только

растяжку и гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно

развитая гибкость в тазобедренных суставах), но и включает в себя силовые

нагрузки, она распространяется и в повседневной жизни – распрямляется

спина, перестают задираться плечи, поднимается подбородок.

Таким образом, нужно сделать вывод о том, что занятия художественной

гимнастикой формируют следующие духовные ценности:

нравственность –

физкультурно-спортивная

этика

поведения,

общения,

культуры;

волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.;

отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца,

осознанное желание трудиться;

эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз;

здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы,

питания, отдыха);

мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Учебник «Художественная гимнастика» под общей редакции Л.А.Карпенко.

2. Художественная гимнастика в школе Г.А. Боброва.

3. Учебник И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д. Цыганковой.

4.

Пособие

для

учителя.

Гармоничное

развитие

детей

средствами

гимнастики.

5. Учебники для общеобразовательных учреждений:

Физическая культура. Гимнастика. 1-4 класс часть 1

Физическая культура. Гимнастика. 1-4 класс часть 2

6. Журнал Физическая культура в школе 2013год №2, №4, №3, №5.

7. Искусство Грации Г.Боброва.

8. «Художественная гимнастика» под общей редакцией доцента Л.П.Орловой



В раздел образования