Напоминание

Ритмика


Авторы: Логинова Ирина Николаевна, Володина Оксана Николаевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №4 им. В.М. Свердлова г.о. Тольятти
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: учебная программа
Тема: Ритмика
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

им. В.М. СВЕРДЛОВА г.о. ТОЛЬЯТТИ

«Ритмика»

рабочая программа для ДМШ и ДШИ

срок реализации программы

3

года

Разработчики программы:

Володина Оксана Николаевна,

преподаватель теории музыки

МБУ ДО

ДМШ

№4

им.В.М.Свердлова

Логинова Ирина

Николаевна, преподаватель

теории музыки МБУ ДО

ДМШ

№ 4 им.В.М.Свердлова

Тольятти

2016

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, направленная

на

активизацию

музыкального

восприятия

детей

через

движение,

прививающая

навык

осознанного

отношения

к

музыке,

помогающая

выявить

их

музыкальные

и

творческие

способности.

Как известно, музыкальное восприятие у человека любого возраста сопровождается

изменением

мышечного

тонуса,

так

как

вызывает

скрытую

моторную

реакцию.

У

детей

двигательная реакция на музыку еще непосредственнее, стихийнее. Откликаясь на звучащее

произведение

несложными

движениями,

ребенок

бессознательно

включается

в

творческий

процесс, проявляя задатки образного мышления. С другой стороны,

движения под музыку

усиливают

ее

эмоциональное

воздействие,

помогают

лучше

почувствовать,

"пережить"

ее

характер.

Таким образом, занятия ритмикой обеспечивают индивидуальные потребности человека в

области чувств, экспрессий и творчества. Через связь с музыкой и активное ее восприятие, в

первую очередь, с помощью интерпретации движением музыкальных произведений ритмика

развивает чуткость к красоте в музыке, движении, пластике и окружающей действительности в

целом.

Сделанные выводы предопределяют значение "ритмики" в воспитании эмоционально

раскрепощенного, отзывчивого и тонкого музыканта, место и роль данного учебного предмета в

образовательном процессе.

Невозможно переоценить значение занятий ритмикой для формирования культуры тела,

правильной

осанки,

красивой

походки,

свободы

и

естественности

движений.

Чувства

и

настроения,

вызванные

музыкой,

придают

движениям

эмоциональную

окраску,

влияя

на

пластику и выразительность жестов.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, которая оказывает

значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств,

функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем. Движение в ритме и темпе,

заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что ведет

к общему оздоровлению организма.

2

Данная

программа

предназначена

для

учащихся

детских

музыкальных

школ.

Ее

использование возможно на всех исполнительских отделениях, а также на отделении "Искусство

театра". Обучение рассчитано на три года. Занятия по предмету проводятся один раз в неделю по

одному академическому часу. Возраст учащихся 7-11 лет. Форма проведения учебных занятий –

групповая с наполняемостью групп – 6 -12 человек.

Цель программы – создание благоприятных условий для формирования основ культуры

личности ребенка, всестороннее развитие психических и физических навыков в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями.

Основные задачи предмета "Ритмика":

развивать

музыкальность,

способствовать

становлению

музыкально-

эстетического

сознания

через

возникновение

способности

чувствовать,

эстетически

переживать

музыку

в

движении;

воспитывать

музыкальный

вкус;

способствовать

формированию

музыкально-культурного

кругозора

личности;

развивать координацию, память и внимание, умение "читать движения";

способствовать

увеличению

степени

подвижности

суставов,

укреплению

мышечной активности, общему оздоровлению организма;

воспитывать

и

развивать

художественно-творческие

способности,

инициативу,

самостоятельность

решений

при

составлении

композиций,

вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Вся

работа

по

ритмике

основана

как

на

коллективных,

так

и

на

индивидуальных

действиях,

которые

расширяют

возможности

воспитательного

воздействия,

повышают

организованность, развивают чувство товарищества, дружелюбие. Вместе с тем, занятия по

ритмике должны строиться таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить

личностные качества, поскольку акцент лишь на сугубо коллективных действиях сковывает

индивидуальность ребенка и не способствует подлинно творческому его развитию.

Неоспорима связь

предмета

"Ритмика"

с

другими

предметами

учебного

плана.

