Напоминание

"Опытно–исследовательская деятельность в работе учителя–логопеда"


Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Челябинская область, Сосновский район, п.Рощино
Наименование материала: Статья
Тема: "Опытно–исследовательская деятельность в работе учителя–логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-исследовательская деятельность в работе учителя-

логопеда

Дошкольники – прирожденные исследователи. Подтверждение

тому – их любознательность, постоянное стремление к

эксперименту, желание самостоятельно находить решение в

проблемной ситуации. Задача педагога – активно развивать и

поощрять поисковую деятельность, желание воспитанников

узнавать больше, обогащать их яркими образами окружающего

мира.

Выделяют два основных вида опытно-исследовательской

деятельности у дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе

деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает

как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою

деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения.

В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования

удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно

выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает,

катится) или при взвешивании каких-либо предметов

самостоятельно определяет что тяжелее.

Второй вид опытно-исследовательской деятельности организуется

взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий,

формирует у него исследовательские умения

Опытно-исследовательская деятельность детей на

логопедических занятиях

Как

известно,

на

логопедических

занятиях

ребенок

включен

в

разнообразные

виды

деятельности;

он

говорит,

совершенствует

звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы. Но по его

поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально

ребенок

пассивен:

обучение

таким

рутинным

вещам,

как

произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не

захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и

отчетливо

ребенок

воспринимает

и

запоминает

то,

что

было

получено

за

счет

собственных

поисков,

наблюдений

и

исследований.

Повышение

эффективности

коррекционной

работы

может

быть

достигнуто

именно

за

счет

постоянного

включения

ребенка

в

самостоятельную исследовательскую деятельность.

Анализ

работы

логопеда

под

этим

углом

зрения

показал,

что

специфические логопедические занятия дают большой простор для

осуществления

исследовательской

деятельности

детей.

Всегда

можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы

явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же

время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только

подать

его

детям

так,

чтобы

побудить

их

самих

к

находкам

и

открытиям.

1.

Первое

направление

детской

и с с л ед ов ат е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и –

э т о

и с с л е д о в а н и е

с о б с т в е н н о г о

артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных

и групповых занятиях, причем может быть полезным не только для

логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя

перед

зеркалом,

внимательно

изучают

свой

речевой

аппарат,

исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы. твердое и мягкое

небо.

Работа проводится в 3 этапа.

1.

Вначале

ребята,

глядя

в

зеркало,

просто

находят

органы,

участвующие

в

образовании

звуков,

рассматривают

их.

Особое

внимание

уделяют

гортани,

находят

ее

путем

ощупывания

пальцами верхнего отдела шеи.

2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как

функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается

рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях

может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении

тех или иных звуков.

3.

Завершают

работу

экспериментом,

какие

звуки

можно

произнести

и

какие

нельзя,

если

сжать

губы

пальцами

и

не

позволять

открываться

рту,

если

зажать

нос,

если

не

двигать

языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним

зубам, то к верхним.

ЭТО

не означают самоустранения педагога от образовательной

деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только теперь она

представляет собой не жесткую регламентацию деятельности всех

детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо,

если

дети

будут

смеяться,

общаться

друг

с

другом,

пытаясь

произносить звуки в ситуации, когда этого сделать невозможно.

Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры. Хорошо, если

один

ребенок

проводит

одни

эксперименты

со

своим

речевым

аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны

увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и

выполнит

посильный

для

себя

объем

исследований.

Главное

чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в

произнесении звуков.

Главное же преимущество занятий такого типа заключается в том,

ч т о

у

р е б е н к а

ф о р м и р у е т с я самость:

о н сам что-то

делает, сам смотрит, сам меняет

условия

наблюдения, сам делает

логические

умозаключения, сам приходит

к

определенным

выводам.

2. Второе направление - это исследование звуков как таковых.

2.1. Развитию

звукопроизношения

способствуют

попытки

детей

воспроизвести

своим

голосовым

аппаратом

естественные

звуки.

Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят

звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть

листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики,

свистульки,

стеклянные

и

пластиковые

баночки,

дудки,

барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и

анализ

этих

звуков

способствует

усвоению

фонематических

различий,

а

самостоятельная

попытка

их

копировать

и

воспроизводить

готовит

речевой

аппарат

ребенка

к

освоению

шипящих, свистящих, сонорных звуков, звуков Р, Т и др.

Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно

поддерживать

обстановку

исследования,

форма

предъявления

звуков варьирует:

а) по количеству участвующих детей:

- работа ведется с одним ребенком.

- работа ведется с несколькими детьми одновременно;

б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки:

- сам педагог,

- сам ребенок,

- другой ребенок;

в) по условиям проведения исследования:

- ребенок видит предмет, издающий звук,

- ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под

столом);

г) по форме организации игры:

- на занятии,

- во время режимных моментов,

- в свободной деятельности.

Выбор используемых предметов и условий предъявления звуков

зависит

от

специфики

речевых

нарушений

ребенка,

степени

выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности

и зачастую определяется просто необходимостью сменить приемы

работы, дать детям поиграть.

В

подобные

игры

с

удовольствием

играют

и

дети,

имеющие

нормально

развитую

речь.

У

них

совершенствуются

процессы

звуковосприятия,

анализа

звуков

и

звукопроизношения

и

тоже

развивается

способность

к

самостоятельным

исследованиям,

причем объектом исследования становится ребенок сам для себя:

«А смогу ли я воспроизвести этот звук?».

Параллельно исследования такого типа можно использовать для

закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в

пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет:

под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).

2.2. Если

у

ребенка

отмечается нарушение

звуковосприятия,

можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько

предметов. Педагог просит ребенка отвернуться, извлекает какой-

либо

звук

и

затем

предлагает

определить,

какой

предмет

он

использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый

предмет

берется

в

одном

варианте

(один

лист

бумаги,

один

колокольчик,

одна

баночка).

По

мере

совершенствования

звуковосприятия

каждый

предмет

может

быть

представлен

в

нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа

бумаги

разного

сорта;

нужно

определить,

какой

из

них

издал

данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По

какой

из

трех

баночек

он

постучал?

Проводя

собственные

исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, -

ребенок сам устанавливает истину.

2.3. Неизменный

интерес

вызывает

у

ребят

эксперименты

со

звучащими

баночками.

Для

этого

педагог

приносит

несколько

баночек, которые при легком ударе по стенке издают разные звуки.

В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой (т. е. путем

собственного

исследования),

находят

баночки,

звучащие

одинаково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с

интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона

или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.

Любят они игру «Найди ту баночку, по которой ударила я». Если в

ходе исследований дети забывают звук, педагог воспроизводит его

снова, предварительно попросив ребенка отвернуться. В игре дети

могут играть по парам, один из них является испытуемым, второй –

исследователем.

С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер

звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.

Если

говорить

о

познавательном

развитии

детей,

то

все

вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более

точному восприятию фонематических различий. Если же говорить

об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание

своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это

путем собственных исследований».

3. Третье направление - исследование речевого дыхания.

Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях

дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу

воздушной

струи,

сдувая

легкую

ватку

или

тяжелый

кубик.

Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и

не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную,

то

теплую

струю

воздуха.

Это

все

серьезные

физические

эксперименты.

На коллективных занятиях ребята любят играть в «Футбол». В этой

игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной

струи. Дуть можно либо просто ртом, либо через трубочку. Каждый

способ имеет свои преимущества.

Игры такого типа позволяют решать три задачи:

- изучить физические свойства предметов,

- изучить собственную способность регулировать силу воздушной

струи,

- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.

4.

Четвертое

направление

-

трансформация

букв

и

слов,

предложений.

Большие

возможности

для

развития

опытно-исследовательской

деятельности

детей

дает

трансформация

букв

и

слов.

Данное

направление может быть реализовано в нескольких вариантах.

4.1. Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат

палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и

иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов.

Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто

для создания ситуации выбора. Логопед просит детей выложить с

их помощью заданные буквы.

Дети

сами

выбирают

материал,

наиболее

удобный

для

выкладывания

конкретной

буквы.