Координационно-подвижные и пальчиковые игры решают целый ряд исполнительских проблем,

снимая "зажатость" игрового аппарата, формируя правильную постановку рук и пальцев.

Знакомство с элементами танцев разных народов облегчает и делает более эффективным

изучение этой темы в курсе музыкальной литературы, позволяет запомнить метроритмические

особенности марша, польки, вальса, мазурки, полонеза и других жанров.

3

Изучение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамические оттенки,

метроритм

естественно

и

логично

выстраивать

на

основе

двигательных

упражнений.

Обязательно

обращается

внимание

на

регистровые

и

ладовые

особенности

произведения,

определяющие тот или иной характер музыки. На занятиях по ритмике есть возможность

познакомить

детей

с

простыми

формами,

подробно

рассмотреть

структуру

музыкальных

произведений.

Занятия речевым интонированием и ритмодекламациями в рамках предмета ритмики учат

детей чувствовать свой голос, владеть им, открывать для себя его возможности, подготавливая

тем

самым

голосовой

аппарат

к

точному

звуковысотному

интонированию,

способствуя

успешным занятиям в "хоровом классе".

Тесно связан с "Ритмикой" предмет "Сольфеджио". Несмотря на специфику каждого

предмета в отдельности, – это неразрывный комплекс, имеющий общие цели, направленные на

осуществление общих задач. Неслучайно занятия по ритмике рекомендовано вести

именно

преподавателям

музыкально-теоретических

дисциплин,

что

обеспечивает

параллельное

прохождение

учебного

материала

и

позволяет

практически

закрепить

такие

темы,

как

длительности звуков и пауз, размер, такт, затакт и многие другие.

Неоспоримо

значение

ритмики

в

развитии

артистических

способностей

детей.

В

процессе разучивания сюжетно-танцевальных миниатюр каждый ребенок становится на время

актером,

творчески

осмысливающим

происходящее.

Формированию

эмоциональной

отзывчивости способствуют и предусмотренные программой мимические упражнения, ведь

артистизм

необходимое

качество

для

музыканта

любой

специальности,

а

для

учащихся,

занимающихся на отделении "Искусство театра", оно имеет первостепенное значение.

Для

успешной

реализации

данной

программы

необходимо

соответствующее

оснащение

учебной

аудитории.

Кабинет

должен

быть

достаточно

просторным,

хорошо

проветриваемым,

оборудованным

современной

аудиотехникой.

Для

занятий

необходимы

простейшие ударные и шумовые инструменты, мячи средней величины, ленточки или платочки

и пр.

Желательно наличие крупных карточек с изображением длительностей и ритмических

групп,

красочных

плакатов

с

ритмическими

партитурами.

С

целью

создания

атмосферы

заинтересованности

можно

использовать

иллюстративный

материал,

содержащий

эскизы

костюмов, модели обуви, причесок, характерных для эпохи бытования тех или иных танцев.

Специальная форма для занятий ритмикой не обязательна. Важно, чтобы одежда была

удобной, не стесняющей движения, обувь – мягкой и хорошо укрепленной на ногах (чешки,

балетки или мягкие тапочки).

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данный учебно-тематический план не отражает последовательность изучения разделов и

тем программы, а лишь содержит сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета, т.е. изложение материала по темам не следует понимать как

обязательное требование. Основные разделы программы присутствуют на каждом занятии, а

темы повторяются из урока в урок, закрепляясь на новых музыкальных фрагментах и в более

сложных заданиях. Часто усложнение происходит за счет сочетания в заданиях нескольких тем

одновременно.

I класс

1 четверть

Тема

Количество

часов

Изучение регистров, длительностей, динамических оттенков.

3

Метр.

Сильные

и

слабые

доли.

Такты.

Двудольная

и

трехдольная

метрическая пульсация.

2

Паузы, их длительности.

2

Контрольный урок.

1

2 четверть

Тема

Количество

часов

Характер музыки. Лад. Мажор-минор.

4

Образные упражнения и музыкальные игры.

2

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество

часов

Элементы

русской

народной

пляски

(русский

хороводный

шаг,

русский переменный шаг, притопы, «ковырялочка», «качалочка»

6

Ритмическая группа из 4-х шестнадцатых.

3

Контрольный урок.

1

4 четверть

Тема

Количеств

о часов

Музыкальные

формы:

куплетная,

простая

двухчастная,

простая

трехчастная.

7

Контрольный урок

!

1

Резервный урок

1

5

II класс

1 четверть

Тема

Количество

часов

Средства

музыкальной

выразительности.

Их

влияние

на

характер

музыки

2

Ритм. Пунктирный ритм (четвертная с точкой и восьмая).

3

Ритмическое остинато.

2

Контрольный урок.

1

2 четверть

Тема

Количество

часов

Динамика. Динамические оттенки.

2

Темп. Три группы темпов (быстрые, умеренные и медленные)

2

Штрихи.

2

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество

часов

Ритмическое двухголосие.

3

Ритмодекаламации с использованием знакомых ритмических фигур (с

изменением темпа, динамики, штрихов).

3

Каноны различных видов (ритмические, речевые, двигательные).

3

Контрольный урок

1

4 четверть

Тема

Количеств

о часов

Музыкальные

формы:

период,

предложения,

куплетная,

простая

двухчастная, простая трехчастная.

7

Контрольный урок.

1

Резервный урок.

1

6

III класс

1 четверть

Тема

Количество

часов

Различные виды маршей. Характерные особенности жанра.

4

Пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая).

3

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема

Количество

часов

Танцы разных времен и народов. Синкопа. Триоль.

3

Элементы парных и бальных танцев (боковой галоп, шаг польки, па-

де-баск)

3

Контрольный урок

1

3 четверть

Тема

Количество

часов

Танцы старинной сюиты.

1

Размер 3/4. Менуэт.

4

Размер 4/4. Гавот.

4

Контрольный урок

1

4 четверть

Тема

Количеств

о часов

Музыкальные формы (период и его разновидности, простая

двухчастная, простая трехчастная, куплетная, рондо, вариации).

7

Контрольный урок.

1

Резервный урок

1

7

IV класс

1 четверть

Тема

Количеств

о часов

Упражнения

на

ориентирование

в

пространстве

(построения

и

перестроения различных видов.

3

Ритмодекламации с использованием пунктирного ритма и синкопы.

2

Музыкально-ритмические игры.

2

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема

Количество

часов

Упражнения с предметами (мячи, скакалки).

3

Ритмодекламации

и

ритмические

партитуры

с

использованием

залигованных нот.

2

Коммуникативные игры.

1

Контрольный урок.

1

3 четверть

Тема

Количеств

о часов

Упражнения с предметами (ленты, обручи).

3

Ритмодекламации

и

ритмические

партитуры

с

использованием

триолей.

3

Координационно-подвижные игры.

3

Контрольный урок.

1

4 четверть

Тема

Количество

часов

Оркестр шумовых инструментов. Создание несложных партитур.

3

Постановка музыкально-ритмического спектакля.

4

Контрольный урок.

1

Резервный урок.

1

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки

строятся

комплексно

и

включают

в

себя

следующие

виды

работы,

соответствующие основным разделам учебной дисциплины "Ритмика":

ритмические упражнения;

речевые игры и ритмодекламации;

координационно-подвижные и коммуникативные игры;

пальчиковые игры;

пение с движением;

танцевальные этюды и композиции, пластическая импровизация.

Ритмические упражнения.

Ритмические

упражнения

начинаются

с

интуитивного

освоения

долгих

и

коротких

звуков. "ТА" и "ТИ" представляются большими и маленькими, и как только разговор переходит

на

"образ"

величины,

появляется

масса

"оживших"

разновидностей

четверти

и

восьмой:

всевозможные

звериные,

птичьи

папы-мамы

и

их

дети.

По

красочным

плакатам

ведутся

следующие формы работы: выстукивание или отхлопывание ритма по заданным рисункам

(большое изображение – "ТА", маленькие – "ТИ-ТИ"); допевание мелодий в заданном ритме;

остинатное

ритмическое

сопровождение

пения,

в

т.ч.

с

помощью

ударных

и

шумовых

инструментов;

простейшее

ритмическое

двухголосие;

координационные

ритмические

упражнения (белые нотки – для топания ногами, черные – для выстукивания и отхлопывания

руками). К ритмическим упражнениям также относятся ходьба с хлопками, ходьба с различными

движениями рук, ходьба с дирижированием, разного рода прыжки, игры с мячом и другими

предметами.