Логопед

не

вмешивается

в

процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает

правильность

действий

ребенка.

В

это

время

мыслительная

активность детей очень высока. Вначале они работают по методу

проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике,

какие предметы годятся для создания той или иной буквы.

Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву

с

помощью

иных

приемов

и

материалов.

Так

в

процессе

исследовательской

деятельности

логопедическая

задача

запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и

незаметно, как бы сама собой.

4.2. Большой

интерес

вызывает

задание

по трансформации

букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку,

что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.).

Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами:

кто

придумает

больше

вариантов?

Такая

исследовательская

деятельность стимулирует воображение, развивает способность к

мысленному

моделированию

(т.

е.

к

проведению

мысленных

экспериментов).

4.3. П о з н а в а т е л ь н о - и с с л е д о в а т е л ь с к а я

д е я т е л ь н о с т ь

реализуется при

анализе

отдельных

фраз

и

предложений.

В

простом

варианте

это

перестановка

слов

с

целью

получения

правильной

фразы

(например,

«окошке

сидит

на

кошка»)

или

соединение частей разорванных предложений (например: «Наша

Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не

плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей

фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты

типа:

Кто стучится в дверь моя?

Видишь, дома нет никто?

Приходи ко мне вчера,

Будем съели пирожки.

После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать

правильный вариант текста.

4.4. Богатейшие

возможности

для

развития

исследовательской

деятельности

представляют кроссворды.

Они

объединяют

три

важных познавательных области: обучение грамоте, формирование

математических

представлений

и

ту

специфическую

область,

к

которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую,

литературу,

формирование

естественнонаучных

представлений

и

др.).

На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание

кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и

буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика),

а

также

актуализация

познавательного

содержания

темы

кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению

конечного

результата.

Пусть

дети

без

спешки

осваивают

эти

умственные операции в игровой форме.

При

таком

подходе

у

детей

тренируется

фонематический

слух,

совершенствуется

способность

к

звуковому

анализу

слова,

развиваются

память,

сообразительность,

логическое

мышление,

активизируется словарь.

Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких

навыков

исследовательской

деятельности,

как

способность

соотносить

свои

догадки

с

реальностью,

выдвигать

гипотезы,

проверять

их

истинность,

отказываться

от

них

в

случае

несоответствия своего предположения с объективными критериями.

Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.

4.5. Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что

тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е.

ребенок

должен

знать,

о

чем

говорит.

Этому

способствуют

заданиями типа:

-«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…)

Далее придумывают дети : потому что на улице холодно, потому

что он заболел и т.п.

-«Вопрос-провокация»: – Почему зимой идет снег, а не дождь?

Чем бабочки отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или

неправильность

своего

предположения

(на

основе

опыта,

из

прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

Наиболее

интересно

проходит

усвоение

понятий,

которые

можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми

экспериментально

проверяем

гладкость

или

шероховатость

листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У

герани - листочек бархатистый, а у цикламена – гладкий», «кожа -

гладкая, а мех – пушистый» и т.д.

В ходе

небольших экспериментов дети имеют возможность

инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы

исследовали температуру воды,

и дети придумали множество

определений

для

нее:

тепленькая,

тепловатая,

прохладная,

приятная,

освежающая,

холодная,

жидкая,

бл е с тя щ а я .

Деятельность

педагога

при

этом

состоит

в

том,

чтобы

дать

возможность исследовать, выбирать способ действия.

4.6 В описании картины помогает ТРИЗ: после того, как ребенок

увидел картину и ее надо описать,

1 он получает проблемный вопрос, (Если в сильный мороз шубу

положить на снег, снег растает? Тут без исследования

никак не

обойтись.

2он

в

ситуации

соучастия

(увидел,

услышал,

почувствовал,

потрогал),

3соучастие к какому-либо персонажу: лужице, веточке и тд.

4.7 Рассказывание. Толстой Л.Н. «Умная галка» После прочтения

рассказа,

дети

опускают

в

стеклянную

емкость

камешки,

стекляшки и маркером отмечают уровень воды в кувшине. После

пересказываем текст.



В раздел образования