Т.

Боровик,

Т.

Манина

"Методические

рекомендации

по

использованию

наглядных

пособий" (Минск, 1981 г.), с. 1-32.

Т. Боровик, Т. Манина "Практический материал ч. 1" (Гродно, 1994 г.), с. 1-4, "Вот так!".

Г.

Колодницкий

"Музыкальные

игры,

ритмические

упражнения

и

танцы

для

детей"

(Москва, 2000), упр. 1-4 (с. 26-28).

9

Речевые игры и ритмодекламации.

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы

с детьми. Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу. В ее

основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Речевое

музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе

почти всем комплексом выразительных средств музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр,

тембр, звуковысотная линия, штрихи, динамика, тесситура, фразировка, акцентуация, форма.

Дети с удивлением открывают для себя в знакомых словах новые, ранее не замеченные образы,

новое неожиданное звучание, возможность изменять и трансформировать, преобразовывать

слова в пластические жесты и движения, интонировать их по-разному и облекать все это в

художественную форму.

Отправной точкой в системе элементарного музицирования служит ритмизация слов,

связанных с именами, названиями цветов, животных, птиц, текстами считалок, поговорками и

т.д.

Основным

жанром

речевого

музицирования

является

ритмодекламация

(музыкально-

педагогическая модель, в которой текст не поется, а ритмично и выразительно декламируется). В

них удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, "звучащие жесты", движения,

сонорные и колористические средства.

Т. Боровик "Звуки, ритмы и слова" (Минск, 1999 г.), "Ну-ну-ну! Тпру! Тпру! Тпру!",

"Антошка", "Поезд", "Сонные стихи", "Лень", "Переполох", "Доброй охоты", "Зонтик".

Т. Боровик "Что там спряталось в словах" (Гродно, 1997 г.), с. 7, 8.

Т. Боровик "От слова к музыке" (Минск, 1995 г.), с. 5, 6, 9, "Воронья кричалка", "Чиж и

еж" (ритм в пальцах).

Т. Боровик, Т. Манина "Практический материал ч. 1" (Гродно, 1994 г.), "Из вредных

советов", "Галопи-гоп".

Координационно-подвижные и коммуникативные игры.

Подобные игровые модели, соединяющие речь и движение, крупномасштабно (через все

тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и

пластического интонирования. Ценность координационно-подвижных игр заключается в том,

что они развивают двигательные способности, память, чувство ритма, учат ребенка ощущать

свое

тело

и

управлять

им,

бережно

относиться

к

партнеру

во

время

занятий,

угадывать

намерения

друг

друга,

сотрудничать.

Коммуникативные

игры

выполняют

также

психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера

10

как друга. В основе перечисленных игр лежит идея координации, которая выступает в них в

роли

двигательного

"аккомпанемента",

стимулирует

развитие

ловкости,

точности,

реакции,

воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Т. Боровик "Что там спряталось в словах" (Гродно, 1997 г.), "Заходите в гости".

Т.

Боровик

"Таря-Маря"

(Гродно,

1997

г.),

"Локотки",

"Ковалек",

"Тяни

холсты",

"Дождик", "Таря-Маря", "Зайкин огород", "Энэ-дэнэ".

Т. Боровик "Медведь и ягодка" (Минск, 1996 г.), "Сбил, сколотил", "Хорошая дорога",

"Медведь и ягодка", "Человек устроен из трех частей", "Дом, который построил Джек".

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный

театр, где актерами являются пальцы. Кроме того, что они развивают мышечный аппарат,

мелкую моторику, тактильную чувствительность, способствуют повышению общего уровня

организации мышления ребенка, формируют "предвосхищающее" сознание, его реактивность

(ввиду быстроты смены движений).

Т. Боровик "Звуки, ритмы и слова" (Минск, 1999 г.), "Туча плачет", "Паучина", "Бабушка-

келейница", "Шмели", "Кружелек и Кто-то".

Т. Боровик "Таря-Маря" (Гродно, 1997 г.), "Гости".

Т. Боровик "Медведь и ягодка" (Минск, 1996 г.), "Колодец и птицы", "Вышли пальцы

танцевать", "Ходит конь по бережку", "Овечки", "Есть пещера в горах".

И. Сафарова "Игры для организации пианистических движений" (Екатеринбург, 1994),

"Хозяюшка", "Братья", "Птички", "На блины", "Домик", "Краб".

В. Цвынтарный "Играем пальчиками и развиваем речь" (С. Петербург, 2002), выполнение

фигурок из пальцев.

Пение с движением.

Прочувствовать

характер

песни,

пропустив

ее

"через

себя",

помогают

удачно

подобранные движения. Подобного рода "двигательные" аранжировки должны тонко учитывать

жанровую и образную природу песни и, вместе с тем, быть пластически законченными и

самоценными.

Если

на

начальном

этапе

обучения

ритмике

движения

предлагаются

преподавателем, то во втором и третьем классе к этому творческому процессу должны активно

подключаться дети.

Т. Боровик "Медведь и ягодка" (Минск, 1996 г.), "Как у дяди Трифона".

11

Т. Боровик "Серенький козлик", "Башмаки", "Ехал маленький Жан", "Солнце-онце",

"Цыплята"

Танцевальные этюды и композиции, пластическая импровизация.

Освоение различных танцевальных элементов должно логично привести к постановке

небольших танцевальных этюдов и более развернутых композиций. Однако при этом не следует

забывать, что ритмика – не хореографическая дисциплина, и целью должно быть не движение,

доведенное до совершенства, а умение слушать и переживать музыку в движении.

Для

понимания

музыкального

произведения

очень

важны

персональные

спонтанно-

импровизационные двигательные реакции на музыку, в которых эмоции выносятся наружу через

моторные

движения.

Бесспорно,

что

пластические

импровизации

воспитывают

свободу

воображения, фантазию, учат воспринимать музыку как целостный музыкальный образ.

Г.

Колодницкий

"Музыкальные

игры,

ритмические

упражнения

и

танцы

для

детей"

(Москва, 2000), "Потеха", "Маленький танец", "Элефант", "Летка-енка".

Г. Франио, И. Лифиц "Методическое пособие по ритмике". "Маршируем", "Грустная

песенка", "Пружинки", "Марш с сигналами", "Шагаем-бегаем", "Шутка", хоровод "Метелица" и

др.

Т. Коренева. Композиция на музыку марша из балета "Щелкунчик"

Е. Конорова. Композиция на музыку М. Глинки "Детская полька".

Т.

Коренева.

Композиция

на

музыку

каватины

Фигаро

из

оперы

Моцарта

"Свадьба

Фигаро".

О. Милич. Композиция на музыку Шуберта "Немецкие танцы"

П.

Хаймович.

Композиция

с

мячами

на

музыку

"Польки"

из

"Детского

альбома"

П.Чайковского.

В. Кукловская. Композиция с зонтиками на музыку В. Косенко "Дождик".

Т. Коренева. Танцевальные этюды "Полька", "Гавот", "Полонез", "Мазурка", "Краковяк" и

др.

12

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Прогнозируемые результаты.

Занятия ритмикой формируют способность передачи музыки через движение, пластику,

развивают двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и

партнерства.

Ритмика

"работает"

на

предмет

специальности,

так

как,

знакомясь

на

уроке

с

важнейшими элементами музыкального языка, начиная осознавать взаимоотношения музыки и

движения,

соответствия

пластического

и

музыкального

ритма,

учащийся

становится

раскованнее за инструментом, а его игра – осознаннее.

Ритмика "работает" на исполнительское мастерство ученика, так как на уроках постоянно

совершенствуются навыки музыкальной и сценической выразительности: ритм пластически

и музыкально "проживается" в упражнениях, этюдах, играх, где ребенок может проявить свою

индивидуальность,

используя

опыт,

накопленный

на

других

уроках,

собственных

импровизациях и этюдах, что тоже необычайно важно для исполнителя.

В

процессе

обучения

учащийся

овладевает

музыкальной

терминологией,

закрепляет

теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио, познает закономерности различных

музыкальных

жанров

и

форм.

Постепенно

появляется

уверенность,

находчивость,

воспитываются активность и инициатива.

Таким образом, в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой музыкальной

школы

занятия

"Ритмикой"

направлены

на

воспитание

организованной,

творческой,

гармонически развитой личности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Оценивание знаний и умений учащегося по предмету "Ритмика" происходит один раз в

полугодие. При выставлении оценки учитывается прилежание, дисциплина, работа в классе,

реакция на замечания педагога, участие в выступлениях.

Экзамены и зачеты по данной дисциплине не предусмотрены программой.

В

качестве

контрольной

формы

работы

может

выступать

показательный

урок

в

присутствии родителей или сценическое выступление детей.

13

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обязательная

составляющая

каждого

урока

ритмики

работа

над

характером

музыкального

произведения.

В

соответствии

с

характером

музыки

то

веселым,

живым,

бодрым,

решительным,

волевым,

жизнеутверждающим

или

порывистым,

то

грустным,

задумчивым, нежным, спокойным, напевным, безмятежным – выбирается и характер движений.

В одних случаях движения являются сильными, энергичными, активными, в других – мягкими,

плавными, сдержанными или свободными, непринужденными. Изменение характера музыки, а

также появление каких-то новых оттенков в пределах одного характера, настроения непременно

влечет за собой и изменение характера движения.

Преподавателю ритмики следует подбирать такие произведения, которые рисуют яркие

образы, близкие и понятные детям, легко поддающиеся отражению в движении. Музыка может

быть самой разноплановой: "живая" фортепианная импровизация (на чем настаивал Э. Жак-

Далькроз,

автор

уникальной

методики

музыкально-ритмического

воспитания),

фольклор,

музыка Средневековья и Барокко, которая изначально мыслилась прикладной, классические

фортепианные произведения, современные композиции, "деликатные" модели джаза и рока,

латиноамериканская музыка, сочинения современных композиторов для детей.

Тембровое и стилистическое разнообразие должно быть максимальным, но при этом к

выбору

репертуара следует подходить с большой ответственностью. Произведения должны

быть высокохудожественны, что

непременно будет способствовать формированию хорошего

музыкального вкуса учащихся.

Характер музыки создается целым комплексом музыкально-выразительных средств (лад,

метр, ритм, темп, регистр, динамика, штрихи).

В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических оттенков в

движении

зависит

от

мышечного

напряжения

и

расслабления.

С

усилением

звучания

увеличивается мускульная нагрузка, а также и объем движения. Дети должны научиться хорошо

владеть своим телом, распределяя нагрузку в соответствии с динамикой.

Работа над темпами, регистрами и штрихами не проводится изолированно, она связана с

работой над характером и выразительными особенностями данного произведения.

Соотношения длительностей (долгие и короткие звуки) на первых этапах работы дети

воспринимают

интуитивно.

Чуть

позже

происходит

их

осознанное

усвоение

в

следующей

последовательности: четверть, восьмая, половинная, целая, шестнадцатая, половинная с точкой.

При определении длительности по дирижерскому жесту следует обратить внимание

детей на то, сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть, две восьмых, четыре

шестнадцатых, какой звук тянется две, три или четыре доли.

14

Воспроизведение

ритмического

рисунка

возможно

условными

движениями.

Широко

применяются следующие обозначения длительностей:

четверть – движение вертикально ребром руки на каждую четверть сверху

вниз;

восьмые – хлопки в ладоши на каждую восьмую;

половинные – руки кладутся на пояс;

целые – руки закладываются за спину;

шестнадцатые – вращения кистями рук перед грудью.

Паузы дети отмечают ударами палец о палец или разведением рук в стороны, ладонями

вверх.

Предложенные условные обозначения каждый педагог вправе варьировать.

При знакомстве с фразами следует подбирать песни с простой и ясной фразировкой.

Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму (ритмический рисунок

общий, а мелодия изменяется). Например: П. Васильев "В классическом роде"; сборник "Первые

шаги в музыке" М. Андреевой и Е. Коноровой.

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов.

Например,

поочередное

прохлопывание

детьми

в

ладоши

музыкальных

фраз.

Или

другое

упражнение:

пальцы

сжать

в

кулаки,

в

конце

первой

фразы

один

палец

выпрямляется

("выскакивает"), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько выскочило пальцев, столько и

фраз в пьесе.

При знакомстве с музыкальными формами обращается внимание на характер каждой из

них,

на

контрастность

и

повторность

частей,

в

которых,

соответственно,

повторяются

и

движения.

Кульминация

в

музыке

может

отмечаться

различными

движениями,

например,

подъемом рук, хлопком, поднятием на носки.

Понятия о куплете, запеве и припеве раскрываются на примере народных плясок и

хороводов.

Теоретические

сведения

даются

в

соответствии

с

действующей

программой

по

сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым и двигательным опытом

учащихся.

На начальном этапе педагог должен выполнять все упражнения вместе с детьми, чтобы

вовлечь

их

в

движение

и

усилить

эмоционально-длительный

ответ

на

музыку.

При

этом

показывать движение схематично, формально, вполсилы нельзя – это не только не помогает им

15

лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит: дети перестают воспринимать

музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.

Конечно, не все дети и не во все время занятия одинаково активны и эмоциональны, но

надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример

педагога, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с

детьми.

Нередко бывает, что упражнение, музыкальная игра, танец вначале исполняется детьми

живо, эмоционально, а затем по мере работы, интерес к ним ослабевает. Так случается, если

ребятам еще не по силам четкое и детализированное выполнение: им неинтересно работать над

не вполне понятным образом и технически неудачными движениями. В таком случае лучше

прекратить работу над этим заданием и вернуться к нему позднее, когда дети будут лучше

подготовлены. В других случаях необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в

задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.

Заключение

Учащиеся, какого бы возраста они ни были, должны всегда помнить, что ритмика – это

умение

слушать

и

«пропевать»

музыку

в

движении.

Необходима

установка

на

глубокое

восприятие

музыки,

умение

ее

пережить

и

прочувствовать,

передавая

свои

ощущения

в

движении

так,

как

если

бы

она

(музыка)

была

создана

самими

учениками.

Только

при

соблюдении этого условия музыка надолго, а часто на всю жизнь остается в эмоциональной

памяти

человека,

оказывая

влияние

на

его

мироощущение

и

поведение.

При

глубоком

восприятии

музыкального

искусства

через

движение,

а

ритмика

дает

эту

возможность,

волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую

ценность.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Боровик Т. "Звуки, ритмы и слова". Минск, 1999 г.

2.

Боровик Т. "Медведь и ягодка". Минск, 1996 г.

3.

Боровик Т. "От слова к музыке". Минск, 1995 г.

4.

Боровик Т. "Таря-Маря". Гродно, 1997 г.

5.

Боровик Т. "Что там спряталось в словах". Гродно, 1997 г.

6.

Боровик Т., Манина Т. "Методические рекомендации по использованию наглядных

пособий". Минск, 1981 г.

7.

Боровик Т., Манина Т. "Практический материал ч. 1". Гродно, 1994 г.

8.

Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». М. «Советский

композитор» 1991г.

9.

Заводина

И.

«Методическое

пособие

по

ритмике

для

3-го

класса

музыкальной

школы». М. «Музыка» 1999г.

10. Колодницкий Г. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей".

М. "Гном-пресс" 2000 г.

11. Конорова Е. «Методическое пособие по ритмике» Выпуск II. М. Государственное

музыкальное издательство. 1963г.

12. Коренева Т. "Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего

школьного возраста".

13. Сафарова И. "Игры для организации пианистических движений". Екатеринбург, 1994г.

14. Сказиньская М. "Ритмика и проблемы ее использования в процессе воспитания детей

и молодежи".

15. Франио Г. «Ритмика в детской музыкальной школе» М. «Пресс-соло» 1997г.

16. Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» Учебное пособие для

детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. «Советский композитор»

1989г.

17. Франио Г. «Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы»

М. «Музыка» 2005г

18. Франио

Г.,

Лифиц

И.

«Методическое

пособие

по

ритмике

для

1-го

класса

музыкальной школы». М. «Музыка» 1995г.

17

19. Цвынтарный В. "Играем пальчиками и развиваем речь" СПб. 2002 г.

20. Чибрикова-Луговская А. «Ритмика» Методическое пособие. М. Издательский дом

«Дрофа» 1998г.

21. Яновская В. «Ритмика». Практическое пособие для хореографических училищ. М.

«Музыка» 1979 г.

18



В раздел образования